Глава15 книги Тридцать лет назад не стало СССР

                Ответ на обращение Ю.В. Бездудного.
12 июня 2020
                Уважаемый Юрий Васильевич!
В ответ на Ваше обращение к депутатам НАО от 11 июня этого года: «Я буду ждать предложений и оценок гражданского общества. И я не боюсь критики. Истина рождается только в диалоге. В современном менеджменте есть постулат: «Мысли глобально – действуй локально». Это значит, что мы должны думать о будущем»,
позвольте ещё раз напомнить Вам и депутатам НАО, что сохранение высокого уровня социальных гарантий жителям НАО сегодня в первую очередь зависит от:
1. Мировых цен на нефть и газ;
2. Огромных для бюджета НАО расходов на содержание федеральных структур управления;
 3. Высокой стоимости жизни (в первую очередь продовольствия) в НАО.
 Повысить цены на нефть и газ (а значит и доходы НАО) не в Ваших силах. Зато снять  балласт с бюджета НАО по содержанию федеральных структур управления (передав их Архангельску) было в ваших силах. Но не получилось, так как вместо планомерной и длительной подготовки к этому в годы, когда при ценах на нефть  100 дол. США за баррель, к объединению с НАО была готова не только Архангельская обл., но и Республика Коми. Вы попытались сделать это без всякой подготовки жителей НАО, в экстренном порядке во время нагрянувшего кризиса, когда потерявший источник доходов НАО, стал никому не нужен.
Возвращаясь в первых числах мая  2020 года из Нарьян-Мара в Полоцк из-за вирусной эпидемии окольными путями: от Н-Мара до г. Киров самолетом, а от г. Киров до Орши проехал на авто со строителями газопроводов в Новом Уренгое, возвращавшимися домой – в Беларусь. За двое суток пути много чего интересного услышал от них про условия жизни в газовой столице России – Новом Уренгое. Который не стремится стать столицей федерального региона - Ямало-Ненецкого округа  и тем самым повесить себе на шею содержание армии  федеральных чиновников. Новый Уренгой и Салехард на собственном примере доказали возможность мирного и плодотворного сотрудничества двух столиц (административной – Салехарда и газовой – Нового Уренгоя) в одном федеральном регионе на общее благо жителей региона.
Чтобы не пересказывать Вам всего услышанного от белорусских строителей, подыскал  кое-какую информацию об этом в Интернете, которую и прилагаю к своему обращению.
Не знаю, как Вам, а мне эта информация ещё раз подтвердила, что «сохранение высокого уровня социальных гарантий» жителей НАО зависит не только от цен на нефть и от того, является  НАО регионом федерального уровня или нет.  Но и  от того, кто регионом управляет и чем заняты обитатели его: что-то производят или только делят доходы от произведенного другими (нефтяниками).
 Вот что написал репортер, побывавший в Новом Уренгое:
 Но;вый Уренго;й — город в России, в Ямало-Ненецком автономном округе, первый по величине город округа, один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр своего субъекта федерации (Салехард) как по численности населения, так и по промышленному развитию[2]. Население — 118 033[1] человека (по данным на 2020 год). Как производственный центр крупнейшего газоносного района, Новый Уренгой — неофициальная «газовая столица» России[4] (реже упоминается как «газодобывающая столица»[ "Газовая столица" России превратилась в самый дешевый город на Крайнем Севере. Странные дела происходят в нашей стране. За десятилетия существования в условиях рыночной экономики мы уже настолько органически свыклись с ощущением, что жизнь в России не может дешеветь, а всегда только дорожает, что любое нарушение этой извращенной рыночной логики сразу нас вводит в полный ступор. Странное дело, но, несмотря на то, что в Новый Уренгой многие десятилетия есть и железная дорога и круглогодичная автомобильная дорога, но цены в магазинах способны были удивить даже искушенного столичного жителя. Шутка ли, но "газовая столица" долгие годы прочно удерживала верхние строчки рейтинга самых дорогих городов Крайнего Севера и Заполярья. Дорогущие гостиницы, безумно дорогие продукты в магазинах, негуманные цены на непродовольственные товары, и нездоровая цена на недвижимость. И даже, когда я посещал Ямал последний раз в 2015 году, все оставалось без изменений - в магазине я заходил как в музей, чтобы полюбоваться "космическими" ценами. А потом, что - то сломалось и Новый Уренгой стремительно стал терять свой статус одного из самых дорогих город, постепенно уступая это место менее титулованным "соседям". Спустя 5 долгих лет, зимой 2020 года я вновь оказался в нашей "газовой столице" и первое, что меня поразило - это соль на улицах и мокрая липкая жижа. Где же тот самый белый снег, за которым мы всегда ехали на Крайний Север? И внезапно я себя ощутил почти дома, словно перенесся в Москву. Шутка. Посмотрел на гостиницы - цены меня удивили. Они стали доступными даже для обычных путешественников, а не только для работников нефтегазовой сфере. Заглянул в торговый центр - та же история. Да и поход в обычное кафе теперь не грозит обернуться "черной дырой" для кошелька, а средний счет приблизился к столичным расценкам. Но настоящий культурный шок я испытал, когда увидел в Заполярье магазин одного из сетевых ритейлеров. Удивительно, но это означало только одно - снижение цен на продукты питания. Невероятная история для населенных пунктов Крайнего Севера.


Рецензии