Лилия верит в новогоднее чудо
Слёзы заливали лицо студентки Строгановского художественного училища. Завтра Новый Год, а она в самолёте, прилетит поздно, денег нет даже на такси. Денег нет и дома. А ещё нужно долететь из Актюбинска до Москвы. Да и обидно…
Сейчас Лилия Игнатова известна как художник по стеклу. Её витражи украшают Ново - Покровский храм в Ростове-на-Дону и Троицкий храм в Азове. Её работы – в школах и гостиницах, музеях Волгодонска и Актюбинска, в банке Австрии. В домах состоятельных горожан, которые могут себе позволить настоящий витраж. Свои знания Лилия передаёт студентам худграфа пединститута ЮФУ.
А в середине семидесятых годов она была сама студенткой. На Новый Год полетела в гости к отчиму в Алма-Ату. Так тогда звали столицу Казахской Советской Социалистической республики. Отчим, вырастивший её, встретил радостно. Погуляли по городу. Поразил Лилю каток Медео. Сказочно красиво! Но дома их встретила новая супруга…
Сказка закончилась скандалом.
Так оказалась наша Золушка в салоне самолёта. С испорченным настроением, пустыми карманами, вся в слезах.
Сидевший рядом военный пытался успокоить, расспросить. Но это не удавалось. Потом слёзы кончились. Заговорили. Оказалось. Что мужчина летит к родственникам. Сам он чеченец. После депортации целого народа в Казахские степи, некоторые его родственники нашли себе спутников жизни среди казахов. Девушки выходили замуж за немцев, высланных с Поволжья во время Великой Отечественной войны. Или за сосланных сюда жителей дона. Кубани, Украины.
Не все из семьи попутчики вернулись в родные горы после хрущёвской «оттепели». Вот он в отпуск ехал к родне.
Девушка поведала о своей беде.
- На. Возьми на дорогу! – в руке появилась сторублёвая купюра. На эти деньги можно было и новый Год отпраздновать и до институтской сорокарублёвой стипендии дотянуть. И на билет до Москвы хватит.
- Возьми, у меня ещё шестьсот рублей!
Но воспитание не позволяет брать деньги у чужого человека. Хотя этот незнакомый военный проявил заботы больше, чем считающиеся родными. Лиля снова разрыдалась… Так и уснула.
Лилия Китаева родилась 23 декабря 1958 года в городе Шахты Ростовской Области. В десять лет стала Лилия Магдесиева по фамилии отчима. Вся семья уехала в Актюбинск. В этом казахском городе отчим работал главным инженером кондитерской фабрики. После учебы в Строгановке, работы на «ХимПласте» Лилия вернулась в Ростовскую область. Работала в Ростове–на–Дону, отдыхала в Горной. Участница всесоюзных и республиканских выставок, Международного симпозиума по гутному стеклу.
В апреле 1994 года состоялась ее персональная выставка в галерее «Дон» , Большая Садовая, 125. Этот красный домик – дом братьев Мартын. До 1920 года размещался в домике почетный консул Северо – Американских соединенных штатов.
Самолёт произвёл посадку. Пассажиры заторопились на выход. Лилия не спешила. Ехать домой на такси – нет денег. Автобус будет утром. Новый Год встречать в зале ожидания… Вышла на улицу.
В семнадцать лет работать выдувальщиком на заводе «АктюбинскХимПласт». Делала елочные игрушки. Через год по направлению предприятия отправилась учиться в Строгановку. После окончания честно отработала три года. Игрушки не выдувала – стала дизайнером. Готовила оригинальные светильники, колпаки изготовляла в Малой Вишере в Новгородской области. Получала в Москве документы на изделия. Знак качества утверждала. Тиражи были тысячные, только Лилии авторские не платили. Может и сейчас украшают елочные игрушки и светильники дома и квартиры. Получила диплом молодежного республиканского фестиваля «Жигер» (Алма – Ата). Тогда фамилия Лилии Была Магдесиева.
Рука потянулась в карман. Рядом с помятой пачкой сигарет лежала бумажка. Это не билет. Девушка присмотрелась – на коричневом фоне знакомый портрет Владимира Ильича Ленина, украшавший все банковские билеты Советского союза образца 1961 года. знакомый силуэт Кремлёвских зданий. Сто рублей! Пока она спала, мужчина положил деньги в её карман.
Она не знает, как его зовут, куда выслать этот невольный долг. Даже кого вспоминать с благодарностью.
Денег хватило и на праздник и на дорогу в Москву.
Прошло много лет. начало девяностых. В деньгах Лилия Игнатова уже не нуждалась. В аэропорту Пулково мы ждали вылета в Ростов-на-Дону. Заканчивался декабрь. Позади визиты на стекольный завод в Малую Вишеру, выставки её изделий в Москве, переговоры с представителями известных зарубежных фирм. Достаточно сказать, что жили мы в гостинице на Васильевском острове, где кроме нас, россиян не было. Не было и гостей из бывших социалистических стран. Такое могли себе позволить финны и американцы.
Внезапно Лиля прервала разговор и пристально посмотрела на молодого человека. Он явно выделялся среди жителей средней полосы и северян. Курчавые волосы, нос с горбинкой. Парень пересчитывал деньги, смотрел на кассу. Смотрел на расписание. Что-то явно не получалось. Лилия подошла к юноше.
- Что случилось? Не хватает на билет? – спросила она. Молодой человек промолчал. Опустил глаза. Спрятал деньги. Ему явно было неудобно.
- Возьми. – в руке Игнатовой появилась сторублёвка. От той, что ей дали, банкноту уже отличала цветная полоска, добавленная министром финансов Павловым. Считалось, что это укрепит экономику страны.
- Что вы! Не надо! – парень был явно смущён. Брать деньги у чужого человека, да ещё у незнакомой женщины!
- Возьми. Ты студент? – спросила Лилия. Парень кивнул. Руки он всё ещё держал подальше от купюры.
- Возьми, - повторила снова художница, - я сама была в такой ситуации. Студент смущённо взял, хотел что-то сказать. Но Лиля повернулась ко мне. Глаза её повлажнели. Мы вышли на улицу.
- Я вернула свой новогодний долг. – сказала Лилия. Потом, в самолёте расскажу. Она почему-то отвернулась.
Витражи в Троицком храме города Азова изготовила Лилия Игнатова. Еще под руководством Лилии был создан участок художественного стекла на Азовском комбинате детского питания. Дважды дарили произведения, созданные на Азовском комбинате детского питания по эскизам Лилии Игнатовой, президенту России Борису Ельцину. Один раз премьер министру Виктору Черномырдину.
Коллекции цветного стекла Лилии хранятся в музеях Австрии в собрании одного из Ростовских банков. На фестивале цветного стекла во Львове приглашал Лилию работать в Нидерландах племянник Ван Гога. Об этом напоминает его автограф на каталоге фестиваля. О каталоге художественного стекла напоминают о персональной выставке в красном домике на Большой Садовой в Ростове-на-Дону . О милых девяностых годах двадцатого века напоминают публикации в газетах Италии, Норвегии и Швеции. Самая влиятельная шведская газета «Даггенс индастри» отвела снимку Лилиной композиции оттепель четверть полосы в специальном выпуске.
Изделия Лилии хранятся в музеях Актюбинска и Волгодонска.
Тогда мы не придали значения национальности парня. Возможно, он был украинцем или жителем республик Кавказа. Верилось, что добрая цепочка, начало которой положил тот чеченец в форме офицера Советской Армии, не прервётся. Когда-то этот молодой студент поможет незнакомому человеку в такой простой ситуации.
-----------
Я просто вернула долг. Журнал Нана(Грозный)№ 2 2009 год с.64
Чудо льётся сквозь витраж Приазовский край № 22 12 июня 2008 год с.8
Цепочка добра журнал (Кавчег Кавказа)№ 1(72) 2009 год с.18
Новогоднее Чудо Молот 16 января № 3-4 2009 год с.12
Свидетельство о публикации №221121001355
Ольга Плюшко 18.01.2022 22:11 Заявить о нарушении