Философия и история философии

Знаменитая «История западной философии» Бертрана Рассела начинается с постановки ряда вопросов, с которыми не желает связываться наука, боясь участи, постигшей ее сестру религию, потерявшую доверие и уважение светского общества, нетерпимого к метафизическим бракам. Рассел очерчивает границы познания, выделяет особую территорию для философии, называет ее «No Man’s Land», населяет the Land данными вопросами и заманивает свободные умы строить castles in the air и создавать метафизическую цивилизацию. Чтобы рассеять всякие сомнения о возможности такой цивилизации, где каждый вопрос, в каких бы отношениях он ни состоял со всеми другими свободными умами, всегда доступен и открыт для новых отношений, – Рассел пишет свою «Историю».

Помимо «Истории» Рассела существуют тысячи, а в скором времени, принимая во внимание стремительное развитие интернета, будут существовать миллионы таких историй.

Взяв в качестве примера один из вопросов Рассела: «Is the world divided into mind and matter, and, if so, what is mind and what is matter?» – мы, сравнивая ответы, данные за последнее десятилетие, получим такое количество материала для изучения, что, в сравнении с метафизической цивилизацией Рассела, это будет выглядеть как мегаполис на фоне деревни.

В наш век знание плодится и эволюционирует с такой скоростью, что любые попытки его, так сказать, историфицировать неизбежно обречены на провал. Миллионы историй философий, претендующих на метафизический трон и бесконечная, бессмысленная возня вокруг того, что собственно этот трон собой представляет. Впрочем, «смысл» может быть в самой этой «возне», поскольку подчас она становится настолько увлекательной, что возня, наблюдаемая в «физическом» мире, наряду с ней, кажется совершенно безжизненной.

На ближайшей встрече Калужского Философского Клуба (15 декабря) мы будем говорить о различии между философией и историей философии. Есть ли такое различие? Насколько оно уместно? Как оно соотносится с современной действительностью? И т.д.    


Рецензии