Причины неудач Абвера в СССР
Вы смотрели немецкий фильм «Канарис» немецкого производства середины 50-х годов, уважаемые читатели? Я смотрел дважды. Вот что о нем написано в Википедии.
«Канарис» (также «Канарис: мастер шпионажа», нем. Canaris) — немецкий биографический фильм 1954 года режиссёра Альфреда Вайденмана, повествующий о нескольких последних годах жизни немецкого военного деятеля, начальника абвера (службы военной разведки и контрразведки) (в 1935—1944), адмирала Вильгельма Франца Канариса.
Премьера фильма в Ганновере (Германия) состоялась 30 декабря 1954, в Нью-Йорке (США) — 28 апреля 1958 года.
Фильм основан на реальных событиях Второй мировой войны. Ведомство Канариса — немецкая военная разведка (абвер), вполне успешно функционирует и Гитлер выделяет ему огромные денежные средства. Тем не менее Канарис сторонится от нацистских вождей, не поддерживая их идеологию. Кроме того, у него — одного из самых влиятельных людей в Рейхе, есть конкуренты. Среди них — Рейнхард Гейдрих, начальник Главного управления имперской безопасности.
Ирену фон Харбек с помощью шантажа заставляют шпионить за Канарисом в то время, как он начинает планировать покушение на жизнь Гитлера.
В результате заговора и неудачного покушения на Адольфа Гитлера 20 июля 1944 года Канарис был арестован и расстрелян.
Здесь всезнающая Википедия допустила промах. Канариса не расстреляли, а весной 1945 года повесили в концентрационном лагере, причем повесили иезуитским способом – на рояльной струне, чтобы подольше мучился. Повесили совершенно голого, потом сожгли в крематории концлагеря для особых заключенных, а пепел развеяли по ветру.
И не Канарис планировал покушение на жизнь Гитлера, а совсем другие люди. Но Канарис был в курсе подготовки к покушению и не препятствовал этому. Начальник его штаба был среди заговорщиков.
Канариса в фильме играл немецкий актер Отто Хассе, внешне очень похожий на адмирала Канариса. В одном из советских фильмов про разведчиков «Путь в «Сатурна» роль адмирала исполнил актер Бруно Фрейндлих, тоже похожий на Канариса.
Но вернемся к деятельности Абвера накануне войны. Почему она была успешной в Западной Европе?
Как известно из истории, ведущие страны, участники Первом мировой войны, понесли огромные человеческие потери. Никто из руководителей стран Европы не думал, что война продлится 4 года, считая, что максимум полгода. Именно на такую продолжительность войны были запасы тех же боеприпасов накануне войны. Но война не закончилась в такой срок, и все воюющие страны вынуждены тратить огромные средства на пополнение боеприпасов, орудий, пулеметов, винтовок, чтобы продолжать войну до победного конца. На фронт бросались все новые и новые дивизии, которые несли огромные потери в окопной войне от ран и болезней.
Германия тоже имела большие потери. И не уступив противнику ни квадратного километра своей территории, была вынуждена признать свое поражение и попала под унизительные условия Версальского договора. Именно это обстоятельство и подняло в Германии волну жажды реванша, и ради этого немцы готовы были затянуть потуже пояса.
А вот во Франции, Британии и в других странах Антанты, кроме России, превратившейся в Советский Союз, в послевоенные годы жизнь налаживалась, и когда в Германии к власти пришел Гитлер, жаждущий завоевать для страны «жизненное пространство», основная масса населения этих стран была пацифистски настроена. Они не хотели войны и новых жертв. Поэтому в этих странах очень сильные были «пятые колонны», готовые оказывать помощь немцам. Вот среди них и находили агенты Абвера не только помощников, готовых торговать государственными секретами отнюдь не за большие деньги, но и новых агентов. Кроме этого, немцы были такие же европейцы, как французы или англичане, им проще было надеть личину гражданина тех стран, в которых они вели разведывательную деятельность. К тому же немецкие нелегалы хорошо знали французский и английские языки, говорили без акцента. Да и контрразведка в этих странах была весьма слабая.
А вот Канарису, который после прихода к власти Гитлера был назначен главой военной разведки – Абвера, удалось создать разведсеть по всему миру, в первую очередь среди разбросанных по многим странам выходцам из Германии. Гитлер уделял большое внимание военной разведки, достаточно сказать, что в период 1936-37 годов он 19 раз встречался с Канарисом с глазу на глаз, и Абвер получал необходимое финансирование.
Даже еще в те годы, когда Гитлер не имел военных успехов, он думал о завоевании «жизненного пространства» для немцев, в первую очередь на востоке. Поэтому служба Абвера готовила своих агентов из числа беженцев из России после революции и забрасывала их на советскую территорию. В этой работе Абвер тесно сотрудничал с националистическими организациями в Прибалтике и в Западной Украине, еще до событий 1939-40 годов.
В фильме «Канарис» сюжет начинается с того, что какой-то англичанин привез в свой офис портфель с секретами. Портфель был прикреплен к руке цепочкой, чтобы было невозможно вырвать. Но немецкий агент, одетый также, как англичанин, сел в лифт вместе с ним, ударил по голове, снял с руки портфель и унес все секреты. В другой раз немецкий агент, одетый в форму французского летчика, узнал на заводе какие-то секреты, но был пойман только потому, что не так, как принято во французской армии, приветствовал начальника. Случилось это накануне войны, и немецкий разведчик был обменян на французского шпиона через непродолжительное время.
В фильме хорошо показано, как с помощью микроскопов немцы читали секретные сведения, присланные им обычной почтой. Сведения вносились в почтовый штамп или даже точку, немного больше обычной. Так что не требовалось передавать радиограммы, которые пеленговались, а места работы радиостанций фиксировались пеленгаторами, и радисты арестовывались. А почта до войны во всей Европе работа исправно.
Так что немецкая разведка хорошо ориентировалась, что им могли противопоставить западные противники, и в общем знала их планы. Захотели англичане захватить Норвегию, но немцы всего на один день (!) опередили их со своим десантом.
В фильме показано, что Канарис был за союз с Британией, и делал все, чтобы немецкие войска не высадились в Англии. В этом ему помогали сами англичане, передавая киноматериалы с учений по защите Острова от высадки с помощью подачи горючих материалов на водную поверхность в районе предполагаемой высадки. Немецкие агенты под видом респектабельных буржуа шастали по Европе, не вызывая подозрений.
Совсем не так приходилось работать немцам в Советской России. Да, они вербовали агентуру из убежавших из нашей страны людей, но, во-первых, основная масса белогвардейцев была во Франции, но уж никак не в воевавшей с Россией Германии. Во-вторых, вся страна была охвачена энтузиазмом великих строек, и где какие секреты можно узнать, было непонятно. К тому же многие заводы были двойного профиля. Сегодня он выпускает трактора, а завтра может начать делать танки. И таких производств хватало. Шпиономания в нашей стране тоже была весьма развита. Хватало лозунгов, что враг не дремлет. Нет, были и у нас предатели, но не так много. Особенно в конце 30-х годов, когда НКВД неплохо подчистило «пятую колонну», правда, с перегибом, отправив за колючую проволоку и немалое количество законопослушных граждан.
Особенно тяжело немцам было добывать сведение о наших вооружениях. Поэтому в Германию шли фотографии с военных парадов в Москве и даже газетные вырезки. На парадах перед войной не было танков КВ-1 и Т-34, и немцы о них не узнали. В Ленинграде отправили своим ходом выпускаемые на Кировском заводе танки КВ на полигон, и за это те, кто это сделал, получили по полной программе. Требовалось все танки накрыть брезентом и только потом отправлять. Пострадали и военные, которые оставили эшелон с танками на железнодорожных путях, не накрыв секретные в то время Т-34 брезентом. Но эти факты прошли мимо внимания немецких разведчиков. Именно поэтому после первых неудач на Восточном фронте был репрессирован бывший военный атташе в Москве как не обеспечивший снабжение вермахта необходимыми военными данными.
Не удалось Абверу выведать и наши мобилизационные планы, расположение наших войск в три эшелона, состояние оборонительных сооружений на так называемой «линии Молотова» у западных границ СССР. И хотя это не входило в разведывательные данные об оборонном потенциале страны, немецкие разведчики не знали и о настроениях в нашем обществе, ориентировались на западных украинцев, среди которых было немало агентом Бандеры, сотрудничавшего с немецким Абвером. Не послушал Гитлер советов Фридриха Великого и Бисмарка, завещавших никогда не воевать с русскими, которых мало убить, надо еще и толкнуть, чтобы они упали.
Верховное командование вермахта считали советских солдат чуть улучшенной копией русских солдат времен Первой мировой войны, которые не хотели воевать, массово дезертировали. Да и зимняя войны СССР с Финляндией настроила их на такой лад. В ней РККА долго не могла внести перелом в войне с не таким уж сильным противником. Гитлер говорил, что Советы за 4 месяца боев в Финляндии сумели захватить небольшую территорию, а он за 4 недели всю Польшу. Но вот японцы после поражения под Халхин-Голом правильно оценили потенциал Красной армии и не стали рыпаться на Дальний Восток.
Накануне нападения на СССР Абвер стал вести активную воздушную разведку. Созданные в Германии высотные самолеты летали над территорией СССР на глубину до 500 км, причем днем, вели фотосъемку городов и военно-морских баз, а наша артиллерия и авиация не могли их сбивать, не имея технических возможностей. Эти данные помогли авиации Третьего рейха наносить точные удары по советской территории с началом боевых действий.
Поэтому и рассчитывали немцы по плану «Барбаросса» сокрушить Красную армию в течение 5-6 недель и дойти до линии Архангельск-Москва-Астрахань. 21 июня через границу перешли переодетые в советскую военную форму диверсанты полка «Бранденбург», которые убивали наших командиров, нарушали линии связи, взрывали мосты в глубине нашей обороны.
Но уже с первых дней войны поняли, что Бисмарк был прав. Начальник штаба сухопутных войск Гальдер в дневниках писал, что русские намного лучше воюют, чем поляки в 1939 году и французы с англичанами в 1940 году. Но пока никто из высшего командования не бросал упреки в сторону Абвера, это будет позже, когда начнутся поражения.
После первого поражения вермахта под Москвой перед Абвером была поставлена задача подготовки агентов, забрасываемых в тыл для разведывательной деятельности и терактов. Причем, как сказал Гитлер, их должно быть так много, как блох на теле уличной собаки. И Абвер стал готовить таких агентов из пленных красноармейцев. Как это было, можно увидеть в старых советских фильмах «Щит и меч», «Путь в Сатурн» и других. Предателями становились, по сути дела, отбросы общества. А тот, кто предал раз, легко предает и второй. Так что немалые средства, затраченные на подготовку агентов, пошли в песок, большинство агентов сдавалось вскоре после заброски в советский тыл.
Но были и убежденные предатели. О том, кто они такие, хорошо показано в фильме «В августе 44-го», но еще лучше в самой повести Владимира Богомолова, по которой поставлен фильм. Это были дети обиженных советской властью землевладельцев, купцов, заводчиков, сбежавших за границу белогвардейцев. Среди них были и женщины, одна такая весьма успешная шпионка фланировала по железнодорожным вокзалам, подсчитывая, какие часть и в каком количестве шли на фронт. Она изображала обезумевшую от горя мать, потерявшую сына, которого искала по вокзалам. Дама была весьма хорошо подготовлена, следила за тем, чтобы не было «хвоста», подглядывая через маленькое зеркальце, как будто поправляя волосы, выбившие из-под платка. Но наш контрразведчик Таманцев в этой повести сумел обезвредить такую зловредную старушку.
Большой вред наступающей Красной армии наносили агенты-парашютисты, которые под видом офицеров Красной армии с великолепно сделанными в Абвере документами, перемещались вдоль фронта, выявляя направляющиеся на фронт эшелоны с воинскими грузами. Все это хорошо видно в том же фильме «В августе 44-го». Для борьбы с ними в Красной армии с 1943 года действовала специальная контрразведывательная служба – «Смерш», название которой расшифровывалось как «Смерть шпионам». Считается, что это название появилось по предложению Сталина и подчинялось лично ему как Верховному Главнокомандующему.
Так что для борьбы с агентами Абвера в Красной армии хватало сил и средств. Помимо «Смерша» это были войска охраны тыла, НКВД, местная милиция. Ничего подобного не было на Западе, поэтому там агенты Абвера и работали эффективно.
Конечно, были у военной разведки немцев и локальные успехи. Заброшенные в нашу страну агенты становились шифровальщиками на фронтах, снабжая вермахт хорошими разведданными, при своем отступлении оставляя агентов под видом местных жителей, особенно когда война переместилась на территорию восточной Европы. Там хватало пособников фашистов с начала войны. Иногда отступающие немецкие части снабжали вермахт и разведывательными данными. И наши научились и тому, как использовать такие части для своей пользы. Известен случай, когда самого агента № 1 Отто Скорцени полгода водил за нос наш «Смерш», на базе такой отступающей немецкой части организовавший группу во главе с перевербованным полковником, она требовала из Германии вооружения, продукты питания, медикаменты, которые ей исправно сбрасывались с самолетов люфтваффе. А в обмен немецкий вермахт получал добротно сделанную дезинформацию.
Не раз в эту отступающую немецкую часть прибывали визитеры из Берлина с самыми серьезными полномочиями для проверки, и убывали обратно в полной уверенности в том, что часть действительно существует, выполняет диверсии и собирает разведданные. Бывало даже так, что для достоверности реально взрывали железнодорожные пути с порожняком.
Самым известной операцией СМЕРШ по дезинформации немцев была операция «Монастырь», о которой у меня есть отдельный материал. http://proza.ru/2021/04/24/475.
Но этот случай произошел уже после отставки адмирала Канариса и его ареста. Но такие эпизоды были и при нем. К тому же, как видно по фильму, не всегда собранным Абвером сведениям о новых воинских формированиях Красной армии, поступающим на Восточный фронт, верили, и часто доклады адмирала не доходили до высшего руководства вермахта и Гитлера, который взял на себя командование сухопутными войсками после ряда поражений вермахта в нашей стране. В результате немецкие войска несли все новые и новые поражения, и в конце концов Абвер в феврале 1944 года расформировали, подчинив часть политической разведке рейха, СД во главе в Шелленбергом, а вернее, Гиммлеру, а часть – военному командованию на Восточном фронте, и самым известным из этих командующих разведкой был генерал Гелен. Но это уже не могло помочь Гитлеру избежать поражения, а Германии – безоговорочной капитуляции. А главу Абвера адмирала Канариса повесили за месяц до падения Берлина.
Свидетельство о публикации №221121100540