Символ белого цвета

     Белый цвет у русских символизирует чистоту и невинность, ясность, красоту, праздник, божественный свет и истину. А вот в некоторых странах Европы, Китае и Египте белый цвет – цвет смерти. Траурные одеяния – белые.
     Но вспомните также, что в русском языке есть и негативные выражения «белая ворона», «белая печень» (трус), «показать белое перо» (быть побеждённым, осмеянным). Несмотря на всю «положительность» смысла «белый»: белый флаг (примирение), белый голубь (мир).
     По одной из древних египетских легенд Египет создали девять Белых Богов. Благодаря свидетельствам, хранящимся в разных музеях мира, историкам хорошо известно, что правящей кастой Египта были белые люди.
     До наших дней сохранилась также легенда индейцев о белом боге. Тольтеки и ацтеки Мексики называли белого бога Кецалькоатль, инки – Кон-Тики Виракоча, для чибча он был Бочика, а для майя – Кукулькан. Перуанцы называли его Хустус.
     По одной из китайских легенд китайская цивилизация началась, когда на небесной колеснице к ним прибыл Белый Бог Хуан Ди и научил возделывать рис, строить дамбы, делать лодки и колесницы, музыкальные инструменты и многое другое.
     В других китайских хрониках упоминается влияние белых людей с Севера.
     У монголов издавна белый цвет олицетворяет начало, истоки чего либо. Начало года называли «белым месяцем». «Белый» в монгольском языке и устном народном творчестве употребляется в понятиях материнское молоко, истина, открытая человеческая душа.
     У мордвы есть обычай обращаться к земле, как к родному существу. Считалось, что есть у земли мать-покровительница – Норов-ава. И если её как следует похвалить да попросить, даст она хороший урожай:
         Норов-ава, матушка,
         Норов-ава, хлеб да соль.
         Расти хлеба, словно леса,
         Словно леса, земли краса…
     Ханты почитали зверей и птиц белого цвета, с ними связаны многие легенды и мифы. Ханты, манси и ненцы без показного восхищения любуются ослепительной белизной первого снега, причудливыми переливами красок в сполохах северных сияний.
     Канпунк ойка был белокурым… Мир суснэ хум – защитник всех людей. Его ещё называют Лувын хум – «Человек на коне», Эква пыгрись, Отыр, Сосни отыр. Его священное место – Белогорье. Он был белокурым, очень сильным и мудрым, ладил со всеми, оберегал людей от бед, контактировал с русскими.
     Нёр ойка – это один из братьев Тагт котиль ойки, его дом в верховьях Сакв-я – священная гора на Северном Урале, его одежда и обувь из белого меха, ездил он на белых оленях.
     Нёр эква – жена Нёр ойки. К этой горе манси не ходят. Она считается очень священной. Обряд поклонения делают на большом расстоянии от неё.
     Берёза у манси – небесное дерево, потому что оно светлое.
     Мордва также слагала легенды и песни о берёзе:
     Ой, село, село, красивое село Сурское,
     На нижнем конце его гудит бор,
     На верхнем конце – берёзовая роща…
     Большое значение придавала мордва и  бело-розовым яблоневым цветам:
        Краса земли ты, яблонька,
        Ты – венец весны…
     Нёх у ханты – чистая, «родниковая вода», текущая по сосновым борам.
Ялпинг-Нер – священная гора манси, где якобы живёт главный дух Нер-Ойка – покровитель оленеводов.
     Нер…Нерь…вспоминается Ош-Панда-Нерь (возле села Шелехметь в Самарской области) – древнее мордовское название горы. По-русски: город-гора-мыс. А ведь рядом – городища V – III вв. до нашей эры. На горе – остатки городища XI – XII вв. н.э.
     А на высоком скалистом берегу Туры когда-то было вогульское городище Нером-Карр, позднее, в 1598 г., здесь была поставлена деревянная крепость с башнями, стены которой окружали город с трёх сторон, с четвёртой стороны естественной защитой служил крутой берег Туры.


Рецензии