Возрождение в Северной Италии

 Североитальянское искусство Раннего Возрождения сильно отличалось от художественных направлений юга. Оно главным образом развивалось при дворах местных властителей, готические традиции изживались медленнее, чем в Тоскане или средней Италии.
  На севере Италии крупнейшим художником первой половины 15 века был Пизанелло. Его фрески и картины проникнуты аристократическим духом и окрашены рыцарской романтикой. Ренессансные черты творчества Пизанелло отчётливее проявились в его рисунках и портретных медалях.
  Готические элементы дают о себе знать и в скульптуре болонца Никколо дель Арка, в живописи Феррары, выдвинувшей столь разных по своему творческому облику мастеров.
  Примером может служить творчество Франческо дель Косса, с его поэтическим восприятием человека и природы, стремлением к светлой гармонии, с его трепетной влюблённостью в многообразие окружающего мира. Знамениты его фрески во дворце Скифаноя со сценами рыцарского и сельского быта.
  Отличительные чертой живописи Козимо Тура было тяготение к напряжённой ритмике жёстких линий, в то время, как Эрколе де Роберти прославился как эмоциональный и тонкий колорист. В картинах же Лоренцо Коста величавый покой общего настроения сочетается с изящной игрой готических линий.
  Активно утверждал ренессансные тенденции в североитальянском искусстве Андреа Мантенья. Воспитанный в гуманистических кругах Падуи, он внёс в свою суровую по духу живопись подлинную страсть к римской античности, вдохновляясь которой, создал свой обобщённо- героизированный образ человека, как, например, на фресках в капелле Оветари церкви Эремитани в Падуе. Уже современники Мантеньи восхищались его техническим совершенством, великолепным рисунком, а более всего умением передавать сложнейшие ракурсы. Уроженец Падуи, Мантенья в десятилетнем возрасте был усыновлён неким Франческо Скварчоне. Помимо мелких художественных заказов на росписи предметов обихода, исполняемых его учениками, среди которых оказался и Мантенья, Скварчоне зарабатывал продажей антиквариата, и в его лавку не раз захаживали профессора-гуманисты знаменитого в ту пору Падуанского университета. От них Мантенья впервые услышал и с гордостью воспринял, что два великих римлянина были родом из его родных мест, это поэт Вергилий - из Мантуи, а историк Тит Ливий - из Падуи. Узнал так же о славном прошлом своей страны. Отношение к Древнему Риму, воспринятое сквозь призму юношеского романтизма и окутанное флёром наивной фантазии, сохранится у художника на всю жизнь.Фактически он "поселяет" своих героев в придуманном им Риме. Прямым свидетельством сказанного служат его картины на тему "Триумф Цезаря". С 1459 года и до конца жизни Мантенья был придворным живописцем мантуанского правителя маркиза Гонзаги. Здесь он исполнил одну из главных своих работ - росписи Камеры дельи Спози (комнаты супругов) в северном крыле Палаццо Дукале (в 1530 году Гонзага стали герцогами). Впервые в истории живописи Мантенья достигает гармоничной связи между пространством иллюзорным и пространством реальным, предвосхищая эффекты барокко. Знакомство художника с венецианской живописью позволило ему добиться необычайной колористической выразительности его картин и фресок. Мантенья прославился и как крупный мастер гравюры на меди, отмеченной исключительной чёткостью форм.
  Творчество Мантеньи оказало отчасти прямое, отчасти косвенное влияние на всю североитальянскую живопись второй половины 15 века, способствуя становлению ренессансных принципов в искусстве Ломбардии, Лигурии и Венеции. Венецианские художники уделяли особое внимание проблеме колорита, ставшего в их живописи одним из главных выразительных средств.
  Основоположниками искусства Возрождения в Венеции были Якопо Беллини, Джентиле Беллини, Витторе Карпаччо, Антонелло да Мессина, Джованни Беллини.
  Якопо Беллини известен главным образом как график. С именем его сына Джентиле - автора больших красочных полотен с изображением пышных многолюдных церемоний и религиозных процессий - связано зарождение венецианской жанровой исторической живописи.
  Карпаччо в своих огромных картинах для религиозных братств увлечённо, с наивно-поэтическим отношением к деталям, изображал и многофигурные сцены, и жанровые эпизоды, и красочный морской пейзаж. Карпаччо был одним из учеников Джентиле Беллини.
  Выходец с юга Италии Антонелло да Мессина был также и знаменитым венецианским живописцем. Он сложился под воздействием нидерландской школы живописи. именно он привнёс в венецианское искусство технику работы маслом, перенятую им у нидерландских мастеров. Интересно, что его творчество не нашло последователей на родине на Сицилии, но очень сильно повлияло на развитие венецианской живописи. В дальнейшем, под влиянием знакомства с искусством Пьетро делла франческа и Мантеньи, он вошёл в число передовых представителей ренессансного движения. Его пронзённый стрелами святой Себастьян скорее напоминает античного героя, чем великомученика. Антонелло да Мессина прославился также как крупный мастер реалистического портрета.
  Творчество Джованни Беллини, учителя Джорджоне и Тициана, знаменует постепенный переход к принципам Высокого Возрождения. Художник сложился под сильным воздействием Андреа Мантеньи и долгое время сохранял верность героически суровому, порой жестокому реализму последнего, сочетая в своём искусстве монументальность образа с чёткой характеристикой деталей и форм.
  В дальнейшем в картинах Беллини усиливается зрительная связь людей и окружения, возникает объединяющая эмоциональная атмосфера. Контуры утрачивают резкость, смягчаются светотенью, которая создаёт эффект воздушной среды, образ человека становится идеально-гармонический. Примером может служить его "Мадонна на троне в окружении святых" в Венеции в церкви Сан-Дзаккария. Создавая в основном произведения на религиозные темы, Джованни Беллини вместе с тем сделал заметный вклад и в развитие ренессансного портрета. Написанный Беллини портрет дожа Леонардо Лоредано занимает особое место в венецианской живописи. Старческие черты дожа предельно выразительны. Тонкая линия рта сразу выдаёт замкнутость его натуры. Игла света, озаряющая эти черты, сочетание тёплых тонов лица с холодными тонами его парадного облачения - всё это выявляет психологическую остроту образа.
  Именно это психологическое главенство над всеми остальными художественными изысками и передаёт Джованни Беллини своим знаменитым ученикам. Кстати, их имена более нам известны, чем имя самого мастера, без педагогического мастерства которого, мы вряд ли сумели наслаждаться великими творениями прекрасных художников эпохи Возрождения.

( На фото картина Джованни Беллини "Оплакивание Христа").
 
 


Рецензии