Истоки иудаизма и проект Исход

 
               
                Историко-аналитический обзор

Обращают на себя два пункта доктрины Пятикнижия: 1. Предание о "земле обетованной с указанием ее местонахождения - на территории Ханаана. Почему Ханаан, а, например, не Месопотамия, где и климат лучше, и земля плодороднее? "Обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите на гору Амореев и ко всем соседям их...в землю ХАНААНСКУЮ...вот Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомкам их" (Второзаконие, 1:7,1:8). Но ведь выходцы из Египта могли вполне мирно поселиться на территории Ханаана, населенного, в основном, родственными им народностями семитского происхождения, и язык их был сходен с ивритом. 2. Предание о "проклятии" Ханаана. "Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих" (Бытие, 9:24,9:25). Это исключало всякое мирное сосуществование выходцев из Египта с населением Ханаана: какже можно жить с "проклятыми"? Отсюда вывод: их необходимо истребить. Но это повод. А причина? Ханаан был населен различными народами, такими, как хананеи, хетты, иевусеи, амореи.
В последние два века своего существования хетты создали могущественное Новохеттское государство, существенно распространившее свое влияние на Ближнем Востоке и вступившее в военную конфронтацию с региональным гегемоном - Египтом.

Первый удар был нанесен по амореям. "...По убиении им Сигона, царя Аморейского...и Ога, царя Васанского...начал Моисей изъяснять закон сей и сказал: Господь Бог ВАШ (но не самого Моисея?) говорил нам в Хориве (как мы знаем, на этой горе располагалось в храме богини Хатхор тайное святилище египетских жрецов, одним из которых был Хор-Мозе (Моисей), и сказал: "полно вам жить на горе сей! Обратитесь в путь и пойдите на гору Амореев..." И Сигон со всем народом своим выступил против нас на сражение при Яаце...и мы поразили его и сынов его и весь народ его, и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых... (Второзаконие, 1:4,1:6,1:7,1:32,1:33,1:34,3:1,3:3). Моисей умел побеждать. Находясь некогда на службе царицы Нефертити в должности главнокомандующего египетскими войсками в войне с эфиопами, он нанес врагу сокрушительное поражение, о чем повествует Иосиф Флавий: "затем двинулся на города эфиопские, и при завладении ими произвел большую резню среди жителей",
чем предотвратил вторжение вражеских орд на территорию Египетской державы. И закончил он эту кампанию не только военной победой, но и дипломатической, заключив династический брак с Фарбис, дочерью эфиопского царя, что является неопровержимым доказательством царского происхождения Моисея, так как, заключать династические браки могли лишь близкие родственники царя. И вот Моисей беспощадно наносит упреждающие удары по старым врагам Египта: в 18 в. до н.э. амореи создали племенной союз гиксосов, осуществивший экспансию в Египет. А сразу после кончины Моисея, его преемник Иисус Навин с беспримерной жестокостью утопил в крови так и непокоренный Рамзесом Вторым Ханаан. Цель была достигнута: разгромленный, обескровленный Ханаан, не мог уже представлять ни малейшей опасности стране фараонов... Цель религиозно-политической доктрины, разработанной жрецами клана Эхнатона, ясна - исторических врагов Египта - руками их потомков, а семитов-хананеян - руками семитов-евреев. Многовековое господство гиксосов в Египте оставило свой след в культуре и верованиях египтян, оказав влияние и на египетскую аристократию. Известно, что Рамзес Первый, Сети Первый и даже Рамзес Второй Велникий были в Аварисе, некогда бывшем столицей гиксосов в Египте, верховными жрецами храма Сетха (племенного бога амореев, некода навязанного египтянам завоевателями), поскольку их предки более четырехсот лет поклонялись Сетху, покровителю их наследственного нома, имеющего начало в династиях фараонов аморейско-гиксосского произхождения. Надо ли напоминать, что аморейский демон бури Сетх, был, согласно мифологии, убийца Осириса, покровителя Египта, был для египтян тем же, что сатана для христиан?...


ТАЙНА ГОРЫ ХОРИВ

Легендарная гора Синай (Хорив) - одна из самых священных мест в авраамических религиях. "И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору, и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей" (Исход, гл.24-15,17,18). "И сказал Господь Моисею: ...и проведи для народа черту со всех сторон, и скажи им: берегитесь восходить на гору и приближаться к подножию ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою, скот ли то, или человек, да не останется в живых. Гора же Синай дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтоб он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него" (Исход, гл.19-10,12,13,18,21). Так какую же тайну скрывала гора, проникновение в которую для непосвященных и не призванных немедленно каралось смертью? Впрочем тайна эта известна с 1904 года, и выдающийся семитолог М.Зильберман повествует о ней: "В одном из дошедших до нас действительно древних рассказов о жизни Моисея говорится, что он неоднократно посещал Хорив, гору "Божью", еще в то время, когда был изгнанником в стране медианитян, когда пас стада у тестя своего Итро (Иофор, Рагуил). Со времен фараона Снофру, основателя Четвертой династии, который по традиции считался легендарным фараоном, впервые присоединившим Синай к Египту, храм на горе Серабит-эль-Хатем был посвящен богине Хат-Хор ("Дом Гора"), богине Неба, "небесной корове", Богине-Матери. О Синае (южной части полуострова), как о "божественной земле", говорится в надписи, вырезанной на скале на 25-м году царствования фараона Тутмоса Третьего. Древнее наименование храма , точнее его Владелицы Хат-Хор (Хат(ем)-Хор(ив)), фонетически связано с арабским "Хатем" (Сера-бит-эль-Хатем), а также с еврейским - "Хорив", названием горы. Храм богини Хатхор, обнаруженный в 1904 году экспедицией Флиндерса Петри, является одним из самых выдающихся памятников древнеегипетской цивилизации, имеющий уникальный план. Древнейшая часть храма состояла из вырубленного в скале святилища, двора и портика и была завершена в эпоху Двенадцатой династии. С севера к храму Хатхор примыкало построенное при Аменхотепе Третьем святилище царей, обожествленных на Синае; и прежде всего Снофру, также стена, в которую были включены многочисленные стеллы. Меньшее святилище, где почитался Сопду, находится южнее храма Хатхор. Позднее храм активно расширялся и достраивался при Хатшепсут, Тутмосе Третьем, Аменхотепе Третьем и Эхнатоне. При Рамсесе Четвертом храмы заветной горы были отреставрированы, а неподалеку от них был возведен храм "Дом миллионов лет Рамсеса Мериамона во владениях Хатхор, владычицы бирюзы", в котором отправлялся прижизненный культ бога-фараона. Последним фараоном, имя которого встречается в обители Хатхор, стал Рамсес Шестой. После него горный храм богини и рудники по добыче бирюзы начали медленно приходить в запустение. Пещера богини Хатхор высечена в скале, и ее плоские внутренние стены были тщательно выровнены (в этой пещере Моисей и мог провести сорок дней). В центре пещеры высился большой столб Аменхотепа Третьего, фараона Двенадцатой династии, а в ее глубине обнаружена стелла Рамсеса Первого, на которой он начертал о себе: "Правитель всего, что охватывает (бог) Атон". Эта надпись может говорить о том, что либо фараон Рамсес Первый, брат Хорешхеба (ярого гонителя культа Атона и бывших соратников фараона Эхнатона) тайно сохранял верность учению Эхнатона, либо этого религиозного направления строго придерживалось жречество храма богини Хатхор. Археологов озадачила находка многотонных запасов чистого однородного белого порошка. Было сделано предположение, что этот порошок - отходы какого-то производства алхимической мастерской, где постоянно ревела и дымилась печь, а тогда слова из Книги Исхода (19:18) вдруг обретают новый смысл: "Гора же Синай вся дымилась...и восходил от нее дым, как дым из печи". Примечательно, что пророк Моисей категорически возражал против любых самовольных восхождений на гору Хорив: "Проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору...всякий, кто прикоснется к горе предан будет смерти...пусть (не общаясь с ним) побъют его камнями или застрелят стрелою скот ли то или человек да не останется в живых" (Исх.19-12,13). Существование тайного храма Хатхор содержалось в жесточайшей тайне. Для жречества храма религиозное мероприятие, проводимое Моисеем, имело, как видно, высокую значимость.

В день, когда Моисей восходил на гору Хорив за скрижалями Завета, тяжелое облако покрывало гору, а на ее вершине (Исход, 24:17) высился столб огня "славы Господней", представляющий Господа Бога (символика бога Атона).

"Исход евреев из Египта" М. Зильберман

http://www.svob.narod.ru/bibl/zilberman/zilberman_ishod7.htm

По поводу многовековых запасасов белого порошка вернее предположить, что при богослужениях в честь Богини Неба Хатхор постоянно использовался "небесный камень" - бирюза, - возжигался как ладан или мирра. Как известно, скарабеев (священный символ созидательной силы Солнца), вырезали из бирюзы, т.е., голубая бирюза символически связывалась с небом и Солнцем. Вполне вероятно, что "скрижали каменные", написанные "перстом Божиим", были изготовлены на горе Хорив из "небесного камня". В середине 20 века израильский археолог Ротенберг производил раскопки храма Хатхор в окрестностях медного рудника и совершенно случайно нашел там медного змия. Анализ показал, что змий был изготовлен во времена Моисея. Сравнив размерения храма Хатхор с описанием в Танахе скинии, сконструированной Моисеем (а "образец скинии и образец всех сосудов ее" Моисей получил от Господа на горе Хорив (Исход, 25:9)), Роттенберг выявил их подобие (как музейный экспонат, скиния построена и функционирует у горы Сера бит эль-Хатем)." 3десь мы находим неопровержимое доказательство того, что библейские заветы Второзакония были разработаны египетскими жрецами высшего посвящения в тайном и наиболее священном центре египетского жречества - храме Богини Неба Хатхор, из которого и были вынесены Хор-Мозе (Моше, Моисеем), гелиопольским жрецом Атона. Теперь становится ясно, почему восхождение на гору Хорив было запрещено "сынам Израилевым" под страхом смерти. Представим теперь, если б какой-нибудь дерзкий еврей самовольно взошел на гору, обнаружил тайный храм, и узрел в Sanctum Sanctorum (Святая Святых) - пещере Хат-Хор - Моисея, работающего над скрижалями Завета в окружении настенных стелл с изображениями древних владык Египта... Изумленный профан, хотя вряд ли бы ему удалось вернуться живым, спустившись с горы, поспешил бы рассказать своим соплеменникам о том, что их вождь Моше поклоняется и служит египетским богам. В этом случае любопытного профана ждала неминуемая смерть, как и всех, кто с ним общался. Получается забавный казус: современные иудео-христианские ортодоксы, почитая священными заветы Моисея, отрицают в своем невежестве всякую боговдохновенность религии Осириса, растерзанного и воскресшего благодателя человечества, Великой Матери Хатхор и Лучезарного жизнесозидателя Атона-Ра. Преисполненные иудейской гордыни, тупо веря в собственную "богоизбранность", они считают древних египтян так называемыми "язычниками", но с благоговейным трепетом внимают строкам Второзакония, написанными египетскими жрецами. И считая гору Синай (Хорив) своей собственной святыней, они тем самым, неведая того, считают святыней храм Хатхор - древнее жреческое святилище, к которому не имели никакого отношения ни "сыны Израилевы", ни современные апологеты авраамической "богоизбранности". И преклоняясь перед личностью пророка Моисея, невежественные иудео-христиане, преклоняются тем самым перед Хор-Мозе, жрецом Атона-Ра, выдающимся политиком и военачальником Древнего Египта... "Ветхий Завет повествует о том, что бежавший из Египта Моисей встретил на Синае медиамита (Суд.1:6) священника мадиамского Итро (Иофора), он же тесть Моисея (Исх.3:1), который не будучи под влиянием проповедей Моисея (ну конечно же не мог Итро верить в доктрину Моисея, ведь она предназначалась для евреев, но не для жрецов Египта), тем не менее поклонялся тому же "Богу живому". Заметим, что его имя Рауэл (Ра-у-эл) переводится с иврита "Ра-Он-Бог". "Моисей вышел навстречу...и поклонился, и целовал его, и пригласил в свой шатер". На следующий день посмотрев, как Моисей "работает" с народом, Итро сделал ряд замечаний и наставляя пророка дал ему несколько полезных советов. "И послушал Моисей слов тестя своего, и сделал все, что он говорил" (Исход., 18:24). Жрецом, способным и правомерным поучать Моисея в столь непростой и опасной миссионерской деятельности на благо укрепления "истинной" веры среди "варваров" - амеу, мог быть либо один из членов семьи Эхнатона, либо верховный жрец бога Атона - Мери-Ра (Рауэл). В "Книге Праведного" ("Сефер Йашир", свиток длиной 3 м), говорится о том, что "Законы Моисеевы" были, в основном, изложены народу Рауэлом, которому помогал и сын его, жрец Ховав (Чис.10:29, Суд.4:11). Это свидетельствует о том, что вследствие репрессий против сторонников Эхнатона, развязанных Хорешхебом, бежали на Синай и укрылись в храме Хатхор не только Моисей, но и другие жрецы и родственники Эхнатона. В Книге Праведного рассказывается о пророчице Мериам (Мери-та-Атон), вдове фараона Семнех-ка-Ра, старшей дочери Эхнатона, советнице Моисея и Аарона, весьма уважаемой евреями.


СМУТНЫЕ ВРЕМЕНА ЕГИПТА             

В первой половине 3-го тысячелетия до н.э. Египет подвергся нашествию гиксосов, представляющих собой конгломерат кочевых народов Палестины и Аравийского полуострова (хеттов, хурритов, амореев, хайбиру (евреев), аммаликитян и др.

См.: Иго гиксосов. Иудеи в Египте



В египетских текстах упоминаются ХАНААНСКИЕ кочевые племена, осевшие в Египте (16 в. до н.э.). Это семиты, говорившие на близком к древнееврейскому языке. Иосиф Флавий (иудейский историк и философ 2в.н.э.) говорит о гиксосах, как о предках евреев. Гиксосов, "царей пастухов", "царей чужеземных стран" (как их называли египтяне) ранее вытеснили в Сирию и Палестину кочевые племена из Азии. Вожди гиксосов носили типично семитские имена (Анашер, Хиан, Якобер). Дж. Грей полагает, что они относились также к этносу, что и ряд народов, населявших Сирию и Палестину. Египет, лишенный экономической и правительственной централизации, легко стал добычей чужеземных завоевателей. Фараоны 8-3 династий беспрерывно сменяют друг друга. Узурпаторы захватывают власть и также быстро теряют ее. Историки характеризуют это время как смутное. Гиксосы обосновались в восточной части дельты Нила, взяли в свои руки торговлю, контролируя стратегический путь к морю. Они сделали своей столицей Аварис. О вторжении гиксосов писал египетский жрец и историк 2в.до н.э. Манефон: "Царил у нас царь по имени Тимайос. При нем, не знаю почему, разгневалось на нас божество, люди с востока неизвестного происхождения неожиданно осмелились пойти войной на Египет. И убив вождей страны, они жестоко сжигали города и разрушали храмы. Со всеми жителями они обращались крайне враждебно, одних они убивали, других уводили с детьми и женами в рабство...". Около 150 лет царствовали они в покоренном Египте (с 1730 по 1580 гг до н.э.). Гиксосы восприняли нравы и многие обычаи египтян, ибо те стояли на более высокой ступени цивилизации, чем дикие семиты-пастухи. В книге Бытия, гл. 46, ст. 34 сказано: "...мерзость для египтян всякий пастух овец". 3авоеватели утвердили на египетском престоле династию своих фараонов, одним из которых был Апопи. Египтяне презрительно называли их царями пастухов. Переселение евреев в Египет упоминается в кн. Бытия: "И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу фараона и скажу ему: братья мои и дом отца моего, которые были в земле Ханаанской пришли ко мне" (Бытие, 36:31). Захватчики навязали египтянам культ Сетха, демона пустыни, убийцы Осириса, что была для египтян совершенно неприемлемо. Нужно принять во внимание, с каким трепетом относились египтяне к памяти своего благодетеля и покровителя Египта Осириса. Завоеватели-семиты принесли в страну фараонов первые монотеистические представления. Так, в период правления гиксосских фараонов-узурпаторов появляются сведения о поклонении Сетху, как монотеистическому божеству: "...он (Апопи) выбрал своим богом Сета и не поклонялся никакому иному богу на целой земле, кроме Сета". И только к 1560 г. до н.э. фараону Яхмосу Первому после многолетней борьбы удалось объединить Египет под своей властью, разбить войско захватчиков и взять Аварис. Храм Сетха был разрушен, а доблестный фараон, согласно древнеегипетской легенде, начертал на колонне: "Сетх умер". Гиксосам было предложено добровольно покинуть страну. Большинство их ушло из Египта и осело в основном на территории ХАНААНА. Это был первый Исход. Но значительная их часть осталась в Египте. Со временем число потомков гиксосских завоевателей в Египте значительно увеличикось, о чем свидетельствует Библия: "Но израильтяне были плодовиты, селенья их детьми были полны, со временем они стали так многочисленны и сильны, что заполнили всю землю Гошем"(Исход,1:7).
               
После того, как религиозно-политическая реформа Эхнатона, предпринятая фараоном с целью централизации власти и объединения страны, провалилась, - египтяне не восприняли монотеистический культ Атона, сын Эхнатона, Хор-мозе (Моисей), после смерти отца предпринял с группой единомышленников новую попытку избавить державу от грядущей опасности. Первоочередной задачей было очистить Египет от многочисленных потомков гиксосских завоевателей, а затем использовать их в борьбе с внешними врагами, предсталявшими опасность для страны, - амореями, амаликитянами, ханаанеями и др. народами, населявшими Переднюю Азию. Так была разработана и блестяще осуществлена грандиозная стратегическая операция, известная как Исход. Величайшая загадка древнееврейской истории связана с левитами, согласно преданию, принадлежавшими к одному из двенадцати "колен Израилевых", "колену" Леви. По Библии, Моисей происходил из этого племени. Но З.Фрейд придерживается иного мнения: он убежден, что левитами были египтяне, близкие к Моисею - друзья, писцы, слуги, которые вместе с ним обратились к египетским евреям, убеждая их покинуть страну. Это предположение подкрепляется тем, что египетские имена встречаются у евреев только среди левитов. Только вряд ли это были "писцы" и "слуги", а не египетские жрецы, сотрудники Моисея и соавторы его религиозной доктрины. Они и стали израильскими жрецами. Что нам известно из исторических источников о патриархах древнего Израиля? Хабиру (хапиру или апиру), по-видимому, название, производное от глагола "хабару" - "эмигрировать", т.е., "пришельцы", "разбойники", также "SA.GAZ", что в переводе означает "убийца", "грабитель" - социальная или этническая группа населения, кочующая на Ближнем Востоке, и умоминаемая в различных шумерских, древнеегипетских, аккадских, хеттских и угаритских источниках, приблизительно датируемых между 1800 и 1100 гг до н.э. Линвистическое сходство между термином "хабиру" и названием израильтян "иврим" наводит исследователей на предположение, что "иврим" - производное от "хабиру". Примечательно, что в Библии термин "иврим" прилагается к израильтянам только в догосударственный период их истории, и только в контексте, где они выступают либо как эмигранты и чужеземцы (книги "Бытие" и "Исход"), либо в устах филистимлян, как народ, поставлявший наемников правителям филистимских городов. Племена Хабиру вторглись на территорию Ханаана из Месопотамии. Они говорили на западносемитских языках, в том числе, на иврите. Эти племена кочевали большими группами и обладали культурой более высокой, чем у обычных кочевников. Хабиру иногда нанимались на службу, в том числе, в качестве медиков или торговцев. Египтяне не были довольны появлением этих племен на своих границах, что говорит о силе и опасности хабиру, т.к., египтяне обычно умели легко управляться с обычными кочевниками. Хабиру были воинственны. У них были вожди, в подчинении которых находились довольно большие (до 2 000) отряды бойцов. Если племя оседало на какой-то территории, то становилось центром силы данного региона. Главой одной из таких банд и был Авраам. Он родился в Уре, в эпоху миграции хабиру, и направился из Месопотамии в Ханаан вместе со своим кланом. От Манефона (2 век до н.э.) хорошо известно, что гиксосские завоеватели Египта поклонялись Сетху (свирепому демону пустынных бурь, войны и прочих бедствий), который изображался с ослиной головой. И это проливает свет на казалось бы ничем необъяснимые заповеди Моисея о запрете для израильтян употреблять в пищу зайцев и тушканчиков: "только сих не ешьте...верблюда, зайца и тушканчика..." (Второзаконие, гл. 14, 7). Причина очевидна: у них длинные уши, и они достаточно "ослоподобны". Обвинение евреев (это касается иудейского жречества) в поклонении золотой ослиной голове (символ Сетха) и даже в тайных человеческих жертвоприношениях на протяжении четырех столетий периодически выдвигалось греческими и римскими писателями. В частности, Плутарх (46-120 гг н.э.) заявляет, что иудеи воздерживаются от употребления в пищу зайчатины, потому-что заяц походит на осла, - животное, которому они поклоняются. Что же касается запрета на употребление в пищу свинины, то он существовал и в Египте, так как свинья была посвящена злому Сетху, растерзавшему благодетеля египтян Осириса, и потому считалась нечистой. Лишь раз в году египтянам разрешалось вкушать свинину. В этот праздник свинья, как олицетворявшая Сетха, приносилась в жертву Осирису и Изиде. Тогда египтяне, угощаясь свининой, как бы разделяли трапезу с Осирисом. Во все же остальные дни в году к свинье недопустимо было даже прикасаться.


Царствование Аменхотепа Четвертого (1353-1336 гг до н.э.) стало временем невероятной религиозной реформы, потрясшей все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Основной причиной реформы явилось стремление фараона сплотить Египетскую державу и максимально централизовать власть. В Египте в каждом городе почитался свой бог, нередко являющийся враждебным по отношению к богу другого города. Централизация страны была жизненно необходима. Держава была раздроблена, на ее территории проживало огромное количество потомков завоевателей - гиксосов (евреев), а Ханаан и окружающие его земли наводнены ордами агрессивных кочевников, выходцев из пустыни Аравийского полуострова. Над Египтом нависла угроза нового вторжения, что вынудило Аменхотепа Четвертого идти на беспрецедентные меры, направленные на централизацию власти и посягнуть на традиционное всевластие жреческого сословия. Объединение страны было для египтян вопросом жизни и смерти. Могла ли устоять держава, в каждом городе которой было по десять богов и по пять правителей? Аменхотеп выдвинул в противовес столичному фиванскому богу Амону культ ранее малоизвестного бога Атона (Йати), олицетворявшего солнечный диск. Провозгласив себя первосвященником Атона, Аменхотеп на 3-м году своего правления начал строить в Фивах в его честь храм. Фараон повелел называть себя Эхнатоном (полезный Атону) и объявил себя абсолютным божеством. Солнечный диск, Атон, считался небесной "природной" иконой обожествленного царя. Меняется и изображение Атона. Прежний образ человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом уступает кругу с солнечной или царской змеей (уреем) спереди и множеством устремленных вниз лучей с кистями человеческих рук на концах. Вскоре борьба со старым жречеством обостряется, и Эхнатон вместе со своим двором покидает враждебные ему Фивы и приказывает основать новую столицу - Ахет-Атон. К 10-му году правления Эхнатона начались преследования бога Фив, Амона. Фараон объявил войну не только Амону, но и всем остальным богам. Атон был провозглашен единственным богом, культы всех прочих богов были отменены, храмы закрыты, а жреческие коллегии упразднены. Стремясь стереть даже память об именах прежних богов, Эхнатон приказал повсеместно уничтожить их изваяния и надписи. Все это очень напоминает религиозные предпочтения императора Константина Первого в начале 4 в.н.э., сделавшего христианство господствующей религией, и его преемника Констанция Второго, преследовавшего традиционные культы богов греко-римского пантеона и изымавшим имущества храмов. Императоры позднего Рима обладали неограниченной властью и при жизни именовались "божественными", потому искали в монотеизме сакральную опору своей неограниченной власти. После смерти Эхнатона правительницей Египта на некоторое время стала его первая супруга Нефертити, взявшая себе имя Нефернефруатон (правила с 1335 по 1333 гг до н.э.). Она пыталась продолжить реформы своего супруга и полностью доверяла Моисею, сыну Эхнатона и Кийи, второй жены фараона.



Иудейский историк Иосиф Флавий (2 в н.э.) в своем труде "Иудейские древности" утверждает, что в те годы Моисей был назначен главнокомандующим ее армией и в этом качестве подавил восстание в Нибии (Эфиопии) и спас Египет от опасности вторжения завоевателей, о чем свидетельствует Манефо, которого цитирует Иосиф Флавий

https://www.litmir.me/br/?b=8874&p=25

"... Моисей нагрянул на эфиопов раньше, чем они могли предполагать это. Затем он сошелся с ними в бою, победил их и отнял у них всякую надежду на подчинение египтян. Немедленно за этим он двинулся на города эфиопские и при завладении ими произвел большую резню среди жителей. Увидев такое геройство Моисея и уже почувствовав его результаты, египетское войско перестало теперь страшиться всяких затруднений, так что для эфиопов оставался лишь печальный выбор между пленом или полнейшим разорением. Наконец они были оттиснуты в главный город Эфиопии Саву, который Камбиз впоследствии переименовал в честь своей родной сестры в Мерое, и подверглись здесь осаде. Это место было почти неприступно, так как с одной стороны его обтекал полукругом Нил, с другой же стороны – две другие реки, Астап и Астабор, своим течением отрезали наступающим доступ. Внутри же, на острове, находился самый город, окруженный крепкой стеной; и хотя реки служили ему достаточным оплотом против врагов, тут возвышались за стенами еще огромные искусственные валы, которые должны были служить более надежной защитой против напора воды при разливе и делали врагам взятие города крайне затруднительным, если бы им даже удалось переправиться через реки. И вот, пока Моисей с крайним енеудовольствием видел тут бездействие своего войска (так как враги не решались вступить в бой), с ним случилось следующее происшествие. У эфиопского царя была дочь Фарбис. Видя, как близко Моисей подводит войско свое к стенам (города) и как он храбро сражается, и удивляясь его необычайно умелым распоряжениям, поняв, что благодаря ему, египтяне, потерявшие было свою свободу, теперь снова ее себе вернули и пользуются таким успехом, тогда как столь гордившиеся своими удачами эфиопы стеснены и подвергаются крайней опасности, она воспылала безумной страстью к Моисею. Так как это чувство все более и более овладевало ею, она решилась послать к Моисею самых верных слуг своих для переговоров о браке. Когда он поставил условием для этого сдачу города и дал клятвенное обещание, что он, женившись на царевне и заняв город, не нарушит договоров, то тотчас же было приступлено к делу. Возблагодарив после покорения эфиопов Господа Бога, Моисей вступил в брак и повел египетское войско обратно на родину...", таким образом увенчав свою военную победу еще победой дипломатической, заключив династический брак с длчерью эфиопского царя. Что косвенно служит доказательством его царского происхождения, поскольку заключать династические браки могли только близкие родственники фараона. Да и ни один царь ни за что не согласился на брак дочери с человеком не царского происхождения. "Согласно еврейской традиции (в соответствии с датой Исхода (1312 г. до н.э.) и возрастом пророка при Исходе (80 лет)) Моисей родился в 1392 году до н.э.
В 1375 г. до н.э., в пору прихода к власти Эхнатона (в возрасте ок. 23 лет, ес- ли судить по ориентировочной датировке начала его болезни), Моисею могло быть ок. 18 лет, а в год смерти (отречения) Эхнатона (1358 г. до н.э.) - ок. 35 лет." - устанавливает хронологию семитолог Зильберман.

А вот заключение Фрейда: "...легенда о рождении Моисея и отказе от него занимает особое место среди остальных, а в одном существенном отношении даже противоречит им.
Давайте начнем с двух семейств, между которыми по легенде разворачивается судьба ребенка. Как нам известно, согласно психоаналитическому толкованию, это одна и та же семья, которая отличается лишь в хронологическом отношении. В типичной форме легенды именно первая семья, та, в которой рождается ребенок, является аристократической и чаще всего царского ранга; вторая семья, в которой ребенок воспитывается, является бедной или переживающей плохие времена. Кроме того, это согласуется с обстоятельствами [«семейного романа»], которые обнаруживает интерпретация легенды... Именно социальный контраст между двумя семьями и составляет миф – который, как мы знаем, предназначен для того, чтобы подчеркнуть героический характер великого человека – выполняя при этом и вторую функцию, которая приобретает особое значение, когда миф относится к историческим персонажам. Ибо миф может также служить для создания очевидности благородного происхождения героя, для возвышения его социального положения. Для мидийцев Кир был чужеземным завоевателем; но благодаря легенде об изгнании он становится внуком их царя. То же самое относится и к Ромулу. Если бы такой человек и существовал, то он должен бы быть авантюристом, выскочкой неизвестного происхождения; легенда же, однако,сделала его потомком и наследником царей Альба-Лонга...
С Моисеем все обстояло совершенно иначе. В его случае первая семья, которая в остальных мифах выступает как аристократическая, была достаточно скромной. Он был ребенком еврейских левитов. Но место второй семьи, бедной в других случаях, занимает египетская царская династия; дочь фараона воспитывает его как своего собственного сына. Это отклонение от типичного образца озадачивало многих... Как мы знаем, на уровне психоаналитического толкования они идентичны; тогда как на уровне мифа они разделяются на аристократическую семью и простую. Однако, если личность, к которой относится миф, является исторической, есть и другой уровень – уровень действительности. Одна из семей, в которой личность, о которой повествуется в мифе (великий человек), на самом деле рождается и вырастает, является реальной; другая является вымышленной, придуманной для достижения цели мифа. Как правило, простая семья является действительной, а аристократическая – вымышленной. В случае Моисея, кажется, ситуация несколько иная. И возможно, что новый подход приведет к прояснению: в каждом примере, поддающемся проверке, первая семья, из которой ребенок был изгнан, была вымышленной, а вторая, в которую он был принят, и в которой вырос – была реальной. Если мы наберемся смелости признать это суждение как универсально верное и применимое и к легенде о Моисее, тогда сразу же все проясняется: Моисей был египтянином – вероятно, аристократом – которого легенда должна была превратить в еврея. Таков наш вывод."



Юный фараон Тутанхамон, правивший приблизительно в 1332-1323 годах до н. э., от рождения имел дефект, незарастание неба, так называемую "волчью пасть". Такие люди говорят с трудом. Было установлено также генеалогическое древо Тутанхамона. Было подтверждено, что его отцом был религиозный реформатор фараон Эхнатон) известный также как Аменхотеп 1У или Ахенатен), а его матерью была не легендарная красавица Нефертити и не царица Кия, а другая жена Эхнатона. Моисей был его родным братом по отцу, и также "косноязычен", что служит неоспоримым доказательством их родства. Имя Моисея тоже не представляет особой загадки. Египетская знать чаще всего давала своим детям имена богов, дополняя его приставкой Мозе (Дитя). В настоящее время распространены гораздо более поздние, греческие варианты египетских имен, Рамсес, Яхмос, Тутмос, и тд. Но в Древнем Египте они имели другое произношение: Ра-Мозе (Дитя-дарованное-Ра),, Ях-Мозе (Дитя-дарованное-Яхом) и т.д. Как же звали Моисея? В Библии (книга Исход) среди соратников Моисея упоминается некий Ор. Но это Гор (Хор), Бог Небесной Выси (сравните "горний", "гора"). Евреям трудно было воспринимать и запоминать двойные и тройные египетские имена. Потому с течением времени двойное имя Моисея превратилось в легендах в двух людей, - Моше и Ора. Но это был один человек, и звали его Хор-Мозе. Дополнительным доказательством этого является привнесение в новоиспеченную религию иудаизма самого священного символа египетского жречества, посвященного Гору, - глаза в треугольнике, который есть Око Гора, Всевидящее Око, всемирный религиозный символ, в христианстве являющийся символом Святого Духа.


С воцарением Хорешхеба, правившего приблизительно в 1319 - 1292 гг до н.э. отношение со стороны египетских властей к бывшим соратникам Эхнатона изменилось. Хорешхеб окончательно уничтожил культ Атона, введенный Эхнатоном, и восстановил почитание прежних богов. Были восстановлены жреческие коллегии прежних богов, некогда упраздненные Эхнатоном, прежние жрецы, при содействии Хорешхеба, вновь обрели влияние и мстили за свое унижение. "Солнечный фараон" посмертно был объявлен "еретиком", память его подверглась поношению, а мумия его была осквернена. Стараясь изгладить любые упоминания о реформах Эхнатона, Хорешхеб безжалостно уничтожил все, что было связано не только с ним и с культом Атона, но и со своими предшественниками , - Тутанхамоном и Эйе. Ахетатон, построенный Эхнатоном, и где располагалась некогда его резиденция, был разрушен по приказанию Хорешхеба. Святилище Атона снесли, а его жрецы, в том числе и Моисей, подверглись преследованиям. Как видно из следующего, им пришлось уйти в подполье. Они объединились вокруг Моисея, имевшего среди сторонников Эхнатона огромный авторитет, как сына Эхнатона, и стойкого борца и продолжателя его дела. Среди сторонников Моисея были не только египтяне, но также много евреев. "Манефон в своей истории пишет: "Сторонники и сподвижники дали клятву во всем подчиняться Моисею и не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ним единой клятвой" ибо Моисей убедил людей, "что он мыслит и поступает во всем по воле Божией". В первом же требовании (законе) Моисей запретил поклоняться (различным) богам. Следовательно, "сторонники и сподвижники" Моисея представляли собой тайную религиозную секту постэхнатоновского периода (функционирующую в пору репрессий), а характер религиозного культа, проповедываемого Моисеем, может быть связан иеслключительно с солнечным монотеизмом Эхнатона.".

М. 3ильберман "Исход евреев из Египта"


"Бог отцов ваших послал меня к вам." - обращается Моисей к потомкам хананеян. Значит, это бог их предков, но не самого Моисея. Почему же он, жрец Атона, обращается к ним от имени чужого для него бога их предков? Ведь Моисей был убежденным монотеистом, как и его отец Эхнатон, и не признавал никаких других богов, кроме Атона? Хртя это не совсем так, поскольку Моисей чтил Гора, имя которого он носил, подтверждением чему является его глубокое почтение пеоед Оком Гора, символом этого бога, самым священным для жрецов любого культа в Египте. Ответ прост: пртомки ханаанских переселенцев еще помнили, что их предки поклонялись на родине поклонялись ханаанскому божеству Иево (Яхве). И Моисей не стал усложнять себе задачу, зная, что его обращение к ним от имени бога их предков не вызовет возражений и еще более расположит их к нему. Но "Ритор Апион (родился ок. 30 г. до н.э. в Верхнем Египте, учился в Александ-рии) в своей пятитомной "Египетской истории" писал о миссионерских деяниях Моисея в Египте: "Он ввёл молитвы под открытым небом (в отличие от древних египтян, греки и римляне молились в храмах)... и обратил весь город (лицом) на восток, поскольку и город бога Солнца (Гелиополь) расположен таким же образом. Вместо обелисков (в честь бога Солнца) он установил столбы, у подножья которых была изображена (солнечная) ладья, при этом тень от вершин (столбов) падала на неё (ладью) так, что она совершала тот же путь, что и Солнце по небу" (44.с155).
Очевидно, что речь идёт о поклонении многочисленной паствы Моисея богу Солнца, которого символизировали солнечные столбы и ладья бога Ра.
"Весь город", относительно которого Гелиополь восточнее, это- только Мемфис (см. карту), не Фивы или Рамсес (Аварис). Таким образом, события, описанные Апионом, происходили в Мемфисе, по-видимому, после того, как туда пере- ехал со своим двором фараон Хоремхеб.
Манефон в своей "Истории Египта" пишет: "Сторонники и сподвижники дали клятву во всём подчиняться ему... (и не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ним единой клятвой)"; ибо Моисей убедил людей, "что он мыслит и поступает во всём по воле Божьей" (44.с172). В первом же требовании (законе) Моисей запретил поклоняться (различным) богам. (44.с144).
Следовательно, "сторонники и сподвижники" Моисея представляли собой тайную религиозную секту постэхнатоновского периода (функционирующую в пору репрессий), а характер религиозного культа, проповедываемого Моисеем, может быть связан исключительно с солнечным монотеизмом Эхнатона." (Зилберман). Так какого бога проповедовал Моисей среди египетских евреев? Наиболее вероятно, что это был бог западносемитских народностей Йево. У финикийцев он был известен под именем Иево (Yw) на иврите - Йахве (Yhwh), а в Библе под именем Йехи (Йихави). Он был богом морской стихии и считался покровителем Берита, где были обнаружены тексты, посвященные Йево, безусловно созданные под влиянием мифов о Баал-Хаддаде (Балу), боге грозы, сыне угаритского Илу. Имя последнего перешло в иврит в нарицательной форме, значении "бог", а функции Илу (Эла) вобрал в себя Яхве. В Палестине считался покровителем древнеизраильского союза племен, и, вероятно, покровителем Эдома. Боролся с Йаму, олицетворяющим море и левиафаном, над которым одержал победу.

Культ этого бога (Йево) в Палестине приобретает монотеистические черты Яхве. Примечательно, что выдающийся семитолог М.Зильберман отождествляет Балу (Баал-Хаддада) с Сетхом, который, подобно Йево "одолел бога моря, предварительно убив его стража - левиафана". Яхве также победитель левиафана: "В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего (тиранозавра?) и левиафана, змея изгибающегося (пресмыкающегося) и убъет чудовище морское" (Исайя, 27:1) "Разве я море или морское чудовище, что ты поставил надо мной стражу?" - вопрошает Иов. (Иов, 7:12). Из всего приведенного явствует, что Йево и Яхве - тождественны. "Илу - божество, относящееся к древнейшему слою религии семитов, - владыка вод, земли и преисподней, а позднее - и неба, покровитель царей и царской власти. Всякое царство - "дар Илу" ("Сказание о Карату"). В угаритской мифологии помимо бога Илу (Эла), известен и некий Божественный Отец, стоящий выше Илу, отец многих божеств". (М.Зильберман, "Религия Ханаана"). Отсюда и почерпнули древние евреи культ Бога-Отца, перешедший затем в христианство. Имя протоханаанейского Бога-Отца было запретным и заменялось различными эпитетами. Однако гиксосское прошлое ветхозаветных евреев нашло отражение в их традиционно символическом положительном образе осла, священного животного Сетха (Баал-Хаддада), главного бога большинства хабиру. Сам же Моисей (Хор-Мозе), как и подобает сыну фараона, почитал Атона-Ра (жрецом которого являлся), и Гора (Хора), чье имя носил, и, о чем свидетельствует внесение им в иудаизм самого священного символа египтян - "Ока Гора", при помощи которого, Гор, по преданию, воскресил своего отца, Осириса, растерзанного Сетхом. От иудаизма, где этот символ именуется "Всевидящим Оком", он был воспринят христианством, как символ Святого Духа, наряду с голубем, устремленным ввысь. Но когда Зильберман пишет, что "Волею Судьбы, Провидения, так сложилось, что всю свою энергию, знания и умения "своей силы", своего зрелого возраста, Моисей посвятил служению еврейскому народу, сделавшись его учителем и наставником.", то он явно неправ. Во-первых, самого "еврейского народа" тогда еще не существовало, а на территории Египта проживали многочисленные потомки завоевателей, гиксосов, которые не были единым народом, а представляли собой смесь амореев, хеттов, хабиру, и других, более мелких народов, выходцев из Ханаана и Аравийского полуострова. Самой многочисленной группой среди них были амореи, отсюда столь широкое распространение принял в Египте культ Сетха, их племенного божества. Не избежала этого влияния и египетская аристократия. Были даже династии фараонов гиксосского происхождения, открыто поклонявшихся Сетху, и строившие ему храмы. Как, например, фараон Сети I. Надо ли напоминать, что до гиксосского нашествия Сетх считался в Египте дьяволом, и является прототипом современного образа лукавого... Во-вторых, если бы Моисей действительно "посвятмл себя служению еврейскому народу" (которого тогда не было и в помине), то служил бы потомкам захватчиков, и поклонялся Сетху, как почти все гиксосы (амореи, хабиру и др.), кроме хеттов. В-третьих, если бы он служил еврейскому народу, то не резал бы его тысячами в пустыне руками египетских солдат, не стравливал бы между собой, заставляя одну группу убивать другую, не низводил бы этот народ до уровня кровожадных дегенератов. В то время как египеткая верхушка погрязла в сетхианщине. Известно, что фараон Рамсес II завершил строительство Авариса (Пи-Рамсеса), пришедшего в запустение после изгнания гиксосов, и превратил город в царскую резиденцию.
Однако есть также и сведения (P.Montet.Le Drame d'Avaris. Paris. 1941,p144) о том, что Рамсес I, Сети I и Рамсес II были в Аварисе (Пи-Рамсесе) верховными жрецами храма бога Сетха, поскольку их предки более четырёхсот лет поклонялись Сетху, покровителю их наследственного нома. Следовательно, храм бога Сетха был построен (или восстановлен) братом Рамсеса I, фараоном Хоремхебом (не только разрушавшим, но и много строившим, восстановившим большое число храмов). Осетхианившаяся египетская верхушка напоминает современную РФ с ее властями, позволяющими стоять в городах на площадях памятникам красным террористам и русоненавистникам, а знаки красных "гиксосов"-поработителей на башнях Кремля по-прежнему неаприкосновенны...


Положение Моисея становилось все более опасным и непредсказуемым. Ведь он был не только диссидентом, сторонником реформы Эхнатона и жрецом культа Атона, искореняемого новой властью, но также сыном Аменхотепа Четвертого (Эхнатона), что делало его законным претендентом на египетский трон. Понимая всю рискованность своего положения, Моисей удалился в длительное добровольное изгнание на несколько десятков лет, скитаясь по пустыне Аравийского полуострова, и, согласо библейскому преданию, работая пастухом у своего тестя. На самом деле Моисей все эти годы жил в тайном святилище Хат-Хор на горе Хорив. А его тесть Рауэл (Итро, Иофор) был верховным жрецом Атона-Ра. Вместе с ним туда перебрались и другие родственники Эхнатона и его единомышленники, в том числе брат Хорон-Мозе (Аарон) и сестра Хор-Мозе Мери-Атон (Мериам), жрица Атона, муж и дети которой погибли во время репрессий, развязанных Хорешхебом против сторонников религии Атона. Эпоха Рамсеса Второго (годы правления 1279 - 1213) ознаменовалась значительными военными успехами и необычайно широкой строительной деятельностью. См.: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Рамсес_Второй Войны и огромные средства, затрачиваемые на войны и строительство разоряли страну. Рамсесу приходилось прибегать к помощи наемников, что ослабляло военный потенциал страны. Между 11- и 20-м годами своего правления Рамсес был занят укреплением египетского господства в Палестине. И в это время, примерно в 1270-м году до н.э., в Египет возвращается Моисей. Старый, седой жрец, искусный дипломат и опытный военачальник. По версии египтолога Ю.Перепелкина, изложенной В.Сысоевым.


 
Год рождения Моисея совпадает с годом воцарения его отца (1350 г до н.э.). Стало быть в 1270 году Моисею было 80 лет. "И призвал (фараон) Моисея и Аарона ночью и сказал (им): встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы..." (Исход, 12:31). Из чего видно, что фараон не считает Моисея и Аарона "сынами Израилевыми", еще один намек на принадлежность обоих к египетской элите. Также Исход (32:21) повествует: "И сказал Моисей Аарону: что сделал народ сей, что ты ввел его в грех великий?". Моисей здесь не говорит "мой народ", или "наш народ", но "сей", "ЭТОТ народ", из чего видно, что сам Моисей себя к "сему народу" явно не относил. Иудейская традиция несправедливо считает Рамзеса Второго безжалостным угнетателем евреев (правильнее, потомков гиксосов). Принудительной мобилизации с целью использования на строительных работах подлежали все низшие слои населения.


"15 И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ВАШИХ, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал МЕНЯ К ВАМ. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.
16 Пойди, собери старейшин [сынов] Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ВАШИХ явился мне, Бог Авраама, [Бог] Исаака и [Бог] Иакова, и сказал: Я посетил вас и _увидел,_ что делается с вами в Египте.
17 И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед." - из сказанного ясно, что Моисей к "сынам израилевым" не принадлежал; "8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев." - здесь задается направление экспансии, - на территорию Ханаана, и перечисляются все народности, бывшие истрическими врагами Египта, завоевавших часть Древнего Египта в XVIII—XVI веках до н. э., и получившие в истории общее название "гиксосов". Гиксосы — название народов, завоевавших часть Древнего Египта в XVIII—XVI веках до н. э. во времена XIII— XVII династий. Гиксосы образовали собственную XV династию, но не смогли покорить весь Египет, их владения простирались только до Асьюта, южной частью Египта продолжали управлять «теневые» фараоны из столицы в Фивах. Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом. Гиксосы привнесли колесничноевоенное дело в Египет.
Письменные источники, современные вторжению, отсутствуют; даже само название «гиксосы» образовано в позднейшее время Манефоном от египетского Hqa xAswt (хеку-шасу), «правитель (чужеземных) стран» , передаваемое по-гречески ;;;;;или;;;;. Иосиф Флавий («Против Апиона» I. 14, 82-83) переводит слово «гиксосы» как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи», последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник».
Согласно древнеегипетскому историку Манефону, гиксосы пришли с востока. Современные исследователи предполагают, что этнически гиксосы представляли собой несколько групп, в основном семитских, культурно находившихся под влиянием ханаанской культуры середины бронзового века. Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии. Они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов [5]и осуществили экспансию в сторону Египта. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты. Военные технологии гиксосов (колесницы, новые типы доспехов, составные луки) в сочетании с воинственностью давали им несомненное превосходство над египетской армией. Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы перенесли столицу из Мемфисав отстроенный ими Аварис, где стали править их династии, по Манефону XV и, видимо, XVI. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус (Табличка КарнарвонаI). Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли.
Примерно через сто лет египтяне освоили оружие гиксосов. В Фивахв это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала освободительную борьбу. Начало борьбы по легенде ( Папирус Салье I — «Гиксосский царь Апопе и фараон Секненра») связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север (Табличка Карнарвона I), перехватил по пути послание гиксосов к правителю Кушаи сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его ( СтелаII фараона Камоса). Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос Iоколо 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен ("Жизнеописание начальниека гребцов Яхмоса, сына Эбаны").


Иосиф Флавий («Против Апиона») цитирует Манефона, рассказывая о полномасштабном вторжении гиксосов:
…и из восточных стран внезапно напали на нашу землю люди рода бесславного, полные отваги, и завладели ею легко, без боя и насильно. Они покорили всех бывших в ней князей, затем беспощадно сожгли города и разрушили храмы богов. С жителями они поступили самым жестоким образом, убивая одних, а других вместе с женами и детьми обращая в рабство. После этого они избрали царя из своей среды, имя которого было Салитис. Последний основал свою резиденцию в Мемфисе, обложив данью верхнюю и нижнюю землю и поставив гарнизоны в более подходящих пунктах….
У нас крайне мало археологических свидетельств, которые могли бы сказать об уровне разрушений, упоминаемых Иосифом, гораздо вероятнее, что гиксосы поднялись к вершинам власти из азиатского населения Авариса, в котором за десятилетия иммиграции ближневосточных народов в Дельту сложилось новое общество...

https://history.wikireading.ru/239313


..."Моисей и Аарон пришли к фараону... Аарон бросил свой посох перед фараоном и его слугами, и посох превратился в большую змею. Но фараон позвал мудрецов и колдунов, и египетские жрецы сделали то же самое. Каждый из них бросил свой посох, и они превратились в больших змей, но посох Аарона поглотил их посохи. Но все же сердце фараона стало упрямым, и он не захотел их слушать..." (Исход 7:12-8:6). Конечно , план Моисея (более вероятно, это был план Рауэла, переданный через Моисея и Аарона) выселить потомков варваров из Египта для дальнейшего их использования по защите Египта от угрозы вторжения амореев, и в дальнейшем против городов Ханаана, показался Рамзесу II авантюрным и заведомо несостоятельным. Ведь египетские гиксосы были потомками тех же амореев и хабиру (кочевой семитской народности); говорили с ними на одном языке и поклонялись одним и тем же божествам. Возможно, фараон несколько скептически отнесся и к жреческому статусу Моисея и Аарона, их ведь давно забыли в Египте... Сейчас, мол, приглашу моих жрецов, и вы увидите, что они умеют... Но Моисей и Ааарон подняли планку в жреческом исскусстве на высоту, недоступную жрецам Рамзеса. Можем, все можем, и это можем, и больше этого... Но разве для того мы пришли сюда, чтобы свое умение показывать?...

Окончание следует


Рецензии