Жестокость на жестокость-ошибка или решение?
На выбор данной темы меня подтолкнули события, произошедшие некоторое время назад в нашем городе.
А именно: Двое подростков 11-ти и 12-ти лет, замучили и убили (утопили) котенка. Процесс они сняли на видео и выложили в соцсети. Собственно говоря, таким образом, широкая общественность и узнала о произошедшем.
Все в духе времени и современных нравов.
Многочисленные СМИ и группы в соцсетях мгновенно подхватили «новость». Публикации вызвали широкий общественный резонанс. Подключились многочисленные зоозащитники, правозащитники. Все вроде бы правильно, все как будто бы верно, но…
Все многочисленные (а их было не мало), комментарии сводились к следующему: «убить, утопить, повесить, придушить, изверги-фашисты». И это самые «мягкие» из высказываний.
Местное сообщество единогласно негодовало. А меня поразило то, что за предложением многочисленных карательных мер, не было ни одного предложения – разобраться, с тем, что же все-таки произошло, и главное, почему? Откуда детям (а ведь они еще дети), пришли в голову такие страшные идеи о возможности поступать подобным образом с живым существом.
Не было ни единого комментария от педагогов, психологов (за моим исключением), представителей родственников, друзей, и т.д.
Несколько месяцев муссировали «новость», в итоге приговор – 2 года колонии, и опять радостные улюлюканья толпы в соцсетях и крики «мало».
А теперь давайте разбираться.
Определение жестокости: в чем проявляется у человека, как стать таким по характеру
В большинстве научных изданиях агрессия рассматривается как действие или поведение, нацеленное на причинение морального, физического и иного ущерба (вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Изд. Дом Форум. - 1997. - С. 160.
Ключевыми мотивами бесчувственного человека являются недовольство собой, преувеличенный инстинкт самосохранения (многие становятся агрессивными, чтобы выжить), утаивание внутренней слабости.
Мужчины чаще демонстрируют примеры жестокости как доказательство силы.
Жестокость это грубое или неумелое отношение к живым существам, сопровождается причинением боли и нанесением душевных, телесных повреждений.
В большинстве случаев рассматривается как деструктивная агрессия, направленная на осознанное причинение вреда живому существу. Однако жестокими также считаются бездействие или неумелая опека, патологические нарушения.
Под определение жестокости подходят следующие факторы:
Жертвами являются люди близкого окружения.
Многие поступки агрессоров выступают следствием возрастного кризиса.
Жестокость обычно порождается в неблагополучных семьях, но многих преступников вырастили состоятельные и заботливые родители.
Негатив может проявляться без реального повода.
Степень жесткости меняется в большую или меньшую сторону, зависит от ситуации, принимает устойчивую форму.
Жестокость всегда ассоциируется с причинением боли, моральной или физической.
Безжалостное отношение проявляется:
- причинением физического ущерба здоровью людей, насилием;
- убийством людей, питомцев, растений;
- разрушением памятников, архитектурных строений (вандализм);
- словесной агрессией: сочинением сплетен и слухов, сарказмом и ругательством, - унижением, оскорблением;
- гневом, нетерпимостью, раздражением, ненавистью к окружающим;
- умышленным разрушением материальных благ, поступками «назло»;
- хладнокровным бездействием с целью причинения большего вреда.
Социальные
Психологическое насилие — что это такое
Весомым посылом к жестокости людей выступают наблюдатели и подстрекатели. Многие охотно соглашаются прилюдно наказывать людей, даже при получении команд от лиц, не обличенных властью. Сторонние наблюдатели влияют на агрессию в случае поиска исполнителем одобрения.
Проявление жестокости к подростку
Медиа
Согласно теории моральной паники, средства массовой информации выступают источником негативных впечатлений, вызывающих массовое беспокойство и напряжение в социуме. ТВ представляет человеческую жестокость как эффективное решение проблем. Просмотр сцен насилия побуждает к проявлениям жесткости в реальной жизни.
Внешние факторы
Высокая температура воздуха повышает вероятность возникновения раздражения и варварского поведения. Влияют на бесчеловечность шум и теснота. Озлобленность также возникает в загрязненной среде, чрезмерно задымленном пространстве.
Личные характеристики
К числу психологических характеристик, провоцирующих бездушное поведение, относят страх социального неодобрения, раздражительность, видение враждебности в окружающих, чувство стыда вместо вины. Жесткий человек также формирует образ мышления на крайностях, шаблонах, предрассудках (включая расовые).
Признаки мужской и женской суровости отличаются. Женская половина посредством безжалостности выражает гнев, снимает стресс.
Мужчины используют агрессию в качестве определенной модели поведения, обеспечивающего социальное или материальное вознаграждение.
Также причинами приступов жесткости у обоих полов выступают гормональное изменение в организме, психологические проблемы, зависимости: алкогольная, наркотическая, никотиновая. Регулярный прием вредных веществ разрушающе действует на психику людей.
Сразу хочу сказать, что ни в коем случае не оправдываю подростков, сама очень люблю животных. Но, у меня создалось впечатление, что вокруг множество «правильных» взрослых. И говорят они вроде бы, «правильные» слова. Совершают, как будто бы «правильные» поступки, но которым совершенно нет дела, до того, что на самом деле происходит. Потому что, каждый занят решением собственных проблем и тем, как он будет выглядеть в глазах социума.
Мы ежедневно видим на страницах соцсетей ролики жестокого обращения, и не только с животными. Стало практически нормой, снимать на телефон любую мало-мальски «интересную», трагедию, вместо того, чтобы оказывать помощь ближнему, ведь надо успеть, первому выложить в сеть, нужно получить больше «лайков».
А еще, не секрет, что у нас считается практически в порядке вещей, топить внеплановых котят.
А может быть, в семьях этих детей есть элементы насилия? Я фантазирую. Но фантазирую я потому, что никто не попытался разобраться.
У меня взяла комментарий газета «Комсомольская правда», напечатав несколько строк, и все!
Меня очень тревожит то, что в ситуации между ребенком и котенком, выбрали котенка. Я очень люблю животных, но выбираю ребенка.
И как представитель психологического сообщества, не смогла остаться в стороне от этой проблемы.
«Убить, расстрелять, повесить…» - жестокость в ответ на жестокость, породит, в конечном счете, новый виток жестокости.
Из приведенных выше определений, ясно вытекает то, что комментаторы и наблюдатели за событиями, не менее виноваты, чем подростки. Но в колонию отправились дети.
А мне хочется задать вопрос? Где были родители, педагоги, школьные психологи? Чем занимаются органы опеки? Было ли проведено медицинское обследование?
У меня в практике огромное количество обращений с запросом на детско-родительские отношения. Подростковый возраст… родители не понимают, родители переживают, родители бьют тревогу.
Но не все, очень многим совершенно безразлично, что происходит с маленьким человеком. Многие родители не имеют ни малейшего представления, а главное желания знать, чем занимается, увлекается, что тревожит их сына (дочь). В лучшем случае, чтобы поел, не ходил без шапки, и двойки не приносил. А некоторым, и это безразлично.
Мы настолько погрязли в повседневных заботах и делах, что перестали общаться, сводя диалоги с близкими людьми до уровня: «Как дела?» - «нормально».
А еще я призываю задуматься вот о чем. Откуда в нашей жизни берутся преступники, маньяки, убийцы… Вы когда-нибудь слышали, что в каком- то роддоме родился маньяк? Нет, только мальчики и девочки. Такие долгожданные, любимые, или не очень.
Так что же потом происходит?
Можно все свалить на общество, окружение, СМИ. И в этом есть огромная доля правды. Но никогда, счастливый ребенок, не пойдет убивать котенка, если он успешен и счастлив. Если ему не нужно ничего доказывать, если его любят и принимают со всеми его достоинствами и недостатками.
И если мы, общество, не будем, улюлюкая призывать покарать, а попробуем разобраться, и научить, как оступившемуся ребенку, вернуться к нормальной жизни.
На полях интернета нашла такие строчки, автора не было, к сожалению.
И если я оступлюсь, поддержи меня.
И если упаду, не смейся надо мной.
Радуйся моим успехам и не кори за промахи.
Будь со мной!
Падай и взлетай со мной.
И вечно в нашей жизни,
Солнце будет над землей.
И, конечно, нельзя забывать про мудрецов.
"Добром добро оплатишь - молодец, На зло добром ответишь - ты мудрец."
Колония никого не исправляет, и, как правило, меняет подростка не в лучшую сторону. И бывает гораздо труднее исправлять что-то «потом», вместо того, чтобы исправить «здесь и сейчас».
И еще немаловажен личный пример. Дети смотрят на нас, как в зеркало. По этому, исправлять недостатки и проступки наших детей, нужно начиная с себя. Именно подойдя к зеркалу, и внимательно всмотревшись в отражение, увидеть все то, с чем мы пытаемся бороться, и что пытаемся исправить в своем ребенке.
А агрессивным комментаторам соцсетей, предлагаю представить, что проступок совершил ваш собственный ребенок. Написала, и сразу представила протестующую, негодующую волну: «Да мой никогда!»
Так вот – никогда не говорите «никогда».
Давайте будем терпимее и добрее друг к другу. И при виде беды на улице, или где-то рядом с нами, задумаемся не о том, что надо быстро снять и выложить в сеть, а о том, как и чем, помочь.
И хочется так же обратиться к тем, кто по роду своей деятельности, вынужден принимать порой не простые, зачастую, жесткие решения, предварительно попробовать различные варианты – привлечение психолога, как минимум.
Давайте попробуем быть не теми, кто осуждает и судит, столько теми, кто пытается понять и помочь.
Тогда жестокость не будет порождать жестокость, усиливающуюся в геометрической прогрессии.
Помните, известный фильм:
— По моему глубокому убеждению, преступность у нас победят не карательные органы, а естественный ход нашей жизни.
Человеколюбие, милосердие.
— Милосердие — поповское слово. Нет, Михал Михалыч, с бандами покончим мы, то есть карательные органы.
— Ошибаетесь, молодые люди.
Милосердие — доброта и мудрость.
Это та форма существования, о которой я мечтаю, к которой все мы стремимся, в конце концов.
Может быть, кто знает, сейчас в бедности, скудности, нищете, лишениях, зарождается эпоха.
Да не эпоха, эра милосердия.
Именно — эра милосердия!
А теперь о наказании. Подростки получили по 2 года детской колонии. Соцсети по-прежнему освещали ход событий. Крики: «Мало, убить, придушить, расстрелять», продолжались. Так все-таки, много или мало?
Приведу цитату: Американский психолог А. Фромм считает, что существует ряд опасностей, которые возникают, когда родители применяют наказания:
1.Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его. Один поступок заменяется другим, по-прежнему остающимся неправильным, еще более вредным для психического здоровья ребенка.
2. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отвергнутым и нередко начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
3. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям, а это породит в его сознании чудовищную дилемму. С одной стороны, родители - взрослые, против них восставать никак невозможно, с другой - он еще слишком зависит от них, чтобы извлекать пользу от своей вражды, не говоря уже о том, что он все-таки любит своих родителей. И едва в нем объединятся эти чувства - любовь и ненависть, - как сразу же возникнет конфликт.
4. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным. Обычно его наказывают за какую-нибудь ребяческую проделку. Например, за то, что он намочил или испачкал штаны, нашалил и, прежде всего, за недозволенное, чего делать нельзя. Но желание достичь запретного не пропадает, и ребенок решает, что, пожалуй, не стоит от него отказываться, если можно расплатиться всего лишь наказанием. То есть он может делать все, что захочет, а, рассердив родителей, терпит наказание, чтобы расплатиться, очистить совесть и продолжать в том же духе - и так до бесконечности.
5. Наказание может помочь ребенку привлечь к себе внимание родителей. Детям нужна, прежде всего, родительская любовь, но, не получая ее, они часто согласны на такую жалкую ее имитацию, как простое внимание. А привлечь внимание родителей порой гораздо легче, делая какие-нибудь глупости, чем оставаясь, все время добрым и послушным.
К сожалению, колонии изолируют, но никого не исправляют. И зачастую, именно такой вид наказания приводит к рецидивам жестокого, противоправного поведения.
Свидетельство о публикации №221121100241