История Афинских киосков
Что касается слова "периптер", то оно использовалось с древних времен и было наиболее распространенной формой архитектуры древних храмов: прямоугольное в плане сооружение, окруженное колоннами со всех сторон (так написано в Википедии).
Наполненный огромным количеством разных товаров - от жевательной резинки, печенья, сигарет, чипсов, билетов на транспорт, телефонных карточек и другой разной всячины до книг, солнцезащитных очков, расчесок (;;;;;;;;; – гребешок), одежды и прочее, и прочее - киоск стоит на тротуарах, площадях и в других общественных местах, удовлетворяя потребности общества в течение 24 часов в сутки (увы, не сейчас). В нем так много различных вещей для продажи, что хозяин-киоскер почти погребен внутри него.
Киоск - предмет исследования
Не так давно афинские киоски впервые стали предметом научного исследования, в результате чего появился одноименный альбом «; ;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;». «В нем (альбоме) представлена значительная глава нашего культурного наследия, и одновременно с этим размещенные в нем фотографии восстанавливают облик старых Афин» - комментирует составитель альбома Танасис К. Каппос.
Скажу несколько слов об авторе: Танасис К. Каппос - журналист. Он родился в 1973 году в Афинах. Является выпускником факультета коммуникаций и средств массовой информации Афинского университета. И пишет книги на исторические и политические темы.
Итак, на 200 страницах альбома показана греческая столица с 1943 по 1969 год в фотографиях, что любезно предоставило издательство «;;;;;;;». А сам автор хорошо знает предмет, о котором пишет: ведь он является, к тому же, главным редактором ежемесячного журнала «; ;;;;;;;;;;;;;».
История появления киосков
Автор упомянутой книги утверждает, что самый первый киоск появился в Афинах в начале 19 века, а именно в 1911 году на улице Панепистимиу. Идея создания киосков родилась после разрушительных Балканских войн из-за возникшей необходимости реабилитации раненных и калек, которые получили первыми лицензии на открытие такого бизнеса в качестве конпенсации.
Сначала это были киоски продававшие газеты и сигареты. «Газеты в то время издавались трижды в день из-за серьезных событий (войны на Балканах) и отсутствия других средств массовой информации. Киоски арендовали инвалиды войны, которым их предоставляло государство вместо пенсии. Военные столкновения были частыми в ту пору, и раненные в войне были хоть как-то обеспечены» - отмечает автор.
Но как самостоятельный объект города за ними закрепилось это понятие позднее, когда они начали продавать незамысловатые сладости и продукты, хранящиеся в холодильнике.
По прошествии времени маленькие киоски по продаже табачных изделий превратились в малые семейные предприятия, которые даже сегодня поддерживают греческую экономику (платя налоги). По данным за 2012 год в Греции функционирует примерно 17.000 киосков, из которых 5.000 находятся в Афинах и Пирее.
«;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;; ;;;;; ;;;;;;;;; ;;; ;; ;;;;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;;;;»*. С этой литературной эпиграммы писателя Янниса Мариса журналист Танасис К. Каппос начинает свое повествование. И в предисловии приводит довольно интересные факты об историческом, правовом и социально-экономическом аспекте киосков в столице и Пирее, насчитывающих 7000 человек-служащих.
Таким образом, узнаем, что в сентябре 1922 года Министерство Обеспечения приняло закон, согласно которому уже возведенные киоски, а также те, которые должны были быть возведены в будущем, предоставляются в исключительное пользование "Всегреческому Союзу Раненых в Войне 1912-1921 г."** А с одобрения Министерства Связи только этот Профсоюз был в праве определять внешнюю форму и размеры киоска.
Лицензия на ведение данного бизнеса была единоличной, ее нельзя было продавать, передавать, закладывать в ипотеку. В случае смерти владельца использование и эксплуатация киоска автоматически передавались жене пострадавшего-инвалида, а затем уже передавались под контроль Профсоюза.
Сумма аренды варьировала от 20 до 250 драхм. Деньги от аренды шли "на приданное дочерям раненых на войне". И все это в Афинах, где раненые на улицах просили милостыню, а государство было беспомощно справиться с ситуацией.
Именно необходимость каким-то образом реабилитировать и поддержать финансово инвалидов войны породила идею создания небольшого киоска, который сначала имел размеры 0,70 х 0,70, с четырьмя металлическими колоннами по углам и тканью сверху от солнца, с единственной целью продажи газет и сигарет. Тогда газета была единственным средством информации, а табак – простым мужским удовольствием …
Потом возможность получения лицензии приобрели и другие профессиональные союзы такие, как: Профсоюз раненых при исполнении своих обязанностей в Органах Безопасности и Вооруженных силах, к ним добавились Профсоюзы многодетных и инвалидов.
Жесткие законодательные распоряжения от 1943-1944 годов переиначили положение дел в данном бизнесе, тщательно "проредив" и уменьшив категории правообладателей. Из-за того, что в ту эпоху курительная продукция доставлялась в столицу, главным образом, контрабандой, а газеты были все "заморские". Ну, вы понимаете почему?!
В следующий период с 1960 по 1990 годы сложились все необходимые условия для увеличения количества киосков, появились арендаторы-съемщики, вырос класс предпринимателей, одновременно с этим товаров заметно прибавилось. Сразу после хунты последовало взрывное открытие множества типографий повсеместно, что привело к увеличению рабочего графика киоскеров. Кроме того, среди них само собой "случилась" сцециализация: одни продолжили продавать печатную продукцию, другие - предпочли табак и сладости.
С 1980 вплоть до 2000 года продавать скоропортящиеся товары без обеспечения мер защиты стало законодательно небезопасно, потому-то киоскерам пришлось докупить еще немного места поблизости для размещения холодильников. В то время киоски переживали свои «золотые годы», превратившись в заметную точку-ориентир той местности, где находились, а сам киоскер являлся для потребителей «своим в доску». Тогда же была написана песенка «;;; ;;;;; ;;;;;;;;;», которую с успехом исполнял знаменитый греческий певец Стратос Дионисиу.
Сегодня большая часть арендаторов - новых киоскеров - приезжает из-за рубежа (Албания, Россия, Пакистан, Китай), поскольку столица Греции превратилась в Афины-мигрантов. Это требует от киоскера не только улыбочки, но и знания иностранных языков или, по крайней мере, названия тех продуктов, которые продаются у него в киоске. А таких продуктов не так уж мало, столько разных кондитерских изделий, безалкогольных напитков и всякого другого, что не уместится в голове.
"Во время сильного экономического кризиса киоски экономически обескровлены" - отмечает Танасис К. Каппос. "Они ежедневно теряют доход, более того, участились грабежи по-рифифи"***.
«Сегодня положение вещей вокруг греческого киоска носит относительно неопределенный характер. Чрезмерное налогооблажение табачных изделий, непрофессиональное лицензирование, а также многочисленные законодательные акты являются проблемой» - подчеркивает Тодорис Малиос, глава отрасли киоскеров. "Однако, несмотря на все сложности кризиса киоск, по видимому, продолжит функционировать в прежнем облике, как маяк городской обыденности. Как живая клетка по обслуживанию общества".
Источники: kathimerini.gr 2012, ;; ;;; 2012
* Киоски выглядят как маленькие игрушки, забытые детьми, которые поспешно ушли.
** ;;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;; 1912-1921
*** (фр. Du rififi chez les hommes) - самый знаменитый французский фильм Жюля Дассена, один из первых фильмов-ограблений.
Свидетельство о публикации №221121101197