Мы бедные?

Сына я воспитываю одна, без мужа, и даже родители не помогают: они далеко, решают свои проблемы. Но я справляюсь.
– Завидую я тебе, Света, – сказала мне одна подруга. – Несмотря ни на что.
– Жалеешь меня? Что у меня каждая копейка на счету? Не надо жалеть, у меня все нормально. Поработаю сверхурочно, потом отосплюсь.
– Вот твоему оптимизму я и завидую.
– Так ведь по любому всё будет так, как должно быть. Какой смысл терзаться?
Я старалась, чтобы у сына было все, в чем может нуждаться малыш его возраста. Правда, жили мы более чем скромно. Зато Олег вырос славным мальчишкой. В первом классе у него сразу появились друзья, особенно выделялся один мальчик, Антон. Я разрешила сыну приглашать его к нам в гости.
– А у вас что, компьютера нет? – сразу удивился тот. – Я хочу картинку динозавра найти.
– Нету.
– У нас три. И планшеты. А как же вы без гугла?
Я поняла, что Антон из обеспеченной семьи, и задумалась. Вот и наступил день, когда сын поймет, что мы живем небогато. Мне не везло: в хороших местах требовался опыт, а где его взять? И я работала без опыта – уборщицей в школе, консьержкой в многоквартирном доме, продавщицей на книжном лотке, курьером в интернет-магазине. Но всё равно получалось, что я постоянно в минусе.
– Давайте динозавров в книгах поищем.
Наш маленький гость с изумлением оглядел книжные полки.
– А у нас книг нету, – сказал он. – Только мои учебники. Родители электронные книги читают.
Я ждала от сына расспросов про деньги, он пока молчал. Зато обнаружилась другая проблему: Антон оказался очень неаккуратным мальчиком. Придя поздно вечером с работы, я заставала такую картину: на кухонном столе – пакет молока, на полу валяются обертки от конфет. Олег был приучен свои вещи держать на местах. У него это получалось не всегда, мальчишки же вечно мчатся поиграть, но уж молоко-то он точно не забыл бы на столе. И крышку унитаза закрыл бы.
Однажды, застав у нас Антошу, я сделала ему осторожное замечание.
– А зачем убирать? – спросил он. – У нас дома и так порядок. Когда я был маленьким, няня убирала, а сейчас уборщица.
– Понимаешь, у нас нет уборщицы.
– Но можно же нанять! Зачем самим стараться?
Он был не на шутку озадачен.
– Твои родители, наверное, все время работают, поэтому им некогда. – Я постаралась увести разговор чуть в сторону. – Бедненький, ты их, наверное, редко видишь?
Мальчик надулся.
– Ну и что, – ответил он. – Зато они дарят мне много подарков.
В выходные мы с Олегом пошли гулять, Антон отправился с нами.
– Вон в то кафе мы часто ходим с мамой, – оживился он. – Зайдем? Сладенького хочется!
Когда я рассчитывалась за пирожные и соки, то затаила дыхание: все оказалось ужасно дорогим.
– Мам, а себе ты почему ничего не взяла? – спросил Олежка.
– Не хочется, сынок.
Однако он что-то заподозрил. Вечером начались расспросы.
– Мам, мы что, бедные? Вот Антон говорит...
– Не бедные, но и не богачи. По сравнению с семьей твоего друга у нас, конечно, гораздо меньше финансовых возможностей.
Сын понял, что я с ним разговариваю серьезно, как со взрослым, и притих. Он слушал внимательно, а я в глубине души паниковала, не зная, что скажу в следующую секунду. Откуда мне знать, как с детьми об этом разговаривают?
– Вот смотри, сынок. У тебя есть где жить, есть кое-какая одежда и обувь, рюкзак. Фонарик, велосипед, старенький телефон. Значит, ты точно богаче того мальчика, помнишь, который ходил по вагону в метро, и мы дали ему немного денег. А у твоего одноклассника и его родителей всего много, значит...
– Он богаче?
– Ну, так неправильно говорить: кто богаче или беднее. Может, родители Антона именно на машину долго копили, и не покупали себе что-то другое? А у того мальчика в метро просто так получилось, что он остался один, без родителей. Мы поделились с ним, помнишь? Поэтому главное – не богатство или бедность, а щедрость.
Олег слушал, я продолжала импровизировать.
– Если Антоша твой друг, не имеет никакого значения, сколько у него или его родителей денег. Важно только, хорошо ли вам дружить. Что такое дружба, по-твоему?
– Когда нам интересно играть вместе, мы делаем уроки и помогаем один другому.
– И все? А если его обидят?
– Я его защищу! И даже буду драться, если надо.
– Вот видишь. А разве для этого всего нужны деньги?
Сын подумал и ответил:
– Только если мы хотим мороженого купить.
Я рассмеялась с облегчением. Кажется, сын воспринял наш разговор довольно спокойно. Главное, он не заявил, что хочет быть богатым, как Антон или кто-нибудь из других детей. Не чувствует себя ущемленным.
Вскоре мне позвонила мама Антона.
– Вы уж извините, но я не хочу, чтобы мой сын общался с вашим, – заявила она. – Вы на него плохо влияете, и вообще, они дети разного круга.
– Я-то извиню, а ваш сын? – ответила я и нажала кнопку отбоя.
В тот же вечер Антоша внезапно пришел к нам с большой сумкой.
– Вот, – сказал он и начал доставать оттуда коробки конфет, какую-то одежду, игрушки. – Я ушел от родителей, и буду теперь жить у вас! Это все Олегу. Я хочу, чтобы мой друг был богатым.
Я онемела. Сын виновато посмотрел на меня.
– Я рассказал ему про наш разговор.
«Не надо было», – хотела я сказать, но промолчала.
– Я буду помогать вам убирать! – заявил беглец. – А вот этот планшет для вас, мы им не пользуемся, он старый, но хороший.
Только я хотела сказать, как волнуются его родители, что они его любят, и поэтому нельзя убегать из дому – тут в дверь снова позвонили. На пороге стоял молодой мужчина.
– Извините, я папа Антона. Он ведь причиняет вам хлопоты?
– Вовсе не причиняет, что вы!
– И за жену извините. Понимаете...
– Я всё понимаю, – кивнула я.
Папа оказался славным, он уговорил сына вернуться совершенно без всяких угроз, чего я, честно говоря, боялась. А еще он оставил Олегу планшет, хотя мы отказывались, и пообещал, что тоже будет с нами дружить.
Антон продолжает иногда приходить к нам, действительно помогает убирать, играет с Олегом во всё на свете. Повезло им друг с другом, похоже.
А мне с сыном.


Рецензии