Космическое путешествие Степы Комарошкина

Жил-был мальчик по имени Степа Комарошкин. Довольно высокий для своих лет ( а лет было девять), худой, сероглазый, белокурый. Что еще можно о нем сказать? Любознательный очень. Степа дружил со своими одноклассниками, но еще он дружил с ученым Тимофеем Егорычем, который жил по соседству. Тимофей Егорыч всячески поощрял Степину любознательность и дарил ему время от времени разные забавные вещички. Например, машинку для чистки ушей или будильник, проговаривающий таблицу умножения. Просыпаешься такой утром и таблицу умножения заодно повторяешь. Были в жизни Степы и сверхтехнологичные коньки, которые сами научили его кататься и такие же лыжи. Были стельки-скороходы. Из-за них Степа влип в неприятную историю, но интерес к новым изобретениям не потерял.

Степа мечтал стать космонавтом, когда вырастет. И не просто мечтал, а планировал. Никто из его сверстников не мечтал о космонавтике. Времена, когда мальчишки и девчонки хотели летать в космос давно прошли. Теперь они мечтали покорять мир компьютерных технологий, сидя на Земле.
Степан читал о космосе и смотрел о нем фильмы, посещал планетарий и пробовал писать научно-фантастические рассказы. Тимофей Егорыч подарил Степе на Новый Год удивительно реалистичную модель Вселенной, сделанную руками самого Тимофея Егорыча. В этой модели все крутилось, бегало. В ней даже рождались и взрывались звезды, летали метеоры и кометы. Вот такой Тимофей Егорыч был  изобретатель.

Однажды ученый смастерил настоящий звездолет и робота-пилота в придачу. Сам он не мог лететь в космос по состоянию здоровья, поэтому предложил это сделать Степану. Степан, конечно, с радостью согласился. Прибежал к родителям и спросил:"Можно, я в космос полечу?"
Родители немного удивились, но разрешили. Степе они полностью доверяли. Они знали, что их сын не будет делать того, чего не может.
Мама собрала Степану рюкзак с космической едой и пакет сменного белья. Папа с Тимофеем Егорычем прочитали наставления. И вот, одним волшебным утром звездолет со Степой на борту взлетел и с бешеной скоростью умчался вон из атмосферы.

Довольно скоро Степа увидел в иллюминатор Землю. Она была именно такой, какой он видел ее на фотографиях- круглой и голубой. Вокруг  сияли звезды. Их блеск был настолько прекрасен, что Степан открыл рот и, как завороженный, смотрел на них.
Робот-пилот вел звездолет прямиком к Меркурию. Тимофей Егорыч сказал, что до этой планеты всего пять часов полета, поэтому можно начать с нее. А потом ученый придумает, как преодолеть световую скорость, и можно будет посетить другие планеты и другие звездные системы.

Как и было задумано, через пять часов звездолет примеркурился. Когда он только подлетал, Степа заметил, что все вокруг пылает огнем и ничего не видно. Но затем звездолет как будто прорвался сквозь какую-то пленку, и все в раз изменилось.
Тимофей Егорыч предупредил, что на Меркурии атмосферы нет из-за сильной близости Солнца, но у поверхности планеты она должна быть, так как там когда-то обнаружили кислород. Степе нужно было проверить, так ли это. Если дышать нельзя, надо возвращаться. Оказалось, дышать можно! Степа выбрался из звездолета и посмотрел наверх. Высоко над ним полыхало пламя. Оно выглядело так, будто все небо- огонь, но оно далеко, а Степа тут, низко. И он может любоваться огненным небом, но не касаться его. Красота!

Степа захватил с собой необходимые вещи и побрел по Меркурию, параллельно фотографируя все подряд. Скоро он набрел на глубокий кратер и стал спускаться вниз. Ему показалось, что это хорошая идея. Внизу кратер был изрыт туннелями. Степана разобрало любопытство, и он пошел по одному из них. И что же он увидел? Оказывается,  на Меркурии есть жители. По туннелю туда-сюда сновали маленькие человечки и чем-то гремели. На Степана они смотрели равнодушно.
"Наверно, я здесь не первый чужой",- подумал мальчик.- "Или они все слепые."

Он решил идти, пока не упрется во что-нибудь. Но туннель уводил все ниже и ничем не заканчивался. Наконец, его взору открылась огромных размеров пещера. Она уходила далеко во все четыре стороны и также глубоко. Всюду виднелись лестницы, мосты и самодельные площадки. Равнодушные маленькие человечки заполняли собой все пространство. Они кололи руду, сгружали ее, относили куда-то, складывали, снова уносили, возвращались, и все повторялось сначала. Степа чувствовал себя великаном среди них. Ничего не боясь, он крикнул: "Чем вы тут занимаетесь?"

Движение мгновенно остановилось. Человечки смотрели на Степу и не шевелились. Один из них сказал: "Строим звездолет." А другие хором повторили: "Строим звездолет."
Один сказал: "Мы полетим на другую планету."
И другие хором вторили: "Полетим на другую планету."
Один: "И завоюем ее."
И другие хором: "Завоюем ее."
Тогда Степан спросил: "Что же это за планета?"
Человечки хором ответили: "Вот эта планета."
И все, как один, подняли головы вверх. Степа тоже поднял голову и увидел огромное изображение своей родной Земли на своде пещеры.

Степе бы разгневаться или испугаться. Но вместо этого он расхохотался. Ему показалось очень смешным, что такие шмокодявки попытаются завоевать его планету.
Когда Степан насмеялся, он решил рассказать этой мелюзге о планете Земля. Точнее, о людях, ее населяющих. Начал он так: "А вы знаете, что?.."
А дальше: "Что жители Земли- великаны (посмотрите на меня, ха-ха), что мы передвигаемся не только по земле, но и по воздуху, что мы передаем информацию из одного конца планеты в другой меньше, чем за секунду, что имеем великое множество машин, роботов, микроскопических аппаратов, которые умеют думать, как человек, что мы исследуем другие планеты, а также изучаем то, что внутри нашей и т.д. и т.п.
Степа рассказал о самолетах и звездолетах, поездах и кораблях, о компьютерах и разных искусственных материалах, о школах и университетах, театрах, музеях, спорте, книгах... Он говорил долго и с увлечением. Меркурианцы внимательно слушали. А когда Степа закончил, заплакали. Один за другим они стали бросать свою работу и куда-то уходили.

Степа Комарошкин торжествовал.
"Интеллект- это сила",- думал он.- "Я им сейчас задавил прямо-таки."
Конечно, Степа попал "пальцем в небо".  А вдруг эти меркурианцы оказались бы высокоразвитой технологичной расой, которая все свои достоинства прячет глубоко в недрах планеты. Но нет. Судя по тому, как они отреагировали на Степину лекцию, им было далеко до землян.

"Так где же хорошо? Где хорошо?"- повторяли последние шмокодявки, покидая пещеру.
"Хорошо дома!"- крикнул Степан и пожал плечами. Наверно, больше ничего интересного он здесь не увидит.
Степан набрал полный рюкзак меркурианских камешков и отправился обратно. Меркурианское небо также бушевало огнем. Поверхность планеты была серой и пустынной. Но кое-где Степа заметил небольшие лужицы и что-то похожее на травинки. Мальчик, не раздумывая сложил в рюкзак и это.

"Как же я соскучился по дому",- подумал Степа.- "Не хочу быть космонавтом. Чужое небо, чужие камни, чужой воздух, чужие человечки... Чужой космос."
Степа сам не понимал еще, что становится адептом философии одиночества, а это шаг на пути взросления. Путешествие в Космос сделало его чуточку старше. Но не настолько, конечно, чтобы он прекратил мечтать.
Уже сидя в звездолете и наблюдая за убегающими звездами, Степа думал о том, что изучать стоит людей и их историю. Вот где никогда не почувствуешь себя чужим.
Мимо пролетел крупный метеор и скрылся в бесконечной космической дали.
"А телескоп я себе все-таки добуду,"- подумал Степан, глядя ему вслед.


Рецензии