Одиссей идёт за Гелиосом

Путешествовать Одиссей любил с детства. Когда ему было лет шесть, он покинул Итаку и отправился к Гелиосу, чтобы вместе с ним обойти всю Землю и вернуться на то же место, только с другой стороны. Одиссей очень любил Гелиоса и полагал, что этот бог ему покровительствует. И это была правда, поскольку Гелиос тоже любил Одиссея. В пути Одиссею часто покровительствовал также Гермес, однако иногда он отлучался по делам и поэтому наш юный путешественник периодически попадал в неприятные ситуации. В своём путешествии маленький Одиссей повстречал множество богов, героев и простых людей, а также мифических существ…

Первым ему на пути попался продавец счастья. У Одиссея не оказалось с собой ни единой драхмы, чтобы купить себе счастья. Однако продавец бесплатно сказал ему важные слова, которые Одиссей запомнил на всю жизнь: «Всё вертится. И ты вертишься».
Одиссей отправился дальше вслед за Гелиосом. Теперь он встретил удивительных существ, которые поклонялись богу Солнца. Их ритуалы были странны и непонятны юному путешественнику. Солнцепоклонники не приняли Одиссея в свою компанию, поскольку он был ещё мал.

После этого Одиссей попадает в храм Деметры, богини плодородия и материнства. В храме Одиссея приняли за другого мальчика и сообщили ему, что у него «родился братишка: 6 мин и 28 дактилей (приблизительно 3800 грамм и 52 сантиметра». За посещение храма Одиссея накормили вкуснейшим лакомством, после чего он наш герой увязался за прекрасной нимфой, по всей видимости, одной из Плеяд. К Одиссею присоединился охотник Орион, увлёкшись красотой нимфы. Однако нимфа упорхнула от Ориона и Одиссея, оставив обоих ни с чем.
Одиссею ничего не оставалось, лишь только продолжить свой путь, освещаемый лучезарным Гелиосом.

Герою встретился Дионис, который за неимением винограда, угостил путешественника вкуснейшими египетскими арбузами. Дионис рассказывал Одиссею интересные истории из жизни богов и героев, а затем они вместе наблюдали за полётом Фаэтона. Впрочем, смелый Фаэтон в быту оказался простым подкаблучником. Одиссей, который задумал, было начать поклоняться Фаэтону, тут же бросил это дело.

Расставшись со щедрым Дионисом, Одиссей чуть не попал под ноги кентавру Евриту. Кентавр вздумал отругать дерзкого мальчишку, который не видит, куда идёт, однако Одиссей сказал ему, что он направляется вслед за Гелиосом. Кентавр сказал, что им по пути. Он усадил маленького путешественника себе на круп и помчался вслед за Гелиосом. В пути кентавр рассказал Одиссею о том, что он уже три раза обошёл весь свет. На вопрос Одиссея «ну и как там – на всём свете?», кентавр задумчиво заметил, что там «всякое есть, а в общем интересно, очень интересно».
Однако вскоре кентавр увидел Гипподамию, дочь Бута из Фессалии. Он схватил её и уволок в лесную чащу, оставив Одиссея одного.

Впрочем, он недолго оставался в одиночестве: его заметил Сизиф, руководивший строительством Коринфа. Он пригласил Одиссея за пиршественный стол, чтобы угостить странника. Сизиф был весел, он уже осушил не один скифос, празднуя досрочную сдачу одного из коринфских объектов. Он пропел гимн Аполлону, который лично следил за строительством Коринфа:

Слава тебе, господи наш,
Блага свои ты все нам дашь,
Славим тебя, сердцем любя,
Сладки плоды за все труды.

Одиссей поделился с Сизифом и его компанией своим скудным провиантом, чтобы путешественника не посчитали дармоедом.
Основательно подкрепившись, Одиссей отправился дальше вслед за Гелиосом, который успел уйти очень далеко.

И тут чуть не произошла катастрофа: путешественника схватил Минос и повёл в царство Аида, чтобы вершить над ним суд. По дороге в Аид Минос читает нравоучения юному путешественнику, осмелившемуся идти за богом Солнца: «Если все за Гелиосом пойдут, что же с порядком будет? Значит, останавливай вечное движение, распускай Олимп… Правильно я говорю? Правильно я говорю: несерьёзность получается. Сегодня ты за Гелиосом пошёл, завтра на Афинской агоре обманывать покупателей начнёшь. А потом? Вообще в кусок Прокруста превратишься! Или, не дай бог, в циклопа! Правильно я говорю? Правильно я говорю! Слыхал ты, чтоб кто-нибудь за Гелиосом ходил? Твой папа за Гелиосом ходит? Нет, твой папа в поход аргонавтов ходит! Правильно я говорю?». Одиссей вынужден согласиться с логично безупречными доводами грозного судьи Миноса: «Правильно…».
Минос приводит Одиссея в преддверие Аида и демонстрирует ему его двойника, который занимается тем, что «целый день к Гелиосу лицом поворачивается». Судьба двойника Одиссея печальна: откуда ни возьмись появляется циклоп Полифем, который убивает этого поклонника Гелиоса – он отрывает ему голову. Одиссей понимает, что следующей головой, которая покатится на землю, станет его собственная. В отчаянии он призывает на помощь всех олимпийских богов, которые в данный момент не заняты общественными делами. Свободным богом оказывается Посейдон, который окатывает Полифема с ног до головы холодной морской водой и тем самым спасает юного героя от неизбежной расправы.

Одиссей бежит подальше от опасного царства Аида. Он прошёл уже множество дорог, у него совсем износилась обувь. И тут Одиссей встречает Гефеста. Бог огня, кузнечного и обувного дела помогает путешественнику: он выковывает для Одиссея котурны из лёгкого, но очень прочного металла. Одиссей заворожено смотрит на работу Гефеста, при этом он замечает, что ноги этого бога далеки от совершенства.
- Скажи, Гефест! – восклицает Одиссей, - правда ли, что до битвы с титанами твои ноги были здоровыми и совершенными?
- Правда, - ответил Гефест.
Покидая Гефеста, Одиссей размышляет о несправедливости Мойры и божественном благородстве. Он намерен после возвращения в Итаку устроить пир на весь мир, а также всемирную лампадодромию во славу бога огня.

Пора спешить за Гелиосом, однако путешествие Одиссея вновь прерывается. На этот раз ему встречаются аргонавты, которые хоронят своего предводителя, погибшего под обломками ветхого «Арго». Одиссей впервые видит такую представительную траурную процессию. Аргонавты несут венки; один из них, утирая пот, даёт венок Одиссею, чтобы тот помог нести эту ношу. Одиссей помогает аргонавту. Похоронная процессия подходит к царству Аида, Ясон скрывается во тьме, хор аргонавтов поёт траурную песнь в честь своего любимого предводителя.

Маленький путешественник слишком много всего увидел на протяжении одного дня. Большое количество впечатлений утомило странника. Он присел у ручья отдохнуть и насладиться резвящимися в воде наядами, а также флиртующими с ними Истром и Каистром, Алфеем и Ахилоем.
После этого Одиссей оказывается на совершенно пустом стадионе, где нет ни зрителей, ни олимпиоников. И тут Одиссей видит, как на стадионе возникают танцовщицы и певицы: это дриады и сирены. Они исполняют танец и поют песни в честь Гелиоса, Зевса и других обитателей Олимпа.

Танец дриад и песни сирен завораживают Одиссея, однако очарование длится недолго: Аполлон спускается с Олимпа, подхватывает девушек и исчезает в небе. Одиссей замечает, что уже начинает темнеть. Он оглядывается и не видит Гелиоса. Божество Солнца исчезло! В панике взбегает Одиссей на вершину трибуны стадиона и видит заходящее Солнце. Гелиос бросает на Одиссея прощальный взгляд и исчезает за горизонтом.

Грустный Одиссей возвращается в Итаку. Его миссия провалена, ему не удалось совершить вместе с Гелиосом кругосветное путешествие. Как теперь будущий царь Итаки станет устраивать пиры и лампадодромию в честь Гефеста? Одиссей бредёт по тёмным дорогам родного острова, редко освещаемым погребальными кострами. Наш герой говорит себе, что если он поднимет голову, то обязательно увидит Гелиоса, ведь не может быть, чтобы на небе отсутствовало Солнце. Одиссей смотрит в небо и видит Луну. Это Селена, сестра Гелиоса, которая призвана освещать землю в отсутствии брата. Солнце светит живым, Луна светит мёртвым. Ночь – это время умирания или сна, который тоже во многом напоминает смерть. Не добравшись до дворца, Одиссей решает прикорнуть на ступенях храма Афины. Прислонившись к нагретой за день Гелиосом колонне дорического стиля, юный путешественник засыпает, убаюканный пением Гипноса. Появляется Морфей и навевает Одиссею яркие сновидения, во время которых наш герой снова совершает своё удивительное путешествие вслед за Гелиосом. Слышна песня:

У тебя такие глаза,
Будто в каждом по два зрачка,
Как у самых новых колесниц.
Понимаешь, твои глаза -
Птолемея правдивая карта,
Ты когда закрываешь их,
Погружается на ночь экватор.
А когда их прошу открыть я,
В них два полюса голубых
В миг открытья.

Одиссей спит и снова видит себя на похоронах своего двойника, которому оторвал голову злобный Полифем. Юный герой полагает, что сейчас ему придётся посетить царство Аида, откуда он вполне может не вернуться. Однако похороны двойника превращаются в похороны Ясона, которого отправляют в последний путь аргонавты, плывущие на вечно юном «Арго» прямо к Солнцу. Во сне Одиссею является Гефест. У него вполне здоровые ноги, он ничуточки не хромает, как и было до великой битвы с титанами.
Потом появляется кентавр Еврит. Он несёт мальчика к Гелиосу, они посещают храм Деметры, Одиссей снова видит продавца счастья. Но это уже сам Одиссей торгует на Афинской агоре. Он не обманывает покупателей, он даже не продаёт счастье – он раздаёт его даром. Ведь счастья, как и солнечного света должно хватать на всех…

Тьма не может длиться вечно, приходит конец и этой ночи. Розоперстая Эос освещает край неба, древнегреческий мир просыпается к новому рабочему дню во славу богов Олимпа. Наш герой Одиссей вернулся из царства Гипноса, околдованный пением Морфея. Он проснулся и понял, что его несёт во дворец сам Арес, грозный бог кровопролитной войны. Путешественник не доверяет Аресу и задаёт богу вопрос:
- Куда ты меня несёшь?
- А куда ты шёл?
- Не скажу! Пусти меня, - требует Одиссей.
Арес ставит Одиссея на землю и превращается в Аполлона. В его руках золотая лира, он играет, и мир снова становится светлым и прекрасным. В небе появляется Гелиос, он приветливо машет рукой юному Одиссею и освещает его лучами. В небе весело кружатся братья Борей и Зефир, Эвр и Нот, ими повелевает Эол.
Одиссей рассказывает Аполлону-Аресу о своих приключениях. Бог спрашивает:
- И ты всё это видел?
- Видел.
- А что же ты говоришь, что не обошёл вокруг Земли? Я вот большой и то столько не видел.
- Но я должен был вернуться вместе с Гелиосом на то же самое место, только с другой стороны.
- Ты с Гелиосом и вернёшься, - пообещал бог, - пойдём.
Они идут, и перед ними возникает величественный дворец Лаэрта, царя Итаки, отца Одиссея. Дворец освещается утренним Солнцем и сияет почти как Олимп. Одиссей понимает, что ему всё-таки удалось совершить задуманное. Он обошёл всю Землю вместе со своим любимым богом – Гелиосом и наконец вернулся домой.

P.S. По мотивам поэмы «Одиссеи» Гомера, романа «Улисса» Джеймса Джойса и фильма «Человек идёт за Солнцем» Михаила Калика.


Рецензии