Фанфик, ориджинал и как ориджинал

Все знают, что фанфик — это произведение, где использованы герои и/или мир созданные другим автором, и автор фанфика ни в коей мере не предъявляет свои права на них. Но в чём принципиальная разница между фанфиком и ориджиналом, когда читатель выбирает, с чем ему ознакомиться? Ответ очень простой. Выбирая фанфик, читатель уже знает, почему ему это интересно. Поэтому автор фанфика, если у нас не случай серьёзного AU, вполне может пропустить моменты характеристики персонажей и мира — читатель с ними уже знаком и для него это станет лишней водой, мешающей перейти к главной мысли текста. На самом деле, есть тип фанфиков, где автор вообще не стремится заинтересовать читателя, а стремится показать канон и героев под другим углом, и критерием оценки тут будет не интерес для читателя, а обоснованность и соответствие. В ориджинале, то есть обычном оригальном произведении, так не получится, хотя в мировой культуре есть произведения, написанные, что называется, «для своих», где без контекста ничего не понятно, например, «Поэма без героя» Анны Ахматовой.

Но фанфики можно, хотя и не обязательно, писать «как ориджиналы». Что это значит: автор знакомит читателя с миром и героями так, чтобы человек сам понял, почему ему должно быть интересно, даже если не знает канона. Фанфик, написанный с этой меткой, может быть очень глобальным AU, а может фактически повторять канон за некоторыми исключениями — важно не это, а то, насколько понятно происходящее и раскрыт характер героев. Каждое действие должно выглядеть внутренне логичным и для тех, кто знаком с каноном, и для тех, кто его не знает.

Когда мы читаем ориджинал, мы изначально не знаем, почему нам должно быть интересно, поэтому если в тексте нет ничего цепляющего, а герои непонятны и нераскрыты, мы его бросаем. Когда автор переходит с фанфиков на ориджиналы, можно попасть в ловушку: кажется, что читатели сами должны понять, что в голове у автора, по намёкам и небольшим деталям, потому что в фанфикшене, даже сильно отходящем от канона, подобное работает, но у читателя есть только уже написанный текст и никакого «канона» в голове, поэтому он не понимает. В результате, ему не интересно.

Как с этим бороться: продумать завязку. Подавать информацию дозированно, чтобы читатель не запутался, но и не заскучал. Позволить героям произвести на читателя первое впечатление, показав их характер в какой-то определённой ситуации, чтобы он мог понять, интересны ли они.

Если под первыми главами ориджинала один читатель оставил отзыв, что он ничего не понял, это ещё не значит, что текст действительно непонятен для всех, потому что восприятие у людей разное. Но всё равно следует внимательно перечитать текст и постараться понять, действительно ли вызывающие вопросы моменты так сложны. Если мнения читателей разделились, и большинство всё поняло правильно, тогда, скорее всего, не понимающий читатель просто читал наискосок. Не нужно что-то менять из-за каждого отзыва, это разрушает структуру произведения. Но если искренне запутались все или многие читатели, подача, скорее всего, действительно сумбурная, и произведение следует дополнить.

В авторских мирах текст иногда дополняется глоссарием, но на самом деле вряд ли кто-то из читателей будет учить его, как материал перед экзаменом, так что если приведённые там понятия не раскрываются в тексте, реальной пользы от него мало.

Если вы пишете «в стол», может возникнуть проблема, что вы не знаете, как воспринимают текст читатели, что понятно, что не понятно, и, соответственно, пребываете в неведении, что следует отредактировать. В голове автора в идеале уже есть достаточно полная информация о происходящем, так что восприятие текста автора изначально несколько искажено по сравнению с читательским.

Что может помочь — дать прочитать свой текст больше, чем одному человеку, чтобы получить какой-никакой плюрализм мнений.

В любом случае, не важно, что вы пишете — фанфик или ориджинал, только вам решать, что вы хотели им сказать и какого эффекта добиться, а так же для кого он написан. Возможно, это фанфик, написанный для узкого круга внутрифандомной тусовки. Возможно, ориджинал, написанный исключительно для своих друзей и непонятный всем остальным, не знакомым с вашим внутренним сленгом. Реакция тех, кто не понял или не согласен, в таком случае, вряд ли будет особо ценной для вас как для автора, и это нормально. Но если это произведение рассчитано на широкий круг, оно должно быть максимально понятным и цепляющим с первых страниц, и тут имеет смысл максимально учитывать мнение читателей и делать выводы, хотя и не идти у него на поводу.


Рецензии