Детские радости

 Очень бедными были наши сёла и деревни в пятидесятые годы. Детский мяч, кукла,  конфеты были нам не доступны. Всё детство я играла с куклами сделанными из початка кукурузы. Ведь им можно было заплетать косы. Из крошечных лоскутков, которые оставались, когда мама шила кому-то одежду ( большие возвращались заказчику), я делала куклам крошечные распашонки. Да и мяч был не у каждого. Это считалось роскошью.  В детстве я мечтала иметь мяч и куклу. С мячом мы играли, ударяя им об стену, или в «вышибалу».
   Сейчас, видя таких красивых кукол, мне хочется их купить. И покупаю! Но не играю, а любуюсь ими. Мяч мне потом купили, а вот куклы в детстве так и не было.
  Игрушками мальчишек были деревянные ружья и сабли. Конечно же, мы играли в прятки, в пятнашки, в чижика, качались на качелях, которые вешались на больших деревьях возле домов. Купались и ловили рыбу. Зимой катались на санках и ледянках с горки. И только в середине шестидесятых годов в школах появились футбольные и волейбольные секции и различные кружки, куда мы все, конечно же, ходили.
  Летом по деревням разъезжал на телеге, обтянутой брезентом, как кибитка у цыган, тряпичник. Он собирал тряпки, обменивая их на деревянные свистульки, рыболовные крючки, шарики и конфеты -  петушки на палочке. Въезжая в деревню, он кричал: «Я из города Клинцов, фамилия Рыбаков, отоварить всех готов.» Было это среди дня, когда родители были на работе. Вот мы и бежали собирать тряпки, иногда сдавая и нужные вещи, ведь так хотелось скушать необычную конфету или посвистеть в свистульку. Жила на нашей улице многодетная семья, очень бедная. Так вот после очередного посещения тряпичника у них не осталось одеял и фуфаек. Всё было сдано тряпичнику. Помню, как ругалась и плакала бедная женщина, мама этих детей. Потом всё же запретили ему ездить, наверно, по жалобам односельчан. А нам, детям, было жалко.
   Собирали и сдавали мы и металлолом, и макулатуру. Соревновались классами, у кого будет больше всех. Делали рейды по улицам села, заходя в каждый дом. Какой класс занимал первое место -  на линейке объявляли благодарность. Дух соревнования был высок. И на заготовках картошки и на заготовках торфа для школы, и на прополке свеклы. И всё это бесплатно! Иногда перечисляли помощь народам Кубы или ещё кому-то, так нам говорили.
И мы радовались и гордились этим.
   Колхозные огороды и сады всегда охранялись. Но мы знали привычки каждого сторожа и свободно проникали везде. Ночью в сад за яблоками и грушами, когда сторож нас уже и не ждал, днём за горохом, за помидорами и огурцами, выслеживая, когда сторож обедал. Да, были дома свои, но здесь же риск и экстрим…
Иногда сторож гнался за нами, но где ему нас догнать? Сторожами-то были инвалиды да старики. Договаривались мы о таких набегах всегда заранее. Это было таинственно и интересно. Кто боялся - не брали. Я чаще была среди трусов, дожидаясь возвращения компании в укромном месте, но потом всегда жалела об этом. Конечно, сейчас я понимаю, что сторож был лишь для отпугивания. Не помню случая, чтобы кого-то наказали или судили. Но страх у нас был.
   Если это ночная вылазка была, то днём мы обсуждали все детали и делились переживаниями. Если днём, то до вечера обсуждали эту новость и поедали украденное.
Вот теперь мне стыдно, а тогда это казалось героическими поступками...
 Каникулы проходили всегда ярко и насыщенно! Было что вспоминать зимой, да и теперь это не изгладилось из памяти.
                Есть что вспомнить из детства далёкого:
                Запах яблок в саду и берёзовый сок,
                Молодые родители, школа… И детство закончилось.
                Дальше жизнь переходит на новый виток.
               


Рецензии