Конец и начало негритянско-еврейской дружбы

 
 
Никто себя такими настоящими амЭрикЭнцами не считают больше, чем негры, пардон, афро-американцы. А и есть в этом определенная доля правды – ещё тогда, когда европейцы лишь судили-рядили о том, стоит ли им в Новый Свет перебираться из одряхлевшей Европы, из Западной (в основном) Африки полными корабельными трюмами вываливалcя живой черный товар на пристани. Никто не считал сколько их, таких разных по интеллектуальному уровню людей прибывало из Африки в Америку, белые не утруждали себя определением способностей рабов к чему-либо иному кроме труда физического. А зачем? Белый должен думать, чёрный должен трудиться. Формула простая, но… хорошая лишь до поры, до времени.
 
 
Скотт Джоплин родился в Техасе в семье потомка рабов. Феноменальные его способности игры на фортепиано очень быстро переросли, во-первых, в чувство превосходства над другими и эдакое даже убеждение личного «богоизбрания», а во-вторых, стремление привить всему «человечеству» навязываемую искусственно свою собственную манеру исполнения музыки. Большое влияние на формирование у несомненно талантливейшего музыканта-самоучки в истории амбиций имел его злой-добрый гений Джон Старк.

С 1890 года маэстро Джоплин и его издатель Старк из небольшого городка Седалия (Северный Техас) «насаждают» выдающийся стиль и музыкальное направление «рэгтайм». Перевести это слово можно приблизительно как «рваный ритм» («тайм» в музыке означает ритмический счёт, например, матч-тайм (или таймед) – в ритме марша, волтс-тайм – в ритме вальса и т.д.).
 
Что такое Седалия в 1890 году? Да это такое захолустье, что … хотя в США понятие центр-окраина после появления путей сообщения и примирения белых-черных-краснокожих фактически отсутствовало. Но тем не менее… долго еще и композитор Джоплин и его издатель располагали не совсем полной информацией о якобы «придуманном» ими музыкальном направлении в США и далее везде в мире. Такой «фактический факт», что Чешский композитор Антонин Дворжак из-за своей увлеченности рэгтаймом даже согласился подписать контракт на 3 года и работал с 1890 года директором консерватории в городе Нью-Йорке, до ушей Джоплина «не долетал»… ли? Сам Дворжак рэгтайм включал в свои симфонические пьесы, оперы, композиции, он профессионально подготовил десятки черных и белых композиторов и исполнителей Америки, передал свою любовь к рэгтайму Игорю Стравинскому, Клоду Дебюсси, Имре Кальману.

Не знал это Джоплин, который упрямо придерживался непонятно откуда взявшейся мысли, что рэгтайм – это лишь фортепьянная музыка, максимально – двух фортепьяно и не иначе. «Джоплин – это Шопен рэгтайма», формула которая уже к появлению хорошей возможности запечатлеть в бесконечность манеру игры на граммофонную пластинку (в крайнем случае, на валик Эдисона), не стала аксиомой – истиной в последней инстанции. Нет ни одной записи в исполнении маэстро Джоплина, потому что фирмы бойкотировали его игру, подчёркиваю, - не черного Джоплина бойкотировали, а его неспособность к началу 20-го столетия без грубейших ошибок исполнять свои собственные произведения.

Сохранились только перфорированные бумажные носители, пробитые путем исполнения пьесы на пианоле (механическое пианино). Погрешности определяются даже такими олухами, как я, при воспроизведении этих «свитков».

…С 1897 года Скотт Джоплин «угасал» от распространенного вторичного сифилиса, поразившего также двигательные центры головного мозга…

Последний его панамериканский хит – это прекрасный «Рэгтайм кленового листа», хотя абсолютно неподражаемые шедевры «Конферансье Entertainer» и «Solace или мексиканская серенада» написаны в начале 20-го века. Многочисленные «цветочно-фруктовые» рэгтаймы (Sugar Cane – Сахарный тростник, Fig Leaf Rag – Рэг фигового листка, Pine Apple Rag – Ананасовый Рэг и прочие хризантемы, розы, незабудки) повторяют одни и те музыкальные фразы.


Прослушайте:

 http://www.klavier-noten.com/joplin/solace.htm       Solace

 http://www.klavier-noten.com/joplin/entertainer.htm     Entertainer

 Maple Leaf Ragtime


 ***
 
 
Израиль-Исидор Балин родился в городе Могилёве в 1888 году. Места эти славились кровавыми погромами и не было ни одной еврейской семьи, которая бы не перемещалась туда-сюда. Семья Балиных в 1893 году «доперемещалась» через Тюмень до запруженной народом и грузами пристани в Нью-Йорке. Уже в 1896 году папаша его – кантор синагоги Мойша Балин приказал нам всем долго жить. Не стало больше копеечных заработков после каждого «отпевания» кошерного мяса (лучше Мойши Балина никто в Ист Сайде этого не делал, мальчик Изя помогал отцу).

С 7 лет Изя из Нижнего Ист-Сайда зарабатывает свою копейку – продает газеты и служит певцом-официантом (престижное место) в кафе Пэлама. Ему не было и 10 лет, когда по просьбе хозяина Пэлама, Изя сочиняет стихи к музыке местного пианиста. Печатаются в типографии ноты, где имя молодого поэта искажается: вместо «Israel Beilin», как записали его в Америке, пропечатано было "I. Berlin".

Роковая типографская ошибка «создала» гения американской песни Ирвина Берлина – автора свыше 3000 стихов и музыки песен (среди них «God Bless America», считающийся неофициальным гимном США (1918), песня «Puttin’ on the Ritz» (1929), которую называют неофициальным гимном Голливуда и «The White Cristmas» — один из культовых символов рождественских праздников в Америке).

Это всё будет потом в долгой его и славной жизни, а пока на дворе 1897 год. Он имеет «одну печатную работу» - слова к песне "Мария из солнечной Италии Marie from Sunny Italy" и гонорар в 37 центов.

Несколько лет Берлин только и делал что писал стихи и предлагал их для песен музыкантам. Это позволяло как-то сводить концы с концами, то есть не подыхать с голоду. Но вот пришёл час резко менять свой стиль жизни. Его стихи под названием «Дорандо» ни один композитор не соглашался на музыку «класть». Сам-то Изя бренчать на пианино умел, но только «на чёрных» клавишах. Пришлось ему искать себе аранжировщика. Клиф Хесс проработал в паре с Ирвином-поэтом счастливых пять лет – с 1912 по 1917 г.г.

Потом уже маститый «маэстро» менял своих музыкантов, не заботясь о сохранении их имён для истории. Свой метод песнесочинительства Ирвинг Берлин впоследствии так описывал: «Музыкальная тема рождается у меня в голове, я напеваю её под нос, пока не получится окончательная мелодия. Затем я пишу стихи (или беру готовые) и диктую мелодию аранжировщику. Других секретов нет».

1911 год ознаменован появлением песни в ритме марша под названием «Оркестр Александера играет рэгтайм». Марш это был, причем откровенно и беззастенчиво скопированный с популярной песенки времен испанской войны о героическом сражении на реке Суонни о подвиге бесстрашного горниста чёрного героя Александера. Мелодии, которые выдувал военный трубач, вошли рефренами. Никаких признаков рэгтайма в первом варианте песни не было.

К 1911 году популярность рэгтайма становится мировой, Скотт Джоплин пишет фортепьянную оперу под названием «Тримониша» о тяжкой негритянской рабской доле, но постановка оперы затягивается из-за нежелания автора аранжировать клавир для оркестра. Кроме того, постановщики никак не могли осилить речитативы в стиле рэгтайм.

Следуя настоянию друзей и моды, Берлин трансформирует свой марш в Alexander’s Ragtime Band и… становится бессмертным в одно мгновение.


Послушайте, как звучал этот хит в записи на оловянном цилиндре по системе Эдисона:

https://www.youtube.com/watch?v=ynOfwp9MOiA


Джоплин немедленно объявляет, что песня – полный плагиат одной из арий из его непоставленной оперы «Тримониша». После того, как песня Берлина получает 1-ое место в хит-параде, Джоплин демонстрирует на одном из концертов, что он «заменяет» украденную Берлином мелодию на другую.

Ничего не помогало – признать факт плагиата не удавалось. Тогда Скотт Джоплин прибег к обычному в споре аргументу – белый еврей, которых «понаехало тут» к нам в родину нашу любимую амЭрикЭнскую, плохо к нам, чёрным, относится. Он – расист, потому что не имел право использовать в песне наш типичный характер «героя мальчика Александера». Эта - наша «негритянская гордость», и не сметь никаким пришельцам еврейским наступать на горло нашей «любимой песне».

Однако, сколько было до Берлина и потом таких песенок о героическом черномазеньком амЭрикЭнском Мальчише-Кибальчише?

Пожалуйста, загибайте пальцы: 1904 год – песня №1 «Александер, ты больше свою крошку не любишь», неизвестного, но точно уж не «черного композитора; №2 1910 год «Александер и его кларнет» маэстро Берлина; №3 1912 год «Оркестр шотландских волынок Александера» белого композитора А. Уайлдера и т.д. В 1-ю мировую войну около десятка разных чёрно-белых «Александеров» было сложено, самым популярным гимном амЭрикЭнской доблести из которых стала песня «Когда Александер привёл свой рэгтайм-оркестр во Францию», написанный в 1918 году Ирвином Берлином. Энрико Карузо и Марион Харрис исполнили песню на миллионах пластинок.
 

В 1917 году черный маэстро рэгтайма скончался в возрасте всего 49 лет.

Белый композитор и поэт умер (заснул и не проснулся) 22 сентября 1989 года, когда ему исполнился 101-ый год, из них свыше 96 лет жизни своей замечательной он американской родине отдал.

Россия, а не есть ли это ИМЯ пригодным для шоу «Имя Россия»?..., ах, ты Боже, мой дорогой, не Россия же Могилев в настоящее время. Пардону просим.

Белоруссия независимая и суверенная, когда будешь шоу делать, то не забывай о земляке своём!

А в истории «конец» негритяно-еврейской дружбы, положил также её начало, потому что в плавильном котле приезжающих народов постепенно все расовые различия стирались и, прежде всего, у таких «гонимых», как эти….


 



 


Рецензии