Теоретическая история. Глава 1

                1998


Вотяков Анатолий Александрович





Теоретическая

история

























Москва  1998

 









А.А. Вотяков.   Теоретическая история.


Необычность словосочетания "теоретическая история" свидетельствует, что история — это не совсем наука, правильнее было бы сказать, что это специфический вид литературы. Наука  отличается от литературы неуничтожаемостью. Можно сжечь все учебники физики, уничтожить сам род людской, но по прошествии какого-то времени в другой галактике на другой планете, появится другая цивилизация, однако физика там будет та же самая, там будет та же самая геометрия. Готовы вы поверить, что у них там будет та же самая история? Вот то-то и оно, история у них будет совершенно иной! Но когда они разовьются до такого уровня, что осознают необходимость создания теоретической истории, то у них получится примерно та книга, которую вы сейчас держите в руках. Осталось только прочитать её, чтобы убедиться, что теоретическая история такая же точная наука, как теоретическая физика или теоретическая механика.















*  А. А. Вотяков, 1998
 

... Великий царь монголов оживёт
И будет царствовать потом Арес.

Нострадамус


 


Введение.

        Совершенно невозможно, пользуясь чисто научными методами, объяснить, почему нужна Теоретическая История и почему дальнейшее развитие нашей цивилизации немыслимо без неё. Приходится прибегать к Гомеопатической Магии и пользоваться её рекомендациями, согласно которым подобное по названию, или форме, или... подобно и во всех остальных отношениях. Уподобим Теоретическую Историю ну хотя бы Теоретической Механике и посмотрим, что из этого выйдет.
 По названию они, действительно, немного похожи: и то, и то начинается со слова "Теоретическая", а вот дальше как? Механика в принципе, вообще говоря, немного похожа на историю. Что составляет суть механики? Изобретения, патенты. Вы когда-нибудь бывали в патентной библиотеке? Это что-то страшное! Даты, приоритеты, формулы изобретения, прототипы... — это же самая настоящая история, только история неодушевлённых творений. А теперь скажите: можно, копаясь в этих скопищах документов, в миллионах тонн листиков, испещрённых буковками, головоломными чертежами, утомительнейшими обоснованиями, осознать, что помимо вот этой конкретной, точно описанной, прекрасно задокументированной механики полезно было бы иметь ещё и Теоретическую механику, которой бы занимались люди, ровным счётом ничего не смыслящие в изобретениях, патентах, авторских правах, неспособных отличить утюг от балалайки? Если вам повезло в жизни и вы, копаясь в земле, однажды нашли старую почерневшую от времени монету и в душе решили, что имеете теперь право считаться маленьким-маленьким историком, то вы, не задумываясь, вынесете вердикт: теоретическая история никому не нужна. Но подавляющее большинство населения нашей планеты будет настроено, по-видимому, более снисходительно, значит, Теоретической Истории быть!
        Но тем и сильна Гомеопатическая Магия, что не рекомендует останавливаться на достигнутом, а рекомендует развивать возникшую аналогию, дойти до самого её конца. Чтож, "поехали!" Основателем Теоретической механики является Исаак Ньютон, 19-летний студент, никогда не увлекавшийся механикой, не изобличённый в пристрастиях к изобретению механических диковинок. Его увлекали проблемы, не имеющие никакого отношения не только к механике, но и вообще к нашей земной жизни. Он интересовался движением планет, то есть объектами, которые в принципе нельзя пощупать, объектами сугубо легендарными. Это сейчас мы знаем, что планеты — это такие же материальные объекты, как наша Земля, светящие отражённым светом, а в те времена за такие мысли могли потащить на костёр; по крайней мере, безупречно доказать, что планеты состоят из той же самой материи, из которой состоит наша Земля, несравненно труднее, чем обосновать полезность создания такой науки, как Теоретическая История.
        Выводы. Создать Теоретическую Историю может только заведомый дилетант, ничего не смыслящий в истории и, более того, совершенно равнодушный к ней. Сама история, исторические памятники, мнение историков никаким образом не могут повлиять на Теоретическую Историю, тогда как с выводами Теоретической Истории ни один историк (естественно, не нахальный советский историк, наш современник, а тот, который придёт ему на смену чуть-чуть попозже) спорить не осмелится. Свой фундамент Теоретическая История должна строить в основном на легендах, на клубке противоречивых мнений, который пощупать невозможно. Кажется всё.
        Нет, не всё ещё! Подобно молнии вдруг сверкнула мысль: коль ты вступил на путь Гомеопатической Магии, то нечего юлить — иди до конца!
        Древние греки подарили нам классические науки: Евклид — геометрию, Архимед — механику, Геродот — историю, Страбон — географию, Аристотель — физику и логику; а в новые времена были созданы: Теоретическая механика, Теоретическая физика. Совершенно того не осознавая, я продолжил этот ряд, написав: Теоретическую логику — "Логос", "Теоретическую географию", а в приложении к ней заложил основы Теоретической геометрии. Чтобы завершить вышеприведённый ряд и иметь право сказать: "эстафета принята", — осталось только написать "Теоретическую Историю". Осталось только найти воинствующего дилетанта, ничего не смыслящего в истории, который не от большого ума, естественно, взялся бы за эту неблагодарную работу. А ведь никого не удастся найти, самому придётся делать эту работу.
 
Глава 1 Матриархат

Введение

        Человек — общественное животное, не я эту фразу придумал. Кому-то она нравится, кому-то не нравится, но она есть, она известна и выражает, быть может, только тот факт, что человек не мыслим вне общества, потому что люди чуть-чуть похожи в каком-то смысле на муравьёв, пчёл, термитов, которые вне своего гнезда, вне своей биологической цивилизации жить не могут, чем их ни корми. В отличие от муравьёв, пчёл и термитов, мы способны жить вне общества, вне цивилизации, но это обстоятельство для истории решающего значения иметь не может, потому что эта способность была нами приобретена сравнительно недавно. Действительно, если мы отправимся в не слишком удалённое прошлое, когда "Робинзон Крузо" ещё не был написан, то должны будем признать, что мысль о том, что человек способен жить в одиночку, не разделялась никем. Более того, всем было известно, что женщина, оставшись одна-одинёшенька довольно быстро сходит с ума и гибнет, а мужчина теряет способность говорить, дичает и больше не осознаёт себя человеком. И это не фантазии, это факт, проверенный многократно. Даже в наши дни в девственных лесах Амазонии встречаются только племена, одиночные любители экзотики там не приживаются, как ни пыжься. Поэтому встаёт законный вопрос: раз уж человек не может жить вне биологической цивилизации, то что было первичным — человек или биологическая цивилизация? Согласен, вопрос довольно каверзный, поэтому сформулирую его несколько иначе: какое из двух утверждений истинно — человек является продуктом биологической цивилизации или цивилизация является продуктом сознательных усилий человека?
        Если вы полагаете, что эта проблема относится к кругу вечных проблем древности типа: что было вначале — яйцо или курица, то я немедленно воспользуюсь этим, потому что яйцо было вначале. Яйцо было тогда, когда курицы ещё не было, потому что те динозавры, из которых произошла курица, тоже несли яйца. Яйца откладывают крокодилы, насекомые, яйцо — это универсальный объект биологии, тогда как курица — существенно более частный. Куриц может уже и не быть — всех их перережут, а куриные яйца могут миллионы лет сохраняться в жидком азоте. Проблема яйца и курицы была не разрешима в древности только потому, что древние искренне заблуждались, полагая, что курица была сотворена, что она Божья тварь, а не продукт эволюции во времени.
        Буквально то же самое можно сказать и относительно биологических цивилизаций. Биологические цивилизации термитов и муравьёв существуют сотни миллионов лет. Млекопитающих ещё и в помине не было, а муравьи уже возводили муравейники, термиты строили термитники, поэтому появление биологических цивилизаций людей — это рядовая проблема биологии, обычное повторение пройденного. Более того, совсем нетрудно догадаться, что ввиду того, что отдельный человек значительно умнее отдельного муравья, биологические цивилизации людей должны эволюционировать значительно быстрее, чем эволюционируют биологические цивилизации насекомых. Следовательно, мы вправе ожидать, что человек, развиваясь в форме биологической цивилизации, довольно быстро освоит всё, что освоили существенно более глупые: муравьи, термиты, пчёлы, — обгонит их и, дойдя до самого конца этой формы эволюции, станет снова развиваться как обычный биологический вид, в котором мужские и женские особи более или менее равноправны. Нам осталось только выяснить, какие достижения нашей цивилизации мы могли бы с гордостью приписать себе, а какими, наоборот, нам гордиться не следует, ибо они никакого отношения к нам не имеют, потому что присущи биологическим цивилизациям вообще и на этом основании относятся не к истории, а к биологии.
        Во всех биологических цивилизациях главенствующую роль играют особи женского пола: царицы, матки, — там Матриархат, поэтому можно утверждать, что Матриархат — это ещё не история. В какой-то своей части — это биология, а в какой-то — предыстория, и это разделение нам предстоит ещё уточнить. Общественная структура биологической цивилизации довольно однотипна. На самом верху общественной иерархии находится царица — настоящая фабрика по производству яиц. Есть там и самцы, которые помогают ей в этом чрезвычайно ответственном деле. Все остальные — естественные рабы. Все крупные биологические цивилизации являются рабовладельческими империями. Удивительно, как быстро мы нащупали грань, отделяющую историю от предыстории, — распад рабовладельческих обществ, знаменующий собой переход от полного бесправия мужчин в обществе к постепенному обретению ими прав, доминированию над женщинами и переход к нормальному биологическому развитию (если только можно его назвать нормальным).
 Общественные насекомые умеют строить свои гнёзда-города, прокладывать дороги; у них есть свой язык, язык запахов, свои знаковые системы; они умеют ставить метки, читать их; они создают запасы и эффективно управляют ими; они ведут грабительские захватнические войны; занимаются растениеводством и животноводством; они кодируемы. "Слово власти" способно превратить обычного муравья в муравья-воина, у которого вырастут такие огромные челюсти, что его придётся кормить, как ребёнка, или превратит его в самоходную цистерну для жидких продуктов; по команде они могут стать очень разными, несмотря на то, что все они близкие родственники — дети одной матери.
        Вы знаете, наша цивилизация не настолько уж сильно отличается от цивилизаций общественных насекомых, чтобы мы могли сказать, что наша цивилизация качественно отличается от обычной биологической цивилизации. Следовательно, совсем ещё недавно у нас был Матриархат — классическая биологическая цивилизация людей, в которой мужчина не говорил и был, поэтому естественным рабом. Нет, он не был совсем уж чуркой, мужчины, по-видимому, объяснялись знаками, подобно современным глухонемым, хотя и обладали очень острым слухом и неплохими мозгами. На базе этой знаковой системы неречевого общения были созданы иероглифические системы письма, которые были очень быстро вытеснены буквенными системами, как только "великий немой" заговорил. Слоговая система письма — это, по-видимому, тайнопись Матриархата.
        Противоречие, обнаружилось противоречие... Есть великий народ — китайцы, которые говорят, но пользуются иероглифической системой письменности.
        Можно считать, что это то самое исключение, которое только подтверждает общее правило. Дело в том, что китайский язык — это особый язык, он существует только в письменной форме. До недавнего времени Китай говорил на тысячах различных диалектов и связывала их в единое языковое пространство только письменность. В наши дни, когда, благодаря радио и телевидению, великоханьский диалект, на котором раньше говорили только в Пекине, вошёл в каждый дом, китайцы стали не только писать, но и говорить на одном языке. Не очень почётно быть пророком, но не пройдёт и сотни лет, как китайцы перейдут на буквенное письмо.
        Но всё это пока что только рассуждения, голая теория, первый принципиальный результат, который надо доказать прежде, чем двигаться дальше, звучит совершенно бескомпромиссно: ещё совсем недавно мужчина не говорил.

Про Адама и Абрама

       История Патриархата начинается с этих двух имён. Почему можно быть уверенным в этом? Да потому что Адам по определению был первым мужчиной, а его сын Каин владел речью. Каин поставил перед человечеством очень трудную проблему:
       «И сказал Яхве Каину: "Где Авель, твой брат?" И он сказал: "Я не знаю; разве я сторож моему брату?" И Он сказал: "Что ты наделал? Голос крови твоего брата вопиёт ко Мне от Земли! А теперь: проклят ты Землёю, которая разверзла свои уста, чтобы принять кровь твоего брата с твоих рук! Когда ты будешь обрабатывать Землю, она не станет больше отдавать свою силу тебе; скитальцем и бесприютным ты будешь на Земле". И сказал Каин Яхве: "Больше моё наказание, чем я могу вынести! Вот, Ты изгнал меня сегодня с лица Земли, и от Твоего лица я скроюсь, и буду скитальцем и бесприютным на земле, и будет: каждый, кто найдёт меня, убьёт меня!" И сказал ему Яхве: "Нет! Каждому, кто убьёт Каина, дважды семь раз отмстится". И поставил Яхве Каину знак, чтобы не убил его каждый, кто найдёт его. И ушёл Каин от Яхве, и поселился в стране Нод супротив Эдена. И познал Каин свою жену, и она понесла и родила Ханоха» .
       Откуда вдруг взялись страны, населённые людьми, которые могли убить Каина, и почему "в стране Нод супротив Эдена" вдруг сразу же нашлась жена для Каина? Примирить эти противоречия можно одним-единственным путём: Адам не был первым мужчиной на земле; он был первым мужчиной, сыновья которого владели речью. Владение речью было именно тем знаком, которым отметил Яхве Каина, и этот знак защищал его лучше всякой охраны. В какое бы место Каин ни пришёл, жена и необычайно ласковое расположение к нему знатнейших жителей города было обеспечено. Он — самый желанный гость на Востоке, которому каждый стремится подсунуть в постель свою лучшую дочь, чтобы родился дар богов — говорящий мальчик (кое-где этот варварский обычай сохраняется до наших дней). И стал он скитальцем и бесприютным, но жил, похоже, ничуть не хуже, чем в раю. Прокляла Каина, по словам Яхве, главная богиня Матриархата — Земля, тогда как перед Яхве — Богом Патриархата он ни в чём не провинился.
       А теперь рассмотрим параллельное место из жития Авраама:
       «Аврааму было сто лет, когда родился у него Исаак, его сын. И сказала Сара: "Смех сделал мне Бог; всякий, кто услышит, посмеётся надо мной". И она сказала: "Кто бы сказал Аврааму, что будет вскармливать сыновей Сара! Но я родила сына в его старости". И рос мальчик, и был отлучён от груди, и устроил Авраам большой пир в тот день, когда был отлучён от груди Исаак. И увидела Сара, что сын Хагари-египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. И она сказала Аврааму: "Прогони эту рабыню и её сына, ибо не будет наследовать сын этой рабыни с моим сыном, с Исааком. И очень не понравилось это Аврааму из-за его сына. И сказал Бог Аврааму: "Не огорчайся из-за этого отрока и из-за этой рабыни! Всё, что сказала тебе Сара, — слушай голос её, ибо в Исааке будет названо твоё потомство. Но и сына этой рабыни Я сделаю великим народом, ибо твоё семя он"» .
       Общего в этих друх отрывках пока что очень мало: старший сын, непочтительный насмешник, изгнан, а младший, из которого слова не выдавишь, будет принесён в жертву. Если бы только этим всё и ограничивалось, то можно было бы считать, что это не более, чем случайное совпадение. Но в действительности это не так. Если мы отбросим более поздние эмоциональные оценки происходящего и объяснения того, что в сущности ни в каком объяснении не нуждается, то оставшаяся фабула будет удивительнейшим образом совпадать.
       Муж и жена ни в чём не нуждаются, живут припеваючи (Адам и Ева — в самом настоящем раю). Очень долго живут (Адам и Ева — вечность; Авраам и Сарра — 100 лет), а детей у них нет. Супруги, надо сказать, очень даже не случайные люди (Авраам и Сарра — брат и сестра, а Ева была клонирована из тканей костного мозга, взятых от Адама; не надо зацикливаться на том, что это невозможно; от Адама берутся две клетки, чтобы сформировать из них одну с двумя Х-хромосомами; это трудно, но в принципе реализуемо). Есть древние варианты Бытия, в которых упоминается, что до Евы у Адама была какая-то другая жена, так что в принципе Каин мог быть сыном этой первой жены.
       Решающую роль в жизни супругов играет необычная трапеза. Необычна она тем, что помимо самих супругов к ней оказались причастны три сверхъестественных существа. В истории Адама и Евы — это говорящий Змей, Господь Бог и "херувим с мечом огненным обращающимся". В истории Авраама и Сарры — это знаменитая Троица. Одно лицо, являющееся Самим Господом Богом, предсказало женщине, что она вскоре в муках родит, а двое других выступили в роли гарантов нового порядка. Один, являющийся, по-видимому, аналогом "херувима с мечом огненным обращающимся", сжёг Содом, а другой, являющийся аналогом говорящего Змея, залил Гоморру серой. Обратим внимание на характерную деталь: вот до этого самого момента Содом и Гоморра вроде бы никому не мешали и, быть может, даже были необходимы, но "час Х настал" и они были уничтожены.
       История Адама и Евы настолько бедна событиями, что, кажется, не осталось ни одной детали, соответствия которой мы не нашли бы в истории Авраама и Сарры. Впрочем, это не совсем так. Дело в том, что имена мужчин Адам и Абрам очень похожи, тогда как имена женщин Ева и Сарра, наоборот, непохожи совсем. Какой из этого следует сделать вывод? Естественно, самый нелогичный — у Сарры было ещё одно имя и это имя звучало чрезвычайно похоже на имя Ева. Но это уже история Величайшей женщины нашей цивилизации и рассказывать её надо не спеша, обстоятельно и без суеты, что и будет сделано попозже.
       С учётом этого последнего замечания мы должны признать, что за начало отсчёта в Библии взято историческое событие — появление первого говорящего мужчины, то есть начало Патриархата. Это событие представлено в Пятикнижии сразу двумя вариантами: историей Адама и Евы и историей Авраама и Сарры. В истории Авраама и Сарры события изложены более обстоятельно, поэтому далее мы будем рассматривать только её.
       Но прежде, чем излагать историю Патриархата, следует отделить её от событий позднего Матриархата, то есть от событий предыстории, от того этапа развития Матриархата, на котором говорящие мужчины уже были, однако изготовляли их, можно сказать, слишком уж варварским способом. Кстати, современная эпоха является эпохой чрезвычайно пышного расцвета варварства. Что отличало варвара от представителей классики: греков, римлян, египтян? Неистребимое стремление защитить права человека. В отличие от жестоких, бездушных греков, римлян, египтян, захватывающих людей в рабство, распинающих их на крестах, травящих христиан на аренах цирков дикими хищниками, варвары совершенно не ценили храмы, статуи, алтари, не признавали за ними ничего божественного, достойного восхищения. Я горжусь тем, что я потомок тех вандалов-венедов-ванов-славян, которые в своё время сокрушили военную машину Рима, а ворвавшись в самое сердце империи, город, являющийся исчадием ада, смели с лица земли всех его идолов, всё, чем он так гордился, всё, что составляло основу его могущества, и освободили остальные народы. Похоже, что эта необъяснимая способность очищать землю от зла, освобождать народы от ига рабства дана нам свыше, потому что и все последующие радетели рода людского — Чингиз-хан, Наполеон, Гитлер, нахлебавшись русской крови, благополучно издыхали, так и не реализовав свои грандиозные планы переустройства нашей планеты.

Величайшая тайна Матриархата

       Совсем ещё недавно мужчина был не таким, каким мы привыкли его видеть в наши дни. Несколько тысяч лет назад, при Матриархате, он не владел речью. Этот факт никак не скрывается, все вы читали об этом много-много раз, но до вашего сознания эта истина так и не доходила. Давайте вместе это прочитаем. В детстких сказках, разумеется, эта информация не так хорошо видна, поэтому возьмём какой-нибудь распространённый источник информации о Матриархате, например, "Мифологическую библиотеку" Аполлодора и внимательно прочитаем первые 20 строк.
       «Уран первый стал править миром. Вступив в брак с Геей, он произвёл на свет прежде всего так называемых гекантонхейров — Бриарея, Гия и Котта, которые превзошли всех ростом и силой, имея по сто рук и по пятидесяти голов каждый. Вслед за ними родила ему Гея киклопов — Арга, Стеропа и Бронта, каждый из которых имел на лбу один глаз. Но Уран связал их и сбросил в Тартар. Это объятое мраком место в Аиде, удалённое от поверхности земли на такое же расстояние, как земля от неба. Затем Уран  и Гея произвели на свет сыновей, так называемых титанов — Океана, Кея, Гипериона, Крия и Иапета, и после всех Крона, а также дочерей, прозванных титанидами, Тефию, Рею, Фемиду, Мнемосину, Фебу, Диону, Тейю.
       Гея, негодуя по поводу гибели детей, сброшенных в Тартар, убедила титанов восстать против отца и дала кривой стальной меч Крону. Все титаны, за исключением Океана, напали на отца, и Крон, отрезав детородный орган Урана, бросил его в море. Из капель хлынувшей крови родились Эринии — Алекто, Тисифона, Мегера. Свергнув отца, титаны вывели из Тартара брошенных туда братьев и передали власть Крону. Крон же снова заковал их и заключил в Тартар. Крон женился на сестре Рее и, так как Гея и Уран предрекли ему, что власть у него отнимет его собственный сын, стал пожирать рождавшихся у него детей» .
       Если мы пойдём на поводу своих эмоций, негодуя по поводу кто кого съел, то самое главное от нас немедленно ускользнёт. Прежде всего, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что бог, правящий миром, совершенно не знает, что ожидает его в самом ближайшем будущем, например, что ему вот-вот отрежут детородный орган. Ясно, что как только Урану его отрезали, он сразу же лишился и силы, и власти, но стал пророком! Он предрёк Крону, что власть у него отнимет его собственный сын. Если вы полагаете, что этим самым сказано, что вследствие кастрации он обрёл способность видеть будущее, то мне придётся вас разочаровать. Это мнение ничем не оправдывается. Богу не надо знать будущее, это ему ни к чему, ибо он сам творец будущего. Уран обрёл способность говорить, поэтому он сразу же отомстил Крону, изрёк, что власть у него отнимет его собственный сын, и этого достаточно, это сбудется и ничего уже изменить нельзя, потому что слово вылетело и назад его не затолкнёшь. Крон этому, по-видимому, даже очень обрадовался: ещё бы, Уран полностью определил его будущее — пророчество несомненно сбудется, а значит, никто не лишит Крона власти, кроме его собственного сына, следовательно, отныне никаких вольностей на стороне, надо жениться и съедать всех детей, которых ему рожает жена. Девочек тоже надо съедать, потому что женщины очень хитры, они ведь могут быстренько-быстренько оскопить мальчика кривым ножом и выдать его за девочку. Никаких вариантов тут нет — всё однозначно и неотвратимо, как доказательство Евклида. Если вас ужасает сама форма столь неслыханного злодейства, то это тоже не совсем так, как вам представляется. В высшей мере нечестно проецировать эту историю на себя, потому что Крон злодеем не был и детей своих не переваривал, он ничего плохого им, бессмертненьким, не делал, он просто их глотал. Когда потом обманным путём ему дали рвотное, он изрыгнул их всех обратно — окрепших, возмужавших, выросших. Вот тут-то они за него и взялись, но это уже другая история.
       Итак, вы знаете теперь величайшую тайну Матриархата: чтобы мужчина заговорил (неважно бог он или простой смертный), его надо оскопить специальным кривым ножом, чтобы его промежность стала похожей на промежность женщины. Это магическое действо, несомненно улучшающее мужчину, делающее его полноправным членом высшего общества, сохранилось до наших дней в форме обрезания или даже самооскопления.

Исида и Осирис

        «И рассказывают, что ... Исида и Осирис, полюбив друг друга, соединились во мраке чрева до рождения. Некоторые говорят, что от этого брака и произошёл Аруэрис, которого египтяне называют старшим Гором, а эллины Аполлоном.
        Рассказывают, что, воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов; а потом он странствовал, подчиняя себе землю и совсем не нуждаясь для этого в оружии, ибо большинство людей он склонял на свою сторону, очаровывая их убедительным словом и всевозможной музыкой. Поэтому греки отождествляли его с Дионисом  .
        ... Из всех частей тела Осириса Исида не нашла только фал, ибо он тотчас упал в реку и им кормились лепидоты, фагры и осетры, которыми гнушаются больше, чем всякой другой рыбой. Исида же, по рассказам, вместо него сделала его изображение и освятила фалл; в честь него и сейчас египтяне устраивают празднества»  .
        Какие дикие сексуальные фантазии расцветали в умах древних египтян. А может быть это и не фантазии вовсе? Действительно, если в те далёкие времена мужчина ещё не владел речью, то способность "очаровывать убедительным словом" не давалась так просто, как в наши дни, а достигалась кастрацией в младенческом возрасте, но в таком случае Осирис и Исида только во чреве матери могли "полюбить друг друга и соединиться", чтобы от них мог родиться Гор — других вариантов в те времена, к сожалению, не было. Так что это не необузданная сексуальная фантазия, а суровая необходимость. Естественно, когда Исида собирала части Осириса, то некой весьма существенной части мужчины она и не нашла, да и не искала, потому что её у Осириса давным-давно не было!
        Какое удивительное совпадение: детородный орган Урана был отсечён и брошен в Океан, где его, по-видимому, тоже съели какие-то рыбы. Можно предположить, что здесь мы сталкиваемся с очень древней традицией, уходящей корнями ещё в историю всемирного потопа. В этой практике легко усматривается жертвоприношение океану, составляющее обязательную часть обряда инициации капитана.
        Двух примеров мало будет. Чтобы показать, что примеров этих — море бескрайнее, но только глаз современного читателя их "в упор не видит", продолжим цитирование Аполлодора. Возьмём следующий, без какого бы то ни было перерыва отрывок, только вы уж будьте, пожалуйста, повнимательнее и не упустите скрытой в этом тексте "клубнички". Договорились?
        «И первой он проглотил родившуюся Гестию, затем Деметру и Геру, вслед за ними Плутона и Посейдона. Разгневанная этим, Рея отправилась на Крит, в то время, когда она была беременна Зевсом, и родила его в пещере горы Дикте, поручив воспитывать его куретам и дочерям Мелисея, нимфам Адрастее и Иде. Последние вскармливали Зевса молоком Алмафеи, а куреты в полном вооружении охраняли находившееся в пещере дитя, ударяя копьями о щиты, чтобы Крон не услышал голоса ребёнка. Рея же, завернув в пелёнки камень, дала его проглотить Крону взамен новорожденного.
        Став взрослым, Зевс призвал на помощь Метиду, дочь Океана, и она дала Крону выпить зелье, которое заставило его изрыгнуть вначале камень, а затем и детей, которых он проглотил. В союзе с ними Зевс начал войну с Кроном и титанами. После того как они сражались 10 лет, Гея предсказала Зевсу победу, если он привлечёт в качестве союзников тех, кто был низвергнут в Тартар. Тогда Зевс, убив сторожившую их Кампу, освободил их от оков. Киклопы дали Зевсу гром, молнию и перун, Плутону шлем, а Посейдону трезубец. Вооружившись, они одержали победу над титанами и, заключив побеждённых в Тартар, поставили над ними в качестве стражей гекатонхейров. Сами же они, метнув жребий, разделили власть: Зевсу выпало господство на небе, Посейдону — на море, Плутону — в Аиде...
        Зевс вступил в брак с Герой, и от этого брака родились Геба, Эйлития, Арес. Сходился он и со многими смертными женщинами и богинями» .
        Ничего достойного внимания вы в этом тексте не заметили? Почти что ничего. Вот три гиперсексуальные идеи, на которые просто необходимо обратить внимание: они разделили власть на три части, но правил-то один Зевс (почему?); Зевс женился на своей сестре и имел от этого брака только троих детей (почему?); Зевс сходился со многими смертными женщинами и богинями, принимая самые разные образы (почему?).
        Тем и интересен греческий миф, что он прозрачен и неотвратим, как теорема. Зевс, чтобы стать верховным богом, каждое слово которого неизбежно сбывается, должен стать кастратом. И он стал им, на что указывает неограниченная власть его слова и то, что у него родилось только трое детей от Геры, а бессчётное множество остальных детей ему нарожали смертные женщины, богини и даже животные, он никому спуску не давал. Вы ещё не догадались, в чём тут дело? Согласно магии обретения власти слова, он должен быть кастрирован кривым ножом, а его детородный орган должны съесть рыбы. Так вот Зевс, следуя унаследованному от своего отца необычайно острому уму, сам же приняв образ рыбы, проглотил его. Поэтому, когда он был самим собой, Зевсом на Олимпе, он ничего не мог, однако стоило ему превратить себя в кого-нибудь другого, как всё сразу вставало на свои места — власти речи он лишался, зато обретал неувядающие мужские доблести (вот когда возникла эта традиция быть паинькой на работе, превращаясь в сексуального маньяка вне её).
        Однако легенды — это всего только легенды. Неплохо было бы иметь более или менее несомненные исторические свидетельства на эту довольно скользкую тему. Таких свидетельств много, но они, как правило, облечены в неприметную форму (католические цензоры тут несомненно приложили руку за прошедшие ХХ веков).
        «Аристотель, самый преданный из учеников Платона, был шепеляв в разговоре, ноги имел худые, а глаза маленькие, но был приметен одеждою, перстнями и причёской. У него был сын от наложницы Герпиллиды...
        От Платона он отошёл ещё при его жизни; Платон, говорят, на это сказал: "Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребёнок свою мать". Гермипп в "Жизнеописаниях" рассказывает, будто он находился в афинском посольстве к Филиппу, когда главенство в академической школе перешло к Ксенократу; вернувшись и увидев над школой нового человека, он предпочёл прохаживаться взад и вперёд с учениками в Ликее и беседовать с ними о философии, пока не наступал час натираться маслом. За эти прогулки они и получили наименование перипатетиков; а по другим известиям — оттого, что Аристотель вёл некоторые свои беседы, сопровождая Александра, прогуливающегося после болезни. Когда же учеников вокруг него стало больше, он стал говорить сидя, заявивши так:
        Позор молчать, коль Ксенократ болтает!
        Учеников своих он упражнял в рассуждениях на заданные положения, упражняя их в красноречии.
        Тем не менее отсюда он уехал к евнуху Гермию, тирану Антарнея; говорят даже, что тот был его любовником, а другие говорят, будто Гермий породнился с ним, выдав за него дочь или племянницу. Так пишет Деметрий Магнесийский в книге "Об одноимённых писателях и поэтах"; он же уверяет, что Гермий был рабом Евбула, вифинянином, и убил своего хозяина. Аристипп в I книге "О роскоши древних" пишет, будто Аристотель влюбился в наложницу Гермия, женился на ней с его согласия и от радости стал приносить смертной женщине такие жертвы, какие афиняне приносят Елевсинской Деметре, а в честь Гермия сочинил пеан, приводимый ниже. Оттуда он явился в Македонию к Филиппу; здесь он взял в обучение его сына Александра; попросил восстановить его родной город, разрушенный Филиппом, и добился этого; а для жителей сам написал законы. (Законы он писал даже для своей школы, подражая Ксенократу, — например, чтобы каждые десять дней назначался новый староста.) А когда он рассудил, что уже достаточно провёл времени с Александром, то уехал в Афины, к Александру же привёл своего родственника Каллисфена Олинфского; и, глядя, как тот не в меру вольно рассуждает с царём, не слушая советов, попрекнул его такими словами:
        Скоро умрёшь ты, о сын мой, судя по тому, что вещаешь!
        Так и случилось: его заподозрили в соучастии с Гермолаем, злоумышлявшим против Александра, долго возили в железной клетке, обросшего и завшивевшего, а потом он был брошен льву и так погиб.
        Стало быть, Аристотель уехал в Афины, и там он тридцать лет возглавлял школу, пока ему не пришлось бежать в Халкиду, оттого что его привлёк к суду за бесчестие иерофант Евримедонт (или Демофил, как утверждает Фаворин в "Разнообразном повествовании") — как за тот гимн, который он сочинил в честь названного Гермия, так и за следующую надпись на статуе того же Гермия в Дельфах:
        Сей человек вопреки священным уставам бессмертных
        Был незаконно убит лучников персов царём.
        Не от копья он погиб, побеждённый в открытом сраженьи,
        А от того, кто попрал верность коварством своим.
        В Халкиде он скончался, выпив аконит, и было ему семьдесят лет, а к Платону он пришёл в тридцать. Так утверждает Евмел в V книге "Истории"; но это ошибка, ибо жизни его было шестьдесят три года, а с Платоном он встретился в семнадцать» .
        В этом свидетельстве, как вы вскоре убедитесь, отражена вся эпоха античности, оно подобно бесценной нити жемчуга. С чего же начать? Естественно с того, что Аристотель был не глупее нас, не отличался он и аморальными наклонностями. Глупцы осуждали его за то, что он возносил небывалые почести смертной женщине, в которую был без ума влюблён, но мы его за это не осуждаем. Нам более странным представляется, что он избрал себе в любовники евнуха Гермия. Вообще эта история с Гермием представляется мне очень непонятной. Раб Гермий убил своего хозяина, остался жив, стал свободным, причём не просто свободным, а стал тираном Атарнея, видимо, очень неплохим тираном, потому что к нему едет лучший ученик Платона, умнейший человек планеты, заносчивый необычайно (зачем?), чтобы добиваться любви евнуха Гермия? Нет, я этого не понимаю и, пока не пойму, с места дальше не сдвинусь.

Проблема Гермия

        Ключ к разгадке этой головоломки содержится в диалоге Сократа "Менон". Этот диалог подробно разбирался в первом томе "Логос". Сократ, исследуя природу знания, пытается обосновать идею, что узнавание — суть припоминание, и просит привести кого-нибудь, кто уж точно ничего не смыслит в геометрии. Менон приводит ему мальчика-раба. "Он говорит?" — спрашивает Сократ. И тут вдруг открывается вся бездна нашего невежества! Переводчику А.Ф. Лосеву — человеку чрезвычайно уважаемому, компетентному и осведомлённому, вопрос кажется бессмысленным и он добавляет от себя в скобках "/по-гречески/". А ведь Сократ совсем не это спрашивал, его интересовало: говорит ли мальчик вообще, потому что рабы мужского пола тогда ещё не говорили. А если раб говорил, то, значит, он был сыном хозяина его матери. Иными словами, Сократ спросил Менона: ты что, своего сына нам привёл, проказник? Поэтому следующий его вопрос звучит тоже совершенно естественно: не учил ли его кто геометрии (раз уж он сын богатого образованного человека, то не исключено, что его могли учить геометрии).
        Проблема рабства — это не экономическая проблема. Рабство — это языковая проблема. Ввиду того, что от тех далёких времён, когда рабство было повсеместным, не сохранилось никаких заслуживающих доверия данных, обратимся к недавним материалам: истории рабства в США и истории крепостного права в России. Рабство в США продержалось очень недолго, ровно столько, сколько было нужно для того, чтобы рабы стали сносно говорить по-английски. С этого момента проблема отмены рабства стала неотложной. А вот в России всё было наоборот, крепостное право всё туже и туже затягивалось на шее русского мужика, пока усилиями Державина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого высший свет не заговорил по-русски. Как только языковая пропасть исчезла, мужика тут же пришлось освободить.
        Кстати, с тех древних времён тоже кое-что сохранилось до наших дней, например, знаменитая история Эзопа. Он очень хорошо владел языком и поэтому его пришлось освободить.
        Но вернёмся к истории Гермия. Чем хороши греческие тексты, так это тем, что они — как теоремы геометрии, если какие-то куски цензура выбросила или мыши отъели, не страшно, смысл всё равно можно восстановить! Итак, в указателе имен к монографии Диогена Лаэртского есть пояснение:
        «Гермий, евнух, раб Евбула, а затем соправитель над Атарнеем и Ассом, друг Аристотеля и Ксенократа, приёмный отец жены Аристотеля Пифиады» .
        Выходит, что евнухи были прекрасными правителями на Востоке и греки широко этим пользовались! Значит, Аристотель и Ксенократ не потому стали друзьями Гермия, что он был рабом или евнухом, а потому, что он очень много знал такого, чего в Греции больше не знал никто. Но ведь этим самым мы только сказали, что он был захваченным в плен жрецом Матриархата, жрецом очень высокого посвящения. Следовательно (неужели вы ещё не догадываетесь что из этого следует?), в своих сексуальных предпочтениях он был подобен женщине, это же очевидно, если бы это было не так, его просто не допустили бы до тех высот инициации, тех знаний, которыми он обладал.
        Теперь вы понимаете, почему, когда в двух библейских городах Содоме и Гоморре появились два лица мужского пола и спросили, где можно найти дом праведника Лота, мужчины со всего города сбежались предложить себя им в любовники? Они не сомневались в том, что это обычные евнухи высшего посвящения, пристрастия которых им были прекрасно известны.
        Аристотель, несомненно, всё заранее просчитал, отправляясь к Гермию. Он решил влюбить в себя Гермия и выторговать для себя высшее посвящение, которое ещё мог бы получить неоскоплённый мужчина. И уже находясь там, он очень быстро сообразил, что наложница Гермия — это в каком-то смысле живая богиня, поэтому совсем неудивительно, что жутко скупой Аристотель тут же показал ей, на что он способен, и, насколько мне известно, никогда об этом не жалел.
        Когда вы читаете, какой разврат царил в древнем мире, какие невероятные формы проституции, гомосексуализма, скотоложества процветали тогда, то вполне возможно вы всего только знакомитесь с тенденциозно пересказанными древнейшими научными отчётами с переднего края биологической науки Матриархата, серьёзно занятой в то время проблемой выведения говорящего мужчины.
        Ох, не сразу он получился, ох, не сразу!
        Дошедшие до нас сведения о традициях храмовой проституции позволяют довольно точно сказать, каким образом появился первый говорящий мужчина. Геродот писал:
       «Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с [толпой] остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает вот как: в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из верёвочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. По этим-то проходам ходят чужеземцы и выбирают себе женщин. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: "Призываю тебя на служение богине Милите!". Милитой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги женщине не позволено, так как эти деньги священные. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросит ей деньги. После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не завладеешь ею вторично. Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года. Подобный этому обычай существует также в некоторых местах на Кипре» .
        Итак, много-много лет назад в храм вошёл мужчина, бросил деньги и сказал что-то (ясно, что им мог быть только иностранец, потому что местные мужики в женский храм под страхом смерти не заходили, а главное, они ещё не умели говорить), у Милиты, совокупившейся с этим чудом природы, родился бесценный дар богов — настоящий говорящий мальчик, потомками которого и являются все говорящие мужчины города. Милита стала национальной героиней, её слава не даёт покоя даже женщинам, гордящимся своим богатством. Чем они хуже Милиты? Они тоже мечтают совершить какой-нибудь выдающийся подвиг во славу своего народа. Возникла освященная временем благородная традиция, в которой мы, жители конца двадцатого века, видим всего только низменную женскую распущенность, которая может ох как нехорошо завершиться. В Вавилоне этот обычай был, похоже, насаждён сверху, поэтому ни одна девушка не могла уклониться от своего священного долга перед отчизной.


Рецензии