Детство и дедство

                Он знает ко мне подход.

   Отослал мелкому СМС:
  - Во сколько?
   (Перевожу для филологов: «В котором часу?»)
   В ответ – тишина. Но между четвёртым и пятым уроком – звонок. Трубка голосом зайца сообщает:
  - Шесть уроков, по сокращённому расписанию.
  - Ёлки-палки, что это? Передо мной два расписания, с классным часом и без. А сокращённого варианта нет! Так во ско…
  - Всё, деда, у меня урок.
   Приехали! «Ладно! – думаю. - Пойду к окончанию пятого, если что, с часик там потусуюсь. Погодка неплохая, вокруг малышня из продлёнки будет носиться, с ней училки симпатичные, будет чем деду заняться». Оделся и пошёл.
   Идти сегодня было особенно тяжело, не важно, почему, но у меня была цель. Плюс училки… Короче, собрался, сконцентрировался и дошёл.
   Малышня таки носилась, как угорелая, училки, замордованные слежкой за этой молекулярной турбулентностью, разговор поддерживали слабо, то и дело отвлекаясь на «Ваня!!! Сейчас же встань из грязи!», «Алёна, не трогай Витю, не видишь, ты его до слёз довела!», «Катя, не лезь на дерево – оно мокрое, соскользнёшь» и всё в таком духе.
   Пятый урок закончился, и малышня вместе с училками поменялись на других. Какая-то часть новой малышни убежала в дальний угол двора, возможно, с педагогом, потому что в этой партии я её так и не заметил, а другая, более спокойная, состоящая из одиннадцати девочек и одного пацана, стала в две линии напротив друг друга, линии взялись за руки и начали по очереди весело верещать: «Красная шапочка, белое перо! Дайте нам Настю и больше никого!»
   Настя срывалась в вялый галоп, путаясь в пальтишке, и неслась со сокростью 4 км/час навстречу противоположной живой цепи, пытаясь её разорвать. Не тут-то было. Импульса катастрофически не хватало. Пока наблюдал, никому разорвать не удалось. Даже пацану не сделали поблажки. Понятно, что не одну только Настю требовали – всех по очереди. Игра затянулась на весь шестой урок. Динамики было мало, визга – переизбыток, поначалу я, дабы всё это перетерпеть с минимальными потерями для психического равновесия, принялся выносить мозг по телефону другу, но потом у него сбежал кофе, он обвинил в этом меня, я понял, что мой день прожит не зря, и со спокойной совестью отключился, потом немного поскучал и, наконец, услыхал звонок с шестого урока.
   Зная, что заяц среди рекордсменов по скоростному одеванию не числится, стал спиной к двери и продолжил наблюдать за «красными шапочками с белыми перьями». Начала хлопать дверь. Повернулся. Старшеклассники. Явно одиннадцатый. В крайнем случае, десятый. Скорее, всё же, не «–ки», а «–цы»: из парней – только двое, молчаливые, по-дурацки улыбающиеся, явно затюканные барышнями. Куда делись остальные – непонятно. Девушек полно. Одеяние у всех, как на подбор – короткие спортивного покроя куртки, лосины, высокие шнурованные ботинки. Волосы распущенные, глаза слегка подведенные, рост в диапазоне от 175см до 185см, редко выше, ещё реже ниже. Лексикон в диапазоне от «нихера себе!» до «он совсем охренел!» Впрочем, многие молчали. Наверное, стыдились скудости своего речевого набора.
   Я всматривался в лица с единственной целью: найти признаки интеллекта. Ибо мне тут рассказали, что в России проводился какой-то опрос среди старшеклассников-выпускников, и только 13, что ли, процентов из них смогли расшифровать аббревиатуру СССР, чуть больше – знали даты начала и окончания Великой Отечественной войны и кто с кем воевал. А у наших в среду был какой-то пробный экзамен и вся школа, кроме старшеклассников, была в отгуле. Наверняка, чтобы младшие не подсказывали. Но не факт. Решил проверить знания зайца.
   Он наконец показался в дверях. Очень хорошо! Для затравочки беседы я поведал ему грустную историю о том, что торчу здесь больше часа и успел узнать у училок продлёнщиков, что означает «сокращённый вариант расписания». Оказалось, что это просто без классного часа. То есть, в пятничном расписании забит первым уроком классный час, но его провели зачем-то в другой день, а сегодня – без него. О своих эмоциях после того, как узнал эту новость, я, естественно, ему не упомянул. После этого приступил к допросу. Чёрт, к опросу.
  - Расшифруй аббревиатуру СССР.
  - …советский социалистический… Там ещё одна «с». Блин, не помню! Ох и память у меня…
  - Да ладно! Вот у меня память! Я даже иногда не помню, не помню я, или не знаю и никогда не знал!
  - Да, ты уникум. Подскажи две первые буквы первого слова.
  - Со.
  - Соединённый…
  - Сам ты соединённый. Это прилагательное. Вернее, причастие. А там - существительное. И то, что оно означает, получается, в общем-то, после соединения. То есть, это что-то соединённое, объединительное.
  - Совет?..
  - Нет, советский там и так есть, это ты правильно называл.
  - Сдаюсь.
  - Русские не сдаются!
  - Ну деда!
  - Союз!
  - Союз Советских Социалистических республик.
  - Ну… сойдёт. А назови даты начала и окончания Великой Отечественной войны.
  - Это я хорошо знаю! – и безошибочно назвал.
  - Так, уже лучше… Что бы у тебя ещё спросить?..
  - Ну придумай давай.
  - А когда полетел в космос Гагарин?
  - Не знаю… В восьмидесятых?
  - Ты что?!
  - В шестидесятых?
  - В 1961 году. 12 апреля. Теперь – День космонавтики. Кстати, в этом же году город Сталино был переименован в Донецк. А ещё была деноминация рубля. Он стал в десять раз дороже. То, что стоило десять рублей, стало стоить один рубль.
  - Класс! Пошёл в магазин со старыми…
  - Нет, это так не работает. На старые можно было купить только по старой цене. И зарплата стала в десять раз меньше: те, кто получал тысячу рублей, стали получать сто.
  - Ну да, правильно… Сразу инфляции всякие…
  - Инфляция. Достаточно одной.
  - Инфляция всякая… Все бы стали миллионерами… Заходишь в магазин, а хлеб – миллион рублей!
  - Было такое у нас…
  - В девяностые. Я хоть и не застал, но знаю: плохо вам жилось.
  - Очень плохо. Так что тех, кто сейчас заходит в интернет с айфона и орёт, что нищий, лучше не слушай: они сами не знают, что творят, а сотворят, дай им власть, такое, что в девяностые нам и не снилось.
  - Я и не слушаю. А ещё такое было в начале двадцатого века. В 1904…
  - В 1917. После буржуазной революции.
  - Ленин?
  - Нет. Ленин – уже в октябре, социалистическая, а то февральская, буржуазная. Там Керенский получился главным. Деньги на зарплату метрами давали. Керенки. Они маленькие такие. У меня, кстати, были 20 и 40 керенок.
  - Когда? А, ты же собирал…
  - Да.
  - Глянь, деда, та чёрная машина, похоже, из очень дорогих.
  - Какая? «Нива», что ли?
  - Нет, вон та. На «Порш» смахивает, - в дальней стороне стояночки возле гостиницы стояло нечто, не вызывающее у меня ассоциации с огромными деньгами. – Давай подойдём.
   Подошли. Машина не мытая, я ничего сзади не разобрал. Заяц, однако, со знанием дела сказал:
  - Келика. Хэтчбек.
  - Какая ещё Келика? Я такой марки не знаю!
  - Я тоже. Похожа на спортивную. Давай обойдём.
  - Давай.
   Издалека я увидел эмблему:
  - Тойота.
  - Да.
  - Но такую модель в первый раз слышу.
  - И я.
  - А как ты тогда узнал, что Келика?
  - Деда, я прочитал.
  - Да где? Я ничего не увидел!
  - Там грязно. Над номером.
   Я присмотрелся: «Celica».
  - Скорее, Селика. Если это по-английски, то «си» перед «и», «ай», «уай» читается как «эс». Только в слове Celtic (кельтский), читается тоже как «к».
  - Ага. Приду домой – пробью по базе, - улыбнувшись, подытожил мелкий.
   Это был явный намёк на то, что я часто после наших бесед лезу в интернет: выяснять то, чего не знал, или что забыл.
   Придя домой, я таки зашёл в интернет и выяснил, что читается скорее всего Целика, зато ребёнок точно угадал, что авто спортивное. Позвонил ему, рассказал всё, что о модели вычитал. Выпускалась с модернизациями с 1985 по 2006 годы. Но это было позже.
   А пока ребёнок проводил среди меня ликбез:
  - Видишь этот глазок над номером?
  - Вижу.
  - Это камера. А внутри – маленький экранчик. Это чтобы парковаться. А вот эти две, выпуклитые…
  - Выпуклые.
  - Выпуклые. Они начинают визжать, когда подъезжаешь близко к препятствию. Стенке там, или другой машине. Визжат так громко, что уши закладывает! А вон «бэха» поехала. Годов восьмидесятых выпуска. Или двухтысячных.
  - Ага, - смирился я с временным разбросом, поскольку «бэху» всё равно не заметил, а и заметь – не определил бы год выпуска точнее. – А ты сегодня что-нибудь получил?
  - Две пятёрки. Или одну. Нет, две. Точно две. По русскому и математике.
  - Тогда надо зайти к нам.
  - Да. Может быть, сладенькое перепадёт…
   Я рассмеялся.
  - Деда, ты точно будешь жить до ста десяти лет.
  - Откуда такая уверенность?
  - Ты всё время смеёшься. А смех продлевает жизнь, говорят учёные.
  - Конечно! Только как они это определили…
 В любом случае жить на позитиве лучше, чем на негативе. Сколько бы ни прожил.
  - Да. Деда, ты молодой. Как я. Только на пятьдесят лет старше.
  - На пятьдесят пять.
  - Всё равно молодой! – и взял меня под руку, чтобы я ощутил его поддержку и ещё немного продержался на этом свете.
   Мы зашли. Бабушка осталась довольна и призовые конфеты зайцу перепали. Но бабушка Т. не была бы бабушкой Т., если бы не придралась к вчерашней его тройке.
  - Ну как же так?
  - А ты откуда знаешь? – спросил её заяц и глянул на меня, как будто я был осведомлен и проболтался.
  - Я же к вам вечером заходила! Папа ругал? Как вы с ним договорились, ты уроки будешь делать до игр в компьютере, или после?
   Ребёнок молчал на оба вопроса.
  - Ты что, не помнишь даже этого? Зая, надо тренировать память! Ты даже не помнишь, что тебя вечером ругали!
   Оказывается, он вчера принёс «тройку»! А я ведь спрашивал у него. И он даже не сильно бегал глазами, когда отвечал, что ничего не получил. То-то он вчера заходить к нам не захотел. И глаза эти… не очень честные, я сразу заподозрил неладное, но быстро забыл.
   Заяц стоически вытерпел нравоучения и напутствия бабушки, и мы собрались уже к короткой перебежке к ним в дом, когда она закончила монолог словами:
  - Ты вот что: приди домой, поешь, отдохни чуть-чуть и выучи устные, пока голова ещё светлая. А письменные - уже когда папа придёт, он подскажет, если что-то непонятно будет. Или давай я…
  - Бабушка, сегодня пятница и у меня законный выходной!
  - Ой! - засмеялась строгая бабушка. – Я и забыла!
   Мы вышли.
  - Ребёнок, ты, выходит, мне вчера соврал? А я тебе верил…
  - Деда, разве ты не знаешь, что я не могу не врать? Точнее, могу, но не хочу? – попытался отшутиться заяц и у него получилось.
   У него со мной всегда всё получается. Чувствую: он знает ко мне подход.
   Тут к нему подлетела Чучело-Мяучело и стала отплясывал на задних лапах танец «Дай чего-нибудь перекусить! С утра ни маковой росинки во рту!»
  - Щас вынесу тебе поесть. Деда, не закрывай дверь!
   А Чучело-Мяучело, выходит, знает подход к нему.


Рецензии