Восприятие красоты
Но, в то же время, довольно часто чрезмерный упор на красоту персонажей в произведении выглядит навязчиво или наоборот излишне фансервисно, красивый персонаж начинает раздражать читателей тем, что ему уделяется чрезмерное внимание автором и внутримировым окружением, что выглядит как принижение прочих персонажей; нередко также физическая красота становится «вишенкой на торте» всяческих достоинств персонажа, который обладает гениальным умом, непобедимой силой и так далее, и тому подобное. Это уже даёт повод придирчивым читателям справедливо обвинить автора в том, что он создал Мэри Сью, то есть персонажа, который сюжетно ломает сеттинг и прочих персонажей под себя, выглядит откровенно неестественно.
Что нужно помнить, когда наделяешь одного из персонажей красотой?
Во-первых, красота не равна сексуальности и романтической привлекательности, хотя и связана с ними. Персонаж может считаться красивым, но это ещё не значит, что его должны все хотеть, и наоборот. Красота — это соответствие принятому в обществе стандарту, но сексуальные предпочтения и фетиши у каждого свои, хотя и формируются под определённым воздействием общепринятого стандарта. Проще говоря, сексуально и романтически привлекательными обычно кажутся какие-то черты, связанные с воспоминаниями из детства и юности, это могут быть черты кого-то из родителей, принца/принцессы из мультика, ставшего первой любовью педагога и так далее. Кто-то ищет себе жену, похожую на свою веснушчатую маму, а кто-то — на Джессику Рэббит. И обоих может совершенно не привлечь в сексуальном плане героиня, красивая как Галадриэль. Исключением может быть персонаж, использующий какие-то любовные чары или мощные афродизиаки, если сеттинг позволяет.
Во-вторых, красота — социальный конструкт. Одни и те же черты в разное время и в разных культурах будут восприниматься совершенно по-разному. Например, в Италии эпохи Возрождения красивой считалась женщина с волосами, сильно отступающими от естественной линии, проще говоря, полулысая. Она обязательно должна была быть блондинкой и иметь довольно широкую талию, полные руки и грудь. Из-за этого знатные красавицы выбривали себе волосы надо лбом, а также осветляли их, иногда довольно оригинальными методами типа вымачивания в собачьей моче. Зато им бы показались дикостью утягивание талии корсетом из XIX–XX веков или строгие диеты. В Московской Руси женщины чернили зубы, что, скорее всего, было перенято у татар, на востоке этот обычай вообще очень долго был распространён, а так же накладывали на лицо толстый слой косметики. Вряд ли они бы показались красивыми современному человеку, особенно если учесть, что косметика делалась на основе токсичных веществ — свинца, сурьмы — и сильно вредила здоровью и качеству кожи. Ещё в 1990–2010 годах красивой в большинстве стран считалась исключительно экстремальная худоба подиумных моделей, а в некоторых африканских племенах наоборот красавица до сих пор должна набрать не вполне здоровое количество жира. В пятидесятые годы прошлого века знаменитая красавица своего времени и секс-символ Софи Лорен спокойно демонстрировала фотографам волосатые подмышки, а сейчас распространены различные способы депиляции, призванные сделать женское и иногда мужское тело гладким. Интересно, что античные римляне и греки тоже удаляли волосы на теле, считая их некрасивыми, но на всю эпоху средневековья и нового времени эта традиция была забыта, вернувшись лишь в XX веке. Может показаться, что к мужской красоте всегда предъявлялось меньше требований, чем к женской, отчасти это действительно так, но и мужчинам в разные эпохи приходилось идти на немалые жертвы, если они хотели подогнать себя под существующий в обществе стандарт, а стандарты нередко менялись. Легко догадаться, что при встрече все эти люди, считающиеся красивыми в своих социумах, совсем бы не понравились друг другу. Таким образом, следует помнить, что персонаж, который кажется красивым представителям своего социума, может быть некрасивым и даже пугающим для представителей другого. При этом, не следует забывать, что всегда есть те, кто не приветствует определённые модные тенденции или в принципе не любит мейнстрим.
В-третьих, даже если персонаж идеально красив с точки зрения большинства обитателей сеттинга, это ещё не значит, что все на этой почве будут помогать ему. Кто-то позавидует, кто-то задумается, как заработать на этой красоте денег — и вот уже готова история хоть о насильственном браке, хоть о продаже в бордель, хоть о суровом менеджере, полностью распоряжающимся жизнью актёра или модели — и все эти ситуации весьма опасно романтизировать. Необыкновенная красота совсем не обязательно является залогом счастья и процветания. А ещё её психологически тяжело терять из-за старости или болезней, что приводит к злоупотреблению пластикой и небезопасными косметическими средствами.
Таким образом, персонажа, конечно, можно делать красивым даже если сеттинг сурово-реалистический, да и в определённой доли фансервиса ничего криминального нет. Но следует помнить, что красота — социальный конструкт, с одной стороны, воспринимается индивидуально — с другой, так что очень сложно быть красивым для всех. Более того, красота и сексуальная привлекательность — понятия связанные, но всё-таки не тождественные, то, что персонажа считают красивым, не обязательно вызовет к нему романтический и сексуальный интерес остальных персонажей. Кто-то вообще испытает к нему антипатию из-за красоты. Кто-то сочтёт переоцененным. Чем современнее сеттинг, тем больше должно быть у его обитателей понимания, что красота разнообразна. И вне зависимости от времени, всегда были те, кто считал действительно важными не внешнюю красоту, а ум, образованность, те или иные качества характера.
Свидетельство о публикации №221121002005