Навеянное. О науке

У меня есть хобби. Появилось оно довольно случайно. Моему бывшему ученику понадобилась помощь в написании курсовой работы. Доброе дело не бывает одиноким.

 К данному моменту я помогла написать более двух десятков курсовых и дипломных работ по разным гуманитарным специальностям. Заметьте, я не пишу дипломные или курсовые работы (за редчайшими исключениями), я помогаю в поиске информации, её анализе и, если требуется, корректирую и редактирую готовые тексты. Это принципиально. Студент должен сам знать тему и сам защитить свой диплом.
 
 Второй принципиальный момент - это именно хобби, а не способ заработать на банку черной икры. А потому делаю я это дело с увлеченностью исследователя, а не с погруженностью в расчеты профессионального бухгалтера.

 Третий принципиальный момент вытекает из второго. Мне самой должна быть интересна тема работы. В моем возрасте необходимо получать новые знания, иначе жизнь утратит всякий смысл.

 Длинная прелюдия. И ничего не дающая для того, чтобы предвосхитить окончательный вывод. А вывод важный. Я поняла, почему я не стала учёным. Не великим учёным. Им я не стала - это ясно без всяких слов. Ни нобелевским, ни шнобелевским лауреатом. (А жаль, деньги бы мне не помешали) И не учёной дамой. Ею я пытаюсь стать. А просто учёным. Я поняла, почему я не ученый.

 Фишка в том, что в этом мире имеется масса возможностей стать именно ученым. Так много непознанного! Так много объектов изучения! От звёзд до вирусов, от методов познания действительности до способов передвижения тараканов, от прозы семейных будней до полета поэтической мысли... Короче, изучать есть что.

 Поэтому-то в мире так много ученых.

 Но я в их число не попадаю.

 И не попадаю по двум причинам.

 Первая заложена в моем характере. Нет во мне той педантичной целеустремленности и  беззаветной жажды получения ответа на поставленный вопрос. При решении любой научной задачи я неуклонно ухожу в сторону и нахожу другое занятие.

 Вот и сейчас я, вместо решения поставленной передо мной учебно-исследовательской задачи, уклонилась в рассуждения о своей неспособности стать ... ну, вы поняли.

 А задача, поставленная мне моим хобби, проста, как буква "О" - мне надо помочь в написании курсовой работы по социологии. А это, кстати, новая для меня отрасль знания. Ну, в смысле, что-то я такое некогда сдавала в Академии бизнеса и предпринимательства. Но, во-первых, было это давно. Во-вторых, сдать экзамен не значит знать.

 Итак, меня погрузили в новую сферу. С вопросом о ... Неважно. Вопрос интересный, но речь не о нём. Речь о том, почему я не стала даже кандидатом в учёные. И как я поняла почему я не стала..., ясно же кем.

 Сначала, как я поняла. Задача, которую я должна бы сейчас выполнять, опирается на методологию, разработанную ученым, которому, наверняка, за это рано или поздно присудят нобелевскую премию. А мне, чтобы опираться на его методику было нужно прочитать его исследование. Социология не сопромат и не гистология. Все слова вполне понятны. Хотя и простые слова можно в очень сложные обороты завернуть. Что этот великий социолог и сделал. В общем. Читаю я его труд и ... меня пронзает мысль: "Черт побери! Для этого надо было опросить респондентов из сорока пяти социальных групп в сорока странах? Для того, чтобы доказать, что между экономическим развитием и культурой в виде ментальных установок населения имеется тесная связь?!" Нет, он не ставил задачу выяснения того, что первично. Он не ставил задачу понять, как они взаимодействуют; механизмы этого процесса его не интересуют. Он озадачился тем, что попытался узнать, влияют ли друг на друга экономика и общественное мнение. И, да, он это сделал! Он доказал - влияют...

 И тут, на этом его потрясающем выводе подлинно английского учёного (впрочем, он американец) меня озарила моя догадка и я отвлеклась от своей задачи для того, чтобы рассказать всем, кто дочитает, почему...

 да потому что я не могу себе позволить морочить себе (и другим) голову вопросами, ответы на которые не требуют вопроса априори. Написать триста страниц текста о том, что ясно-понятно детсаловскому второгоднику, для этого надо иметь ...слишком большой запас слов.

 Короче. Вы меня поняли.


Рецензии