Странный Бог

(из конспекта разбора)

«Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин.6:60)

Мой путь к вере сложился таким образом, что с четырнадцати до шестнадцати лет я довольно много читал Библию в одиночку. Это было сложно, и у меня были сотни (по количеству дней чтения) возможностей бросить это занятие. Почему-то я не бросил. Почти каждая страница была непонятной, некоторые – странными. Меня удержала спасительная мысль: проблема не в этой книге, а в моей голове.

Потом я встретил верующих. Они говорили непонятные вещи, а иногда и странные. И сегодня я понял, что в том, как Бог меня вел в церковь, была мудрая закономерность: если бы я сначала встретился с непонятностью и странностью верующих, я бы точно к ним второй раз не подошел. Но меня подготовило самостоятельное чтение на протяжении нескольких лет непонятной и странной Библии.

Почему Бог и Его учение иногда кажутся нам странными? Если подумать, так и должно быть. Чем дальше мы удалились от Его стандартов, тем более контринтуитивными и ненормальными они нам кажутся. И чтобы возвратить нас к истине, Богу надо в какие-то моменты явить нам Свою странность, пригласить нас к ней. Если ты не встречал в Библии ничего странного, ты либо идеальный, либо не умеешь читать.

Слово «склерос», переведенное как «странные», буквально значит «жесткий, твердый, тугой, жестокий, трудный». Оно встречается в Новом Завете шесть раз, помимо нашего текста еще в Мф.25:24 («человек жестокий»), Дн.9:5 и 26:14 («трудно тебе идти против рожна»), Иак.3:4 («сильными ветрами носятся») и Иуд.15 («во всех жестоких словах»). «Странные слова» здесь не «тяжелые для понимания», а «тяжелые для принятия».

Что такого странного и тяжелого для принятия сказал Иисус в Ин.6? Если представить мироощущение евреев первой половины первого века, то все, что Он только что сказал, было жутко странным. Он назвал Себя хлебом жизни. Бога – Своим Отцом, Который Его послал. Заявил, что будет воскрешать в последний день.

А под конец, чтобы уже наверняка побить все рекорды странности, сказал, что вечной жизни не видать, если не ешь Его плоть и не пьешь Его кровь. Кому сказал? Евреям, у которых был строжайший запрет на употребление крови животных. Иисус как будто задался целью отсеять всех, кого только можно отсеять. У Него получилось.

А кто не отсеялся? Двенадцать. Так Он и им сказал «Не хотите ли и вы отойти?» На что Петр ответил «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Неужели апостолам слова Иисуса не казались странными? Еще как казались. Но они уже вкусили сладость и действенность глаголов вечной жизни.

И вот практический урок: прививка от отступничества – в наслаждении Словом Божьим. Да, мы не все делаем ради удовольствия и из наслаждения и иногда месяцами читаем Библию из чувства долга без особой радости. Но если это длится годами и нам незнаком восторг от Божьих откровений – здесь опасность. Когда Бог и Его законы покажутся нам неудобными и странными, не отойдем ли мы?

10.12.2021


Рецензии