Командировка в Грузию Из книги Рассказы из жизни

      В 70-х годах уже весьма далёкого прошлого века по инженерным делам был я в командировке в Грузии с задачей – провести необходимые обследования Жинвальского водохранилища, что на реке Арагви, и водоочистных сооружений, обеспечивающих Тбилиси питьевой водой. Созвонившись предварительно с заказчиком, договорился о времени приезда, получил подтверждение, что в аэропорту встретят и гостиницей обеспечат.

      Действительно, всё было организовано прекрасно. В аэропорту встретили, в «Волге» повезли в гостиницу. Водитель «гнал, как на пожар». Что там показывал спидометр, мне не было видно, но, возможно, зашкаливал. Я спросил водителя: «Мы куда-то опаздываем?», на что получил оригинальный ответ: «Нет, мы никуда не спешим. Просто сейчас на этой трассе я – ас. Я вам покажу другого аса, которого я обязательно пропущу».

      Когда въехали в город, и потребовалось подчиняться светофорам, началась настоящая «карусель». То пролетали перекрёсток на красный сигнал, совершенно не сбавляя скорости, то резко тормозили при зелёном сигнале. При этом, водитель уважительно говорил: «Я должен пропустить аса».

      Наконец, подъехали к гостинице, и я вздохнул с облегчением. Меня встретил представитель заказчика, провёл в номер и пожелал приятного отдыха до завтра и добавил: «Мы за вами приедем в 10 утра и отправимся вместе на водохранилище».

      Я, конечно, вышел в город. Прогулялся вдоль реки Куры, прошёлся по проспекту Руставели, осмотрел здание Парламента и его уникальную колоннаду. Немного уставший, с наступлением темноты, вернулся в гостиницу.
      Утром, ровно в 10 часов пришли два представителя заказчика, один из них явно начальник, и мы отправились в путь. Во дворе стояли несколько легковых машин. Мы подошли к одной из них. Мне предложили место на заднем сидении. Поехали. Минут через 10 повернули налево, подъехали к какому-то зданию. В это время я увидел, что за нами следует целая вереница машин, которые остановились рядом и люди начали выходить. Первое, о чём я подумал – мы подъехали к какому-то служебному зданию. Сейчас местные специалисты возьмут необходимые документы, и мы отправимся дальше. Но тот, который начальник, говорит: «Пойдёмте с нами». В этот момент я уже подумал, что здесь проведём небольшое совещание…

      Вошли в здание и оказались в большом зале, напоминающем ресторанное помещение со столами и стульями вокруг них. Меня вежливо подталкивают в правый дальний угол зала, к длинному столу, на котором обильно разложена разнообразная зелень и закуска. Мне предложили место в торце стола, начальник – справа, и вокруг уселись ещё человек десять, не меньше.

      – Мы сейчас позавтракаем и поедем дальше, на объект, – сказал начальник. Что я должен был делать? Молча принял это предложение. В это время официанты принесли несколько бутылок водки и вина и начали разливать в бокалы. Затем слово взял главный и начал произносить тост. Примерное содержание таково:
      – Дорогие друзья, сегодня у нас важный и ответственный момент. Мы приветствуем нашего коллегу из Москвы – главного инженера проекта важного для нашего города объекта. Несмотря на большую занятость, он всё же выбрал время для того, чтобы приехать к нам и помочь в решении ряда технических вопросов, которые накопились за период строительства водопроводных сооружений. Благодаря ему мы сумеем в намеченные сроки завершить строительство, сдать в эксплуатацию сооружения, и наша столица получит качественную питьевую воду.

      Он выступал ещё минут десять, всё больше и больше говоря лестных слов обо мне, отчего было весьма неловко. И закончил здравицей в мой адрес, выразив надежду, что теперь-то уж, с моей бескорыстной помощью, все технические проблемы будут успешно решены.

      Все встали и дружно выпили. Мне было не по себе. Никого из присутствовавших я не знал и меня они, естественно, тоже видели в первый раз. Немного закусили молча, и я решил, что должен что-то сказать в ответ. Когда официанты добавили в бокалы, я попытался это сделать. Но тот, который начальник, положил мне руку на плечо и сказал:
    
      – Нет, уважаемый гость, сначала по очереди скажут все, сидящие за столом, а вы – в заключение. Так у нас принято.
      Делать нечего. Я слушал красивые речи и сожалел, что не научен произносить тосты. Что говорить в заключение после того, как все выступят, и я совсем захмелею? А нам ведь ещё поработать надо. Я старался поменьше выпивать с каждым произносимым тостом.

      Когда дошла очередь до меня и выпито было немало, я почувствовал какую-то уверенность, вполне контролируемый хмель «развязал язык» и я, как и многие, выступившие раньше, минут десять расточал любезности в адрес сидящих, рассказывал о некоторых технических моментах нашей повестки дня, в заключение выразил уверенность в том, что с такими людьми, которые сидят за этим столом, мы не только благополучно доедем в горы на наш объект, но, если понадобится, «свернём горы» даже в самом недоступном месте.
      В общей сложности, трапеза продолжалась около двух часов и, когда она завершилась, мы сели в машину. Выехав на дорогу, повернули налево, в горы, но я заметил, что все остальные машины повернули направо, в город. Потом я узнал, что эти люди никакого отношения к нашему объекту не имели, но приняли участие в мероприятии «за компанию». Так, наверно, принято у гостеприимных хозяев.

     На обратном пути мы вновь подъехали к этому ресторану,  пообедали  без лишних участников и без спиртного; там же, за столом, обсудили все технические вопросы.
     Так я познал грузинское гостеприимство не по рассказам, а на собственном опыте.


Рецензии