Были ли походы и набеги норманнов на Русь?
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
В данной статье сравним разновидности судов и лодок славяно- русов и норманнов, и покажем, что наши предки не менее искусно передвигались по морям и рекам.
Отметим, что в языке большое значение имеют количество названий одного предмета, связанного с определенным занятием (синонимы). Чем таких названий больше, тем более важное в жизни у народа или племени значение, данный вопрос занимал.
И еще одно замечание, лодки и суда норманнов, были больше приспособлены для морских набегов и для рек самого Скандинавского полуострова. «Речная сеть Скандинавского полуострова густая; реки преимущественно короткие, многоводные, бурные ...» Речные суда и лодки норманнов изготавливались для плавания по их рекам.
Поэтому норманнским воинам в глубь по рекам Русской равнины и связанными с ними волокам передвигаться мягко скажем было затруднительно, нужна была разведка речных путей, знание глубины рек, наличие порогов, отмелей и конечно организация волоков.
Известны древние норманнские суда и лодки дракар, шнекер, кнорр (гокстад, найденный корабль в Гокстаде, еще они именовались скута или карфи, по сути разновидность кнорра, но длиннее.)
«Слово «драккар». С древнескандинавского языка «драккар», дословно, переводится как «корабль-дракон» (от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль»). Драккары — это, прежде всего, парусно-гребные беспалубные судна, имеющие достаточно длинную и узкую форму с высоко поднятой передней частью (форштевень) …. Размеры кораблей викингов очень сильно варьируются. Как правило, их длина обычно была от 10 до 30 метров. Военные драккары, были не слишком длинными с целью сохранения скорости и маневренности, что было особенно важно во время морских налетов и грабежей .…» («Драккары викингов. Шедевр раннесредневекового кораблестроения» https://vk.com/hoplishistory)
Небольшие драккары могли передвигаться по рекам.
«Слово "шнека" (производное от норманнского "шнеккер" - змея) - обозначало название иноземного морского судна. Длина таких судов составляла 20-24 м, ширина - 4,2-5,1 м, высота борта - 1,2-1,7 м, осадка - 0,5-1 м. Среднее водоизмещение - от 10 до 20 т. Экипаж - 40-70 человек. Шпангоуты имели сильный развал наружу до 25-35°. Для большей остойчивости укладывался балласт из камней весом до 1 т. Дубовые доски обшивы крепились внакрой, что являлось характерной особенностью морских судов северных народов.»(«Норманнский шнеккер»
«Кнорр - большое судно для перевозки грузов. Кнорр - норвежский термин, обозначающий корабли, которые были построены для атлантических рейсов. Это были грузовые суда средней длиной около 54 футов (16 м), балка 15 футов (4,6 м) и корпус, способный нести до 122 тонн. Общее водоизмещение: 50 тонн. Они короче, чем длинные корабли типа Гокстад, но кнорры более прочные по конструкции… Длинные корабли типа Гокстад .. кнорр использовался для более длительных путешествий, морских перевозок и более опасных поездок, чем у типа Гокстад. Он был способен преодолевать 75 миль (121 км) за один день, содержал экипаж из 20-30 человек». («Корабли викингов - как назывались и чем отличались» http://na-yachte.ru/blog/100-korabli-vikingov.html)
Как видим названий судов норманнов не так много, функционально они предназначались главным образом для набегов и для увоза награбленного. Поэтому синонимов к слову лодка или судно у их потомков (норвежцев, шведов и датчан)мало.
«С конца 7 века по 10 век Европу устрашали викинги — скандинавские мореходы и разбойники. Одним из самых «посещаемых» норманнами мест было Франкское государство. Набеги викингов на Европу начались из-за безысходности их жизни. Почва в Скандинавии не очень плодовитая, на ней мало земли, дающей возможность эффективно заниматься фермерством. То есть у большинства норманнов оставался только один выход – грабеж.» («Норманны во Франкии» https://topwar.ru/131541-normanny-vo-frankii.html)
Принято говорить о торговых путях, а выражение торговая дорога использовалась очень редко. Путь - общеславянское слово индоевропейского происхождения. В древне индийском(санскрите) находим panthas — «дорога, путь», и в словаре Срезневского драга – дорога, путь.
По – нашему мнению путь показывает общее направление движения, то есть движение не по строго определенной дороге, а на выбор соблюдая только направление. Этот выбор позволяла делать густая сеть небольших и средних рек Русской равнины, Ллодки для передвижения воинов и перевозимого товара должны быть соответствующими. То есть в зависимости от планируемого маршрута движения воинов и купцов выбирались соответствующие суда и лодки.
В словарях Даля, Срезневского и Дьякова и других найдём названия, сохранившиеся со времен Древней Руси. Перечислим их: корабль, ладья, ловша, ушкуй, байдак, буса, дубас, дуб, насад, оляд, челн, брюкиш, учан, оснач, побус, лойва, кербат долбушки или долблёнки и множество других.
«Суда славян назывались скедии, лодьи и корабли. Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь - насадами. Лодья несла большей, богато орнаментированный холщовый парус. Гребцы укрывались от солнца под навесом» (В. Дыгало, М. Аверьянов. «История корабля. Ладья славян»
Набойница - большая лодка, перевозящая 500 - 600 пудов, пуд 16 килограмм, то есть от 8 до 9,6 тонн.
Морской энциклопедический справочник: «Скёдия в Древней Руси VI — XI вв. - так называлось любое судно; то же, что „корабль" и „ладья".»
Ловша судно у новгородцев, типа река – море.
Ушкуй – вид ладьи, использовали в своих набегах и походах новгородские ушкуйники. «В летописях они считались более крупными судами, чем ладьи. Обычно ушкуй строился из сосны. Киль его вытесывался из одного ствола и представлял собой брус, поверх которого накладывалась широкая доска, служившая основанием для поясов наружной обшивки. Она скреплялась с килем деревянными стержнями (гвоздями), концы которых расклинивались. Морские ушкуи (в отличие от речных) имели плоскую палубу только на носу и корме. Средняя часть судна (около трети длины) оставалась открытой (туда под палубу клали груз-балласт для большей устойчивости в морской воде грузоподъемность их составляла 4 – 4,5 т. На внутреннюю обшивку опирались шесть или восемь скамей для гребцов. Благодаря малой осадке (около 0,5 м) и большому соотношению длины и ширины (5:1), судно обладало сравнительно большой скоростью плавания. Как морские, так и речные ушкуи несли единственную съемную мачту, располагавшуюся в центральной части корпуса, с одним косым или прямым парусом).» («Ушкуй — парусник новгородской вольницы.»
Байдак – речное судно с одним большим парусом.
Буса. В Толковом словаре Даля. «Буса. ж. вологодск. дубас, днепровск. дуб, большая долбленая лодка, однодеревка, с острым носом, отрубистою кормой и округлым дном, большею частию с наделками, набоями, насадами, т. е. с набивными досками по бортам. Бусадник арх. водолив на барке.» Её разновидностью был побус.
Олядия, оляд, олядь - судно, лодка, корабль («Материалы к словарю древне - русского языка И.И. Срезневского»)
«Учан - новгородское плоскодонное парусно. гребное судно 13-15 веков Были распространены до XVII в. почти на всех речных бассейнах Руси. Павозки служили не только для перевозки, но и распаузки более крупных судов. Сплав по течению, принцип использования судов в течение одной навигации или на один рейс и необходимость прохода по мелководным притокам наложили свой отпечаток на форму и конструкцию корпуса.» («История парусно-весельного флота.» О. Данкир
Повозок или павозок судно, лодка с мелкой осадкой
«Лойва "большая лодка", только др.-русск. лоива "судно" (Новгородская I летопись под 1143 г» (Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера)
По небольшим рекам использовали лодки и суда, которые перевозили не более 200 – 250 пудов или 3 - 4 тонны.
Нет объяснения в словарях о предназначении и типе судов Древней Руси таких, как оснач, брюкиш, кербат - остались только названия.
Отметим, что изменение маршрута движения в древности было связано со скрытостью передвижения воинов и опасностью нападения на купцов. Откуда скорее всего и появилось слова путать и запутать, с корнем пут, однокоренные со словом путь. Поэтому перед началом движения военных ладей, или караванов речных судов, выбиралось несколько маршрутов движения. Посылались логотаи – разведчики, проверялся маршрут, в зависимости от состояния реки время- в паводок после схождения льда или в летний период. Заранее договаривались о нужном количестве лодок на волоках, лошадях и нанимали людей.
По - нашему мнению по волокам лодки не волокли, просто на другом конце волока стояло нужное количество лодок, делать их наши предки умели, переносился переволакивался только товар. Волоки достигали длинны в несколько километров, представьте, что с ними стало бы – растрескались бы (сделанные из досок расшатались бы), стерлась бы смола, то есть суда пришли бы в негодность и потребовался бы их срочный ремонт.
Наши предки совершали морские походы флота русо - славян на столицу Византии «Поход 860 года возглавлялся князьями Аскольдом и Диром на столицу Византии. Огромный флот русов вошёл в Босфор, русские дружины опустошили окрестности Константинополя и поход князя Олега в 907 году …. Следующий поход был предпринят князем Игорем в 941 году … В 944 году Игорь снова организовал поход… В 1043 году князь Ярослав Мудрый, возмущённый очередным нарушением византийцами прав русских купцов, организовал последний известный поход русов на Царьград.» ( Скажем и о Дунайских походах Святослава.
С морем были связаны суда русских поморов коч, шняка и карбас.
Из выше сказанного видно сколько названий судов было на Руси, то есть северные моря южное Русское море и реки Русской равнины имели огромное значение для племен и народов Руси, и мореходами они были отменными. Суда наших предков были приспособлены к навигации по родным рекам и конструктивно отличались о этом говорят их названия.
По поводу набегов норманнов на Русь, на пограничные и прибрежные территории они были возможны, а в глубь Русской Равнины – больше похоже на выдумку.
Свидетельство о публикации №221121200415