Где нет попов и притеснений...

Друзья!

В Сети часто  пишется, что религиозные репрессии XVIII века заставили тысячи староверов переселиться из привычных мест в неизведанные, в том числе — на Алтай.
В Уймонскую долину на Алтае старообрядцы шли, чтобы скрыться от религиозных гонений или освоить новые земли. Позже эти места начали ассоциироваться у кержаков с Беловодьем — сказочной свободной страной, где нет попов и притеснений, богослужение идет по старым книгам, за царя не молятся и крестятся двумя перстами.

В начале XX века через это место пролег маршрут Центральноазиатской экспедиции Николая Рериха — в ее рамках он изучал легенды и религиозные традиции. После ее окончания Рерих планировал вернуться в село Верх-Уймон и построить Центр знания и культуры.
Отступление.

"Чем Рериха так привлекли эти места, как на протяжении истории менялся быт жителей Уймоны и где все-таки находится Беловодье — рассказала Анастасия Атаманова, правнучка первых переселенцев, Бочкаревых и Атамановых.

Анастасии двадцать семь лет, она староверка в шестом поколении. Она родилась и выросла в селе Мульта, но в последние годы живет в Барнауле и работает в банке, наведываясь к семье по выходным и в отпуск. Анастасия своими силами строит небольшую турбазу в родном селе. Местные традиции постепенно уходят в прошлое — чтобы их сохранить, наша героиня собирается издать книгу: около десяти лет она собирает рассказы предков о быте и обычаях и изучает историю старообрядчества на Алтае.

--У нашей семьи есть легенда, известная от моей прабабушки.

В конце XVIII века наши предки, староверы Клепиковы, переплыли через матушку-реку Катунь в поисках Беловодья. Дошли до Уймонской долины и восхитились ее красотой: вокруг горы и березовые рощи с молодыми деревьями, а вдали сияли снежные вершины. Вверх по склону жили в землянках оседлые племена алтайцев.

Выглядели местные жители так: мужчины невысокого роста, волосы рыжие, лица продолговатые, глаза зеленые. А женщины выше мужчин — около двух метров. Мой папа, когда рассказывал эту легенду, всегда добавлял: «Хорошие такие, упитанные». У алтайцев были большие табуны лошадей — сами золотые и в золотых, переливающихся на солнце сбруях.

Староверы, поселившись здесь, захотели познакомиться с хозяевами этих прекрасных земель. Поднялись к ним по склонам — а их уже нет.

Алтайцы вынесли из землянок всё, что у них было, вывели скот и подрубили палки, на которых держались постройки — в общем, похоронили свое селение. Потому что ходила у них легенда, что когда придет белый человек и вырастет белое дерево, будет всё по-новому на этой земле.
По мотивам похожей легенды художник Николай Рерих написал картину «Чудь подземная» — о народе, который ушел под землю, не желая терять своей свободы.

Когда эту легенду рассказали бабушке, они с сестрой, маленькие девочки, ходили к месту, где раньше жили алтайцы, и копали землю, сдирая пальцы до крови. Говорили: «Вот найдем что-то золотое, и наконец покушаем». Но ничего не находили.

Всё, что я сегодня знаю об этой линии родственников — только легенда, которую я только что изложила. Они мало рассказывали о прошлом и неизвестно, откуда именно они пришли на Алтай. Староверов, которые обосновались здесь, называли «каменщиками» — из-за того, что они селились в горах. В основном это были выходцы из Нижегородской губернии. Первые староверы появились в Уймонской долине еще в середине XVIII века: бежали от введенной в 1720-х двойной подушной подати для кержаков и от принудительных горных работ на заводах.

Знаю, что Клепиковы были одними из основателей села Гагарки, построили большой дом, разводили маралов. Возвели школу, где учили грамоте жителей окрестных деревень. Но всё, что они нажили, в годы Гражданской войны было разрушено. В прошлом году мы с папой ездили в Гагарку — от дома не осталось даже основания. А вот семья чудом спаслась. Узнав, что скоро в деревню придут большевики, они оставили всё хозяйство и большой дом, ушли в горы, где у них была маленькая избушка три на четыре метра. Их не нашли и не сослали в Нарым — так называлось поселение в Томской области, куда неугодных власти отправляли на каторгу в 1930-е.

Совсем иначе сложилась судьба Атамановых — моих предков по другой ветви.

Они двадцать пять лет шли на Алтай из Архангельской губернии. Их очень много было — двоюродных, троюродных родственников; по дороге они строили дома в разных городах. Некоторые там и оставались — кто-то, например, осел в Нижнем Новгороде.
Все остальные дошли до Уймонской долины со стороны хребта Терехты. Эта земля им очень понравилась, там уже стояли дома Бочкаревых — и отец Вахрамея Атаманова Семен построил большой двухэтажный дом. Это было примерно в середине XIX века.

В 1926 году у Атамановых останавливался Николай Рерих во время своей Центральноазиатской экспедиции. Глава семьи Вахрамей Атаманов водил путешественника по горным хребтам. Вахрамей не только хорошо знал окрестные места, но и в целом был очень образованным: разбирался в травах, выписывал по почте медицинские книги, лечил людей и животных, даже проводил операции. Поэтому вместе с Рерихом они собирали лекарственные растения, изучали минералы и древности Алтая. И благодаря гостю у семьи есть фотографии тех времен.

В Центральной Азии Рерих собирал легенды. Уймонцы верили, что именно на их землях находится легендарная страна Беловодье — страна свободы из русских народных преданий.

Беловодье — в горах. Найти это великое место может только тот человек, который чист перед Богом, перед людьми, перед собой. Горы в Беловодье с разных сторон предстают то в виде Богородицы, то в виде Иисуса Христа — они покрыты туманом и открываются только тому, кто достоин этого.
Рассказывали старики: «Страну Беловодья Вахрамей Атаманов нашел! Это начало Катуни на белках, цвет молока, берешь воду в ладони, а вода белая-белая! А воздух там особенный»
...Други!
У Н.К.Рериха есть книга "Алтай-Гималаи". Путевой дневник / Предисл. К.Брэгдона. – Рига: Виеда, 1992. – 336 с. Печатается по изданию 1929 года с сокращениями справочного аппарата и исправлениями в соответствии с нормами современного русского языка.
Совместное издание Латвийского издательства экологического просвещения «Виеда» и Международного центра Рерихов.
Индия, Тибет, Монголия, Сибирь – основные вехи знаменательного, зачастую драматичного путешествия, начатого Николаем Константиновичем Рерихом в 1923 году. Его книга представляет собой не только путевой дневник в традиционном понимании, но и обобщает философские раздумья автора о мудрости Востока, о тайном знании, о стремлении объединить людей через семена красоты.
Читал я эту прекрасную книгу не однажды! О многом заставляет задуматься!
Вл.Назаров
************
ХОЖДЕНИЕ В БЕЛОВОДЬЕ
Староверы первыми из русских попали в Тибет

Экспедиции алтайских староверов в Беловодье упоминаются нередко - в популярной краеведческой литературе, туристических буклетах, журналистских очерках. В научной литературе этот вопрос изучался основательно, но лишь под определенным углом зрения - социологическим. Исследователей интересовали скорее условия возникновения легенды о Беловодье и ее содержание, чем история и география попыток действительного достижения благодатной страны. Между тем попытки эти предпринимались староверами не раз. Их ареной стали огромные пространства Центральной Азии. Староверы были первыми русскими, проникшими так глубоко в Западный Китай и Тибет.

Некоторые из экспедиций были поистине массовыми - например, в походе 1840 года участвовали до 300 человек. Драматическая история поисков страны-мечты растянулась более чем на столетие: самые ранние упоминания о них относятся к первым годам XIX века ("Донесение правительству крестьянина Дементия Бобылева"), а самое позднее - к 1923 году, когда, согласно рассказу, записанному Николаем Рерихом, некая Соколиха "поехала с бухтарминцами (крестьянами из долины реки Бутхтармы на Алтае) искать Беловодье". Еще в начале 80-х годов на Алтае были живы люди, смутно помнившие эти хождения и рассказывавшие о них этнографам.

Об этих путешествиях известно из свидетельств самих их участников (записанных первопроходцами П.К. Козловым, Г.Е. Грум-Гржимайло), рассказов жителей Китайского Туркестана и Тибета, зафиксированных в ходе экспедиций (Н.М. Пржевальского, М.В. Певцова, С. Гедина, Г. Бонвало, В. Рокхилла), уголовных дел о крестьянских побегах и других документов. Особое место занимают так называемые путешественники-путеводители в Беловодье, имевшие хождение среди староверов.

Самым дальним в истории этих путешествий оказался поход под руководством братьев Бобровых - Семена и Хрисанфа. Староверы выступили из Бухтарминской долины с семьями. Ехали верхом, были вооружены, везли с собой товары для обмена. Перейдя Нарымский хребет, взяли курс на реку Черный Иртыш.

Когда все это происходило? Ответить на этот вопрос не так просто. Дата начала бобровского похода варьируется в разных источниках от 1860 до 1863 года (разные сведения приводятся и о числе его участников - от 50 до 200 человек). Более того, на этот же отрезок времени (конец 1850-х - начало 1860-х годов) указывают и другие свидетельства очевидцев о пребывании русских староверов на юге Китайского Туркестана, что сразу ставит вопрос: идет речь об одной и той же экспедиции или же о нескольких - двух? трех? четырех? Можно предположить, что походов в страну Лоб и далее в Тибет в упомянутый период было четыре. Группа под руководством Емельяна Зырянова достигла гор Алтынтаг, но, не найдя пути, вернулась на равнину; отряд под водительством некоего Ивана надолго останавливался в районе Лоб-Нора; еще одна группа, руководитель которой неизвестен, была с применением силы изгнана из Чарклыка китайскими властями, что сопровождалось убийством нескольких переселенцев (это сообщение появляется в источниках лишь единожды); и, наконец, отряд Бобровых - его поход оказался наиболее успешным, коль скоро он смог перевалить через Алтынтаг и пересечь Цайдам в Северном Тибете.

Как представляли себе староверы цель своих походов? Однозначный ответ на это вопрос вряд ли возможен. В целом под Беловодьем подразумевалась и мифическая страна, где с древних времен в чистоте (то есть в виде, не затронутом реформами патриарха Никона) сохранилась православная вера, и просто вольное место, где можно и жить в достатке, и укрыться от религиозных притеснений, и стать недосягаемыми для властей. Помещали Беловодье и в район озера Лоб-Нор (в преддверии хребта Алтынтаг, ограничивающего Тибет с Севера), и в несравненно более близкие пределы: сама Бухтарминская долина, откуда выступило большинство староверческих экспедиций, была ранее именно воплощением Беловодья, и лишь с присоединением Бухтармы к России Беловодье переместилось дальше к югу.

Руководители всех староверческих походов в глубь Китая, о которых мы располагаем более-менее полными данными, предварительно выезжали в район Лоб-Нора на разведку, и поэтому можно с уверенностью сказать: они отлично знали, что никаких описываемых в легенде о Беловодье старинных православных городов с "церквями, митрополитами и епископами" в китайских землях нет. Часть рядовых участников тоже руководствовалась вполне реалистическими целями. В рассказе Ассана Зырянова, сына руководителя одной из экспедиций, есть упоминание о том, что "некоторые пошли в Китай ради разживы", то есть в расчете на богатые земли.

Особняком стоит версия, предложенная Николаем Рерихом. По его сведениям, легенда о Беловодье указывала на место, где "живут высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества", то есть имела не христианское, а общечеловеческое содержание. В этом представлении она смыкается с легендой о Шамбале. Именно это и заявлял Рерих. Алтайские староверы, на беседы с которыми он ссылается, поместили Беловодье на юг Тибетского Нагорья, то есть в район Гималаев. В материалах по истории поисков Беловодья эта версия имеет лишь одну параллель: в ходе этнографической экспедиции 1927 года в Бухтарминскую долину ее участники слышали неопределенные воспоминания о том, что были попытки искать Беловодье и в Индии.

Отряд Бобровых пересек степи Джунгарии, перевалил через хребты Тянь-Шаня, вышел к озеру Баграшкель и городу Карашар и, двигаясь далее на юг, после разных приключений достиг селения Чарклык, что юго-западнее озера Лоб-Нор (заметим, что в то время это уникальное озеро, меняющее свое положение, находилось примерно на 100 километров юго-западнее своего нынешнего места). Здесь путешественники решили остановиться; они поселились в землянках, стали обрабатывать землю и провели в Чарклыке год или немного больше. Охотились, ловили рыбу, пахали землю. С местными жили мирно. Но пустынные, засоленные окрестности Лоб-Нора, где земледелие и небольшие тополевые леса сосредоточены лишь в оазисах и по берегам рек, были далеки от образа Беловодья. Меньшая часть переселенцев отправилась в обратный путь, большая же решилась двинуться дальше на юг, где их ждали горы Алтынтаг. Пройдя хорошо известной в Центральной Азии горной дорогой, соединяющей Лоб-Нор с Цайдамом, экспедиция прибыла в урочище Гас - место в целом еще более негостеприимное и непривычное для русского человека, чем страна Лоб. Тем не менее примерно в 30 километрах к западу от озера Гас удалось отыскать пригодные для жизни земли - с чистой ключевой водой, достаточным количеством корма для лошадей, хорошей охотой. Это было урочище Чон-Яр на истоках реки Ногын-Гол, впадающей в Гас. Староверы снова занялись земледелием - экспедиция Пржевальского впоследствии нашла в этом месте следы их пашен. Менее через год в отряде произошел очередной раскол, несколько семей покинули Чон-Яр. Двинувшись через Цайдам и Алтынтаг по дороге на оазис Са-чжу, они благополучно достигли его и кружной дорогой через Хами вернулись в Бухтарминскую долину.

На этом кончается известная нам со слов свидетелей часть похода, но не сам поход! В урочище Чон-Яр осталась основная часть отряда, на данном этапе она могла составлять, вероятно, 50-100 человек (исходя из максимальной оценки начальной численности отряда - 200 человек). Часть из них - неизвестно когда и после каких приключений - все же оказалась в России. Это следует из того, что в 1869 году неутомимый Хрисанф Бобров снова объявляется в исторических источниках как руководитель нового "беловодского" похода алтайских староверов - в Монголию. Но еще одна группа его "старого" отряда в это время - спустя почти десятилетие после прихода на Цайдам - все еще, вероятно, находилась в этом районе Тибета.

Основание для такого предположения содержится в путевых дневниках путешественника В. Рокхилла. В 1892 году, проходя по дороге, пересекающей Цайдам с востока на запад, через населенный пункт Чанг, Рокхилл записал: некоторые среди детей цайдамских монголов имеют европейские черты лица, причем так сильно выраженные, что тибетские власти недавно не пустили их на паломничество к святыням Лхасы (столицы Тибета), заявляя, что они - русские. Самым маленьким из этих "полукровок" было по 6-7 лет.

Значит, в первой половине 80-х годов XIX века на Цайдаме проживала группа европейцев. Это были, несомненно, русские староверы (другим европейским переселенцам здесь было просто неоткуда взяться), и не исключено, что именно члены отряда Бобровых и их дети.

Что стало с ними дальше, неизвестно. Не перебрались ли их потомки в США, Австралию и Бразилию, на российский Дальний Восток, как это случилось со многими русскими эмигрантами в Китае? Поход в Беловодье оказался вечным.

Сергей МОРГАЧЕВ,
зам. гл. редактора NATIONAL GEOGRAPHIC Россия
http://main.izvestia.ru
__________________

Комментарии.

Выводы, сделанные в книге "Сказ об Алтае" горно-алтайским писателем Бронтоем Бедюровым, буквально повергли меня в шок. Считается, что все экспонаты, извлеченные из знаменитых Пазырыкских курганов Улаганского района, находятся в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Как известно, их с 1924 по 1947 год раскапывал Сергей Руденко. Он обнаружил прекрасно сохранившийся в вечной мерзлоте ворсовый многоцветный ковер, а также тело вождя в колеснице, запряженной четверкой коней, и еще много чего уникального. Так вот, Бронтой Бедюров утверждает, что в Нью-Йорке на одной из встреч к нему подошел человек, представившийся "владельцем ковра из Алтайских курганов. Я сказал, что этого не может быть, поскольку единственный такой (и древнейший в мире) ковер находится в Эрмитаже. Он ответил, что был найден ведь не один ковер, а несколько". Автор не сомневается в том, что имеет место как международная контрабанда, так и недобросовестность археологов, которые "грабительски раскапывали эти курганы, ничуть не считаясь с чувствами народа". Д ревние могильники, по воспоминаниям Бедюрова, вскрывались подобно сурочьим норам, а не тронутые тленом веков трупы лошадей редкостной, ныне неизвестной породы выкидывались на съедение волкам и лисам. Археологов интересовали лишь материальные ценности. Автор книги подчеркивает также, что под Новосибирском в Академгородке иные археологи украсили свои дачи и особняки бесценными каменными изваяниями - скульптурой древних народов Алтая. Не секрет, что каменные бабы использовались и используются местным населением и для кладки фундаментов домов. А вот житель села Петропавловское Василий Булгаков все же сумел сохранить больше десятка этих изваяний, укрыв их в лощине на краю поля.

Национально-религиозные чувства алтайцев были задеты и в 1993 году, когда была вывезена в Новосибирск обнаруженная на плато Укок "принцесса Кадын". И хотя ученые утверждают, что тело принадлежит белой женщине, алтайцы все же считают ее своей прародительницей. Между прочим, причина землетрясений 2003- 2004 годов в Горном Алтае, по их мнению, кроется в том, что археологи потревожили покой "принцессы Кадын".

Наши современники любят кичиться тем, что они цивилизованные люди. Но, к сожалению, они оказались большими варварами, чем те, чьи могилы разрушили.

ТРОПЫ ПАЛОМНИКОВ

Вершину горы Церковка в городе-курорте Белокуриха украшает рукотворный крест. Так же, как и маковку 1200-метровой Синюхи, которая почитается верующими как святыня уже более 250 лет. Считается, что восхождение и поклонение рукотворному кресту, венчающему вершину Синюхи, помогает исполнению желаний. В годы советской власти эти традиции пытались насильственно пресечь. Крест, венчавший вершину Синюхи, неоднократно подвергался разрушениям. Последний по времени случай его осквернения и низвержения произошел в конце июня 2003 года. Но в июне 2004 года на вершину Синюхи был вновь водружен рукотворный крест.

В это трудно поверить, но Алтай мог стать местом паломничества верующих людей... в конце 20-х годов прошлого века. В книге "На пути к свободе совести" в статье Я. Руденко приводятся ошеломляющие сведения о попытке сооружения на Алтае "города Солнца". "В 1928 г. в ответ на инициативу евангельских христиан правительство выделило им землю... для постройки города Евангельска, который, по мысли И.С. Прохорова (руководитель Союза евангельских христиан), должен был явиться воплощением социально-реформаторских устремлений возглавляемого им движения".

Известно, что группа баптистов в том году побывала на Алтае, рассмотрела несколько вариантов размещения будущего "города Солнца", остановившись на очень красивом месте. Но последовала очередная волна религиозных гонений, в результате которых инициатор проекта Прохоров был вынужден уехать из СССР. Этот район мог бы стать местом паломничества, но о нем не знают даже баптисты. В Каракольской долине Горного Алтая буддистами был сооружен субурган - памятник из белого гранита высотой два метра. Он посвящен памяти ламы Боора, жившего в VIII веке, который обучался в Тибете и являлся первым в горном крае доктором богословия. Но святыня пострадала от рук бесноватых, которые летом 2002 года разбили этот удивительный памятник.

В разгар гонений на церковь появилось сразу несколько мест, которым поклонялись. Например, святая гора на речке Локтевке, святые горы Каменная и Маяк около села Огни, святая пещера у села Курья. В их "открытии" сотрудники "органов" обвинили верующих. Бывшая монахиня Улалинского монастыря Мария Михалева была приговорена к пяти годам ссылки в Восточную Сибирь, а Тимофей Чекмарев - к пяти годам исправительно-трудовых лагерей.

К НОВОЙ ВЕРЕ?

Принято считать, что алтайцы - аборигены здешних мест - в период освоения края русскими в основном являлись язычниками. Их окружали народы, исповедовавшие православие, ламаизм и буддизм, что еще более укрепляло алтайцев в мысли, что им нужен единый, добрый бог-бурхан. Доверие к шаманам (камам) падало, местное население все меньше интересовали добрый Ульгень и злой Эрлик, пляски и завывания шаманов.

Основателями бурханизма стали Чет Челпанов и его приемная дочь Чугул (Чегул). Весть о прибытии Бурхана и наступлении золотого царства они объявили в июне 1904 года при большом скоплении народа в долине Терем. Ими был придуман новый ритуал: моления в определенное время на открытых местах в окружении березок -святого дерева алтайцев, украшенных белыми лентами. Вместо кровавых шаманских жертв теперь следовало возжигать сухие ветви вереска и кропить молоком и арачкой - самогоном из молока. Челпанова и его последователей обвинили в сепаратизме, арестовали, а в советский период он был репрессирован. Однако люди его помнят. Недаром на памятных местах в горах, у родников нередко можно видеть ленточки материи, украшающие деревья.

Как знать, может, когда-нибудь бурханизм или другое верование завладеют умами людей. Ведь многие великие пророки, включая Вангу, говорили и говорят, что грядет эпоха новой религии, которая изменит к лучшему отношения людей в мире.

Анатолий МУРАВЛЕВ, "Алтайская правда",
**************
Несколько выдержек из книг Константина Устинова, с.Усть-Кокса, посвященных истории Алтая.

“Деодары Света”.
117. Буркаты и зайсаны перед смертью просили своих приближенных отвезти их к Белой Горе, к Райским Полям. Многие захоронения находились и находятся близ Уч-Сумер. Одни засыпаны обвалившимися камнями и щебнем, другие завалены вечным льдом. История даже сотни тысяч лет – это только мгновение в истории Земли. Райские Поля, или Земля Блаженных, простирались там, где текли белые реки и сверкали огнем белые озера. Белая вода, молочное изобилие, отображала небесную белую реку – Млечный Путь. Закончивший свою жизнь в таком месте, по верованиям древних Ариев, попадал сразу в Рай, минуя низшие сферы, чистилище и ады разных уровней. Райские Поля начинались от озера Горных Духов, Ак-Кемской Чаши, где в незапамятные времена стоял Священный город знаний, Аюш-Хане, и тянулись вплоть до плоскогорья Укок, где была найдена "Ледяная Принцесса". Рога, превращенные в цветы на татуировке алтайской княжны, означали трансформацию животных, или инстинктивных, энергий в космические силы. Цветы всегда были знаком запредельного, или небесного, знания. Рога – как обозначение мощи сексуальной, которую нужно сублимировать в духовное познание. Тем более, сказочные звери были маралами и обозначали принадлежность к космическому тотему Юч-Мыйгак – созвездию Трех Маралух, или поясу Ориона, с которым связывают и Белую Гору. Древние знали больше того, что знаем мы. И сердечная сила интуиции была у них на порядок выше нашей.

“Горы Света”.
123. Укок как земля Будущего хранима была испокон века, и если потревожить этот магнит уплотнённого астрала, на котором появятся самые первые представители нового человечества, то реакция Мирового Разума будет ужасающей. Она, прежде всего, отзовётся на состоянии стихий на далёких уголках планеты. Природа отреагирует на грубое вмешательство существ технократических. Демонизация священных мест и нарушение равновесия Колеса Закона произведёт дисгармонию миров. Землетрясения и катастрофы проиллюстрируют небрежное отношение к Матери-Природе. Колыбель никогда никто не швырнёт в огонь, пока в ней покоится ребёнок. Мать Мира - Радж Раджесвари, - создавшая совершенный мир, теперь страдает от злого гения своих неразумных детей. Богатство внешнее позволительно только тем, кто умеет управлять богатством внутренним. Болезни мира существуют только из-за нарушения земного равновесия. Хищническая разработка нефти, газа, угля и различных руд взрывает здоровье недр.

“Горная Обитель”.
64. Райские Пастбища, или Райские Поля, - одно из самых священных мест Алтая. Находясь между Белухой и Тайдын-Богдо, на плоскогорье Укок, они олицетворяли у древних скифов представления о небесной стране, которая ждет их в Будущем. Они знали о том, что смерть – это пробуждение в загробный мир. Тонкие ощущения уплотненного Астрала постоянно присутствуют в этих местах и поныне. Энергии выливаются в кошмары и ужасы. Это может сниться или представляться наяву. Сознание Тонкого Мира гуляет по эти полям совсем рядом и взаимопроникновенно.
115. Чудь и зыряне занимали территорию Азии и Европы до появления Ариев. Чудь была племенем гигантов. Чудское озеро – настолько же древнее название, как и Зыряновск.
"Кучерла" – "Озеро, вод которых коснулась Лебединая Богиня". В Алтайской мифологии это Умай, в Индийской – Сарасвати. После прихода Камня сюда спустились с Ориона лебеде-люди, Хамсы. Они и заложили основание многим названиям. Ведь "Куу" – это Лебедь, Священный Лебедь. Это было эпитетом великих святых, как теперь Парамахамса. Ведь "Хамса" – тоже Лебедь. Край Лебединой Богини будет процветать под крылом Белой Иерархии всегда.
143. И Кокса прожжена радиацией Камня. Сокровище Мира находилось здесь больше суток. А В.Уймон заряжен на будущее. Отсюда такая необыкновенная энергетика места.

“Пирамиды Света”.
41. Пирамиды охраняют земли Града Заповеданного. На Алтае найдена только одна из них. Но вся серия пирамид, так же, как и в Египте, расположена по схеме созвездия Ориона. Заступ не должен касаться этой священной земли. Недопустимо разрушение Космического Магнита, где сама стихия гор пропитана древней памятью. Духи величайшей святыни мира не допустят проникновения чуждой силы на эти небесные поля – места поклонения великой небесной силе, дарующей жизнь земле Алтая. Земля грядущей расы – место общения с высшими планами – всегда была окружена благоговейным трепетом, почитанием и суевериями.
42. Чудо-народ, дети лучей Ориона, ведущие свой род от трех белых небесных Маралух, - все эти упоминания в древних легендах утверждают общность великих людей, некогда существовавших на плоскогорье Укок и на юге Горного Алтая.
 
2. Мощны стволы деодаров Света. Высоко в неприступных горных местах находится священная роща звенящих кедров. Храм высоких космических энергий создан Матерью Природой. Не стареют души хранителей этой рощи. Не увядает трава на этих благословенных местах. Огонь Живой пульсирует в каждом стволе, ветке, хвоинке, соединяя психическую силу земли с духовным Космосом. Бессмертна мощь гигантов вершин. Заповедана долина мистических таинств. Мистерии Белухи и Чаши Алтая там совершаются. Учителя Света любят появляться в этом месте и посылать священные призывы чутким сердцам. Рядом Роща Сокровенная. Каждый шаг ваш будет направлен в ее сторону, если сердца устремлены туда, к огненному труду совершенства.
Константин Устинов. "Деодары Света".

Слышала, что один из местных, проводник-рериховец, однажды попал в те места и своими глазами видел эти кедры-гиганты. Правда, он тогда не понял, куда он попал.

"Деодары Света".
232. В Русских Ведах, или Велесовой Книге, небесные существа, утратившие божественные принципы и ставшие чудовищами, обретают прежний вид, искупавшись в молочной реке. Не эта ли река берет начало с Белухи и является обителью Владыки Ульгеня, Хранителя Золотой Горы - Алтын-Туу, или Алтая? И Божественная Матерь Ак-Эне является людям белой и обнаженной. И золотой сокол, птица Ульгеня, приносит священные вести. Чудь Великая правила не в этих ли землях? Не ее ли столица покоится в глубинах озера Ак-Кем, и не ее ли легенды повторяет ледяной ветер Уч-Сумер?

233. Белый Столб над Вершиной Урусвати - это постоянное божественное присутствие Белого Владыки Будды-Акшобхья на земном плане. Это Сердце всех Будд Планеты. Белая Гора - Оазис уплотненного астрала. Постоянное незримое присутствие мощного Божественного Разума не дает почувствовать себя одиноким ни одному сердцу, любящему Свет. Но этот Алтарь Священной Силы нужно любить и почитать всем напряжением огненного устремления. Символ Небесного Иерусалима давно указан. Но к Белой Горе ведут земные тропы. И белые воды Ак-Кема так же хранят Град-Китеж Алтайский. Ак - белый, а Кем - Кеми, в переводе с египетского - земля обетованная, рай земной. Омовение в водах белых приравнивалось к купанию в Ганге, смывающему грехи земные, даже самые тяжкие

251. Пресвятая Богородица Ак-Кемская изображается в белом с двумя чашами в руках. В чашах горит огонь. Богородица стоит на куполе храма города, ушедшего под воду на месте Ак-Кема. Купол чуть-чуть виден из воды, словно Белый камень. За Богородицей - Белуха, и на груди в круге изображен Спас - Младенец, в Чаше лежащий. Он обнажен. Над Белухой - созвездие Ориона и рубиновый столб Света.

"Знаки Света".
191. Там, где сейчас ледник сползает к белому Ак-Кему, некогда был верхний этаж величайшего Храма Планеты. Лишь несколько полуразрушенных гигантских изображений остались на северной стене, покрытые снегом и льдом, которые никогда не тают. Они помнят времена древней Лемурии и далекой Атлантиды, чьи эпохи давно канули в небытие. Но часто снегопад проявляет причудливые изображения священных Ликов на склонах горы, словно давая им возможность еще раз взглянуть на давно покинутую ими благословенную землю.

"Райдо, или путь радости"
87. Ак-кемская стена являет собой лишь один из сохранившихся фрагментов величайшего планетарного храма Жизни, посвященного Матери и Отцу Света. Как и разрушенные изваяния в Бамиане и Храм Великой Матери под Омском, они входили в общемировую сеть святынь, оберегающих планету и человечество. Тем же целям служили Асгард, Аркаим и обнаруженные на севере России остатки столицы Гипербореи.

"Лики Света"
33. Легенды о чудских женщинах, выходящих из подземелья, и о нахождении сидящих старцев огромного размера в окружении книг и странных вещей, применение которых сейчас забыто, только отголоски существования этого народа на этой земле. На месте Ак-Кемского озера стоял сокровенный город. Трон Великого Майтрейи - Будды будущего - ждет пришествия Господа Сострадания и Милосердия. Посвящение всех Учителей Мудрости происходило в Храме Белого Отца, стоящем в самом центре Града Знаний. Слово "Уру", или Владыка Неба, и сейчас входит в название самой высокой вершины Уч-Сумер. Три башни, три священных алтаря, существовали всегда как знак триединства жизни.

http://forum.roerich.inf
*************
На фото: Вахрамей Атаманов и Николай Рерих.Уймонская долина. Алтай.
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
11 декабря 2021 года
*********
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тайна Беловодья: почему на Алтае ищут затерянную страну

В XIX веке среди старообрядцев появилась легенда о таинственном Беловодье — стране праведников, в которой сохранили древние православные традиции. Сотни людей переселялись на Алтай из других регионов в поисках затерянной страны. Altapress.ru разобрался, как возникла легенда и где именно должно находиться таинственное Беловодье.
В старообрядческом рукописном сочинении «Путешественник» (или «Путеводитель»), распространявшемся в первой четверти XIX века, описана таинственная страна Беловодье. Автор текста рассказывает, что эту страну населяют потомки православных христиан и бежавших от гонений русских.
В Беловодье нет воровства и других преступлений, нет светского суда, а управляют всем народ и духовные власти. Тех, кто приходит в таинственную страну из России и обещает остаться навсегда, принимают и заново крестят.
А климат в этой стране суров: там бывают и морозы, и сильные грозы, и землетрясения. Несмотря на это, на земле Беловодья хорошо растут злаковые, а также плодовые деревья и кустарники, говорилось в древнем писании.
По преданию, в стране «несть числа» драгоценных камней и дорогого бисера, говорится в исследовании.

Откуда взялась легенда о затерянной стране Беловодье?
Исследователи считают, что происхождение легенды о Беловодье связана с русской колонизацией Горного и Рудного Алтая. Маршрут в «Путешественнике» совпадает с одним из традиционных для XIX века направлений переселенческого движения. Из северной и центральной части европейской России люди переселялись на Алтай. Старообрядцы активно распространяли слухи про Беловодье.
Дело в том, что в XVII веке в православной церкви провели реформу: в богослужебные книги и обряды внесли изменения, чтобы унифицировать их с греческими. Тех, кто не принял эти нововведения, стали называть старообрядцами. Они подвергались преследованиям церковной и светской власти Российской империи.
Люди из других регионов бежали на Алтай в поисках таинственной страны. В 1830 году в Бийске провели расследование участившихся побегов старообрядцев в Китай: в алтайских городах обнаружили переселенцев из Пермской и Оренбургской губерний, у которых были маршруты с именами алтайских проводников, которые могут помочь при побеге.
На протяжении 1820-1880 годов сотни старообрядцев приходили на Алтай, в Бухтарминскую и Уймонскую долины, и с помощью местных крестьян-староверов отправлялись на поиски легендарной страны.
В конце XIX — начале XX века легенда о Беловодье постепенно становилась фольклором, пишет «Православная энциклопедия».

Где находится Беловодье?
В тексте «Путешественника» описан маршрут в Беловодье — от Москвы через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, Бийск в алтайские старообрядческие поселения в долинах рек Бухтарма и Уймон. Далее, 44 дня пути по территории Китая к берегам «окияна-моря», в котором на семидесяти островах в Японском государстве расположено Беловодье.

Николай Рерих записал легенду о том, что Беловодье находится неподалеку от Алтая. Согласно ей, нужно идти через Богогорши, Кокуши и Ергор. Там, за священной долиной, находилась страна, в которой «живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества». Рерих связывал эту обетованную землю с Шамбалой и считал, что легенда о Беловодье пришла на Алтай от буддистов, сообщается в статье «Беловодье: где это».
В 2010 году экспедиция Российского географического музея провела исследование на Алтае, в районах, где живут русские старообрядцы. Исследователи узнали, что легенда о Беловодье в этих местах приобрела конкретную географическую привязку. В русских деревнях, расположенных вдоль Бухтармы, одну из долин реки называют «Беловодье». Объясняется это так: весной и осенью вода в Бухтарме приобретает молочно-белый цвет из-за размыва известковых пород в притоках. Эта версия легенды также записана в исследовании .

Была ли реальная основа у легенды о Беловодье?
Прообразом затерянной страны мог быть Бухтарминский край на Алтае, предполагают исследователи (при этом самые главные реки Горного Алтая также меняют цвет и становятся белесыми — прим. ред.)
До 1791 года край не входил в состав Российской империи, и там жили староверы, ушедшие на восток после богослужебной реформы. В поселениях старообрядцев не пили и не курили, строго соблюдали религиозные каноны, с малых лет тяжело работали, а за воровство могли выгнать из общины.
 Источник — статья А. А. Чувьюрова и А. Б. Островского «Беловодье староверов Алтая».
https://altapress.ru/


Рецензии