Бабьи каши. Рождественская сказка. Пролог от автор
Я родился и вырос в деревне и хорошо помню, как праздновали крестьяне, простые колхозники, праздник Рождества Христова. Мои родители родились ещё при царской жизни и были воспитаны в старом духе. Они загодя готовились к Рождеству: отец на лошадке ездил специально в районный город за покупками и гостинцами к празднику. Мать мыла избу – чистота и уют были в доме. Бабушка, мать-старая, всеми днями молилась и учила нас с младшим братом правильно читать «Рождество…».
Мать была верующей и в Рождественскую ночь ходила на службу. Церковь власти сломали, и народ молился у кого-нибудь в просторной избе, служил отец Евгений, ссыльный из Москвы батюшка. Обычно собирались у верующего одинокого старика деда Ивана Иголкина. Мы дети рано утром по тёмному весёлыми толпами ходили по селу славить Младенца Христа – заходили в чей-нибудь дом и от порога пели «Рождество Твое…». Хозяева уже не спали - хлопотали перед праздником у печки и убирались на дворе у скотины. Выслушивали наше пение и давали по пяточку мелочи или конфет. Хорошо!
А днём после моления собирались у нас родственники и хорошие знакомые - до вечера гуляли…
На следующий день 8 января отец почему-то уходил к своему брату или к куму Максиму в гости, а к нам приходила с узелком Бабка Поля Кузяткина, иногда появлялась мать Уляня Широкова тоже с узелком. Они приносили гостинцы. А мать выставляла на стол вина, блинов и хорошей закуски; обязательно была пшённая или гречневая каша с маслом, блинчики и курники с разной начинкой - и с калиной, и с ветчиной, и с повидло.
Приходили молодые, лет семнадцати, девушки – племянница Нина, дочери тети Веры Артюхиной - Нина и Валя, соседские девушки, ещё моя мать-старая обязательно присутствовала в компании.
Женщины молились, потом разговаривали. Девушки, как на посиделках, вязали и вышивали. Угощались пирогами с чаем, женщины выпивали вина. Пели песни, рассказывали интересные случаи из своей жизни – и смеялись, и вздыхали, и даже всхлипывали.
Потом говорили о родах, о детках и рассказывали сокровенные свои женские тайны про бабскую суть. Я обычно одевался и уходил из дома к друзьям нарочно допоздна, как-то не по себе становилось слушать бабские разговоры.
После, когда уже вырос и сам стал отцом, мне мать рассказала, что это они отмечали у нас дома праздник – бабьи каши, на святки. Так издавна заведено было в селе, угощали бабок-повитух кашей, а те в свою очередь приносили гостинцы тем, кого когда-то первыми приняли на свои руки, то есть нам – мне и братьям. Оказалось, что меня на руки принимала Баба Поля Кузяткина, а мать-Уляня помогала ей и обмывала меня. А мать-старая стояла на коленях и молилась Богородице, чтоб здраво прошли роды, и чтоб в «детке был толк…»
То-то я гляжу, что после ухода бабок мне на утро к чаю давали разные «финтиклюшки» явно не маминого производства – гостинцы от моих «первых приёмщиц»…
Под конец мама сказала:
- А наши родные девушки приходили учиться, то есть, послушать зрелых баб, кто уже прошли на себе боли и знают все утробные тайны дето-родов, и как-то запоминать наши уроки. Ведь и им, придёт время, чтобы быть счастливыми, скоро самим канет пройти через дето-родство. Пусть слушают, какова доля бабская, слушают и не чураются… Пусть развивают в себе детолюбие… Всё откровенно говорили и открыто, как на духу…
Это, сынок, из глухой нашей русской старины тянется…
О-о-о... а в глухую-т старину девки и молодые бабы гуляли у повитухи и всяко угощали её!А та варила и выставляла на стол кашу - оттого и зовут день этот "бабьи каши". Порой прямо в бане устраивали гулиманы с гаданиями, песнями и бабскими разговорами, так сказать с паром... по-русски.
Прошло много лет. Уже давно нет матушки с отцом. Уже и сам стал дедом.
Живу в основном на родине, в деревне. Нет уже той колхозной деревни. Народ схлынул как сейчас говорят, к комфортной жизни в города. Остались ветхие пенсионеры. Молодых семей мало, а молодёжи и подавно. Зимой ночью по селу гуляют лисы и норовят стырить курчонка из курятника – даже и не бояться кумушки… Не кого, бояться-то!
Только за речкой ещё маячит огонёк – там живут бывшая медичка (медицинская сестра) – последняя из тех, кому доводилось принимать роды на дому - со своим стариком.
Получилось так, что рассказ мамы о праздничных бабьих кашах и огонёк в глухом уголке деревни соединились во мне в сюжет, и душа изошла современной рождественской сказкой « Бабьи каши».
Итак " БАБЬИ КАШИ".
ПЕРЕХОД К ГЛАВЕ 1 http://proza.ru/2016/02/01/1303
Свидетельство о публикации №221121201354