Душа и время Эссе

СЕРГЕЙ НОСОВ
ДУША И ВРЕМЯ
ЭССЕ

                Душа человека и в особенности душа творческого и одухотворенного человека, наделенного даром глубины и искренности в восприятии мира и жизни всегда «прописана» в одном определенном и единственном историческом времени и ему всецело и принадлежит, сколько бы и как бы ни жил сам этот человек на свете.
                Мы это отчетливо и пронзительно ясно видим по судьбам и творчеству больших наших отечественных художников слова.
                Анна Ахматова. Она всецело и органически причем на протяжении всей долгой своей жизни принадлежала миру предреволюционной высокой русской культуры.
                Она этой эпохой жила  всегда. И не могла жить иначе  даже под страхом гибели в сталинских лагерях, под страхом казни и расстрела сатрапов всесильного Джугашвили.
                Ахматова могла или молчать, жить в советское время как обычная молчаливая и неприметная русская женщина, перебиваться переводами примитивных поэтов Средней Азии чтобы выжить… и ничего никому не говорить..
                Или она могла писать вопреки всему - но писать «Реквием» и «Поэму без героя».
                Даже если в хрущевские времена Ахматову (до определенных пределов конечно) официальные советские власти и признали. Выпускали ее пару раз заграницу. Но она сама советский строй и режим так и не признала.
                Для Ахматовой весь советский строй - нонсенс и наваждение. Чудовищная фантасмагория. Картинка из «Приглашения на казнь» Набокова. И ничего более.
                Блок принял октябрьский переворот Ленина и Троцкого.
                Блок считал что гнилой мир старой России закономерно и заслуженно рушится «за ее исторические грехи», за вековое унижение крепостного и нищего народа. За лицемерие былой правящей элиты императорской России жившей в полной праздности и в неслыханной роскоши когда рядом страдал униженный и нищий русский народ.
                И Блок даже написал знаменитую поэму «Двенадцать». пронизанную трагической пронзительной нотой и как в итоге оказалось увенчавшую его творчество - о шествии дикой, бессовестной и якобы народной революции в русскую жизнь. О победном шествии примитивного грубого варварства на смену культуре.
                Но по настоящему принять этот новый примитивный коммунистический мир и творить в условиях этого мира Блок так и не смог.
                Блок считал что все происходящее в России в годы чудовищного хаоса и насилия революции - закономерно.
                Но жить и творить среди этого вопиющего грубого насилия Блок так и не смог.
                Написав как будто в экстатическом состоянии поэму «Двенадцать», Блок как поэт замолчал навсегда.
                А без поэзии Блок и вообще  жить не мог конечно. И потому вскоре Блока и унесла из жизни смерть.
                И  судьба Блока показывает что настоящий поэт в совершенно чуждой ему жизни выжить не может. Он неизбежно умирает, не написав ничего что могло бы свидетельствовать о настоящем духовном признании им новой жизни.
                Блок - это величайший памятник старой России в русской поэзии ХХ столетия. Творчество Блока как поэта и до сих пор является в России непревзойденным. А судьба Блока - судьба гения, духовно по самой сути своей творческой личности так и не принявшего варварскую советскую эпоху, которая пришла на смену славной эпохе высокой интеллигентской культуре в старой России.
                Таланты помельче приспособиться к новым эпохам конечно могли - если к этому упрямо стремились. 
                Вот Брюсов… Приспособился и выжил при советской власти.
                Но выжил именно потому что всегда писал искусные, однако по большому счету духовно мертвые стихи.
                Не было в поэзии Брюсова никогда ни духовной выстраданности, ни тем более великой правды души. Потому и мог он писать о чем угодно и жить в любую эпоху вполне благополучно.
                Чем мельче талант, тем меньше у него связи с одной единственной и неповторимой для него эпохой в жизни и истории.
                Вот  Антокольский. В молодости выглядел талантливым поэтом. Но в зрелом возрасте занялся пустозвонством в поэзии.
                Чтобы без конца не славить великого Сталина  он  стал благоразумно писать в стихах на все лады о далекой  «революционной Франции», скорее мифологической чем реальной.  И в конце концов просто изболтался как поэт.
                Духовная правда в стихах Антокольского  пропала. Это произошло для него естественно, потому что с каким-то определенным миром, русским или иным, у Антокольского глубокой связи  не было изначально.
                Для Антокольского и ему подобных единственная связь  со страной и эпохой где он оказался - безграничное приспособленчество.
                Перейти за грань обыденного приспособленчества писателю без глубоких «духовных корне; порой  очень трудно   даже когда он сам первоначально горделиво претендовал  на высокую честность и благородство.
                Вот Каверин. В молодости во весь голос кричал о честности и правде души. С Зощенко собирался стреляться на дуэли за то что Зощенко на собрание молодежи «Серапионовых братьев» милых ему девушек пригласил, прочитавших просто девические стихи, а не шедевры…
                И что в итоге? Тихо просидел Каверин не высовываясь всю свою жизнь в отдалении от судьбоносных событий истории как «премудрый пескарь».  Но конечно выжил.   
                Жил по советским меркам обеспеченно.
                Но естественно ничего по настоящему выдающего в литературе не создал.
             Откуда родиться выдающемуся, откуда раздался бы «крик души» если самой души толком нет - а вместо нее поза «бумажного героя.»
               «Два капитана» Каверина. Да на вид очень благородно -  пылкая советская молодежь отстаивает честность и правду. Но где это было в реальной жизни в сталинские времена? В лагерях на Колыме правду отстаивали? Нарбут и Клюев по лживым обвинениям казненные  перед сталинскими расстрельными «тройками» эту правду отстаивали?
                Страна жила под гнетом страшного террора. А Каверин при этом благоразумно молчал. И жил сыто и обеспеченно.
                И такой Каверин точно так же процветал бы в любой стране и в любую эпоху.
                Есть связь человека с его «землей», со страной его породившей и с его народом. Есть эта связь. И ханжество - ее скрывать или стыдливо замалчивать.
                Бывает что и нельзя не сказать о человеке - это типичный американец, типичный русский, типичный кавказец-горец  или типичный еврей.   
                Все это понимают. Но делают вид что это всего этого не видят и что все это им якобы не важно.
                Я сам надо сказать никогда не ощущал себя «советским человеком».  Даже когда жил в детстве и молодости при советской власти и вынужденно подчинялся установленным ею правилам - вступил в комсомол, сдавал  экзамены в университете по научному коммунизму и экономике социализма.
                Но я видел что в этих дисциплинах нами руководят заведомые приспособленцы-лицемеры и идиоты. Просто эти идиоты и жулики защищены советским законом. И ты должен им повиноваться, если хочешь остаться студентом Университета.
                Я надеялся в молодые годы что дальнейшая жизнь  как-то меня спасет от советской действительности.
                Так и случилось. Но только нынешняя постсоветская эпоха оказалась безжалостна жестока к литературе которой я отдавал и отдаю свои силы и свою творческую энергию.
                Государство нынешнее  перестало обращать на литературу и писателей хоть какое-то внимание. Интернет где любые тексты (в том числе и художественные тексты) можно легко прочитать совершенно бесплатно лишил писателей средств к жизни – лишил заработков за книги издаваемые на бумаге. И по настоящему принять это новое время  где я как поэт и эссеист  оказался на обочине жизни я тоже не смог.
                Духовно я всегда жил и живу до сих пор в старой России - до смертоносного для русского культуры октябрьского переворота Ленина и Троцкого. Хотя ведь «физически» я в те времена и не жил еще на свете на самом деле. 
                И так порой бывает - человек духовно принадлежит к другому времени, чем то историческое время в котором он родился и прожил свою жизнь.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. оссии и за границей.Ро
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 26-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге


Рецензии