Навоза недостаточно

(второй адвентский цикл заметок)

«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).

У украинского философа Григория Сковороды есть басня «Навоз и Алмаз». Навоз спрашивает, почему алмаз так много стоит, хотя устроен просто. Это обычный уголь. Навоз устроен сложнее – это органика. Он полезнее – согревает, удобряет. И почти ничего не стоит.

Алмаз растерян и говорит, что не знает. И рассуждает дальше: возможно, его ценят за то, что благодаря преломлению он делает видимым играющий свет. Он помогает людям увидеть блеск и игру света. И растение плодовито благодаря свету, но свет невидим. И когда свет невидим, кажется, что плодовитость зависит от навоза. А это не так, плодовитость зависит от солнца, навоз лишь помогает.

Это история про отношения между Библией и остальными текстами – хоть нашими мудрыми родительскими выкладками, хоть высокохудожественным Данте. Конечно, в этой паре алмаз – это Библия, а навоз – это Данте. Это сравнение не уничижает поэзию, но показывает ее место и роль относительно Библии.

Есть искушение думать, что для того, чтобы воспитать человека, навоза достаточно. Просто навоз нужен качественный – и тогда все получится. А на практике унавоживаем, унавоживаем, а оно что-то не растет. Почему? Света нет.

И мы берем простой текст, который с точки зрения литературной теории даже примитивен – Евангелие, которое написано на греческом языке рыбаков, на койне, а не на языке Платона и Аристотеля – и человек переживает игру света, вторжение света в свою жизнь.

Свет никто никогда не видел. Физики скажут, что о его существовании мы узнаем благодаря тому, что что-то его отражает, преломляет и во что-то превращает. Богословы скажут, что невидимого Бога мы увидели в Его Сыне, когда Слово стало плотью.

Рождество про то, что навоза недостаточно. Рождество про то, что «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф.4:16). «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор.4:6).

12.12.2021


Рецензии