Знаменитые самолёты Второй Мировой войны СССР

В начале войны в составе советской авиации ВВС РККА находилось примерно 17500 боевых самолетов. Основная масса была устаревшей, и никак не могла противостоять немецкой, особенно истребительной. Современными только лишь 1309 МиГ-3, 399 Як-1, 322 ЛаГГ-3 а остальные- это старые И-16, да бипланы И-153, и И-15. Современных штурмовиков Ил-2 было 250, 458 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, и самое неприятное то, что основная масса лётчиков не была переучена!
   МиГ-3 был признан одним из лучших в мире на высотах более 5000метров и очень посредственным ниже 5000. А ведь основные бои велись на 3000 метров. Я долго думал о причине. Причина - Ю-87!
     В первый день войны немецкая авиация нанесла внезапные удары по советским аэродромам, расположенным в непосредственной близости от границ, на которых базировалось 65% авиации долго думали западных военных округов. В воздухе Люфтваффе с 22-28.06 потеряло 280 самолётов.
 На земле было уничтожено 800 и в воздухе 400 наших самолетов. Таким образом, с первых же дней войны Люфтваффе завоевали стратегическое господство в воздухе. Наша авиация не смогла в полной мере воспрепятствовать действиям противника. Более того, в ходе стремительного продвижения войск Вермахта в глубь страны, оборонительных боев и отступления Красной Армии, было потеряно огромное количество военной техники, в том числе и самолетов. С 22 июня по 19 июля 1941 года немецкая авиация потеряла 1284 самолёта всех типов, что было больше чем за два месяца боёв в «Битве за Англию».
 И-16 было 3552самолёта! Их применяли на Халхин-Голе и в Испании. Этот истребитель был лучшим из всех применяемых до тех пор, пока не появился Мессершмитт -109 Е. Вот и начал превосходить “Моску” по скорости почти на 100 км/ч и имел лучшее вооружение! (Моска -так его в Испании окрестили. Фашисты нарекли его Крысой, Ратой.)
В декабре 2003 я поехал на столетие первого полёта братьев Райт и там пришёл журнал с самыми лучшими самолётами мира. Среди них был И-16.
Я очень удивился. Просто знал об И-16, что это был первый наш истребитель моноплан (с одним крылом или двумя плоскостями и убирающемся шасси. Он был очень манёвренным!)
Тут, спустя какое- то время я узнал, что он и прадед МиГ-29 и Су-27! Вот тут- то меня и осенило. Объединяет эти самолёты то, что они являются “аэродинамически-  неустойчивым“ т.е. взаимное расположение центра масс и аэродинамического   фокуса. Я не стану рассказывать вам что это такое, потому, что лучше, чем в учебнике по аэродинамике всё равно не расскажу.
Однако, если аэродинамический фокус разместить впереди центра масс, то управлять таким самолётом будет очень сложно. Зато появляется удивительная маневренность совсем несвойственная монопланам. Управление таким самолётом будет схожим удержанию палки в вертикальном положении на кончике пальца! Тут без компьютера не обойтись!
 В 30-е годы компьютеров не было, поэтому пилот и управлял И-16, как жонглёр удерживает палку в вертикальном положении. Поэтому и считалось, что пилотировать И-16 может лётчик средней квалификации, а не юнец.
С Мигом и Су чуть проще. “Палку на кончике пальца” удерживает компьютер.
Так вот, пока не появился Ме-109Е, И-16 “драл” всех. Но в 38-м году пришёл Эмиль, а Ишачок уже устарел
     В соответствии с законом о ленд-лизе от 11 марта 1941 года Советский Союз мог рассчитывать на помощь. Закон  предусматривал, что:   
  •  поставленные материалы (машины, различная военная  техника, оружие, сырье, другие предметы),  уничтоженные, утраченные и использованные во  время войны, не подлежат оплате (статья 5);
  •  переданное в рамках ленд-лиза имущество,  оставшееся после окончания войны и пригодное  для гражданских целей, будет оплачено полностью  или частично на основе предоставленных  Соединенными Штатами долгосрочных кредитов  (в основном беспроцентных займов);
  •  в случае заинтересованности американской стороны  не разрушенные и не утраченные техника и  оборудование должны быть возвращены после  войны в США.  С Авиацией, впрочем, как и со всем остальным, сложилась труднейшая ситуация! Я не стану пересказывать всю помощь, которая нам была оказана, особенно  в 1941-м, сами прочитаете, если захотите. Помощь везде: от самолетов (20% всех выпущенных нами) до провианта, который в шутку назывался «Второй фронт». Русская кровь — в обмен на помощь!
      В 1942 году нам поставили следующие истребители: Р-39 «Аэрокобра», Р-40 «Китихаук»,  «Спитфайры» и «Харрикейны».
   Выдающаяся карьера американского истребителя в советских ВВС началась всего через две недели после  боевого дебюта «Аэрокобр» на Тихом океане. Сначала «Аэрокобры» появились на второстепенных участках  советско-германского фронта: на крайнем севере и крайнем  юге. В самых «горячих» местах Восточного фронта истребители Р-39 стали появляться только после того,   как доказали в бою свою эффективность.
   Если на Западе «Аэрокобру» не уставали критиковать, то в Советском Союзе на Р-39 завершали войну лучшие асы ВВС РККА.   Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль достаточно быстро отреагировал на сокрушительный разгром советских ВВС в первые недели войны, предложив Москве военную помощь, в том числе и боевыми самолетами. В конце июля 1941 года в Мурманск прибыли первые «Харрикейны».
  Через короткое время командование RAF приняло решение  отправить в Советский Союз по программе ленд-лиза истребители  «Томогавк», «Киттихаук» и «Аэрокобра». Эти самолеты Британия получила, в свою очередь, по ленд-лизу из США, однако американские истребители пришлись в RAF  не ко двору. Добрый Черчилль действовал по старой русской поговорке: «На тебе, Боже, что нам не тоже!»
   «Аэрокобры» считались в Британии самым плохим  истребителем RAF. (потому, что Кобры не были высотными, а на Западе велись на высотах более 3000 метров. При 1942 года нам поставили следующие  истребители: Р-39 «Аэрокобра», Р-40 «Китихаук»,  «Спитфайры» и «Харрикейны».
   Выдающаяся карьера американского истребителя  в советских ВВС началась всего через две недели после  боевого дебюта «Аэрокобр» на Тихом океане. Сначала «Аэрокобры» появились на второстепенных участках советско-германского фронта: на крайнем севере и крайнем юге. В самых «горячих» местах Восточного фронта истребители Р-39 стали появляться только после того, как доказали в бою свою эффективность. А позже самым эффективным пилотом стал Г. А. Речкалов– 50 сбитых машин противника.
 4952 “Аэрокобр” к счастью, было поставлено в СССР.
        Самым распространённым, самой большой серией выпускался штурмовик Ил-2. За войну их построили 36136 штук. Это был самый массовый самолёт Второй Мировой Войны!
     С самого начала он предполагался с экипажем из пилота и стрелка- радиста. Но из-за лётных характеристик экипаж сократили до одного. Но уже в 1942 году вернули стрелка обратно. Сократилось число потерь, хотя в среднем, это было 12 вылетов. Особую роль штурмовики сыграли на Курской Дуге, используя не дорогие ракеты и снаряды, а ПТАБы (противотанковые авиабомбы) Они весили до 5 кг и разбрасывались на танки в больших количествах. Один немецкий солдат, даже говорил, что раньше никогда не видел, чтобы колонна танков сгорала за несколько минут!
     Як-1 был лучшим среди ЛаГГ-3, МиГ-3 представленных КБ в 1940 году.
Тогда  была достигнута скорость на 10 километров меньше, чем у основного противника Ме-109. Но истребитель был манёвренным, скоростным и главное доступным в пилотировании для лётчика невысокой квалификации.(И-16 был не доступен лётчику невысокой квалификации)После Як-1 появился Як-7 и Як-9. Вобрав в себя лучшее появился один из лучших истребителей Як-3 в 1944 году.
    Як-9 серийно выпускался шесть лет - с октября 1942 г. по декабрь 1948 г. И имел 22 основных модификаций, из которых 15строились серийно. Всего построено 16769 самолетов. Он представлял собой серийный самолет, прототипом для которого послужил облегченный вариант самолета Як-7ДИ.
    Як-9 был очень маневренным как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, легким и приятным в управлении. Он имел значительное преимущество в воздухе перед другими отечественными истребителями и истребителями противника. Например, в бою на вертикалях Як-9 заходил в хвост Me-109F после первого же боевого разворота, а в бою на горизонталях - после 3...4 витков виража.
     Первые серийные самолеты ЛаГГ-5 стали сходить с конвейера в июле 1942 года. Первоначально ЛаГГ-5 имел на вооружении две автоматические двадцатимиллиметровые пушки ШВАК. Один снаряд такой пушки разбивал вдребезги самолет противника с дистанции до 150 метров. Пушки размещались в передней части фюзеляжа над двигателем. Приборное оснащение было очень скудное. На самолете даже не имелось ни одного гироскопического прибора. Если сравнивать ЛаГГ-5 с аналогичными самолетами Германии, Великобритании или США, то может показаться, что технически он значительно уступал им. Однако по своим летным качествам он вполне соответствовал требованиям времени. Приказом от 8 сентября 1942 года истребители ЛаГГ-5 были переименованы в Ла-5. На цветном снимке самолёт Г. Костылева. Это 1942 год. С гаргротом. Это уже 43, Ла-5Ф.
   Обрате внимание!!! на Як-1 и Ла-5 (как на МиГ-1, 3 как и ЛаГГ-3 до 42-43 были
Гаргроты – это обтекаемая часть фюзеляжа  самолета, которая закрывает все трубопроводы, проводку управления и части важных систем, выступающих за фюзеляж.
это придавало лучшей аэродинамике, но одновременно и худший обзор для лётчика с хвоста. Поэтому, как научились делать прозрачное и обтекаемое остекление так от гаргрота и отказались.
   За войну построили 9920 самолётов.  На истребителях лётчик летал
В среднем 68 боевых вылета.
   Больше всего бомбардировщиков построили Пе-2-11 247. Пикировал он с полого пикирования, т.е. под 50-60 градусов. Пикировать умели не все экипажи. Полк Полбина-умел. Базировались они в Гумраке, под Сталинградом.
Герой Советского Союза Иван Семенович Полбин.
   В октябре 1943 года Полбин провел наступательный воздушный бой на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 с бомбардировщиками противника. Вот как он сам описал  это в статье "Комбинированный бой Пе-2": "Группа из 17 самолетов получила задачу бомбардировать железнодорожные эшелоны противника. На обратном пути на одной с нами высоте были обнаружены 8 пикировщиков Ю-87, идущие в кильватерной колонне. Внизу, с вражеского аэродрома, подруливала к старту еще одна группа „Юнкерсов“. По команде: „Внимание, в атаку, за мной!“ – резким поворотом в сторону группы противника, наращивая скорость, пошел на сближение. Расстояние между группами Пе-2 и Ю-87 молниеносно сокращается. Заметив нас, противник, теряя боевой порядок, попытался мелкими группами уйти с разворотом, но было поздно. Я дал первую очередь с дистанции 100 метров. „Юнкерс“ вспыхнул и камнем пошел вниз. В то же время часть экипажей группы занялась штурмовкой аэродрома и подожгла 2 немецких самолета на земле. Почти одновременно удачными атаками сбили по одному Ю-87 гвардии лейтенант Плотников и стрелок-радист Серебрянский. Группа Ю-87, находившаяся в воздухе, под воздействием наших атак потеряла управление и в панике стала сбрасывать бомбы в районе своего аэродрома. Самолеты противника, продолжающие взлетать, атаковывались нашими самолетами и, бросая бомбы, метались в поисках спасения". В результате воздушного боя группа бомбардировщиков Пе-2 Ивана Полбина уничтожила шесть самолетов Ю-87 и сорвала  бомбометание по нашим войскам.
  Меньше всего строили из серийных самолётов Пе-8. По разным источникам 76-83 было построено. По размерам и бомбовой нагрузке превосходил американских и английских аналогов, которые будут показаны ниже.  Сложность запуска в производство такой машины, как ТБ-7, заключалась во многом в недостатке квалифицированных инженерных кадров. С самого начала планировалась большая скорость и большой потолок. Но из-за проблем с двигателями Пе-8 не мог летать столь высоко и быстро. (пытались и с дизельными двигателями, и дополнительный наддув, для увеличения потолка) В общем, летали на АМ-34. Т.к стратегических задач и не стояло, то и таких полётов не было.
 Кроме знаменитого перелёта из СССР в США в ноябре 1942 года мы первые бросили ФАБ-5000 (5 тонная бомба) по Кенигсбергу 29 апреля 1943 года.
На фашистов пятитонка наводила ужас. Она оказала незаменимую помощь наземным войскам во многих сражениях, в частности в битве под Курском. Однажды наша разведка доставила снимок, сделанный после попадания сверхбомбы в скопление фашистских тяжелых танков. "Тигры" и "пантеры" перевернуло и расшвыряло, словно детские игрушки. 
  После войны уже моторами М-82 Пе-8 летали в Полярной Авиации до 46 года.

       Нельзя не сказать о легендарном  У-2(По-2 с 1944) за время войны было построено 11918 самолётов. Как его называли летающей партой. Самолёт был прост в управлении, не входил в штопор, имел малую скорость до 150км/ч и на посадке 70 км/ч. Для разбега и пробега требовалось всего 100-150 метров.
        Эти его качества использовались при ночных бомбардировках. Эту тяжёлую работу несли женщины. Был организован 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк до 8 февраля 1943 года, а потом 46-й гвардейский нбап. Относительно тихий ночной бомбардировщик производил в том числе и психологическое воздействие на врага. Немецкие солдаты  называли его «ночной фельдфебель» (потому, что не давал спать по ночам) и «Железный Густав», так как архаичный биплан казался неуязвимым для расчётов ПВО. Подойдя к цели почти беззвучно, ночью, на головы немцев, вдруг падали бомбы. Поэтому и прозвали тех женщин “ночными  ведьмами“   


Рецензии
Замечательно глубокий материал, Алексей, и очень нужный, в том числе и в период СВО. Дерзай дальше...

С уважением, ВВЧ.

Полковник Чечель   30.03.2024 15:19     Заявить о нарушении
Очень рад! Почитайте Снятие блокады и о фантастичном фильме ВОЗДУХ!

Поправкин   30.03.2024 18:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.