Выборы - результаты и перспективы

Этот текст впервые был опубликован 11 декабря 2011 года.

Сегодня – в первые дни после выборов 4 декабря 2011 года, когда повсеместно комментарии носят через чур уж эмоциональный характер, попробуем прийти в себя и взглянуть на вещи спокойно, трезво и, по возможности, без фанатизма.

Что, собственно, произошло? Официальные результаты говорят, что ЕР набрала чуть меньше 50% голосов, что с учетом перераспределения мандатов непрошедших 7%-ый барьер партий, обеспечит партии власти простое большинство в парламенте. Две крупнейших организации, занимавшиеся опросом на выходе с избирательных участков, - ФЦИОМ и ФОМ получили несколько другие результаты, а именно: 48.5% и 45.5% соответственно. Давайте, попробуем проанализировать эти результаты.

КОМУ ВЕРИТЬ?

Судя по многочисленным опубликованным в интернете фактам вброса бюллетеней, подделки итоговых протоколов, и пр., часть которых вполне возможно, что и фальсифицирована, но часть, безусловно, имела место, можно сделать вывод, что официальный результат, скорее всего, не соответствует действительности. Вопрос только в том, насколько он не соответствует действительности. Поэтому поступим просто: согласимся с тем, что результаты exit polls не были сознательно фальсифицированы, а разница между результатами двух организаций объясняется различием методик, каждая из которых имеют свою небесконечную точность. Поскольку мы не знаем величину и знак погрешности этих результатов, то примем за истинный результат среднее арифметическое между результатами ФЦИОМ и ФОМ, т.е. 47%.
Таким образом, уровень фальсификации составит ~3% или ~2 млн. голосов.

ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

Что изменилось бы, если бы эти 2 млн. голосов не были украдены, а достались тем, кому и были предназначены? Рассмотрим два варианта:

1. Голоса равномерно распределились между партиями (кроме ЕР, разумеется).
2. Большинство голосов отошло бы к «Яблоку».

Смею утверждать, что, если бы 2 млн. голосов более-менее равномерно распределились между участниками выборов, то с политической точки зрения не изменилось бы ровным счетом ничего! Ну, как же ничего не изменится! - воскликнете вы – Ведь единороссы потеряют простое большинство в парламенте! Да, - отвечу я – ну и что из этого? Если кто-то думает, что при этом начнется хоть какая-то политическая борьба, то совершенно напрасно – все партии, входящие в Думу, это, по-сути, клоны ЕР, а все вместе они составляют Единую Партию Лоббистов России. Наша Дума это не только «не место для дискуссий», но и не место для политической борьбы. Наша Дума – это лоббистский рынок, где все продается и покупается при условии всеобщей лояльности к власти. А все остальное – это лишь макияж, чтобы электорат не разбежался от ужаса.
Но зато, если бы 3% или хотя бы 2% голосов отошли к «Яблоку», то ситуация могла бы кардинально измениться. Во-первых, это позволило бы Г.Явлинскому зарегистрироваться в качестве кандидата в президенты без сбора 2 млн. подписей в свою поддержку. Это важно, поскольку не оставляло бы возможности власти, в лице В.Чурова, поддаться соблазну и не допустить до выборов единственного реального, на сегодняшний день, оппонента В.Путину. Во-вторых, наличие хотя бы одного реально оппозиционного депутата, позволило бы использовать право законадательной инициативы, что при правильной организации дела могло бы стать серьезной «занозой в заднице власти».

Таким образом, мы видим, что перераспределение голосов даже в пределах осторожного предположения о 3%-ой фальсификации может привести к серьезным политическим результатам. Поэтому есть все основания для того, чтобы добиваться пересмотра фальсифицированных результатов.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Сегодня состоялся митинг на Болотной площади. Все прошло мирно. Провокаторы всех мастей нервно курили в сторонке не найдя применения своим сомнительным талантам.

Вывод №1: Власть еще в состоянии понять, что когда десятки тысяч идут митинговать, то нужно держать своих псов на цепи.

Выступающих на митинге было много. Представители всех политических партий (разумеется, за исключением ЕР), политических движений, а также простые граждане, выходили один за другим на трибуну и говорили. Стоило появиться у микрофона представителю парламентской оппозиции, как собравшиеся выкрикивали: «Сдай мандат!», чем сильно смущали выступающего. Заявление эсэра Г.Гудкова, что они сдадут мандаты, было моментально дезавуировано С.Мироновым с трибуны, проходящего одновременно с митингом съезда эсэров.

Вывод №2: нынешняя парламентская оппозиция ни при каких условиях не пойдет на реальную политическую конфронтацию с властью.

На митинге прозвучало множество лозунгов. Большая часть этих лозунгов была эмоционально верной (наиболее емким и внушительным мне показался лозунг: «Мы еще вернемся!», прозвучавший в самом конце митинга), но с точки зрения политической практики слишком аморфной, чтобы стать руководством к действию. Но в любом случае, митинг показал, что «край» настал и что многие готовы рискнуть собственным спокойствием, чтобы изменить жизнь страны.

Вывод №3: Необходимо развивать ситуацию, поскольку сейчас власть, скорее всего, постарается все заболтать и заобещать.

В первую очередь необходимо сформулировать цели. Без ясно осознанных целей вся энергия протеста уйдет на междусобойные споры безо всякого сухого остатка. Цели могли бы быть такими:

1. Добиться практического признания фальсификаций на прошедших выборах. Это должно выразиться:
    a. Минимум: в пересчете голосов на всех участках, где наблюдатели заметили серьезные нарушения, возбуждения уголовных дел на нарушителей, общественного контроля за расследованием.
   b. Максимум: в отмене результатов выборов. Роспуск нынешнего состава ЦИК и назначение нового. Прокурорская проверка (в очень сжатые сроки) деятельности ЦИК нынешнего состава и публичный отчет о результатах проверки. Проведение новых выборов.
2. Сформировать единую оппозиционную партию идеологически нацеленную на построение сильного социального государства с либеральной экономической и политической системами.
Такая партия могла бы быть сформирована на существующей организационной базе партии Яблоко (это сильно сократило бы время формирования) или, что называется, «с чистого листа». Электоральной базой такой партии могли бы стать люди, исповедующие широкий спектр идеологий: от умеренно левой социал-демократии и до либералов и умеренных националистов.
В случае, если удастся добиться перевыборов, то необходимо успеть сформировать и, главное, зарегистрировать партию до проведения новых выборов, с тем, чтобы участвовать в них.

Сосредоточившись на достижении этих двух целей, можно рассчитывать на реальную отдачу уже на мартовских президентских выборах (если они, конечно, состоятся). Стать президентом на этих выборах кандидату от новой партии, скорее всего, не удастся, но набрать 25-30% голосов – это вполне реальная задача. И такой результат подтвердил бы изменение политических раскладов в России.

Политическая Россия долгое время представляла из себя болото затянутое ряской из нефтедолларов. К счастью, все когда-нибудь кончается…


Рецензии