По Ветлуге. гл. 4-5
В городе Семенове. – Впечатления. – В магазине. – На спецмашине до Боковой. – Дорога в село Владимирское. – О Владимирском. – На озеро Светлояр. – Неудачная рыбалка. – Что писали о Светлояре в 1970 году.
Не успели мы, как говорится, глазом моргнуть, и уже через одну остановку в электричке объявили о прибытии в город Семенов. Вот она – родина матрешки и хохломы. Хотя насчет хохломы – это не совсем так. Хохломская роспись – она и родилась в селе Хохлома, которое находится в пятидесяти километрах от Семенова. Но фабрика в семидесятые годы прошлого столетия называлась «Хохломская роспись», это сейчас, в нынешнее время, справедливость восторжествовала, и фабрика переименована в «Семеновскую роспись». Главный признак хохломской росписи – тонкий растительный узор, выполняемый красными и черными (реже зелеными) тонами и золото по золотистому фону.
Но, к общему сожалению нашей туристической группы, всего этого в тот день мы не узнали и не увидели, потому что был понедельник, музей закрыт – выходной. Понедельник – день тяжелый, рынок тоже не работал. Оставалось одно – купить расписные чашки и ложки в магазине, что мы и сделали.
Надо сказать, что ничем примечательным город Семенов нас не удивил. Захолустный районный центр. Выходим на привокзальную площадь – рядом с большой лужей стоит желтая металлическая бочка на резиновом ходу. На бочке отчетливая и довольно привлекательная надпись: «Пиво». Около бочки несколько местных любителей демократического напитка держат в руках кружки с какой-то желтоватой жидкостью. Решили и мы попробовать пенного сусла местного разлива. Трудно передать вкусовые качества этого мутновато-желтого напитка под названием «пиво». Очень кислый и ничем не напоминающий нашего жигулевского пива напиток, скорее это прокисший квас. Ну, и на этом, спасибо. Расспросили мужчин, пивших пиво, о дороге на озеро Светлояр, попрощались с городом, быть может навсегда, и тронулись в путь пешим ходом.
На окраине Семенова проходили мимо магазина и решили зайти, надеясь пополнить чем-нибудь из имеющегося в нем провианта свои рюкзаки. Но то, что мы увидели, было настолько неожиданно, что сейчас трудно в словах выразить наше удивление. Все полки магазина сверху донизу были уставлены трехлитровыми банками с томатным соком. За прилавком сидела, подперев щеку, скучающая продавщица. Но мы все-таки рискнули ее спросить: «А консервов у Вас не найдется каких-нибудь?». На что она удивленно спросила уже нас: «А что это такое?». Мы ей объяснили, девушка-продавщица поняла и говорит: «Были, последний раз привозили в прошлые октябрьские праздники». Повторю еще раз – это районный центр Горьковской области, август, а октябрьские праздники – это годовщина Октябрьской революции прошлого года. Без комментариев. Но возник вопрос в наших головах: «А что ждет нас в далеких деревнях на Ветлуге?». Вслух мы спросили у девушки, замужем ли она? Узнав, что она свободна, стали сватать за нее Владимира, она согласилась подождать до того дня, когда мы пойдем обратно. Наверно, ждет до сегодняшнего дня.
Однако, решив, что не будем заранее расстраиваться по поводу предстоящего ассортимента продуктов в магазинах далеких ветлужских деревень, весело зашагали по семеновскому тракту. Будет день, будет и пища.
Километра через два-три нас нагнал грузовой атомобиль, проголосовали, водитель остановил машину, но сказал, что едет в Красные Баки, а нас может подбросить до Боковой. Нам он растолковал, что от развилки, где находится Боковая, до села Владимирского километров пятнадцать останется. А от села до озера Светлояр рукой подать, всего-то километра полтора будет.
Нужно особо рассказать о машине, в которой нам предстояло проехать тридцать километров. Где виден путь прямой, там не езди по кривой. Это по пословице, а в жизни не всегда так получается. Дорога, по которой пришлось проехать, соответствовала и транспорту нашего путешествия. Это был спецтранспорт для доставки скота в последний путь, большая металлическая клетка, в которой перевозили коров или свиней. Но молодость не ищет комфорта или удобства, поэтому мы, не раздумывая, без колебаний, погрузили в машину рюкзаки, залезли внутрь клетки сами, захлопнули дверцу на запор, и судьба понесла нас по ухабам и рытвинам к новым впечатлениям. Хорошо, что в этом, мягко сказать, помещении для перевозки животных, можно было держаться руками за металлические конструкции, и это не давало нам подпрыгивать слишком высоко. Но неприятность все-таки произошла – гитара, которую Владимир отважился взять с собою в поход, летала вверх и вниз вместе с ним, а так как ей держаться было нечем, то в одном из свободных полетов на гитаре, неудачно приземлившейся, оборвались две струны. Вот так, первыми жертвами начавшегося похода стали гитарные струны, теперь нам придется петь у костра без музыкального сопровождения или вообще не петь; дорога подскажет и предоставит свой репертуар движения и отдыха.
Но вот и Боковая – развилка дорог. Машина останавливается на обочине, подняв такое облако пыли, что мы на некоторое время потеряли из вида друг друга. Пыль рассеялась и всем стало понятно, что дальнейший маршрут будет проложен направо - на юго-восток в село Воскресенское, но перед этим обязательно и непременно мы должны побывать на озере Светлояр, а это, не доезжая Ветлуги – около села Владимирского. До Владимирского по карте – километров одиннадцать, поэтому не стали ждать машину, отправились пешком. Через час или чуть больше догоняет нас грузовик, голосуем, остановился. Шофер говорит, что едет в Воскресенское, но до Владимирского от тракта рукой подать, и подтвердил то, что мы узнали от предыдущего шофера - чуть больше километра. Это для нас вообще не расстояние. Закидываем рюкзаки в кузов, Людмилу и Клаву сажаем в кабину, мы с Владимиром лезем вслед за рюкзаками, а Виктор решает идти до Владимирского пешком.
Надо сказать, что машина, которую мы остановили, везла полный кузов кирпича. Это бы и ничего, но по всей видимости, его грузили прямо из печи-сушилки, так что нам с Владимиром очень повезло; ехать с ветерком, но тепло. Сначала было тепло. А потом стало пригревать интенсивнее, но встречный поток воздуха обдувал нас довольно свежо, даже запах приближающейся Ветлуги чувствовался в тугих напорах ветра. Это ободряло и не так чувствовалось жжение от наших сидячих мест.
Приехали быстро, выгрузились, поблагодарили водителя и по грунтовой дороге пошли в сторону села. Шестиглавая кирпичная церковь с забитым досками входом, с заколоченными окнами встречала нас на входе в село Владимирское. Церковь, молча, грустно и без надежды оглядела нас, тяжело вздохнула, и осталась стоять при дороге, провожая путников в неизведанные дали.
Владимирское – село Воскресенского района. Ранее, до восемнадцатого века, здесь была деревня, называвшаяся так же, как и протекавшая рядом речка – Люнда. Но после постройки в ней православной церкви Владимирской иконы Божией Матери, деревня стала селом, которое и получило название – Владимирское. Возведение церкви связано с тем, что в те далекие времена началось паломничество православных христиан со всей Нижегородской губернии на легендарное озеро Светлояр в Иванов день – седьмого июля. А церковь назвали в честь Владимирской иконы Божией Матери, потому что день почитания иконы приходится на шестое июля. Вот и совместили священники два события, чтобы сначала провести престольный праздник в селе, а на следующий день отслужить литургию в честь Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Больше народа – больше приходу. Деньги не боги, да много милуют.
Мы расспросили бегавших и игравших невдалеке мальчишек о том, как пройти на Светлояр, мальчишки с радостью и готовностью не только указали нам дорогу, но и взялись проводить на берег озера. И вот мы наконец-то увидели знаменитое озеро, которое находится в полутора километрах западнее села Владимирское. С той стороны, где мы подошли к озеру, оно заросло кустами, ветви которых свисали прямо в воду. Озеро Светлояр - овальной формы, но мы не очень-то видели всю его панораму из-за этих густых зарослей.
Найдя среди кустов подходящее место, разбили палатку, собрали валежник для костра. Подойдя к берегу озера, мы были слегка разочарованы тем, что вода в озере показалась нам очень холодной, но это обстоятельство не очень расстроило нас, если бы еще не одна неожиданность – берег Светлояра, где мы организовали свою стоянку, был настолько заболочен, что илистое дно не позволяло войти в воду, ноги по колено утопали в тине, так что купаться здесь было совершенно невозможно. А искать другое место с песчаным берегом у нас уже не было ни сил, ни желания после утомительной и тряской дороги.
Часа через полтора пришел Виктор, сбросил свой рюкзак, настроил удочку и пошел испытать рыбацкого счастья. Людмила с Клавой начали кашеварить, но мы с Владимиром не дождались обещанной вкусной каши, а зараженные рыбацким азартом Виктора, присоединились к нему. Рыбалка в озере не удалась. Две небольшие сорожки, пойманные Виктором, и составили весь наш вечерний улов. Зато с удовольствием поели каши, напились чаю с мятой, которую собрали на берегу, добрались до палатки и уснули крепким сном, утомленные приключениями. Славный и радостный день догорал в вечерних лучах заката. Озеро о чем-то шептало в прибрежных кустах, наверно, говорило нам о своих тайнах, рассказывало преданья старины глубокой и сказы, вымышленные в наши дни. Но мы ничем не обеспокоенные, крепко спали в своей палатке.
Озеро Светлояр, у которого была наша первая стоянка в ветлужском походе, пожалуй, самое значимое по исторической ценности событие всего пешего путешествия по лесному берегу реки Ветлуги. Хотя, скажу честно, тогда мы этому ни особого внимания, ни особого значения не придали. И уже позже, через месяц, в сентябре 1970 года я натолкнулся в «Литературной газете» на статью с отчетом экспедиции газеты о третьем этапе поисков града Китежа в водах озера Светлояр. Статью я прочитал в газете не совсем случайно, кто в семидесятые годы прошлого столетия в СССР не читал «Литературку»? Разве что медведи в ветлужских лесах? А я старался еженедельно покупать газету в киоске, который находился на автобусной остановке около Куйбышевского Дома печати, откуда я каждый день ездил на учебу в институт. Можете представить каково было мое удивление и радость, когда на двенадцатой странице газеты я увидел статью под названием «Светлояр: поиски и находки». Кстати вырезку этой статьи я храню до сих пор. Поэтому из первоисточника даю краткое изложение отчета экспедиции (Литературная газета №40 от 30 сентября 1970 года).
В июне-июле 1970 года была организована уже третья экспедиция поисков града Китежа. Первая состоялась осенью 1968 года, в состав которой входили московские ученые различных естественных и гуманитарных специальностей и группа аквалангистов. Через год на поиск града отправилась вторая экспедиция Ленинградского научно-исследовательского института методики и техники геологической разведки, которая обнаружила какую-то «аномалию» в северной части озера. Экспедиция, о которой я прочитал в газете, состояла в основном из горьковских ученых, потому что бурение дна озера осуществлял Горьковский трест инженерно-строительных изысканий. Помощь экспедиции осуществляли местные лесхоз и леспромхоз в снабжении лесоматериалами; колхоз, расположенный в селе Владимирском предоставил транспорт, жилье. Питание экспедиции взял на себя районный пионерский лагерь. Всю работу по оказанию помощи экспедиции возглавил Воскресенский районный комитет партии.
Буровая установка, расположенная на деревянном настиле, уложенном и закрепленном на металлических понтонах, произвела отборы проб грунта в пяти местах со дна озера. Водный слой в центральной части озера составил семнадцать – девятнадцать метров, иловый слой до десяти метров. В пробах двух скважин из центральной части были обнаружены маленькие куски дерева размером от пяти – шести сантиметров до одного сантиметра в длину. Цитата из отчета: «На вид они неплохо сохранились, и все носили, как нам показалось, следы человеческих рук. Три из них как будто были обрублены каким-то орудием, а три других имели следы затесов. Впрочем, для тщательного исследования такие заключения можно считать не более чем предположениями».
По результатам экспедиции были сделаны выводы, что на твердом грунте озерной ванны находится слой, мощностью около полуметра, который содержит большое количество древесных и иных остатков. Статья заканчивается тем, что начинается четвертый этап поисков – всесторонние лабораторные исследования в институтах и лабораториях. По окончании этих исследований намечается проведение семинара. Статья была подписана М.Бариновым, спец. Корр. ЛГ, руководителем экспедиции.
Я так подробно остановился на изысканиях града Китежа на озере Светлояр, чтобы показать серьезность, с которой подходили ученые к вопросам изучения истории Руси и какую помощь им оказывало государство и партийные органы в те советские годы. К сожалению, я не имею никаких сведений о дальнейшем изучении поисков града Китежа. Все, что имеется, это гипотезы и предположения. В том числе и в Википедии.
Очень подробно, познавательно и интересно о событиях почти двухсотлетней давности, происходивших в дни празднования иконы Владимирской Богородицы и Ивана Купалы, рассказано в романе П.И. Мельникова-Печерского «В лесах», написанного во второй половине XIX века. А хочется мне закончить тему изысканий на озере цитатой из романа: «И огласили Светлый Яр и холмы над ним «святыми местами» … Тут, сказали они, стоит град божиих святых, град Великий Китеж… Но не можем мы, грешные, зреть красоты его, понеже сквернится место делами бесовскими…».
Вот и нам пора двигаться в путь, по неизведанным тропам и местам заповедным, по дремучим лесам и звенящим лугам левобережья ветлужского, чтобы еще больше не осквернять своим «бесовским» присутствием этих священных мест.
V
Утро на берегу Светлояра. – Через Владимирское. – О селе Воскресенском. – В дороге. – Начало похода по берегу Ветлуги. – Неожиданное препятствие. – Рассказ рыбака. – В пути. – Первая стоянка на Ветлуге. – Знакомство с местными мальчишками. – Рассказы о Светлояре.
То ли озеро своей намоленной святостью нас убаюкало, то ли воздух здесь такой сказочно чудодейственный, навевающий дрему из прошлых веков своими легендами и сказами. Но, надышавшись воздухом озера Светлояр ночью, мы долго не просыпались в это утро. Наконец-то решаемся, выбираемся из палатки, солнце вовсю обогревает, гомон птиц возвещает о новом начавшемся дне, холодная, почти родниковая, вода озерная мгновенно и окончательно смывает нашу сонливость, навеянные ночью древние чары града Китежа. Все-таки жалко только, что искупаться не удается – слишком заболоченный берег, а собираться и идти на другую, северную сторону озера времени уже нет, да и не очень хочется, если честно признаться. Поэтому удалось только кое-как умыть свои заспанные лица.
Палатку сняли, скатали, рюкзаки уложили, костер тщательно затушили, залили водой, угли сгребли в вырытую ямку, засыпали землей, и в путь! Прощай, место святое, богомольное! Прощай невидимый град Китеж!
Во Владимирском узнали, что, оказывается, в селе есть почта и телеграф, решили зайти и отправить своим родителям телеграммы о том, что мы живы и здоровы, о месте своего пребывания. Родительское благословение на воде не тонет и в огне не горит. Вот с таким настроением и двинулись мы дальше в путь, а точнее в сторону Воскресенского тракта. До поселка Воскресенское около двадцати километров, и там заждалась нас река Ветлуга.
Кстати, Воскресенское – поселок с древней историей. В настоящее время бывшее село – районный центр Горьковской области, расположен на правом берегу реки Ветлуги. Это старинный населенный пункт Ветлужского края. Свою историю село ведет с семнадцатого века, когда эти места по дарственной царя стали собственностью князя Мстиславского, который и вывез своих людей сюда из «Воскресенского черного стана». Воскресенское имело и имеет крупное значение, как речная пристань, как крупный центр торговли. В 1961 году село было отнесено к категории рабочих поселков.
Наконец–то, пройдя по тракту с полчаса, мы услышали звук приближающегося сзади автомобиля. Шофер остановившейся машины предупредил нас, что везет горячий кирпич, мы засмеялись, сказав, что уже привыкли ездить на горяченьком, познакомились с этим грузом вчера, и грузовик привез нас прямо в поселок к магазину. Кстати, хочется добрым словом вспомнить всех водителей, которые встречались нам на пути от Семенова до Воскресенского – ни один не промчался мимо, все нас подвозили, причем совершенно бесплатно. Вот такое было время.
Первым делом в поселке мы зашли в магазин, кое-что купили из продуктов и поспешили к мосту, перекинутому через Ветлугу. Перейдя деревянный мост, остановились, не доходя до левого берега реки, осмотрелись, полюбовались на бегущие вдаль, к Волге, струи лесной реки. Даже, мне кажется, почувствовали, что река звала нас за собой, а мы никак не можем избавиться от чувства зачарованности, глядя на раскинувшийся вдали ее лесистый берег. Перед нами, за рекой, на правом берегу, расположился молодой ельник, прямо на самом обрыве у края, видимо, берег подмыт весенними половодьями. Около леса находится длинное деревянное одноэтажное строение, всего с четырьмя окнами, крыша двухскатная, скорее всего это какой-то склад для разгрузки прибывающих барж, построенный, может быть, еще много лет назад.
Мост через Ветлугу длиной около двухсот метров, как раз по ширине реки. Пройдя до конца моста, мы увидели запетлявшую в лес тропинку в ту сторону, куда несет свои воды река. Ну вот и начинается наш путь вдоль ветлужских вод вниз по течению. Что-то ждет нас впереди, какие сюрпризы готовят нам лес, река, погода? Еще не привыкнув к ритму движения, который мы выбрали, начинаем чувствовать некоторую усталость, но уже знаем, что это пройдет через несколько километров пути. Так оно и случилось - через час начинаем привыкать, и поймав свой темп ходьбы, проходим еще немного, и вдруг перед нами водная преграда. Оказывается, это затон, который не обозначен на карте, взятой нами из журнала «Турист» (№9 1969 года). В затоне стоит несколько лодок, это рыбаки, у одного из них, который подчалил к берегу, узнаем, что обходить по берегу придется километров шесть, чтобы снова выйти на берег Ветлуги. Договариваемся с ним, он переправляет нас на другой берег затона, Виктор берется грести веслами сам, чтобы не утруждать хозяина. Рыбак оказался из Воскресенского, был очень разговорчивым, расспросил нас, откуда мы, да куда нас несет нелегкая. Подробно обо всем ему рассказали, мужчина как-то загадочно посмотрел на нас и спрашивает: «А медведей и волков не боитесь?» Мы засмеялись, мол большие уже, чтобы бояться. «Зря смеетесь», -отвечает он, - «недели две назад мы с женой пошли в лес-от по малину, она корзинку взяла, на меня пестер повесила, места-то ягодные мы с ней все тут знаем, оба в Воскресенском-то и родились. Ну, дошли мы до малинника. Она как-то от меня немного подале была, я уж ее из вида потерял. Вдруг слышу: она там с кем-то заговорила, а потом как закричит, словно полоротая; громогласная, значит. Слышу, в кустах затрешшало, кто-то затопал, словно в сапогах по половицам бежит, я к жене бросился, она стоит, слова не может выговорить, по щекам слезы текут. «Чего ты плакаешь, кого тут увидала?» Успокоил ее кое-как. Она и рассказала. «Собираю ягоды-то, слышу за спиной сопит кто-то, я подумала, что это ты подошел, спрашиваю, много ли набрал, да крупная ли малина, в ответ молчок, только сопит да сопит, я и обернулась, а это медведь! Душа в пятки ушла! Вот я и закричала с испугу-то, корзину уронила, а он, видно, меня не чуял, от крику-то моего и ломанул через кусты да валежины в лес. Ох, и страху –то я натерпелась, до сих пор руки дрожжат, страшно-то как». Еле-еле отошла она у меня от страху-то. Вот такие, товарищи туристы, леса у нас дремучие, водятся в нем мишки-то».
Поблагодарили мы его за перевоз и рассказ, одарили рублем и продолжили свой пеший поход. Между лесами и Ветлугой по рамени кое-где тянутся широкие луговины. Над лугами висит палящее солнце, а по высокому небу тянутся облака, которые образовались от поднимающегося медленно над землей теплого воздуха. Душа радуется.
Леса здесь похожи на те, в которых мы остановились на первой нашей ночевке на станции «Осинки». Ветлужские леса. А над нами весь день светит солнце, которому не помеха редкие облака, тут и там появляющиеся на небе, жарко. Никаких селений на протяжении всего пути не встречается, да их здесь и нет, судя по той карте, которую имеем, и которой мы стали меньше доверять, столкнувшись с водной преградой ветлужского затона после Воскресенского.
Вечером, часам к пяти, пройдя уже километров пятнадцать, приняли решение остановиться и разбить бивуак. Подыскали подходящее место, недалеко от берега Ветлуги, и под деревьями растянули палатку. Намечаем место для костра, собираем сухой валежник, и только после этого спешим на берег реки, окунуться в ее прохладные струи. Как хороши воды Ветлуги после жаркого дня, после наступившей усталости от отяжелевшего за день рюкзака. Река смывает не только нашу усталость, но и возвращает нам бодрое настроение и желание действовать, заниматься необходимыми делами на очередном привале.
Через некоторое время на нашу стоянку из прибрежных кустов вышли двое мальчишек лет двенадцати - четырнадцати. Оказалось, что это местные ребята, они приплыли с правого берега на лодке, когда увидели нас купающимися в реке. Они из села Богородского, которое расположено на правом берегу Ветлуги, как раз напротив места, где мы разбили свой лагерь.
Пока Людмила с Клавой занимались приготовлением ужина, мы, накопав немного червей под деревьями в опрелой листве, попытались наловить рыбы. Но клева так и не наступило, на открытом месте рыбалка возможна только на донные удочки – таких снастей в нашем туристическом снаряжении не было. Местные мальчишки подсказали, что с нашими удочками надо идти на озеро Старица, которое от берега Ветлуги недалеко, на расстоянии не больше километра. Они пообещали, что на завтрашней зорьке снова приплывут на левый берег и поведут на рыбалку к озеру. С рыбацким азартом рассказывали, что в Старице водится и линь, и карась, а уж окуня там видимо-невидимо. Вот тогда-то наши поплавковые удочки и подойдут для рыбалки на озере. После ужина, у костра, разговор пошел об озере Светлояр. Деревенские ребята восторженно поведали нам, что в озере водится какая-то жутко огромная рыбина. Мы поинтересовались, а они-то ее видели или нет? Мальчики наперебой стали нам рассказывать о чудесах, происходящих на озере: «Да что вы? Ее никто не видел! Но рыба в озере точно есть! На людей она не нападает, боится видно, но пугать-то пугает».
Мы, конечно, особо не поверили, поскольку подумали, что нам можно любые байки рассказывать, ведь мы сегодня здесь, а завтра неизвестно где будем. Но мальчишки не унимались, и поведали историю, которой неизвестно сколько лет и обросла она, наверно, разными подробностями, зависящими от числа рассказчиков и от их фантазий.
«Случай такой был прошлым летом с одним приезжим мужчиной. Приехал к одному мужику во Владимирское брат из Горького с сынишкой, с махоньким еще, годков трех, кажется. Ну и пошли они, значит, в жаркий полдень на Светлояр освежиться, искупаться, значит, решили. Мальчонка-то на берегу остался один, а они разделись, да в воду бултых, и поплыли от берега. Ну, искупались, выбрались из воды-то на берег, глядь, а мальчонки-то нет. Туда – сюда. По кустам лазят, кричат, зовут, стало быть. На берегу-то никого тогда не было. Что ж, день-то рабочий, все люди кто в поле, кто на ферме, не до купания в озере. Это ему городскому-то заняться нечем, отдыхать он приехал, в отпуск, значит. Не нашли они - мальчонки-то, нет нигде. Городской-то и тронулся горем-то. Сидел он на том месте на берегу три дня и три ночи, горевал, значит, шибко очень. Как - домой-то покажется жене своей без сынка-то, горе горькое это для матери будет. Вот в третью ночь слышит он, что в воде, вроде, как кто-то плещется, да так сильно, как будто огромное что-то. К берегу-то спустился, глядит, а в воде недалеко от берега рыбина не знамо какой величины. Да как разинет на него пасть свою зубастую. Мужчина-то испугался, отскочил подальше на берег, да бежать во всю прыть с того зловещего места. Прибежал в избу к брату весь белый, дрожит, да не от ночного холода, а от страшного испуга, да давай кричать во всю свою глотку: «Знаю я теперь, где мой бедный сынок, рыбу видел гигантскую в озере с огромной головой и широкой пастью». Не думайте, вы, это не выдумки». Так закончили свой рассказ сельские мальчишки. Стало смеркаться и они отчалили на другой берег, домой.
Мы, конечно, потом посомневались между собой о реальности рассказанной мальчишками истории. Да мало ли русский народ тешит себя разными былинами да байками, ну и ладно, пускай себе тешит. Еще не такое выдумать можно в ночной тиши около костра в долгую летнюю ночь. Если уж в экстрасенсов полстраны верит, а вторая половина доверяет астрологам, так что уж говорить о выдумках и сказках для потехи. Вранью да небылицам короткий век, как сам русский народ и говорит об этом.
Вот с таким настроением закончился очередной день нашего ветлужского похода. Утро вечера мудренее. «Проверим своими глазами – кругла ли земля» - как поется в одной веселой песенке.
Свидетельство о публикации №221121001340