Открываем магазин в Манхаттане. 1982год

  На фото-справа Борис Супер и продавец Джо Робинсон
             
  Вы видите на магазине вывеску: "BORIS SUPER ELECTRONICS"
Фамилие моего мужа в действительности Супер, Борис Супер. Жила когда-то большая еврейская семья Супер (9 детей)на Украине, в селе Васильковка, Днепропетровской области,Харьковский район.
                                                                                                           
  Борис продолжает работать у Семена Кислена в магазине “Kislin Electronics”     и развозит телевизоры, разную бытовую   электронику по всем пяти "бора" (районы)большого Нью-Йорка и в ближайшие штаты. Также он ездил за товаром на разные базы, где по оптовой цене продавали электронику, и развозил по другим магазинам, с которыми  у Сени шла  торговля. То-есть покупают и тут же перепродают, уже завышая цены,хоть на доллар .Это называется бизнес.
        Борис купил маленький грузовичок. Доставок   было много, для наших эмигрантов-покупателей.  И он  зарабатывает на житье-питьё  и иногда им можно съездить  отдохнуть на Карибы  (Карибские острова).
"Надо открывать свой бизнес. Надо работать на себя", – Аля и Женя постоянно повторяют  Борису. Поскольку он имел уже опыт, и он знал  много мест, где достать товар. Вот наконец, они  решили открыть электроник - магазин. Стали искать хорошее место.  Однажды они увидели вывеску в витрине жилого дома: сдается помещение. Это было на 23 стрит и угол 8 авеню, Манхеттен. Superintendent (управляющий) - оказался наш эмигрант Анатолий Непомнящий, который сходил с нами к менеджеру и помог оформить   аренду помещения.
Первый  год аренда ("rent") - $ 850.00,  второй год $ 1000.00, и т.д.  Им дали   один месяц   бесплатно.  Они сами сделали ремонт и  все  переоборудование помещения. Купили  прилавки, полки и, конечно, купили товар - электронику: телевизоры, видео проигрыватели, радиоприемники, различные кассеты,  вообще,  разную мелочь нужную для электроники. Выставили на витрину товар, заказали вывеску над магазином: "BORIS SUPER ELECTRONIC", дали объявление в русской газете "Новое Русское Слово"*.  Пригласили друзей на  открытие магазина. Это был апрель 1982.  
 
Торговля шла еле-еле.  Борис и Аля работали каждый день, без выходных. Приезжали в магазин к 10 утра и закрывали  в 7  вечера.  Работали  вдвоем, а в праздники и в выходные  им помогал сын, Женя, так как продавца не могли взять. Напечатали листовки и Аля обходила ближайшие улицы, где в домах, в подъездах раскладывала  эти листовки, или стояла на углу улицы 23 и 8 авеню раздавала прохожим. Торговля оживала обычно перед праздниками Thanksgiving Day, Christmas, New  Year, Valentine's Day, Easter и другие. Все что оставалось после уплаты за аренду магазина, налог, страховку, только хватало на оплату квартиры, учебу сына в колледже   и поесть-попить. Но это не то, что  вам хотелось бы, открывая свой бизнес, - получать прибыль, отложить что-то в банк и в дальнейшим  купить дом или квартиру,  помочь сыну, а в преклонном возрасте - жить безбедно.  Бизнес шел, как говориться не шибко - не валко.  Конкуренция была большая. Бум на электронику, в начале 80-ых прошел. Начали открываться множество магазинов электроники в Манхеттене, в Нью-Йорке, почти на каждом углу. Это были индусы, израильтяне, корейцы, китайцы, они сидели в своих магазинах по 24/7 и могли питаться одним рисом.  Четыре     года   они продержались и ушли из  бизнеса.   Бум на электронику закончился.                                      

     Как в Америке принято объяснять  успех человека: надо оказаться «в нужное время, в нужном месте». Но «этим местом», стало не чистое поле, посреди которого из земли вдруг забила нефть, а скромный магазинчик бытовой электроники на Пятой авеню и 24-й стрит. Это был 1978 год.Самый пик эмиграции из СССР. Магазин Сэма Кислина, бывший одессит, стал известен благодаря  не только количеству, но и качеству покупателей. В эпоху бума потребность на «телики» и «видики», помимо нашего брата-эмигранта, была также у советских дипломатов, избранных деятелей культуры, спортсменов, шпионов, журналистов, и ученых и прочих.  В магазине отоваривались Андрей Громыко, Евгений Примаков, Георгий Арбатов, заглянул  и Эдуард Шеварднадзе, и, не считая, сошек  помельче. Подвозили на автобусах советских граждан, которые работали в посольстве или  в  консулатах. Однажды привезли советские фильмы и зашли в магазин Никита Михалков, Людмила Гурченко и Сергея Шакурова.  Были и другие артисты Советского Союза: Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Александр Розенбаум. Когда были гастроли Большого театра, Мариинского театра, то всех артистов привозили отовариваться дешевой электроаппаратурой в магазин Кислина.


Развал СССР.   В 90-тые годы Союз приказал долго жить. А предприимчивые и смелые стали шуровать, искать, на чем можно заработать в бывшем СССР. “У нас теперь будет капитализм», - говорили в Союзе. Бывшие директора заводов, предприятий, секретари парткомов, райкомов, комсомольские руководители, спортивные деятели  - они первые прибрали в свои руки – заводы, фабрики, разные предприятия, нефтяные скважины, добычу нефти, газа и всякие полезные ископаемые - чем богата матушка Россия! Они стали сразу владельцами всех богатств Советского Союза. То-есть все досталось случайным людям за три копейки. Вот и появились олигархи, новые русские и просто бандиты, на всем пространстве СССР.

      Как только  открыли “железный занавесь», им на помощь   полетели "наши" эмигранты, тоже находчивые и предприимчивые, они искали:  на чем можно заработать. Быть бизнесменом –  это своего рода такой талант.
     
   Таким вот был Семен Кислин, Тимур Сапир. Кого заинтересуют эти имена  «наших» бывших эмигрантов – миллионеров, может даже миллиардеров, прибывшие в Америку в 70-80 годы и затем, заработавшие на развалинах Союза, найдите   на интернете.
Сэм Кислин разделился со своими партнерами Тимуром и Бадрий. Они уже заработали себе на квартиры, дома и на прочие. Магазин «Электроник» остался Тимуру, стал называться «У Тимура». Со временем он стал первым миллиардером среди евреев-иммигрантов, «брежневской волны» из Союза. Сэм Кислин открыл свою компанию «Trade Commodities Co.», которая находилась в Empire State Building  на  45-ом этаже и успешно торгует с бывшим Советским Союзом.
 
Новые предприниматели  стали искать: где, что купить подешевле, а продать подороже. Ввозили в "бывший" электронику, а вывозили - таскали уголь, сахар  из Украины, нефть из Баку, из Сибири вывозили лес, ценные металлы: алюминий, медь, цинк.  Искали какую-то мочевину (urea), уран, ртуть. "Широка страна моя родная и очень богатая". Разворовывали все вместе и бывшие директора заводов, партийные секретари, председатели республик и всякие члены правительства. А куда пропали большие деньги КПСС? До сих пор не нашли.
       И наши эмигранты "бывшие враги народа Советского Союза" тоже хотели успеть ухватить кусок пожирнее.
Чтобы быть успешным бизнесменом, надо тоже иметь особый талант, чутье и уметь рисковать. Появились отечественные Олигархи. Вы уже знаете их имена?
      Это были «крутые» 90-ые  годы.  В это время крутились такие дела!
        Борис хоть и работал в этом бизнесе и крутился там, но не сумел схватить птицу за хвост.  Борис, закрыв магазин, продолжал  ходить к Семену Кислину в контору, выполняя различные поручения, иногда, сопровождал Семена Кислена, в поездки в Москву, на Украину, в Сибирь и  в другие места,  бывшего Советского Союза и, видел, как разворовывают бедную Россию. Какие сделки заключали новые капиталисты!  У Семена Кислина были открыты конторы в Москве, в Одессе. У него появились «нужные люди» в Москве (например, Иосиф Кобзон) и на Украине, в Сибири.  Он стал миллионером. Как–то он сказал: «хватит для моих внуков и для правнуков».
       Бориса вдруг нашел его племянник  Саша Супер, который жил в Ростове и позвонил   Борису  домой в Америку. Так вот Саше, какие-то военные  из воинской части в Ростове,  предложили прицелы для винтовок, образца военных лет.  30 ящиков. Бывшие офицеры, чины повыше, тоже хотели заработать. Они продавали не стесняясь оружие.
    Когда они встретились в Москве, договорились, и Саша прислал весь  груз   в Нью-Йорк, JFK аэропорт.   Тогда было легко, без всяких проверок,   проволочек, и  Борис получил эти ящики с прицелами, привез прямо домой. Теперь надо искать  – где можно  продать, кому предложить, эти прицелы?  Женя, наш сын,  нашел магазины по продажи оружия, где этими  прицелами очень заинтересовались. Оказалось, эти прицелы военных лет чуть ли не реликвии. Мы все продали. Сказать, что здорово заработали – то нет.Цен мы не знали. Потом выяснилось, что можно было продать на много дороже. Ну что. Что сделано, то сделано. Тогда в России можно было купить чуть ли не танки,  ракеты, любое оружие. Все было бесхозным.

* Газета "Новое Русское Слово" Издавалась в Нью-Йорке с 1910 года по 2010 год

P.S.
        В этом рассказе Борис Супер под своей фамилией , он же в первой книге "Через годы, через расстояния" под именем  Глеб. Извините за путаницу. Так тогда сложилось , когда писала первую книгу в 2006 году, я не хотела называть мужа, его настоящим именем.Читайте о нем другие рассказы:  "Детство Глеба", "Встреча с Глебом или как она вышла замуж","Глеб купил автомобиль" и т.д. И он же "Борис работает у Кислена 1979 год".            


Рецензии
Так вот оно как - спасибо, что искренно поделились.
С уважением,

Татьяна Борисовна Смирнова   21.04.2023 16:50     Заявить о нарушении
Большое вам спасибо Татьяна. Вы очень много прочитали моих рассказов,взятые из моих двух книг. Столько много накопилось в памяти, столько много пережитого - вот я и решила об о всём рассказать в кнгах. Это моя судьба, маленькая частица этой эпохи, судьба поколения, прожившего в Союзе. Все это выплеснулось наружу. Не мне судить , а вам читателям. Первая книга переведина на английский, чтобы внуки знали откуда их русские корни. Всего вам доброго. В наши непростые времена.

Алевтина Игнатьева   22.04.2023 17:15   Заявить о нарушении
От души здравствуйте!
Читаю Ваши, Алевтина, рассказы и повесть с большим интересом и всему сопереживаю - Вы так хорошо пишете, что кажется, что все это происходило со мной.

Когда конкретно указываете года, я сразу прикидываю, а сколько же мне было в это время лет? И я не могла знать, например, что 1955 год был последним годом раздельного обучения, а теперь знаю и прожитая эпоха встает передо мной полнее... Этим мне и нравится Ваше письмо - оно живое и очень искреннее.

Спасибо огромное. Вас понимаю и люблю, и желаю Вам доброго здравия и творчества своего не оставлять.

С уважением и теплом, Татьяна.

Татьяна Борисовна Смирнова   22.04.2023 17:44   Заявить о нарушении