Смерть-33

3 книга:
После моей смерти выжмите в ведро всю кровь из меня и вылейте ее… хотя бы и в унитаз, если вам совсем наплевать на меня, но так, чтобы получилась воронка из крови, потому что меня сгубила воронка, вроде той, что образуется в песочных часах…

Комм:
Крови ведро наберется?

4 книга:
Перевернулся на живот и немножко попрыгал, чтобы сон из меня выдавился, потек, как из раскрытого тюбика… Даже смерть в тепле моем берложьем закемарила, для недовольства не найдя ни единой зацепки… В ее близости, кстати, исчезает даже половое влечение, сам  вянет росток, не с чем бороться. Или стоит, но как столб посторонний…

Комм:
Ни жизни, ни смерти, только член-бедолага (в старости пускать его в ход – полдня восстановления нужно…)

ЦИТАТЫ, Ponka:
У меня росли сомнения в душе , неуверенность и стыдливость такая в
      отношении "космического", что я отреагировала отказом от попытки провести
      хотя бы один тренинг с демонстрацией всего, что я про шаманство знаю и что
      умею в плане наведения транса. Ладно. Все впереди... каратэ, балет,
      художка, водные походы. Я знаю, что именно это (невыполненные желания и
      таланты) заставляет нас плакать на смертном одре.

Комм:
Наборчик не очень, особенно, если учесть, какая именно «художка» имеется в виду (но будешь спорить, пустит в ход и шаманство и каратэ… Ии все же откажется от демонстрации?! Ее каратэ наверняка нечто среднее между балетом и шаманством… И наверняка больше всего она любит плясать – даже и танец живота… Раскусил я ее, даже перекусил пополам…)

Инет, Арьес:
Больной, лежащий на смертном одре, умирает. По крайней мере так можно понять из текста, где говорится, что он мучим страданиями. На картинке это не так заметно: больной не выглядит слишком исхудавшим, ослабевшим. По обычаю, комната его полна народу, ведь умирали всегда прилюдно. Но те, кто толпится у постели умирающего, не видят ничего из того, что в этот момент происходит, и сам умирающий не видит присутствующих. Не отрываясь, завороженно следит он за необыкновенным зрелищем, которое только он один и видит: комната полна сверхъестественных существ, устремляющихся к его изголовью. С одной стороны, святая Троица, дева Мария, ангел-хранитель, все небесное воинство; с другой — Сатана и чудовищная армия бесов. Конец времен разыгрывается здесь, в комнате умирающего. Все в сборе
 
в этой «битве между двумя сверхъестественными сообществами» умирающий выступает скорее как пассивный свидетель, чем как активно действующее лицо. В беспощадной схватке за его душу, разыгрывающейся у его постели между небесным воинством и армией бесов, ему остается лишь ждать, чья сторона возьмет верх

Комм:
Кажется, я видел подобные картинки?

3 книга:
Да что там, простейшая игрушка нас может насмерть увлечь. Всё-таки не хотим в игре умирать?! Всё-таки дымно в башке?

Комм:
В старости игрушка увлечет не более, чем на 2 часа…

4 книга:
Человек как сооружение – если в старости его не толкать, то он, скорее всего, долго простоит. У родителей последние лет 20, может, и нет жизни уже, но и смерти нет, стоят, стенами себя неплохо со всех сторон оберегают. А вот я, в этой связи, слишком подвержен гриппу, по несколько раз за холодный сезон толкаться повадился…

Комм:
Да, объективно, шансов дожить до пенсии у меня 50 на 50…

ЦИТАТЫ, Ponka:
   Нужно полностью обмундировать живот. Если они вырвут кишки, наступит
      смерть. И стала обкладывать живот всем подряд, картоном, поясами для
      похудания, блокнотами, короче, чтобы не прокусили волки.
      А потом стала с надрывом ему орать: Да не пойду я в лес. Нападут ведь
      волки. Будут грызть, ты подумай, это больно и страшно.
      И пошла на кухню за самым большим ножом, чтобы положить в сапог или на шею
      повесить.

Комм:
Защищаться от волков блокнотами и поясами для похудания?!

Инет, Арьес:
в других случаях впечатление складывается иное. Представляется, что умирающий сохраняет достаточную свободу, и если Бог, как кажется, слагает с себя прерогативы судьи, то человек сам становится собственным судьей. Силы неба и силы ада присутствуют при последнем испытании, предложенном умирающему; исход этого испытания определит смысл всей прожитой жизни. Силы потустороннего мира выступают как зрители и свидетели. Человек же властен в эту минуту все проиграть или все выиграть. От него зависит, победит ли он с помощью своего ангела-хранителя и небесных заступников и спасется или уступит соблазнам дьявола и погубит свою душу.

Комм:
Соблазнишься телевизором в последнюю минуту и точно в ад отправишься (причем, в твоем аду будут сплошные телевизоры…)

3 книга:
Потерял и смерть, и сон, но лежал в гробу и под одеялом, демонстрируя этим свою готовность и к тому, и к другому, своё знание про всё, и потому был избавлен и от убиения из злости и от просвещения из доброты. Лежал и так безразлично смотрел глазом из-за складки  одеяла, что жизнь вокруг всё больше остывала, людьми овладевало безразличие… - скоро начнется Антарктида смерти, но сначала очень много стало Атлантиды, т.е. сна…

Комм:
Зимним холодом, типичной для меня ночевкой при 13 градусах веет от таких текстов…

4 книга:
Немецкая мода на кладбища в лесу, могилки под деревом – одна из наиболее отрадных новостей последнего времени. Даже в цитадели цивилизации граждане хотят сбежать от нее – пусть и после смерти. Сразу и сам возмечтал о таком – всегда ненавидел кладбища. Кстати, и отцу очень понравилось… Ходят старушки и выбирают себе дерево, друга, некоторые даже маленькой таблички со своим именем не хотят к нему прибивать…

ЦИТАТЫ, Ponka:
Окей, пойду что-нибудь перекушу.    Нерв кому-нибудь бы перекусить.
      Если ты от всех отличаешься, то будь преданной до самой смерти.
      Знаешь, ты, сучара недобитая, нужно быть верной только себе, а подонкам
      отрубать головы нахрен. Ты мне мозги не компостируй, ты умерла, лежи и
      воняй, пока еще воняется. Все, тебе срок гнить месяц не больше.

Комм:
Нужно быть верной только одному подонку – себе…

Инет, Арьес:
Умирающему предложена страшная игра, и именно в терминах игры рассуждает об этом Джироламо Савонарола: «Человек, дьявол играет с тобой в шахматы и пытается овладеть тобой и поставить тебе шах и мат в этот момент. Будь же наготове, подумай хорошенько об этом моменте, потому что, если ты выиграешь в этот момент, ты выиграешь и все остальное, но если проиграешь, то все, что ты сделал, не будет иметь никакой ценности». «Этот момент» — момент смерти.

Комм:
Проще надо быть, ходить конем крылатым…

3 книга:
Пишу только про жизнь и смерть – всё остальное сначала попытаюсь сделать. Только в тисках чистых жизни и смерти пиши, хотя это чужая война и сам я не живу на ней и не умираю…

Комм:
Про смерть пишу здесь, а про все, что пытаюсь сделать – в новой дневниковой книге, она про жизнь, а не про смерть, боюсь только, полна абсурда… (милый абсурд пощадит, жестокий превратит в кучу говна, т.е. все же насмерть убьет и только с виду это будет выглядеть жизненно…)

4 книга:
«Смертельный удар» - только в насмешку можно так называть боевик. Все же знают, что там тыща ударов и как минимум половина из них должна бы оказаться смертельной…

ЦИТАТЫ, Клавдий-Октавиан Доморощинер:
Смертельно больной канадец готовится совершить публичное самоубийство

Комм:
Марселю Трембле надоело мучительно умирать…

«На пресс-конференции за несколько часов до ухода из жизни он заявил, что не хочет больше жить и своими действиями намерен привлечь внимание властей к необходимости легализации эвтаназии.

 Перед смертью Трембле позвал своих друзей и родственников на прощальный ужин в ресторане отеля в оттавском районе Каната. За столом он был оживлен, с удовольствием ел креветки и даже выпил немного пива. Присутствовавшим на "живых поминках", как он назвал эти мрачные проводы, несчастный рассказал, что для самоубийства использует наполненный гелием пластиковый пакет, который наденет на голову.

 Около полуночи он удалился в свой дом, находящийся поблизости, в сопровождении жены и детей. Вскоре туда прибыла полиция, зафиксировавшая смерть Трембле.»

Видимо, он мучился и оттого, что терял огромные деньги на лечение
Что за пакет с гелием, мне, темному, не понять… Задушить себя руками невозможно, но тут вместо рук, видимо, растекается гелий и его уже не отодрать…

Инет, Арьес:
Неизбежность смерти, хрупкость и бренность земного бытия вдохновляли уже древнеримских мастеров, изображавших скелет на бронзовой чаще или на мозаичном полу богатого дома. И в средневековом искусстве очень рано можно обнаружить изображение Смерти в виде всадника из «Апокалипсиса». Так, на капители колонны в соборе Парижской Богоматери, на портале Страшного суда в Амьене женщина с завязанными глазами уносит мертвое тело, кладя его на круп своего коня. В других случаях всадник Смерть держит в руках весы судилища или смертоносный лук со стрелами.

Размышление о тщете и суетности земной жизни, о необходимом «презрении к миру» постоянно присутствует в христианской литературе Средневековья. Латинская поэзия XII в. полна меланхолических мыслей о былом величии, унесенном беспощадным временем: «Где теперь торжествующий Вавилон, где ужасный Навуходоносор, где могущество Дария? (…) Они гниют в земле (…) Где те, кто был в этом мире прежде нас? Пойди на кладбище и взгляни на них. Они теперь всего лишь прах и черви, плоть их сгнила…»[124] В монастырях монахам, слишком искушаемым всем мирским, не уставали напоминать о бренности могущества, богатства, красоты.
Вскоре, незадолго до великого расцвета macabre, другие монахи, нищенствующие братья, выйдя из монастырей, распространили по всему христианскому миру темы и мотивы, глубоко поразившие воображение городских масс, внимавших странствующим проповедникам. Темы этих проповедей относились к той же культуре macabre, которой предстояло в скором будущем пережить невиданный расцвет.
Правда, до XIV в. образ разрушения, распада всего живого иной, чем в более позднее время: прах, пыль, но не разлагающаяся масса, кишащая червями.

Комм:
Всякие металюги и панки, и эмо тоже работают со смертью, но они настолько безмозглые дикари, что могут только вопить да размалевывать себя… Их смерть производит впечатление все тех же  понтов и побрякушек, они ряженые – и бесталанные… (хотя и реально скидываются с крыш и травятся газом – что лишь добавляет отвращения. Разве можно относиться к себе как к тараканам?!)

3 книга:
У каждого есть две-три трудные мысли. Раз - и опять над нею задумался. Точнее, раз – и она опять поимела тебя. Противоестественна жизнь и потому в ней всегда найдутся две-три трудные мысли. Если даже будешь жестоким солдатом, до и после и посреди всего одна из них обязательно навестит тебя и цель окажется всего лишь предлогом, словно ты собираешься в воздух стрелять. Они никогда не умрут, не закончатся и перед самой смертью тебе заглянут в глаза, которыми всю жизнь ты от них к цели увиливал…

Комм:
От книги «Смерть» - и прочих намеченных книг – я долго увиливал… Почему-то казалось, что моя реальность слишком бедна – для «Нового Дневника» -  и слишком мрачна – для тематических книг… (Но все, что «слишком», прекрасно в литературе!)

2 книга:
Каждый раз перед сном теперь боязнь чьей-то смерти; или  страх перед пожаром и нападением тех же наркоманов. Оснований более чем достаточно: кто-то стар, а кто-то болен, прошлым летом старик отец сжег баню, наркоманов и прочие аферистов-захватчиков  в стране в достатке - хотя у нас спокойный и даже дружный поселок…

Комм:
Вдруг перестал нервничать – хотя и не помню, чтобы хоть когда-то боялся местных наркоманов -   но лишь бы мать еще лет 5 хотя бы прожила… (Холодные зимы порой  меня угнетали, порождая подобные миражи…)

ЦИТАТЫ,  женщина:
Я, папа, папина сестра.
      - Я не рождена продавать. Я не смогу уговорить купить хотя бы крем.
      Скорее, скажу «Ведь этот крем вам не нужен, зачем покупать всякую фигню?»
      Папа: - Это пассивность ваша. Вот посмотри, посмотри на неё (показывает
      сестре на меня) – она ведь даже ради себя не пошевелится.
      Тётушка : - Возьми у меня замороженные целиком помидоры.
      :-0 :-0 Прим. автора: Замороженные помидоры? Это те, которые в тепле
      превращаются в неэлегантную мокрую кучку?
      Папа, обрадованно:"Что, что я говорил? Даже для себя не старается!"
      Беру помидоры. Кошка скребёт лапами там же, где сидит, и испражняется.
         Переходим на кухню. Тётушка преподносит мне блюдо с рыбным нечто.
      -Спасибо, я не ем рыбу.
      - Как, ведь только мясо!
      - Рыбу тоже.
      Папа: - Она слышит предсмертный крик рыбы.
      Молча выпиваю кагор.
      Тётушка: - Твой сын заметно поправился. Скажи, ему – это вредно. У него
      может развиться болезнь. Эта, как её…(мучительно думает)…
      Я (тихо) – Зеркальная?
      - Да…

Комм:
Разоблачение родителей-мещан, но  кое в чем и они правы. Слишком уж она… элегантная (мечтает о литературе, а не о торговле, но литература ее… зеркальная…)

Инет, Арьес:
К примеру, на большой фреске на пизанском Кампо Санто, датируемой примерно серединой XIV в., вся верхняя часть представляет собой битву ангелов и бесов, оспаривающих друг у друга души умерших. Ангелы уносят избранных на небо, бесы же ввергают проклятых в ад. Привыкшие к иконографии Суда, мы находим здесь то, что и ожидали найти. Зато в нижней части фрески мы напрасно стали бы искать традиционные образы воскресения мертвых. Вместо них мы видим женщину с распущенными волосами, в длинных одеждах, летящую над миром и разящую своей косой молодых людей обоего пола в лучшие мгновения их жизни. Это странный персонаж, в котором есть нечто и от ангела (она летит, и ее тело антропоморфно), и от дьявола и зверей (у нее крылья летучей мыши). Действительно, нередки будут попытки лишить Смерть ее нейтральности и отнести ее к миру дьявола, к миру адских сил. «Тенью ада» называет Смерть Пьер Ронсар. Но ее будут рассматривать и как посланца добра, верного исполнителя воли Божьей: в картине Страшного суда у Ван Эйка она накрывает мир своим телом, подобно Богоматери, накрывающей род человеческий своим плащом.

Комм:
Представляете, какова сила дьявольской хитрости, когда сама смерть вдруг добивается нейтрального статуса, а то и выступает в  роли благодетеля?!
Смерть дает силу? Лишь как и любая борьба с врагом… (никакой силы она не даст, если ты сразу поднимешь лапки)

3 книга:
Несколькими днями ранее, к примеру, Бородин меня доставал. Всё так напрягало, что не казалось, что загораю. Ворочают миллионами, славой, а я банально разменялся на мелочи. В каждую надо вникать, все они разные. Заматерел на мелочах не хуже и надо только подсунуть мне миллиарды. Посмотреть, где они падают как снег зимой и дождь летом и на дождь поехать, раз сейчас лето, на золотое солнце, на дождь под солнцем, когда состояния возникают как мыльные пузыри там, где много детей или как грибы там, где много наивных людей, что, впрочем, почти одинаково. Но луна давно обзавелась лучами, а я сие проспал, газеты прочитал. Американцы, хотя и соврали, что побывали на Луне, но с помощью денег и золота превратили-таки ее в светило. Есть светила денег и светила медицины. Или свет законов. Их тьма и без света не обойтись. Мне хоть какой бы, даже извилистый. Тьма – это не отсутствие света, а его, быть может, гниение. Всему своё время, как говорится. Можно же стать камнем и остаться спокойным во тьме. Сам виноват, что всё перепутал. Сейчас холодок на моем теле, превращаемом в камень. Голые ноги из под покрывала вечно торчат. А что, комары отвалили и даже грудь себе можно позволить оставить открытой. Базара нет, пора стать мужиком и равнодушно не бояться сквозняков, болезней и смерти. Придется. В 4 утра уперся в собственную грудь напряженно, как в кирпич или в землю…

Комм:
Про деньги забудь, но будет новое лето… (И тьму все тот же холод на меня нагонял – я же писал, лишь бы только согреться… И мужиком я тоже быть уже перестал - слишком много стало хотя бы писанины…)

4 книга:
Дом-2: Катя, новая подруга Венцеслава – пример бабы, от которой пахнет смертью (темные подглазья?). И уже какая разница, добрая она, тихая или не очень… (Может, будет рак у нее?  Кашпировские и Грабовые не таких ли окучивают…)

Комм:
Последний раз включал Дом-2 лет 5 назад? (Какого черта они нормальную передачу превратили в дурную бесконечность?!)

ЦИТАТЫ, ДеВоЧкА-СкАнДаЛ:
пипец, что сёдня было!!! вчера я оч сильно посралась с девчонкой, я даж
      пожелала, не, ну не смерти, конечно, но чтоб ей хреново было. сёдня иду в
      школу и прямо передо мной ее сбивает машина. пипец!!! я с ней час, наррно
      стояла, ждала скорую, пипец!!! ну вроде с ней всё хорошо, но то, что было
      с утра, не помнит. у нее сотрясение мозга и перелом предплечья. епть. еще
      вчера я хотела, чтоб ей было хреново, а щас хочу чтоб у неё всё было
      пучком.

Инет, Арьес:
Именно наполовину разложившийся труп станет наиболее частым типом изображения Смерти. Такого мертвеца можно увидеть уже около 1320 г. на стенах нижней базилики в Ассизи, работы одного из учеников Джотто. Это главный персонаж иконографии macabre с XIV по XVI в. Мы находим его также на многих надгробиях, о которых трудно сказать что-нибудь еще после великолепных описаний и комментариев исследователей Э.Маль и Э.Панофски[125]. Но в их работах речь идет о надгробиях выдающихся исторических личностей, украшенных с большим искусством, где в нижней части помещено изображение Смерти, а в верхней — блаженного праведника в раю.

На других, более скромных и банальных надгробиях также видны изображения мертвецов, но без отталкивающих признаков разложения. Лежащий труп покрыт саваном, оставляющим открытыми голову и голую ногу. Этот тип изображения был, как кажется, весьма распространен в Дижоне. Труп можно распознать по выступившей вперед челюсти и впалым щекам. У женщин распущены волосы. Это трупы, уже некоторое время дожидающиеся погребения.

Странная вещь: эти трупы не всегда изображались в реалистической позе, лежащими. На другой надгробной плите, 1521 г., в церкви Сен-Мишель в том же Дижоне, мертвецы не лежат бок о бок, а стоят на коленях по обе стороны от Христа в славе: поза молящихся. В Лотарингском музее в Нанси на одном из надгробий XVI в. мумия сидит подперев голову рукой, причем резчик по камню и здесь проявил сдержанность в изображении признаков разложения.

Комм:
В Евангелиях главной является тема убийства Бога – соответственно, тема смерти поднялась на новую высоту. И без христианства не достичь ни глубины такой, ни бесстрашия…

3 книга:
Мы думали, что она всё-таки жила, но после смерти у этой старушки над нами оказались только какие-то нитки. И так, наверное, у многих – вещей, конечно, побольше, но жизни никакой…

Комм:
Не побрезговали и нитками? В Советском Союзе все поголовно были барахольщиками и брезговать не полагалось ничем... (помню как кирпичи из родимого дома выдирал с чердака, когда выезжали… А как и забыть, когда до сих пор стоит из энтих кирпичей маленькая вавилонская башня, которую, к тому же, трижды пришлось перекладывать…)

4 книга:
В искусстве и фасад есть – нарядный, поверхностный – и изнанка  – мрачная, погибельная; т.е. и жизнь, и смерть налицо, чего же боле? Нет борьбы жизни со смертью и жизни после смерти. Т.е. либо картонная жизнь без смерти, либо мертвечина (на нее тоже есть спрос немаленький – примерно, как на черную одежду...)

Комм:
От «искусства» можно было бы удавиться – как, впрочем, и от многого другого – но есть же бабы: они мигом все приспособят в домашнем хозяйстве, встроят в систему; все вокруг станет щебетать – и тебе станет совестно давиться, нервно зевая, ты продолжишь свое существование и даже пристрастишься к каким-то мыслям, разговорам – и «искусствам»… Не будь баб, «жизнь» была бы другой на 99 процентов! Мужики бы, как одичалые боги, все бы взобрались на горы и оттуда бы швырялись камнями друг в друга – издавая исключительно гортанные крики! Это были б титаны, способные и льва зашибить, а зверя поменьше так и просто разорвать голыми руками! Не хуже лошадей они бы носились и на своих двоих! Без всяких книг понимали бы Великого Бога! Каждый бы изобрел свой собственный метод общения с Ним, причем ни один из них не был бы похож ни на нынешний, ни на древний. Впрочем, знание Бога причиняло бы им неописуемые страдания… Скорее всего, они бы покрывали собственной кровью некоторые избранные камни – формой похожие на сердце…
Т.е. бабы – это паллиатив, компромисс, от которого мы не рыба, не мясо – нужно  Третье: или творчество, или дети…

ЦИТАТЫ, Ponka:
  Фильм "Реквием по мечте" поставил точку на моих размышлениях. Как я и  думала, мечта - это наркотик. Да, до этого допёр Арановски. Но я доперла  еще круче. "Круче".  Короче,   круче - это та самая болезнь, которая и приводит к быстрой смерти. Крутыми  бывают только яйца и повороты.

Комм:
Да,  «крутизна» обычно кончается невероятными обломами – сидишь на пепелище… У человека должна быть прочная основа, а иначе все его лихие и самоуверенные  ускорения  кончатся тем, что он разобьется вдребезги…

Инет, Арьес:
В часословах Смерть также нередко появляется прямо в комнате больного: так, на миниатюре к «Часослову Рогана» (около 1420 г.) она входит, к ужасу умирающего, уже с гробом на плече. Однако обычно она предпочитает кладбище; кладбищенские сцены становятся очень частыми и разнообразными. В некоторых случаях художники пытались совместить обе композиции: смерть в постели и погребение на кладбище. На знаменитой миниатюре к «Часослову Рогана», называемой «Смерть христианина», умирающий уже не лежит в кровати в своей комнате. С каким-то сюрреалистическим забеганием вперед он еще живым отнесен на кладбище и теперь лежит прямо на земле, где, как на всех тогдашних кладбищах, повсюду валяются в траве черепа и кости. От сырой почвы, в которой ему предстоит обрести вечный покой, умирающего отделяет лишь прекрасный голубой, шитый золотом саван: мы знаем, что тогда было в обычае хоронить покойников завернутыми в драгоценные ткани.

Комм:
Кладбище и так жутковатое место, а если там всюду будут валяться черепа и всюду нарисованы ведьмы с косами, то что же получится? Или такую жуть рисовали только в часословах, чтобы с большим чувством пелось?! (а на самом деле на кладбищах рынки были и все черепа собирали в мусорку…)

3 книга:
Сновидения меня пробуждают, оживляют, они вызывают удовольствие, а от всего дневного меня постоянно клонит в сон. Насмерть заштампованные дни и, наверное, многих спасают только сны. Многие нормальные парни не в силах ни увлечься, ни противостать  этой жизни и, в итоге, они  устраиваются работать на жалкие работы, полную штамповку и их спасают только сны…

Комм:
Сны ночью, телевизор с интернетом днем (и еще есть целая куча развлечений)

4 книга:
«Весь мир не стоит слезы ребенка» и т.д. и т.п…. – в день в большой стране умирает 10 тысяч человек (рождается 9), и всегда можно подобрать десяток смертей, чтобы заслонить весь мир потоком слез (или наоборот, похвал – все зависит от поставленной задачи…) Фактов – миллиарды, и всегда можно устроить свою музыку; подобрать в том же инете подходящих персонажей, выдвинуть их и выдать за общественное мнение…

Комм:
Да, про любые закономерности в большой стране непросто говорить, а уж отдельные факты – это всегда чья-то спекуляция (пусть и с благими намерениями)

ЦИТАТЫ, Блок:
          Сердце - крашеный мертвец.
          И, когда настал конец,
          Он нашел весьма банальной
          Смерть души своей печальной.

Комм:
Последняя мысль многих: «пришли прибрать меня с земли; дошла очередь; неожиданно…»
И еще: «что я не успел? И как хоть что-то можно успеть поправить? Что-то завещать? Посоветовать? Купить за деньги, чтобы и после смерти на меня, на мои благие начинания работали?!»

Инет, Арьес:
Сцена смерти на кладбище не получила большого распространения. Мы вновь находим ее гораздо позже на картине из собрания Гэньер, воспроизводящей надгробие приора из Сен-Вандрилль, умершего в 1542 г., в монастыре целестинцев в Маркусси[128]. Человек в священническом облачении распростерся прямо на земле кладбища, лишь под голову подложена подушка. Рядом с ним стоит Смерть в виде мумии, держа в руке скребницу, которой она его уже сразила или вот-вот сразит. Так кладбище становится царством Смерти: она царит там в виде мумии с косой или копьем в руках. В одних случаях она восседает на чьей-нибудь гробнице, как на троне, держа копье, подобно скипетру, и череп, как царскую державу. В других случаях она возвышается над раскрытой могилой: из-за отброшенной в сторону плиты виден полуразложившийся труп. Мумия же, олицетворяющая смерть, изображена хорошо сохранившейся, лишь из живота торчат внутренности, а на лице застыла гримаса трупного окоченения.

Странная сцена: и умирающий (или уже умерший), и сама Смерть представлены в виде отталкивающих трупов, только один лежит недвижим на земле или на крышке гроба, а другой победоносно стоит над ним, бодрый и грозный. Там, где композиция несколько иная и где обе мумии в характерных позах не противопоставлены друг другу, не всегда легко определить, что перед нами: призрак, двойник человека, образ его посмертной участи — или же олицетворение той силы, которая уничтожает все живое

Комм:
Человек греховный производит удвоение смерти; он сам подыхает, а смерть, им порожденная, живет…
Человек, почему ты не привел на кладбище силы жизни, способные сразиться со здешней хозяйкой?! Ты не жил по настоящему, ты только подыхал, ты потихоньку подвигался к краю! И ты не бунтовал, ты не восстал, ты уже давно согласился сдохнуть!


Рецензии