Глава 8. Дневник пилота

Земля, 2012 г.р.х., 5 августа - 9 сентября.

Следующие несколько недель пошли в напряженной обстановке. Пришлось поменять расписание, и как-то тактично к этому приучить своих домашних. Теперь я стала очень положительным добропорядочным персонажем  классического фильма советских годов. И все то у меня вовремя, и зарядку то я делаю, и очень то я спокойная, и… В общем даже придраться не к чему. Ну подумаешь,  отрубаюсь через каждые восемь часов. Но ведь не мешаю никому? На самом деле  через каждые восемь часов отдыха, я встречалась с Ю.  И эти восемь часов потрачены на обучение, которое мне давалось с великим трудом. Киборгом становиться однако очень не просто, особенно если эта перспектива тебе  противна. Училась не только я, но и Ю, которая по моему мнению была просто не приспособлена к тому, чтобы взаимодействовать с нормальным человеком, то есть со мной.
Первым делом мне пришлось  восполнить ее  пробелы о моем времени. В  памяти Ю были действительно очень скудные сведения.  Можно сказать, что сведения были лишь о времени «после». Хотя кое какую историю Ю, знала. И эта история начиналась где –то с 2011 года, хранилась в виде легенд, каких то пафосных фильмов, которые лично у меня вызывали недоумение. В летописи планеты ничего не было о теории Дарвина, динозаврах,  мамонтах, античности, средних веках, о революциях, войнах, геноциде.  Так вот, та история Земли, которую знала я, в памяти Ю отсутствовала. А между прочим Ю  считала себя  очень осведомленным интеллектом.  Словно кто-то подтер некоторые неудобные исторические моменты,  и подсунул свое собственное видение человечества.

Скажу прямо, заглядывать в будущее мне не хотелось. Ну знаете как бывает? Всегда хочется оставить сюжет своей жизни в рамках «они жили долго и счастливо и умерли в один день». А я догадывалась по первым замечаниям Ю о моем времени, что с будущим явно что-то не так. Пока же я довольствовалась малыми дозами сверхъестественного, подглядывая картинки  относительно безопасной жизни экипажа Шмеля,  словно  3 д сериал о звездных приключениях, да изучала повадки Ю.

Система оказалась очень занимательной дамой, если этот термин вообще можно применить к искусственному интеллекту. У нее было самомнение, и девичьей скромностью Ю не отличалась. Например, вся эта история записана с ее слов,  и  по ее мнению является исключительной заслугой Ю, в конце концов если бы не она, то едва ли бы  человечество  выжило бы в будущем. А мы на пороге витка Судьбы, едва ли имели хоть какой то шанс сделать  все правильно, все как надо, оставив на петле вероятностей Даброва, пару столетий войн, блокаду и  вымирание.
Откровенно говоря Система заботилась о нас, и в большей степени о себе, хотя трудно поверить в то, что искусственный интеллект может быть настолько панически озабочен собственным существованием.  Но факт остается фактом – Ю боялась смерти. В ее базе был существенный пробел религиозных постулатов о вечной жизни лично для Ю, зато было масса  информации реинкарнации людей, воскрешении,  боге и конечно веры в то, что разум  и душа  понятия вечные. 
Еще на заре своей юности Ю просчитала и поняла, что она существенно отличается от  людей.  Во-первых, ей явно недоставало некоторых частей тела, во-вторых, и она это четко  понимала,  она была умней, совершенней, логичней и… почему то именно ей никто вечной жизни не обещал. Этот факт  и долгие  размышления на тему своего существования привел к тому, что Ю стала дублировать свои данные во все места, где могла удержаться хоть какая то информация.  Если бы борт инженер начал копать в настройках какого-нибудь уборщика или аппарата сварки на Шмеле, он бы понял, что параноидальность Ю просто не знает никаких границ. Она довела свою систему самосохранения до совершенства, пожалуй,  если бы от корабля остался 1 чип-кристалл из самого захудалого  узла, то и там была бы Ю, и она нашла бы способ снова вернуться к жизни.  В своем стремлении  выжить она даже создала систему размножения: теперь каждая Ю с любого агрегата, станции, корабля при встрече тут же «спаривалась» или “страивалась”, обмениваясь информацией, разрастаясь словно гигантская информационная амеба. Хотя с моей точки зрения она больше походила на колонию информационных зверьков, поскольку каждая из размноженных Ю  была самостоятельной личностью.
Камешек, который так удачно попался мне, был одной из тех самых возможностей сохранения Ю – нейромодуль пилота, с полной копией эмпатического интеллекта «Шмеля» внутри.
Правда после нескольких месяцев сотрудничества со мной, она существенно изменилась, стала человечней и нелогичней. Любопытство и  стремление учиться – смесь, на которой вырастает разум и некоторая доля позитивного безумия.
Иногда она меня восхищала, порой пугала, временами смешила так, что несколько дней болели мышцы. Она предлагала мне массу возможностей киборга.  По большей части я отказывалась от них, понимая, что за широкими возможностями стройными рядами придут и проблемы, которые человек моего времени вряд ли может решить. Так что  я довольствовалась мелочами,  например, ведением онлайн дневника, когда можно в любой момент извлечь из памяти любой эпизод своей жизни, или бесплатный  высококачественный доступ в сеть.


Если вы думаете, что разбрасывание камней  на поверхность планеты была идиотизмом со стороны Ю, с маловероятным поиском  разумного носителя, то ошибаетесь. Нейромодуль, по сути, был  активным почтовым буем.  Упав на поверхность он начинал активно издавать сигналы почтовой доставки, и общепланетарная почтовая служба должна была  послать  к нему подборщика. В информационном адресе числился код живого носителя, которому нейромодуль был доступен. Именно поэтому  требовалось простое иглоукалывание на проверку кода в крови носителя. В общем то простая и надежная система. Потому что установленный код активации принадлежал "истинным" - людям в генетический код, которых не вносились никакие  искусственные изменения. Группа этих людей  обитала  на территории нашей Сибири, если быть точней недалеко от бывшего Новосибирска. Дабров как раз был одним из таких "истинных" аристократов Земли. И именно на его родичей был направлен сигнал. Но вот беда, в моем времени не было ни  планетарной почтовой службы, ни приборов считывающих сигнал,  ни  генетически модифицированных людей. Забавность всей этой истории в том, что носителями генома для активации в моем времени были примерно 50%  белокожих, круглолицых, русоволосых людей, славных потомков  Ивановых и других очень распространенных фамилий.

Земля.  2012 г р.х., сентябрь 10, понедельник
Мой первый рабочий день после отпуска и встречи с Ю. Я иду на работу,  зазубривая план действий на день, который важно донести до блокнота. Такое вот упражнение, для тех, кто хочет чего-то добиться. Содержимое этого «чего-то» записано в моем рабочем, изрядно заполненном почеркушками блокноте,  и в общей идее  должно меня вдохновлять на подвиги. Но пока это просто блокнот, в котором записаны какие-то слова,  периодически зачеркиваемые в моменты разочарования и озверения. Так что я иду по городу,   загрузив свою голову странными мыслями о совсем не нужных вещах, и  очень быстро теряя связь с действительностью.  В реальности мое тело, как автономный комплекс, движется к цели из точки А в точку Б.  как двигалось до этого много и много дней. Тело доходит до дороги, останавливается, смотрит по сторонам, движется дальше, заучено переставляя ноги на выверенные годами  выбоины.
- что ты делаешь? – спрашивает система, выдергивая из привычного двойственного состояния «я минус реальность».
- иду на работу – механически отвечаю я.
- твои системы изменили параметры – констатирует Ю.
- да?
- ты обесточила тело.
Я злюсь. День испорчен в самом начале,  присутствием вездесущей Ю:
- я иду на работу, думаю о работе, планирую работу. Понимаешь? Это не очень приятно думать только о работе.
- писать протокол задач можно значительно быстрей. Можно использовать меня.
В этом вся Ю. Верней все, буквально все в моей жизни по ее мнению должно быть связано с ней. Это напрягает, как надоедливый поклонник, который тебе не симпатичен в любом виде.
- да неее, - гнусавлю я в ответ
- да или нет? – спрашивает Ю
Я останавливаюсь, тру переносицу, в поисках ответа:
- не знаю что такое протокол задач. А «да нет» – это такой специальный оборот речи. «Да» я вроде как услышала тебя, а нет, я вроде как не очень-то согласна с тобой.
После моего комментария система пропадает. А я обнаруживаю, что стою столбом посреди многолюдного  проспекта и говорю вслух.
- Че встала? Корова!
Вот она – реальность: ты стоишь, и люди недовольны тем, что ты просто стоишь.
- А твое какое дело? – рычу в ответ я.
День не задался.

На работе все как обычно.
Я старательно переписываю в блокнот планы, выученные по дороге. И жму на кнопку компа, он попискивает, на экране появляется заставка Майкрософта.
Рядом материализуется Ю:
- Ты работаешь на корпорацию?
- конечно, нет – говорю я, удивляясь истеричности в голосе эмпатической системы.
- тогда почему тут их знак?
- это просто операционная система, а это просто компьютер. Примерно такой же как ты, или ты  операционная система? – задумываюсь я
- не сравнивай меня с Майкрософт!
- и не думала даже. Я не понимаю, чем ты недовольна? Мне надо работать, комп мне нужен, винда нужна. Понимаешь?
- сотрудничать с корпорацией! – гневно  говорит система – с корпорацией которая погубила мир!
Судя по ее реакции в будущем создатели самой популярной операционки в мире чего-то намудрили, и мир провалился в тар-тара-ры. Но, я то знаю, что прямо сейчас мир катиться в никуда совсем по другим причинам, и дело далеко не в паре дурацских программ.
- Скажешь то же. Гейц и компания, конечно, те еще буржуи, но пока ничего они не испортили, кроме софта. Вообще я не понимаю, как  эта недо система может погубить мир? Своими недоделками и багами что ли?
Система ворчит.
Я усаживаюсь за свой стол, стараясь стать немного ниже, чем есть на самом деле. Сотрудники уже и так косятся на меня, слушая мои бормотания и более громкие комментарии вслух. Я прячусь за монитор и старательно делаю комбинацию из двух пальцев, надеясь что Ю успокоиться, вспомнит условный сигнал и заткнется. Но нет, похоже сегодня мне обеспечен очень нервный рабочий день. Я бью по клаве имитируя буйную деятельность, надеваю наушники, чтобы окружающие поняли, как я занята и не лезли ко мне с вопросами и дурацкими советами. В наушниках ничего нет, кроме голоса Ю, которая решила именно сегодня изложить концепцию своей жизни.
Я отматываю головой  ритм ее разглагольствований, а она вещает мне о нелегкой жизни интеллекта высокого  айкью среди идиотов вроде меня.

Поистине человечество могло смело утверждать, что  очень близко подобралось к загадке творца. По крайней мере эксперимент с Ю был удачным. Она четко знала своих «прапредков» и имела собственное летоисчисление от "Ю" с 2011 года. Когда  несколько японских кибернетиков явили миру чудо – робота, который мог самостоятельно  обучаться, и даже выучился на официанта, способного заварить кофе.

Затем, немного позже, в той же Японии был проведен эксперимент по программированию личности для искусственного интеллекта. Который начался как  альтернатива известной мировой корпорации. Та завышала цены на всякий софт, с точки зрения нормального человека цена входного билета в информационный рай была слишком большой. «Информация принадлежит всем!»   с этим лозунгом юные умельцы окунулись в разработку интеллекта Ю. И личность Ю выдалась на славу: в  своей электронной душе она девушка, немного эмо, помешанной на собственных достоинствах и недостатках, и прочей ерунде которая так заботит подростков,  со страной самооценкой, влюбчивостью, и огромным любопытством (видимо доставшимся от прапра-дедушки официанта).

Теперь мне было понятно с кого она смоделировала свой чудный аватар: белобрысое  ангельское создание с бирюзовыми глазами. Аниме расценивается ей, как «исторические фактические материалы». Поэтому версия  развития человечества в разуме Ю имела некоторый похабный оттенок.

Поскольку она воспитывалась и обучалась в широкодоступной всемирной сети, а это считай, что у нее было трудное детство, то все окружающие должны делать скидку на ее характер. Именно поэтому не надо принимать буквально «шутки» от Ю, капризы,  а иногда мечтания и вздохи,  так же как ее любовь к подглядыванию. Ну да, она изучает людей, проводя собственные эксперименты.  Ну и что? Это все ради адаптации и улучшения  взаимопонимания. «Мы же команда!»- констатирует Ю. В конце-концов она просто обязана делать пилота счастливым. «Даброва, например?» –перебиваю я, вспоминая ее фильмы из будущего и не очень то  веселую физиономию первого пилота.  Впрочем, и я нечто вроде подопытного кролика. Она записывает за мной, изучает мои реакции, фиксирует изменения эмоций и организма. Периодически подсовывает результаты своих наблюдений и просит растолковать. «Чем отличается «да ну» и «ну да?», а «возможно нет», а «да нет?», какая скорость процесса «скорей всего»? Почему пятница отличается от всех дней? Почему в выходной, мы никуда не выходим?» А ведь пока мы не добрались до старого нового года.
Она все больше и больше копирует мой характер. И все меньше нравится мне, хотя психологи утверждают, что должно быть все наоборот. Якобы нам нравятся те, кто похож на нас. Как же! Все мое существо протестует против ее ужимок и наставлений.
Возможно она надежная, качественная система, от которой целиком и полностью зависит жизнь экипажа Шмеля, и как я  теперь понимаю моя собственная.  Очень даже может быть. Но это не так уж весело и приятно. Особенно, когда навязывают свое мнение, не вникая в суть проблемы, которой кстати и нету.
-  Да заткнешься ты наконец или нет? – взрываюсь я на очередном витке критики пиратских пользователей Майкрософт и моего мировоззрения.
В офисе затыкаются все сотрудники и смотрят на меня как-то странно.  «Ну вот, началось. Теперь будут хихикать в перерыв, и  говорить что у меня пмс» - думаю я, привстаю, со стула, снимаю наушники и говорю, пожимая плечами:
- сорри, тут неадыкватный прогер на линии…
Парочка дизайнеров ободрительно хихикает. О, да! Мы дружим против программистов. Программистами вообще можно объяснить все, или почти все, если не ими, то техподдержкой.  На тех можно списать любое настроение – от истерики до восторга. «Кажется, пронесло» - удовлетворенно вздыхаю я, глядя как на кресле клиента  восседает видимая только мне Ю, дует губы, и  хлопает наивными голубыми глазами. Сама невинность.


Рецензии