Велесова книга и неоязыческая религиозность

Велесова книга (также Влесова книга, Книга Велеса, Дощечки Изенбека, Дощьки Изенбека) — фальсификация,созданная в XIX или, что более вероятно, XX веке и примитивно имитирующая праславянский язык. Широко используется в славянском неоязычестве как основание и доказательство современных форм неоязыческой религиозности.

Текст «Велесовой книги» был впервые опубликован в 1950-е годы русскими эмигрантами Юрием Миролюбовым и Александром Куренковым (под псевдонимом Ал. Кур) в Сан-Франциско. Наиболее вероятно, что автором фальсификации является сам Миролюбов[5]. Согласно утверждениям Миролюбова, текст «Велесовой книги» списан им с деревянных дощечек, созданных примерно в IX веке и утерянных во время Второй мировой войны, и содержит молитвы, легенды и различные тексты, повествующие о древней славянской истории примерно с VII века до н. э. до IX века н. э.

Первоначально публиковалась под названием «Дощьки Изенбека», название «В(е)лесова книга» дано по слову «ВЛЕСКНИГО» — первому слову на дощечке № 16 и связано с именем славянского бога Велеса.

Помимо Миролюбова возможными авторами фальсификата (или лицами, вдохновившими Миролюбова на его создание) могли быть Александр Сулакадзев и Д. И. Минаев, чьи способы создания и подачи поддельных источников близки к истории находки «Велесовой книги»[6]. Большинство исследователей, как историки, так и лингвисты, убеждены в подложности «Велесовой книги» и не рассматривают её в качестве достоверного источника.

«Велесова книга» играет значительную роль в славянском неоязычестве России, Украины и других славянских стран.

История текста
Данные о находке и утрате дощечек
Все сведения об истории текста до момента публикации исходят от эмигранта, автора художественных произведений и любительских сочинений по славянскому фольклору Юрия Петровича Миролюбова.

Согласно его утверждениям, в 1919 году полковник Добровольческой армии художник Фёдор Артурович Изенбек, пользующийся «ориентальным» псевдонимом «Али Изенбек» (Миролюбов ошибочно считал его «туркменом») во время отступления от Москвы нашёл в разграбленном и покинутом княжеском имении «Задонских, не то Донских или Донцовых» (сторонники подлинности табличек предлагают разные варианты имени хозяев имения) на полу в разграбленной библиотеке деревянные дощечки, испещрённые непонятными рельефными письменами, и забрал их. Все дощечки были приблизительно одного размера — 38 ; 22 см, толщиной в полсантиметра и имели отверстие для крепления ремнём. Текст был нацарапан шилом или выжжен, а затем покрыт лаком или маслом. В работах Миролюбова, помимо слова «дощечки», употребляется также древнерусское обозначение дощьки, которое, однако, в самом тексте Велесовой книги отсутствует. Миролюбов так излагает обстоятельства находки:

Изенбек нашёл их в разграбленной усадьбе не то князей Задонских, не то Донских или Донцовых, не помню, так как сам Изенбек точно не знал их имени. Это было на Курском или Орловском направлении. Хозяева были перебиты красными бандитами, их многочисленная библиотека разграблена, изорвана, и на полу валялись разбросанные дощьки, по которым ходили невежественные солдаты и красногвардейцы до прихода батареи Изенбека.

(Материал из Википедии).


Рецензии