Верните спектакль!

«Война и мир» к столетию Вахтанговского спектакля в постановке Римаса Туминаса. 
Удивительно, почти 5 часов пролетели как один миг. Первые два действия романа поданы в девическом прочтении: атмосфера любовного флёра в доме Ростовых (Соня и Николай; Наташа и Борис Друбецкой) и выяснения отношений графини-матери с обликом Купченко (в свои 73 похожа на девочку, какой стан и подтянутость!) и графа-отца в исполнении Маковецкого (немногословен, весь характер в пластике, и как точен!). В этом же пространстве салон Анны Павловны Шерер со светскими пересудами, где лидируют очень ухоженные косметологией Юлия Рутберг (Анна Павловна Шерер) и Мария Максакова (в роли княгини Перонской, родственницы Ростовых). Дом Курагиных, где Анатоль и Элен срывают светские маски в жанре гротеска. И имение в Лысых горах, показанное глазами старого князя Николая Андреевича Болконского в «самодурном» исполнении Евгения Князева. Тут же Андрей Болконский с негнущейся спиной и очень трогательная и женственная княжна Марья. 
Сценография лаконичая: все мизансцены строятся на фоне бежевой, кессонной стены, сделанной в бункерной интерьерной эстетике последней «Дюны», она то отъезжает в глубь сцены, задавая масштаб бального зала, то встаёт по диагонали, рассекая имение на дом и сад, то приближается к авансцене для камерных семейных сцен. Много света, красивых бальных платьев, элегантных домашних нарядов и музейного реквизита: кожаная папка с семейным гербом в руках старшего князя Болконского, изысканная серебряная табакерка Перонской-Максаковой… И весь спектакль парит в облаке музыки Латенаса и Пускунигиса!
А вот третье действие тёмное, без софитов, грустное, военное. По Москве бродит Максакова-Перонская с большой технической канистрой бензина и поджигает дома: сначала собственный, а потом предлагает «свои услуги» Пьеру Безухову. Им же, Пьером, и заканчивается спектакль: он возвращается из плена. Стоя за границей авансцены, он повторяет одни и те же слова: «Убить меня? Убить мою душу бессмертную?». И с объёмом этой фразы выходишь на заснеженный Старый Арбат... А там?! Бродят Кот Бегемот и Белый Кролик из «Алисы в Стране чудес». И в тишине шагает колонна рабочих с лопатами. Где же композиция Туминаса и музыка Латенаса? Верните спектакль!


Рецензии
Н-да...
А где и сам Римас?
Там, где пока еще живет театральное искусство...

С почтением пан Тадэуш

Тадэуш Мотас   21.04.2023 12:13     Заявить о нарушении
А Миндаугас Карбаускис?
Не вернешь. Финал, занавес.

Спасибо за точную ремарку, пан Тадэуш.

С уважением,
Ольга

Ольга Вереница   21.04.2023 18:58   Заявить о нарушении