Ч. 289 Под чужими именами

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/12/09/1095

Оставим на время петропавловских  жителей,  гарнизон и корабли в бухте Декастри и вернёмся к некоторым другим малоизвестным событиям.  В 1854 году Путятин отправил курьером в Петербург лейтенанта Александра Егоровича Кроуна.

Помимо отчёта о переговорах в Японии, лейтенант доставил письмо Путятина управляющему Морским министерством с просьбой командировать надёжного морского офицера в Сан-Франциско для покупки там артиллерийских, шкиперских и комиссариатских припасов, необходимых для обеспечения плавания «Дианы».

Для доставки их в Декастри командированный офицер должен был нанять судно.
 
Одновременно генерал-губернатор Восточной Сибири попросил отправить капитана 1 ранга Петра Васильевича Казакевича, состоявшего при нём для особых поручений, для приобретения в Америке 2-х- буксирных пароходов для плавания по Амуру и привести их весной в Амур.

Великий князь Константин, изучив эти две просьбы, посмотрел на дело шире. Он доложил царю, что предлагает отправить в Америку в секретную командировку капитана 1 ранга Казакевича, а в помощь ему назначить лейтенанта Кроуна, который ранее блестяще справился со специальными поручениями.

Константин предложил поручить Казакевичу «заготовление провианта, провизии и припасов в Америке для Камчатки, независимо от мер, принятых генерал-губернатором Муравьёвым в Сибири».

Продумал великий князь, и где взять на это деньги. Он попросил разрешение императора «использовать кредит в 100 тысяч талеров, открытый в Нью-Йорке для покупки американского антрацита, т.к. покупка не состоялась и сумма свободна».
 
В случае, если денег на закупку продовольствия и припасов для дальневосточников не будет хватать, то «просить министерство финансов открыть дополнительный неограниченный кредит посланнику нашему в Вашингтоне за счёт сметы Морского министерства на 1856 год. На путевые издержки Казакевичу и Кроуну – сумму по бывшим примерам».
 
На докладе генерал-адмирала великого князя Константина появилась пометка: «Высочайше разрешено 1.12.1854 г.».

Константин запросил у министра внутренних дел два бланка заграничных паспортов с последующим уведомлением, кому они будут выданы. Решили отправить двух  морских офицеров в США под прикрытием, с фальшивыми фамилиями и под видом купцов.

Шла война, США поддерживали нейтралитет, в то же время тайно помогали России, закрывая глаза на действия её агентов. Международный скандал был не нужен ни Российской империи, ни  США, где тоже не дремала британская агентура.

14 декабря 1854 года из департамента полиции Министерства внутренних дел в инспекторский департамент Морского министерства курьер доставил два паспорта с требованием сообщить, кому они будут выданы.
 
Лейтенант Кроун расписался за получение двух загранпаспортов за №№ 496/473 и 495/472 на имя купцов 1-й гильдии Локотникова и Соловьёва. В паспортах имелось указание российским властям всюду пропускать обладателя паспорта и оказывать ему всяческое содействие.

На следующий день в Министерство внутренних дел сообщили, что паспорта выданы капитану 1 ранга Казакевичу и лейтенанту Кроуну, отправляющимся в Америку по особо возложенным на них поручениям.

Вся переписка по вопросу выдачи паспортов была секретной.

Казакевич стал купцом 1-й гильдии Соловьёвым, а Кроун – купцом 1-й гильдии Локотниковым. Перед ними поставили задачу: приобрести два парохода для плавания по Амуру и два корвета, механическое заведение для порта с различными машинами и станками;
 
зафрахтовать купеческие суда для отправки продовольствия в Николаевский пост. Закупить для фрегата «Диана» разные артиллерийские, шкиперские и комиссариатские припасы с доставкой в гавань Декастри.

Кроме того, заготовить для Камчатки провиант, провизию и припасы, «независимо от тех мер, какие приняты генерал-губернатором Восточной Сибири». Им также предстояло купить строительные материалы по огромному списку, составленному в канцелярии генерал-губернатора Восточной Сибири.

Два моряка получили от своего командования самые широкие полномочия, им разрешили действовать «по собственному усмотрению, без всяких ограничений в суммах, но с соблюдением казённого интереса».

У Василия Степановича Завойко были прекрасные отношения с российским вице-консулом Петром Степановичем Костромитиновым. По его просьбе Костромитинов приобрёл в Бостоне и выслал на Камчатку 500 пудов пороха и 11000 пудов провианта.

Поэтому, прибыв в США (я пишу так для краткости, тогда страна называлась Северо-Американские Соединённые Штаты), оба офицера изменили планы закупок. Оба хорошо представляли себе обстановку в Приамурье и понимали, что в первую очередь необходимо.

Казакевич купил в Нью-Йорке пароход «Америка» и провизию для экипажа, рассчитанную на 10 месяцев,  и отправил его из Нью-Йорка вокруг мыса Горн в Сан-Франциско, а оттуда к устью Амура.

Он также купил небольшой  железный пароход «Амур», баржу «Лена» и механическое заведение, морские навигационные и хирургические инструменты, книги, карты и прочее по заказу Путятина. Пароход в разобранном виде, баржу и механическое заведение Казакевич отправил в устье Амура на большом паруснике "Europe".

Кроун, которому присвоили звание капитан-лейтенанта, купил транспорты «Японец» и «Манджур», паровой молот, паровой аппарат для вбивания свай, землечерпательную машину, лесопильный завод и различные инструменты и материалы.

Поражаешься огромной и ответственной работе, которую выполнили эти два офицера. Причём в кораблестроительном департаменте Морского министерства пришли к выводу, что все покупки были сделаны «с существенной для казны выгодой».

Такой вывод сделали на основании сравнения с приобретением судов и оборудования, сделанных до и после Крымской войны. Во все времена были честные и нечестные люди.

Подобную миссию в последующие годы выполнял в США капитан-лейтенант Леонид Павлович Семечкин. Это был редкостный проходимец и вор, которого один из современных военно-морских историков возвёл в ранг «теоретика крейсерской войны» (http://proza.ru/2009/12/30/666).

Далеко не все царские морские офицеры имели безупречную репутацию и могли сказать о себе:  «Честь имею!».

Продолжение http://proza.ru/2021/12/13/966

У меня есть фотография Казакевича в гражданской одежде и подписью: «Казакевич в Америке под фамилией купца Соловьева», но, к сожалению, вышел из строя сканер. Поэтому поместил его фотографию в адмиральской форме из интернета.


Рецензии
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.