Ренессанс флорентийской школы живописи

 Развитие ренессансных принципов в творчестве художников флорентийской школы живописи характеризуется необычайным многообразием. То есть, реалистическая направленность была переработана в духе лирической мягкости и большей утончённости форм. Именно такой характер работ был взят за основу мастерами семьи Роббиа.
  Бернардо и Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано создали ряд мраморных алтарей, богато разработанных стенных надгробий, характерных скульптурных портретов. Их искусство получило известность и за пределами Тосканы, найдя себе приверженцев даже на юге Италии.
  Известная рассудочность и экспрессивность сочетаются в технически виртуозном искусстве Антонио дель Поллайоло и Андреа дель Верроккьо.  Оба они были рисовальщиками, живописцами, скульпторами, ювелирами и во всех этих областях достигали значительных высот мастерства. Кроме того, Поллайоло был одним из первых итальянских художников, работавших в гравюре на меди. На его знаменитой гравюре "Битва десяти обнажённых" передана стихия движения, доведена до самых крайних, казалось бы немыслимых, пределов.
  Андреа Верроккьо по праву считается крупнейшим ваятелем кватроченто после Донателло. В своём бронзовом "Коллеони" - памятнике прославленному кондотьеру Бартоломео Коллеони в Венеции, - Верроккьо передает неудержимую поступь грозного военачальника, созерцающего мир с высоты боевого коня. Эта работа - воплощение ренессансного индивидуализма, воинственной дерзости и беспримерной уверенности героя в своём превосходстве над окружающими людьми.
  Мастерская Верроккьо, из которой вышел Леонардо да Винчи, стала подлинной школой теории и практики реалистического направления в итальянском искусстве второй половины пятнадцатого века. Из скульптурных работ мастера известны ещё ряд портретов и изящная статуя Давида. Верроккьо известен также как живописец. Одну из работ - "Крещение" - он написал совместно с Леонардо да Винчи.
  Жанрово-повествовательные и монументальные тенденции флорентийской живописи сочетаются в творчестве Доменико Гирландайо. В его искусно скомпонованных фресках на темы из жизни Марии и Иоанна Крестителя видное место занимает изображение быта флорентийской знати.
  В атмосфере духовного аристократизма и патрицианских вкусов, сложившейся при дворе фактического правителя Флоренции, поэта и мецената Лоренцо Медичи, расцвело искусство Сандро Боттичелли. Непревзойдённый мастер игры прихотливых линейных ритмов и изысканных сочетаний холодноватых неярких прозрачных тонов, Боттичелли был автором многочисленных работ. Творчество этого художника было тесно связано с судьбой его родного города - Флоренции. Здесь раньше и прочнее, чем в других городах Италии, утвердились новые капиталистические формы торговли и банковского дела, здесь расцвела республика - и пала под тиранией Медичи, богатой семьи банкиров, которая правила городом почти триста лет. Как уже было сказано выше, искусствам Медичи покровительствовали. При их дворе, в круг которого попал и молодой Боттичелли, распространялись идеи гуманистической философии, торжествовали аристократические рафинированные вкусы. Это привело к новому интересу к античности, к платоническим учениям. "Рождение Венеры" и "Весна" Боттичелли - первые большие полотна эпохи Возрождения на тему античности. К тому времени художник успел обучиться в мастерской Филиппо Липпи, внимательно присматриваясь к работам Верроккьо и Поллайоло, и даже открыть собственную мастерскую, где среди прочих юношей обучался и сын его учителя - Филиппо Липпи. От живописи современников искусство Боттичелли отличала особая утончённость, одухотворенность и поэтичность. По эмоциональной остроте и духовной напряженности ему не было равных в написании портретов современников. Это был необычайный стиль. Его учитель Липпи впервые показал Мадонну как молодую флорентийку, современницу художника, и Боттичелли был глубоко тронут такой трактовкой образа Богоматери. Его Мадонны, хранящиеся в Дрезденской галерее, всегда нежны и задумчивы. Певучие линии создают сложные. но гармонично-утончённые переплетения, детские тела необычно трогательны, но особенно замечательны выражения лиц персонажей, всегда охваченные живым чувством.
  В более поздних работах Боттичелли звучит уже не робкая печаль, а отчаяние. как, например, в его двух картинах "Оплакивание Христа", исполненных глубокой скорби. В картине "Покинутая" написана одиноко сидящая на каменных ступенях женщина, с горем которой Боттичелли, возможно, отождествляет своё собственное. Творчество этого художника стоит особняком в искусстве итальянского Возрождения. Боттичелли был сверстником Леонардо да Винчи, но трудно причислить его к типичным мастерам как Раннего, так и Высокого Возрождения. Этот художник уникален. Его также можно назвать прародителем одного из наших современных искусств - комиксов. Нет, это не шутка. Впервые именно он в конце 15 века написал картину, объединяющую четыре сцены одного сюжета. Это "Четыре сцены из жизни Святого Зенобия". Зенобий, кто не знает, был епископом Флоренции в конце 4 - начале 5 века. Чудеса, который согласно преданию совершал святой, и стали темой картин Боттичелли. Цикл, состоящий из четырёх панелей, вероятно, был создан по заказу одного из флорентийских братств его имени. Культ Зенобия (или Зиновия) - был широко распространён в его родном городе. Итак в этом цикле художник соединяет четыре эпизода, чего раньше никогда художники до него не делали. То есть, четыре картины в одной. В левой части происходит трагическое происшествие: хрупкое тело мальчика оказалось под тяжёлым, массивным колесом повозки, к нему устремляются обезумевшие от ужаса родители. Затем на второй картине горюющая мать приносит бездыханное тело сына в храм.  Третий эпизод, выделенный архитектурным декором как рамой, повествует о радостном исцелении. Святой Зенобий возвращает матери живого сына. А справа четвёртый сюжет: Святой Зенобий, предчувствуя свою скорую кончину, благословляет близких.
  Ко времени создания этих картин Флоренция пережила драматические события. Умер Лоренцо Медичи, во Флоренции вновь была установлена республика, во главе которой фактически стал друг Боттичелли фанатичный проповедник, настоятель монастыря Сан-Марко - Джироламо Савонарола. Под влиянием его проповедей, мистических проповедей этого монаха, Боттичелли сам, говорят, сжигал свои работы. Он был ревностным его почитателем, и его впоследствии мученическая смерть произвела на художника неизгладимое впечатление. Этим и объясняется экзальтация и драматизм в его позднем творчестве, хотя в последние годы он уже ничего не писал. Но, когда он всё-таки вернулся к живописи после своего упаднического периода, он обратился к архаичной готизирующей манере изображения 14 века - она давала ему больше возможностей в проявлении религиозного экстаза. Исчезает мягкая, певучая линия, пространство становится подчёркнуто конструктивным, изображение сознательно упрощается. Именно это мы и видим в "Сценах из жизни Святого Зенобия", где город (конечно же, Флоренция), архитектура которого тщательно выписана по законам линейной перспективы, в целом таинственно пуст - в нём "живут" лишь участники эпизодов жизни Святого (только пристальный взгляд разглядит чёрную кошку, бегущую по карнизу дома).


Рецензии