Кто такой царь Горох и Кутафья?

     В украинском, белорусском и русском фольклоре известны «заместители» царя Гороха. Этнографам встречались поговорки «при царе Хмеле», «при царе Косаре» (от слова «Цезарь») и др. Поминали таким шутливым образом и исторических личностей: «ещё когда Ермак Сибирь брал», «при царе Сасе (курфюрсте Саксонском) наелись хлеба и мяса, а как пришел Понятовский (король Польши), то пошло всё по-чертовски». Поляки говорят про стародавние времена «при короле Гвоздике», чехи - «при короле Сверчке», у испанцев есть «времена при Каштане», а у немцев - «лето Табаково» (по аналогии с «летом Господним»). В сатирическом ключе трактуется выражение «шут гороховый». Первоначально так называлось огородное пугало, которое выставляли на гороховых полях. Но со временем царь Горох и шут гороховый стали персонажами одного ряда. Даль записал другую форму этого выражения: «Давно, когда царь Горох с грибами воевал». Грибы термин многозначный: грибы = грыбы (белор), а дальше можно вывести любой сорт, например: грузди - грудзи (белор) - груди, губы - цыц! Если собрать все персонажи, то каша получится наваристая и даже хмельная, вперемешку с гвоздями и каштанами, грибами и цыплятами. А тут ещё эта культура со сверчком из-за печки, не владеющая собственной этимологией - тура...

     Стих и миниатюра по фото башни Кутафьи и иллюстрации к книге Дмитрия Мамина-Сибиряка «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей, царевну Кутафью и царевну Горошинку». 1904 (Бартрам Николай). По материалам статьи Екатерины Гудковой (филолог, автор портала «Культура.РФ») КТО ТАКОЙ ЦАРЬ ГОРОХ?

     Кто такая «кутафья»? Дочь царя Гороха, её именем названа красивейшая башня Кремля, за проход через которую взымается плата. Как всё символично. Кутафья - башня Кремля - безобразно одетый/одетая (укутанной) женщины. Не то муж, не то жена? Словари словно сходят с ума, называя круглую башню - от слова «кут» - укрытие, но угол. Угол может быть тупой или острый, но покажите мне круглый?! Следуют версии, может скифья? может тафья? Хотя термин из двух корней и это очевидно: кутафья = кут + фе (вера), а кут - всем известное печное место. Причинное. Да она неуклюжая (есть возражения), хорошо, но тогда опишите и покажите образ угловато-уклюжего в солнечном кокошнике хлопца... баварца с колбасой или цыплёнка табака, на худой конец - летящий клин жареных куропаток.  Как он должен выглядеть? Совершенно не хочется спорить с учёными людьми, пусть в этой башне каждый увидит что пожелает. Кому-то пусть приснится - красна девица, а кому-то толстый и жирный... кот. Или змий зелёный. Нахожу в ней - "Круглик", друзья мои, другое же дело, в Витебске мне пояснили, что правильно будет: "круглИк. Хоть и башня у них квадратная. А тут - ладья в короне, ушкуйники в насаде - мысли путаются с Босфором, там тоже схема схожая в правилах таможни - туда плати, обратно вези бесплатно. Помогало ли это от бесплодия? Похоже что так, коли на блюде явился цыплёнок-табака в веках наших крайних, а в тех - Василия Калиту звали кошель. Образы скачут как на Царьградском ипподроме, срываясь на пустыню Гоби...

     С чем сравнить тебя, башня Кутафья?
     Может женщиной или царём?
     На коленях гороховой явью,
     проступают на теле моём...

     Что об стену горохом, он скажет,
     сколько в угол такого не ставь.
     Не испачкаешь уголь ты сажей,
     не измажешь небесную явь...

     В основу сюжета вошла история про войну Гороха с грибами. Напомню: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною...». Правда, значительно чаще в русских, белорусских и украинских сказках встречается другой персонаж - Покатигорошек. Колобок? Обычно он рождается у вдовы (порфироносной?), в некоторых вариантах после того, как она съедает горошину. В северно-русской сказке «Окати-Горошек» сказано: «В одном городе жила вдова. И забеременела. Принесла она сына. Растет сын не по дням, а по часам...». Богатырь вырастает в считанные дни и отправляется вызволять царских дочерей или собственных братьев и сестер, похищенных Змеем. А время это было, «ещё когда Ермак Сибирь брал», ну или когда поляки жгли Кремль. То есть недавно. И положили мы (нам) историю России современной с незапамятного лета 1612 года. Всё как в сказке.

Как много их, царей Горохов!
Сегодня царь, что образец,
народной мудрости в эпоху,
когда б, Кутафье наконец...

Свой лик представить за душою,
что в теле круглом, не таясь,
взмахнула рыжей паранджою,
и ожерелья - в косы бязь...

Когда б Горошинке сестрице,
ещё б - я лиру посвятил,
не закругли углы - бойницы
сквозь щели пламенной любви...

Король Сверчок был или Гвоздик
при Косаре или царе,
в берези - Цезари на мостик,
но свистнул рак им на горе...

Давно (по чести), это было...
В ту пору в здешних-то полях,
как башни круглые ожили,
в овал горошин при царях...

Не в банке рос с земли Горошек,
хоть и зелёный как сейчас,
и стоил маленькие гроши.
Но вот настал же звёздный час!

И суп гороховый - известен,
мне был со школьных малых лет,
Служить постельничим - по чести,
чьи газы грели бы царей...

В те времена, как при Каштане,
Хмельницкий был как во Хмелю,
Каштаны жарили султану,
Часы приладили Кремлю.

Царь-град не то чтобы женился,
а просто пал - как я читал,
и Рима три, и вереницы
в Москву молиться наповал...

Спасибо брат, царю Гороху
(он по Гороховой ходил),
свою принцессу недотрогу
центральной улицей водил.

Построил башню он - Кутафью.
Не вход - жемчужина Кремля.
На бабу схожею - Агафью,
что внуком нянчила меня...

Стройна, красива, неуклюжа.
Чем не Кутафья? Нахожу -
Я в ней не бабушку, но мужа
(как эпитафию пишу).

Ей хоть коня, а хоть и лошадь,
всё остановит на скаку,
Хлебаю суп дырявой ложкой,
вхожу в горящую избу.

Пришёл как чёрт сей Понятовский,
наелись щей пустых, колбас,
пошло всё боком по-чертовски.
Царёва ждал народ Указ...

Так что там дальше было в сказке?
Смотрю на башню, вроде сплю...
Собрать грибков да восвояси б.
В народных мудростях люблю.

Горох искал девице мужа,
но с той лишь разницей - к беде
у нас с Горошинкой всё хуже...
И замочил горох в воде.

Горох, послушайте, ну бросьте!
Горох, с грибами - не воюй,
не грохочи как вещий в розе...
Кутафью кутая свою...

Грыбы отсюдова! Не путай,
звезду - Горошине в рубин
оставь во лбу за ради смуты.
Ищите женщину в любви.

Ищите в песне, в лодке, в скифе
и каждый миг боготворя,
входите в дух, как этом мифе...
О, боже, выпусти меня!

Такую б песнь, да Богу в уши,
и воз - под горку без поклаж.
Хохлушки бегают, копуши
и место Лобное во блажь...

Так забеременела ж вскоре:
А «скуфья» - «тафья», что молва?
Но знали бабушки с Поморья,
Порфироносная ж... вдова!

Сменилось медное - железным,
и век серебряный прошёл,
всё - золотое! Друг любезный,
яйцо и то... И мантий шёлк...

Зачем тебе, грибы, русалки?
Послушай, царь, ты это брось...
Берёт балду на длинной палке,
и забивает в стену гвоздь.

А на картине - вся Россия,
как жил их царь, и звать - Горох,
с царицей был Анастасией,
и три девицы. В чём подвох?

Углы историки шлифуют,
но я не вижу там углов...
Ховают всё, подобно Zую.
Ни куропаток, ни хохлов.

И шут гороховый, к тому же,
стал персонажем в один ряд...
Там - табака берут на ужин,
а тем - свинью с утра шмалять...

Но краше нет мне представленья,
как куропаток дивный строй
летит, блистая опереньем,
на блюде жареных... с горой.

И только Даль нашёл им форму,
во что прелестных облачить.
С тех пор грибы с губами - норма,
а угол надо бы... сточить.

Такое вот - Господне лето.
Такой вот кут с большим углом...
Кутафья в белое одета,
и башня красным кирпичом...

И я расту... сопля на вздохе...
Стою, как помнится в углу.
И мне не больно на горохе,
как в детстве было шалуну.

Мой берег - радужное бремя.
Какая башня, с чем сыр-бор?
Приплодом вспучило бы время,
а на безрыбье - рыбнадзор!

С ним всё понятно, кто - царица?
Горох молчит и хмурится.
Культура вдоволь наплодится:
царицу звали - Курица.

А куръ, в ощип у них который
(в Тмутаракани жил да был),
судьбой прописанной в заборе,
в суп угодил, а съели б - мы.

Но есть, ребята, Бог на свете
такое чудо сотворить...
Вхожу в Кутафью (шельму метит)
и не пускает выходить.

Ничто не вызовет улыбки
в менгирах (твёрдые столбы),
как наши топи были зыбки,
так рифма рыба под грибы...

ср. "погребён" и грибы = грыбы (белор.),
то есть: г + рыба, или Главрыба - Абырвалг, не узнали?
Поганки, но они тоже имеют своё музыкальное значение

11.12.2021, Санкт-Петербург

Спасибо.

* КТО ТАКОЙ ЦАРЬ ГОРОХ?
https://www.culture.ru/s/vopros/tsar-goroh/


Рецензии
Не стоит путать обычные мифические рассказы других народов про древних царей с действительно обоснованным именем Царя Гороха с Гором,он же русский Хорс
Русское слово Царь Грохот,он же Перун-громовержец

Геннадий Палеолог   11.12.2021 12:57     Заявить о нарушении
Благодарю Геннадий, для меня "мифические рассказы" - то же самое "божественное дутьё", что и сей "русский Хорс"... кстати, а где русские сейчас? Вы, право, как дитё малое, озабоченное судьбой русских? У меня складывается представление о Вас, как человеке, не понимающем слова (русский). И отсюда путаница в голове и хаос в пространстве, где же проживали русские в царствие Гороха? И где они сейчас. Вы путаетесь во времени, месте и даже сказках "народов"... С другой стороны представляется человек начитанный и не безразличный к истории, чем импонируете и вызываете неподдельный (восторг? интерес?) и то и другое. Наверное, глубоко верующий, как все, которые не знают этимологии Кутафьи. Но оставьте же за мной право, думать иудо-буддисту как мне хочется... Например, отчего же возникла фамилия Горохов? Человек, ховающий гору с повелительным наклонением - *** прячь... Может, кустистый Синай, неважно. Экспромт:

Горохов от царя Гороха, этимология

Потомок древних пастухов,
гроза гаремов и евнухов,
терновый путь прошёл Христов
от суй - до хов, пера и пуха...

Подобно пике пикадора,
разящей молнии в грозу,
давая фору форс-мажору...
Пославший сыр вороне, жуй!

Спасающий - души и духов,
всю фауну падшую с флорой,
старушек, беременных ухом...
Горохов, "ховающий гору",

Что может напомнить он, впору
принцессе, уснувшей в саду
Горошину, имя раздору?
На море волнующий буй?

Горохов, "ховающий Zуй",
глагол повелительный, время.
А может, старуху Ягу?
О, как же Вас вспучило бремя...

Послушай, Горох, это брось!
С грибами Горох не воюй.
Кутафья с Горошиной врозь...
Смотрю я на башню и сплю.

Перун громовержец и Грохот,
а Курица - яйца несла!
Спустился с бугра он и... хохот...
Кого же ты нам, принесла?

Можем перейти к обсуждению темы:
О выховывании глагола прячь
http://proza.ru/2020/12/27/971

...но при условии, что Вы скажете откуда русские пришли и где они сейчас?
С уважением

Сергей Курочкин 3   11.12.2021 13:42   Заявить о нарушении
А вы знаете,откуда пришли русские?
Последнее их пришествие ьыло из северного Израиля,из Галилеи
Остальное упоминать утомительно

Геннадий Палеолог   11.12.2021 16:30   Заявить о нарушении
Кутафья абсолютно неверно трактуется вами
Она давала зачатме в особом ритуале ьесплодным
Кутак-член по древнерусски
Строение Кутафтей башни почему не описываете?
Отсюла ваша ошибка

Геннадий Палеолог   11.12.2021 16:34   Заявить о нарушении
Прежде чем продолжить диалог о строении и внутреннем убранстве башни-члена-кута женского рода, позвольте я помогу Вам с образом русского, если позволите помочь:

- Не улыбается.
- Не здоровается в лифте.
- Беден, в меру пьющий.
- Не верит правительству.
- Не верит президенту.
- Ведущие программ евреи.
- Выводится новый сорт людей.
- Ест всё.
- Очень любит сказки.
- Церкви на чужом языке.
- Не знает, что башня член.
- Добавьте другое на своё усмотрение.

Вопрос. Из дружеского шаржа, кого бы Вы узнали?
- Россиянина.
- Украинца.
- Белоруса.
- Китайца.
- Еврея.
- Другого.

В чём и есть Ваша ошибка, что Вы не указали, где они сейчас?
А башня - веха, она и в Африке башня Саркел - столица Хазарии (которую Святослав разгромил и Сталин затопил), и Беловежье, и вежливые человеки...

Таки, кто такие русские, Геннадий, не увиливайте?
С уважением

Сергей Курочкин 3   11.12.2021 17:51   Заявить о нарушении
Цитирую:
1. Кутафья абсолютно неверно трактуется вами
2. Она давала зачатме в особом ритуале ьесплодным
3. Кутак-член по древнерусски

Бред сивой кобылы, Ген. Уж простите, вырвалось...

Вы уж определитесь в себе, она - член или она - давала?

Сергей Курочкин 3   11.12.2021 17:56   Заявить о нарушении
И на посошок...
В начале текста статьи, цитирую: "Стих и миниатюра по фото башни Кутафьи и иллюстрации к книге Дмитрия Мамина-Сибиряка «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей, царевну Кутафью и царевну Горошинку». 1904 (Бартрам Николай)".

Если Вас не устраивает сюжет сказки или что-то ещё в ней, какие-то детали, я Вам вот что посоветую - переписать сказку, сказку о том, как у царя Гороха было две дочери, одну звали Горошинка (нормальную), а вторую Кутафья (с членом), обязательно отметьте этот факт, и подпишитесь Мамин-Сибяряк...

Был один случай лет 20 назад - один поп переписал сказку Пушкина и вставил вместо Балды - Купца... Не рифмовал, ничего такого не изобретал, просто поп за попа заступился, я тогда подумал, дело чести, бывает, партийная выручка и всё такое. А оказалось всё взаправду (надо только знать значение слову купец)... Может и Вам удастся истину отыскать в Кутафье, кто знает?

С уважением

Сергей Курочкин 3   11.12.2021 20:07   Заявить о нарушении
Не фантазируйте,вы очень многословны,это неуважительно и потрму неинтересно
А истину я вам сказал уже
Ритуал плодородия

Геннадий Палеолог   12.12.2021 14:18   Заявить о нарушении
Милейший, Вы столь безапелляционно несёте ахинею, что становится забавно, уж простите за бога ради, но как понять в "особом ритуале"

"Она давала зачатме в ьесплодным"
- Внутри башни держали быка осеменителя и каждый проходящий(щая) испытывали это Чудо?

Я не умею общаться на подобном языке догмы и фантастики. Ваша истина (Ритуал плодородия), безусловно, важна для науки и особенно жителей столицы москвичей, ведь именно в Москве было много (бесплодных), почему и пришлось строить башню. Теперь буду всем хвастать, что я знаю истину от самого Палеолога. Как-то раз, на досуге лет 5 назад занимался переводом прозвища и получил акушерскую, не придал значения. Прозвище Палеология - торгаши ветошью (и никакой наукой о плодородии тут совершенно не пахнет), и потом, оно существовало, когда в Москве и башни-то ещё не было! Ну, как же это может быть неинтересным? Очень интересно... С ума сойти, как. Ещё раз напоминаю, что Кутафья - имя одной из дочерей в сказке. Не нравится сказка, таки перепишите и дело с концом. Не отнимайте у меня время, уважаемый, где сейчас те русские? Вот когда ответите, где они сейчас, потом я Вам объясню откуда они и зачем... Только прошу Вас, не пишите что попало, но если не можете не писать - то пишите, что же делать, но хоть не публикуйте Вы этот опиум для народа...

С уважением

Сергей Курочкин 3   12.12.2021 20:06   Заявить о нарушении
Если есть желание (или такое возникнет по сути - не отвлекаясь), можем продолжить с самого начала беседы. Вы анализируете "Царя Гороха с Гором, он же русский Хорс
Русское слово Царь Грохот, он же Перун-громовержец"... Он же Илья-пророк, продолжая, Христос и Троица... Путаница в суждениях дальнейших начинается с первого слова, точнее сочетания "русский Хорс", потому Он превращается у вас (чудесным образом) в род женский. От непонимания значения слова "Хорс" -и- город обращается в "башню" (зАмок), около которой происходило знаменитое сражение Георгия со Змием. Так вот. Вы путаете лошадь с конём, у вас всё как в лондонской сцене, когда герой говорит: "...лошадь - за полцарства", а переводы суфлируют - коня ему - коня за полцарства! - не ошибись...

Итак, один из переводов "хорс" - лошадь, это потом её художники представляют белой (миф о Сергии Радонежском, как - Донскому подвёл на Куликовскую битву), или серую в яблоках для Донкихота (Росинанте у Сервантеса), и то и другое вымысел. Куда правдивее комедия "С лёгким паром", когда Женю помыли в Новый Год, но веник в Москву вернулся... Примерно об этом писал Автор "Русского Слова" князь Рыльский в конце 12 века (упоминая Хорса), цитирую:

"...Всеславъ Князь людемъ судяше, Княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше — изъ Кыева дорискаше до Куръ Тмутороканя — великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. Тому въ Полотске позвониша заутренюю рано у Святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыеве звонъ слыша. Аще и веща душа въ друзе теле, — нъ часто беды страдаше! Тому вещей Боянъ и пръвое припевку смысленый рече: ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда Божiа не минути!
О! стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ Князей.

Обратите внимание на оборот: "Аще и веща душа въ друзе теле" - для понимания слова "друзе", и, о какой связи души и тела можно бы домыслить. Язык изменился за 9 веков, но смысл остался. Друзья, братья и другое увязались в узел - "руз", отчего слово русский, ружа-роза, и далее под лупу: груз-грязь-князь в ассоциации и связи с землёй (обильной по призванию). Вот и вздохнул Автор по случаю, затягивая узел на пословице - "из грязи в князи".

О! стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ Князей.

Чтобы продолжить тему и коротко, нам надо знать этимологию словам: грязь, князь, земля и почему упомянутый вами Хорс - "грязный"? Это буквальный перевод, не я выдумал. Его надо помыть, чтобы в человеке "всё было чисто" (и душа и мысли с телом), или "великому Хръсови" - есть более примитивные пояснения.

См. скрин перевода в статье:

Хърс из пантеона 6 ратников
http://proza.ru/2025/02/01/2135

и крайние сверху штук 50 статей по теме...
Грязь не только земля с водой (об истине), впрочем, не стану повторяться.
С уважением,

Сергей Курочкин 3   19.09.2025 09:07   Заявить о нарушении
Друзе это просто Другое
Другое тело-по тексту
Например,Бог-почить в бозе
Обычный звукопереход Г в З при склонении

Геннадий Палеолог   19.09.2025 23:29   Заявить о нарушении