Смерть-38
Самсон смертельно боялся стрижки, как кто-то другой – мышей. На самом деле, сила, конечно, не ушла, но у него был бзик, слабое место – как и у любого из нас. Их даже может быть так много, что в нас никогда не накопится сила…
Комм:
Да, все суеверны, кто поверил, что сила Самсона в волосах! Почти все поверили – почти все суеверны; а где суеверия, там и прочие страхи – и в итоге, мы все сами себя останавливаем и самоцензурируем…
1 книга:
Ловлю себя на том, что умер. Свои проблески превращаю в обыкновенные путаные рассуждения. Выработалось уже некое прокрустово ложе, к укладыванию в которое и сводится все «переосмысление».
Комм:
Чем отличается «прокрустово» ложе от уютненького так ведь и не знаю…Без смазки механизм писанины (да и любой) начинает хрустеть, заедать и даже визжать – а смазкой всегда душевный талант является, и он обычно в любви заключается… (у меня нынче любовь к смерти?!)
ЦИТАТЫ, Моруа:
После смерти Жюльетты Бланш Рошрей попыталась встретиться с ним.
Недолгая связь с великим поэтом оставалась единственным ярким воспоминанием в ее разбитой жизни. Она тщетно пыталась завести с ним переписку. Все ее послания, в которых "чередовались гнев и мольбы, резкости и смирение", были перехвачены.
Комм:
Вот стану знаменитостью в 70 лет и со мной побегут «встречаться» хотя бы 50-летние… (но я только как монстр и скандалист могу быть знаменит? Что ж, значит прибегут 50-летние алкашки…)
Инет:
В марте 2004 года во время церемонии масонской инициации, в ходе которой неофит должен продемонстрировать полную передачу своей жизни в руки руководства ложи, 47-летний человек стоял на коленях возле алтаря, а 76-летний руководитель ложи должен был выстрелить из револьвера холостым патроном поверх его головы в груду банок на алтаре. У старика было два револьвера — ритуальный, заряженный холостыми, и личный, с боевыми патронами. Старик не только перепутал револьверы, но еще и промахнулся, вогнав пулю точно в лоб посвящаемого.
Комм:
А я-то думал, где масоны, где масоны? Хоть одного живого увидать…
3 книга:
К жене он паршиво относился, шпынял ее, третировал, но все терпели, ведь писатель – но на самом деле он и к слову паршиво относился. Вообще, было непонятно, к чему же он относился хорошо. Такой паршивый был старик. Тем не менее, после смерти кое-кто умудрялся говорить, что вот, обидели его… Наверное, эти его знакомые мадамы тоже из тех, которые почти ко всему относятся паршиво…
(П.С.: к гадалке не ходи, чтобы узнать национальность…)
Комм:
Умерших еврейских «знаменитостей» столько, что уже слишком трудно, наверное, обычным и пока что работоспособным, т.е. языкастым и писучим, евреям всех их поддерживать в столь же надутом состоянии, как и при жизни (а они все дутые и сами по себе после смерти уже не живут…)
1 книга:
…Итак, у меня полный разлад с миром. Я и раньше был меченый и в не формальных отношениях находился вне обычного круга, а после Достоевского, наконец, принял в себя зерно Содержания и перестал находиться в прострации; правда, по инерции влачился еще по старой дорожке, но Оно уже прорастало и каждую секунду я чувствовал это. С меня словно спадала носорожья кожа и весной, яркими, апрельскими днями я в первый раз умер в мучительных судорогах и осталась во мне только младенец-душа. Она была похожа на ободранного кролика, и я лег, я не мог стоять, не мог жить в этом мире с этой новой душой…
Комм:
Ободрать Достоевский может, а вот яркую жизнь подарить – нет (это и никому не по силам?) С на порядок большей чувствительностью ты остаешься в прежней серости, в прежнем мраке…
ЦИТАТЫ, Моруа:
В Париже его встречали на улицах, даже когда шел снег, без пальто, в
одном сюртуке. "По молодости лет обхожусь без пальто" - говорил он.
Вскоре после смерти Жюльетты он пошел к священнику, дону Боско, поговорить
с ним о бессмертии и прочих вещах. "Да, да, я принял его, - говорил потом
этот священник, - и мы с ним побеседовали. Он-то лично относится к этим
вопросам уважительно. А какое у него окружение! Ах, это окружение!" Когда
он молился за себя самого и за своих усопших, окружавшие его атеисты,
вероятно, краснели за "эти слабости" и старались прикрыть плащом наготу
"старого Ноя, опьяненного верой в загробную жизнь". Анатоль Франс, в
молодости усердно посещавший воскресные приемы на авеню Эйлау, писал:
"Надо все же признать, что в его речах было больше слов, чем идей. Больно
было открыть, что сам он считает высочайшей философией скопище своих
банальных и бессвязных мечтаний..."
Комм:
Типично европейские расклады… (Сейчас я бы не стал читать биографию того, чье творчество мне неинтересно – сколь бы талантливым и не был рассказ… Все равно это обман, эксплуатация данного несчастного ВиктОра, который бы ушами хлопал, доведись ему о себе такое прочитать… Очень уж французы красноречивы – наверное, беспрерывно и других, и самих себя обманывают…)
Инет:
Среди историй о дурацких смертях и нелепых поступках едва ли не каждая вторая связана с алкоголем. Мало того, что неумеренное употребление алкоголя отнюдь не положительно влияет на здоровье. Выпивка еще и на время превращает человека в идиота — а глупость, как нетрудно заметить, не лучшим образом сказывается на продолжительности жизни.
Вот, скажем, двое товарищей увидели объездные знаки, предупреждающие о ремонтных работах на левой полосе дороги. Им в голову пришла замечательная мысль — аккуратно перенести знаки на правую полосу, оставив разрытый участок неогороженным. Шутники поехали в бар, посидели там как следует, похвастались своей выходкой и, основательно набравшись, направились домой. На обратной дороге они уже благополучно забыли о собственной шутке и уверенно въехали в неогороженную траншею. Они еще вдобавок и скорость превышали — так, что их пикап разбился вдребезги вместе с шутниками.
Комм:
Какая глушь, если кроме них, там несколько часов никто не ездил… (Или остальные были крайне осторожны? Или они были ловкачи? Но знаки на место ведь никто не поставил…) В целом, эти особи свою участь вполне заслужили, их можно было зарыть прямо в той яме, чтобы на похороны не тратиться…
3 книга:
Пишу не перед жизнью – перед смертью. Меня не выпустят – убьют, но пока вот так разрешают подышать. Даже на стенах можешь написать «я здесь был» и расписаться…
Комм:
И вот такие уныние и даже паника у меня ведь всю жизнь были – все на нервах, через недовольство, горечь, неверие в то, что что-то всерьез получится… (Но сейчас я говорю себе: «не думай об этом, не трави себе душу – ведь мне брошен спасительный конец веревки в этом неспокойном океане» Лучше переулыбаться, чем переплакать, лучше перенаглеть, чем проявить робость, лучше быть излишне хладнокровным, чем излишне нервным. Ни я им особенно не нужен, ни мне они…)
1 книга:
В худшем отчаянии: «я умер, кончил жизнь самоубийством и хуже уже ничего не будет, потому что я за гранью хорошего и плохого, выбыл из всех игр и потому всегда буду неправильным и странным».
Комм:
А вот и подтверждение: другие года, а настроение похожее… (Причем, все верно написано - кроме первых слов: теперь на свое «самоубийство» я смотрю с довольной улыбкой…)
ЦИТАТЫ, Моруа:
За несколько дней до смерти он был на обеде, устроенном комитетом
Общества литераторов в ресторане "Золотой лев". Так как Гюго ничего не
говорил за столом, все думали, что он дремлет, но он все прекрасно слышал
и поразительно красноречиво ответил на тост, произнесенный в его честь.
Порой он пронизывал людей мрачным грозным взглядом. Но внуку своему он
говорил: "Любовь... Ищи любви... Дари радость и сам стремись к ней, люби,
пока любится".
Даже в последние дни в нем еще жил фавн, призывавший к себе нимф. В
своей записной книжке, начатой 1 января 1885 года, он еще отметил восемь
любовных свиданий, и последнее из них произошло 5 апреля 1885 года..."
Нет, ноги все-таки придется протянуть.
У смерти много средств турнуть тебя отсюда;
Паденье с лошади, вульгарная простуда,
Катар, песок в моче, - да мало ли хвороб?
И вот уж в дверь стучит не девушка, а поп
Для него гибельной случайностью оказалось воспаление легких, которым он
заболел 18 мая.
В предсмертном бреду он еще создавал прекрасные строки стихов
Комм:
Вроде же, все время неплохие стихи попадаются? На Вийона похоже… Почему я его браковал? (заново заглянул в три книги – ни одна не понравилась. Хотя кое-что можно свалить и на посредственный перевод… К тому же, вспомнил Лимонова – у него тоже есть масса бездарных книг про «великие деяния»…)
«Если мозгов нет, ищи одной бабской любви, если есть – ищи еще и истинной философии»
Заболеть воспалением легких 18 мая! Во Франции! Слишком расслабился и выпил что-то очень холодное? Раз с бабами до конца общался, то до конца и понтовался?
Инет:
В июле 2004 года в Верхней Долине реки Висконсин в штате Висконсин двадцатишестилетняя Барбара каталась на моторной лодке со своим бойфрендом, когда ей в голову пришла мысль заплыть в Нижнюю Долину. Будучи весьма нетрезвой, она решила срезать путь, перепрыгнув на лодке через дамбу, — в кино ведь так делают, значит, и она сможет. Множество табличек, предупреждающих об опасности, в конце концов убедили ее приятеля в рискованности такого предприятия, и он спрыгнул за борт. Барбара же, перескочив дамбу, разбилась вместе с лодкой.
Комм:
Бойфренду аплодисменты… (хотя мог бы вырвать у суки руль? Наверное, сидел в отдалении и сначала не верил своим глазам… Опять же, это могло быть скрытым самоубийством – с явно нелюбимым бойфрендом для смелости)
3 книга:
Замерзший хоккеист. Затонувший футболист…
(И все уже с испугом интересуются: «Насмерть затонувший? Насмерть замерзший?» - счет игры уже никого не интересует - а играли они в водное поло на льду…)
Комм:
Давно уже замерзнуть всем хоккеистам желаю – из-за племянника. И если затонет огромный корабль с футболерами - допустим, гуляют, отмечая конец длинного сезона, когда они месяцами людишек дурачили – тоже устрою праздник….)
1 книга:
Присматриваюсь к совету «умереть – уснуть» поэта по фамилии Беккер.
Комм:
Тогда еще не были насмерть замусолены подобные уподобления? Сомневаюсь… (подобные вещи наверняка еще самому Адаму в башку приходили! Хотя до конца они и до сих пор не раскрыты – так что, действительно можно сколько угодно присматриваться…)
ЦИТАТЫ, Моруа:
Он скончался 22 мая, простившись с
Жоржем и Жанной. "Я вижу черный свет", - сказал он перед смертью;
"Незабываемое зрелище, - пишет Баррес, - высоко поднятый гроб в ночной
тьме... скорбные зеленоватые огни светильников озаряли императорский
портик и дробились на кирасах всадников, вздымавших факелы и сдерживавших
толпу.
Двенадцать молодых французских поэтов стояли в почетном карауле. Вокруг
Триумфальной арки повсюду - на улицах, в домах - тысячи людей читали
вполголоса его стихи; как шелест, слышались строфы, строки и отдельные
слова.
Затем, на рассвете, "среди этого ликования, этой
пышности, этих ликторов и легионеров, среди этих холмов из цветов и
венков, этих воинских доспехов" в пустом пространстве показались
"нищенские дроги, черный, без всяких украшений катафалк с двумя веночками
из белых роз. Покойник. Последняя антитеза..."
За гробом шло два миллиона человек.
с обеих сторон к столбам фонарей были
прикреплены щиты и на каждом написано заглавие какого-нибудь его
произведения: "Отверженные", "Осенние листья", "Созерцания", "Девяносто
третий год".
Впервые в истории человечества нация воздавала
поэту почести, какие до тех пор оказывались лишь государям и
военачальникам.
старые и молодые писатели, выходя из Пантеона,
с облегчением воскликнули: "Ух!" Малларме же не воскликнул "Ух!", но
пожалел, что Гюго будет лежать в Пантеоне среди ученых и политических
деятелей, привыкших к куполам парламентов и академий, что его положат в
склеп, меж тем как в Люксембургском саду он почивал бы "под сенью дерев
иль на просторной поляне".
Комм:
Сейчас его совсем забыли – примерно, как нашего Некрасова. Но за Некрасовым и тогда миллионы не ходили вроде… За что ценили? За то, что патриот?! Был местным Женей Евтушенко?!
Инет:
Пятеро канадцев, заехавших в августе 2002 года в штат Вашингтон, решили, что на территории Штатов им можно вести себя плохо. Несколько сломанных почтовых ящиков не утолили жажду разрушения, и канадцы затеяли кидать камни в придорожные дома из открытой двери микроавтобуса. Один из них не рассчитал силу броска и вылетел вслед за камнем на дорогу, ударившись головой о тротуар.
Комм:
Представляю, как Америку ругали… Неудобно камни кидать из двери – руку поднял и уперся в косяк. Да и далековато понатыканы особнячки от дороги – никак не докинешь, это были броски в сторону, не более… (может, по газону псина или кошара бегали?)
3 книга:
Сначала тотально ругался: пора пинать картины, этот пропал – надеюсь, что сдох (никогда не забуду, как он на меня посмотрел) – но потом всё-таки вырулил к чему-то осмысленному, даже с оригинальным оттенком. А сначала казалось, что всё: драка, тюрьма, смерть под забором, будучи забит превосходящими силами, арматурой из собственных авангардных проектов вооруженных художников…
Комм:
Только вырулил к чему-то осмысленному, даже с оригинальным оттенком, как все: драка, тюрьма, смерть под забором… (Не оценили оригинальность мою, сочли за насмешку – отсюда и драка; ментам тоже почудился вызов – отсюда тюрьма; и даже с поганой работки все-таки выгнали – «уж слишком ты осмыслен, прямо философ»… Обдумать свое положение хотел под забором…)
1 книга:
Один голос во мне кричит: «нет, нет и нет, на этот раз нельзя сдаваться и откладывать свою сборку в человека», но другой в меланхолической задумчивости, продолжает перебирать варианты: ««начнешь» в следующий понедельник или даже на Новый Год». Но отчаяние сегодня оказалось сильней, впереди же у меня нет ничего, одна чернота и всё умерло: «ну, ладно, завтра в 6 вечера, в свое золотое время «начнешь» со смаком, уютней будет, а до того еще раз походишь и подумаешь, как всё будет, как всё должно быть, обязательно должно…»
Комм:
Стыдно, но что делать, несостоятельность была полнейшая…; в чем-то силен, в чем-то исправен, но провалы и дыры были такие, что в целом я был пригвожден… Черный паук – телевизор, и книжки как тараканы… Пустынна всегда была наша провинция, но тогда особенно – в наличии был только базар… (Ну еще были кружки, вроде шахматного, но я всегда чувствовал, что они лишь в сторону уводят, превращают жизнь в какое-то хобби…)
ЦИТАТЫ, Моруа:
Жюльетта просила, чтобы на ее могильной плите были вырезаны следующие стихи Виктора Гюго:
Когда коснется тьма моих усталых глаз
И в сердце не останется огня,
Мой друг, скажи в тот грустный тихий час:
"О люди, думал он о вас,
И он любил - меня!"
Но ни Жорж, ни Жанна Гюго, ни Луи Кох, племянник Жюльетты, не
потрудились выполнить желание всеми позабытой покойницы. Долгое время на
голой могильной плите не было ни имени, ни даты. И лишь когда Жюльетта
посмертно нашла себе друзей в лице Луи Икара и его супруги, это желание
было осуществлено. Ныне Общество друзей Жюльетты Друэ считает своим долгом
поддерживать ее могилу, и мрамор надгробия блещет белизной среди
развалившихся памятников, покрытых мхом.
Комм:
Стихи неплохие, но бьюсь об заклад, что на стихах-ру такого звучного и сентиментального добра килограммами. Это мейнстрим, вечный и неизбежный, как сам половой акт, за ним последующий… Опять же, нет ни пророка, ни пророчицы для родственников в своем окружении (слишком уж преобладают свары)
Инет:
В апреле 1998 года в Нью-Бедфордском аэропорту частный «Пайпер ПА-32-300а» стартовал со взлетно-посадочной полосы под очень крутым углом, затем его двигатели отключились, он упал за полосой и разбился. А началось все вот как. Пилот «Пайпера», посадив самолет, заблокировал рычаг управления тягой с целью защиты от угона. Эта процедура довольно обычна, если не считать того, что блокировка была произведена на стороне второго пилота. Погуляв по городу и изрядно заправившись алкоголем, пилот вернулся к самолету. Сев за штурвал и убедившись, что блокировка с его стороны отсутствует, он приступил ко взлету. О том, что управление заблокировано с другой стороны, пилот вспомнил, только когда самолет круто пошел вверх. Проблема состояла в том, что ключ от блокирующего устройства и ключ зажигания висели на одной связке. Отцепить нужный ключ пилот был не в состоянии и решил быстро выключить двигатель, снять блокировку, снова завести мотор и попытаться выровнять самолет. Увы, недостаточная скорость и избыточный тангаж не дали ему времени на осуществление этого плана.
Комм:
Сериал про катастрофы за всю историю мировой авиации просмотрел чуть ли не полностью, но частных самолетов там почти не было. Пилоты изредка забывают про какие-то нюансы, потом они накапливаются и неудачно складываются…; или у них бывают жуткие затмения; реже портачат диспетчеры или ремонтники, но тоже бывает…; в общем-то, я удивляюсь, что в мире ежедневно совершаются тысячи штатных взлетов, полетов, посадок… (и не желаю летать на самолетах – как и прыгать с парашютом…)
3 книга:
«Пожалуйста, на улице ты можешь помирать, но только не кричать и даже не блевать – а то скорее «Скорой» мы тебя в кутузку заберем в ситуации, когда вокруг много хулиганов…» - раз смерть у него не задалась, он пока вернулся к жизни, чтобы лучше подготовиться…
Комм:
Можно ли удерживать смерть точно так же, как мы удерживаем сон? «Ужасно умереть хочется, но надо посидеть до 12-го часа, чтобы все закончить. Пусть заболит у меня голова, зато я успокою душу…»
А криками своими я мог бы множество футболок белых исписать, но город здесь неподходящий…; да и мир… (попасть в мобильники, в которые уткнулись все, или в смартфоны – инструмент для порчи глаза – я вряд ли удосужусь – сужу по их подчеркнуто бессмысленным, почти загадочным футболкам…)
1 книга:
…Они все – темная сила. Действительно: свет в познании. Все – и доброжелательный папа, и воинствующая мама; поэтому умерли для меня их улыбки. Не так я их вижу, как они себя видят. Странно механической и бессмысленной стала казаться их жизнь и в неразборчивый гул слились звуки их ничтожных слов.
Комм:
На этой точке и стою всю жизнь, уверенный в своей правоте на все 100 процентов. Но, конечно, окончательно Бог меня с людьми рассудит… (Он не посмеет меня не оправдать, потому что иначе я и Бога тут же прокляну и крикну: «дьявол!») Но жаль, конечно, что не только я, но и люди так упорны – с упорными общаться и в целом неприятно - и перспективы никакой… И брата жаль терять всю жизнь – не видя даже маленькой замены… (Этот осел упрямый как антипод мой – мне странно подражая – и себя считая мудрецом! - он, тем не менее, всегда бодаться будет, всегда он не согласен, против… Впрочем, по поведению он как обычный офисный планктон – хотя работка у него тупее, но ведь общается-то даже и со мной…)
ЦИТАТЫ, Моруа:
Когда он, вздымая на дыбы лошадь, размахивал саблей над головой, даже самые храбрые арабы с криком "Ангел смерти!" в ужасе кидались врассыпную.
Комм:
Наверняка, арабы «аллах акбар» кричали! А кидаться врассыпную – это типичная партизанская тактика…
Инет:
В сентябре 1997 года завсегдатаи бара в Порт-Анджелес (штат Вашингтон) почувствовали подземный толчок, от которого задрожали стены. Почти все благоразумно выбежали наружу. Один мужчина решил задержаться и допить. Бар похоронило под оползнем.
Комм:
Я бы и доесть мог остаться из жадности… Хотя в столовках я все время теряю аппетит и готов воспользоваться любым предлогом для того, чтобы их покинуть…
3 книга:
Рождение в яйце, смерть в нуле…
Комм:
0-1-0 – один байт информации… (или два?... или три?!)
1 книга:
…Это все тот же принцип: зерно должно умереть, чтобы дать много плода и не остаться в одиночестве. Умереть, передав себя среде, способной принять, умертвить и передать. Христос умер, но ученики Его приняли зерно и передали - и умерли, чтоб в этой передаче еще раз умножить количество зерна.
Комм:
Один нюанс: все смертные при передаче данные безбожно искажают. Уже к третьему поколению все изменяется до неузнаваемости и вместо пшеницы, ты снимаешь урожаи сорняков. Вообще, с христианством как с бродячими собаками – иногда овчарки их породу улучшают, но все-таки они остаются поголовными язычниками… Впрочем, все варианты описаны еще самим Христом в известной притче… Он там надеялся на «добрую почву» - но в городах такой точно негде взять… (город – это тюрьма, но уровень комфорта и наркоманских удовольствий в ней таков, что ты выйти не захочешь…)
Все разнообразие видов (растений, животных и т.д.) мы имеем только потому, что и природа безбожно врет при передаче?! И те же «неточности, переходящие в фантазии» породили всю огромную культуру?! Там и там то же смертны все…
ЦИТАТЫ, Моруа:
В 1805 году Дюма, понимая, что здоровье его с каждым днем ухудшается,
решил поехать в Париж показаться великому Корвизару. Он взял с собой жену
и сына, которых хотел представить своим друзьям. Он чувствовал, что смерть
его близка, и хотел, чтобы у мальчика остались влиятельные покровители. У
Мюрата и Брюна достало смелости принять приглашение на завтрак. Брюн был
при этом сердечен, Мюрат - холоден. Но маленький Александр на всю жизнь запомнил, как он в шляпе Мюрата скакал вокруг стола верхом на сабле Брюна.
Комм:
Корвизар сдулся…
Бьюсь об заклад, что Брюн почти всегда был сердечен, а Мюрат почти всегда холоден. Таков характер, такова карма… (Но сердечному не пристало убивать… - быть может, Брюн почти всегда был фальшиво сердечен, а Мюрат, хоть и холоден, как убийца, но более честен…)
Инет:
Пятидесятивосьмилетний Майкл из Техаса страдал хроническим алкоголизмом и хронически же больным горлом, которое портило ему удовольствие от выпивки. Он легко решил эту проблему, придумав алкогольные клизмы. Вечером 21 мая 2004 года он устроил себе праздник и поставил кружку Эсмарха, наполненную тремя литрами хереса. Как и любой другой человек, опьянев, Майкл отключился. Но, заметьте: человек, отключившись, обычно прекращает пить. Майкл же употребил весь запланированный объем не приходя в сознание. Утром его нашли мертвым, с содержанием алкоголя в крови порядка 0,47 %, что в шесть раз превышает допустимую норму.
Комм:
Норма – пол-литра? Маловато… Зачем этот дурень три литра налил? Может, с меньшим объемом давление было слабеньким? Я никогда не имел дело с клизмой… (Или все-таки было дело в раннем детстве?)
3 книга:
Душа – вода, и к геометрии цивилизации она на самом деле смертельно равнодушна – всегда стечет с неё, заляжет в неровности недоистребленной. Об этом парадоксе, конечно, много я писал. Все блага от чертежей и геометрии, казалось бы, и польза, и даже красота, но для души всё это сон, она на машинах мимо едет. На самом деле не нужно таких благ…
Комм:
Душа любит только произведения рук своих – а в геометрии она их не узнает (и от неуклюжих подражаний, всевозможных заблуждений только морщится)
1 книга:
Вот человек пожилой, но такой цветущий, что его трудно представить в гробу – а обычно бывает, что надо лишь чуть-чуть пожелтеть, посинеть и хоть завтра…. Хоть завтра могут умереть; впрочем, иногда и у них, обычных румянец – например, когда они с улицы - но уже вскоре вновь нападают бледность и тени… – и мне страшно, когда я замечаю такое у папы.
А здесь я машинально кладу в гроб этого человека, но тут же поспешно стираю картинку в своей голове…
Комм:
Отец был тогда лишь немногим старше меня, теперешнего – и через несколько лет у него действительно был серьезный кризис…
Интересно в русских деревнях в прежнее время все румяны были? Вроде тоже мало: много заморенных нищетой и работой… (а вот краснорожих, наверное, хватало…)
Мне до покойницкого вида слишком часто всего полшага… (Но даже и крепкий Путин нередко как покойник… А пьющий Иванов зато нередко краснорож…)
ЦИТАТЫ, Моруа:
Генерал Дюма попросил аудиенцию у императора и получил отказ. Корвизар не смог облегчить его страданий, и Дюма покинул Париж со "смертью в душе и теле".
Комм:
«Смерть в душе», кажется, я видел у каких-то больных. Они молчали, пребывали в безразличии, ни на кого даже не смотрели – видно было, что ужасно не верят уже ни во что. Если их и можно было расшевелить, то только на ругань… - из безразличия, упадка обычно они и не ругаются…
Инет:
В феврале того же 2007 года рабочие гидролизного завода стащили на родном предприятии несколько литров технического спирта и немедленно употребили. Одному из них внезапно поплохело (с чего бы это?), товарищи вызвали «скорую», больного доставили в реанимацию, где тот и умер. На следующий день бригада «скорой помощи» по тому же адресу за тем же столом застала ту же компанию, тем же техническим спиртом помянувшую покойного товарища. С тем же результатом.
Комм:
От подобной отравы у меня двоюродный помер в 20 лет (все пили, а плохо стало только ему… Может, там была смесь? Может, там были разные бутылки… - лотерея… Может, у него уже язва была…)
3 книга:
Допустим, если ты выживаешь в автокатастрофе, то ты превращаешься в обладателя мало кому ведомого страшного знания…
И даже смерть родителей – большая часть населения всё еще не является обладателями этого страшного знания…
- «Умереть самому страшной смертью, но зато не стать обладателем страшного знания» - «Всучили тебе его напоследок» - «Но я отпихнул его напоследок» - «Но они всё же всучили его напоследок» - «Вы уверены? Нет, я доподлинно этого всё же не знаю…» - «Умереть легкой смертью и не стать обладателем – и пожалеть о смерти своей, потому что есть подозрение, что, раз так, то и нет никакого страшного знания…»
Комм:
Не со страхом мы на тот свет уходим – вроде бы никто не кричит «я боюсь», уходя, значит, то, что чувствует человек, уходя, всегда не так страшно, как кажется посторонним. Или это касается лишь одних праведников, а грешники все-таки мечутся, как и по жизни метались?… Смерть примиряет – все становятся смирными, мало кто бранится и злится (мамин отец, умирая, «я - великий грешник» кричал…) На брань сил не хватает – на смирение-то их много не надо? Осознав бессилие свое, осознаешь и нелепость своего самолюбия… Иной человек как рыба «засыпает», а иной мучается, как раненый зверь… Мирным людям – мирная смерть, а агрессивным – агрессивная? (активным – активная?!) …Я могу быть наказан за то, что десятилетиями пренебрегаю сигналами, исходящими из моего желудка… (не совсем пренебрегаю – наполовину; да и то из-за трех холодильников)
1 книга:
Старый человек похож на одежду латаную - сначала она латалась легко и вновь была «как новая», но время шло, и зрела безнадежность – которая есть уверенность в том, что уже ничего нельзя починить.
Или: тело со временем всё ухудшается и ветшает, а дух напротив – определяется и возрастает /«возраст»/ - сначала он как личинка в куколке, но потом куколка становится ненужной и личинка, превратившись в бабочку, вступает в новый мир и в настоящую жизнь.
Комм:
При определенном умении и наличии запчастей, мне кажется, любую одежду можно бесконечно чинить и по 200 лет носить… (и стать завораживающе ветхим и древним…)
А насчет бабочки – пока действительно очень похоже (книга «Смерть» - моя первая бабочка, сотканная, опять же, из очень многих, ранее произведенных частей…)
ЦИТАТЫ, Моруа:
Аббат хорошо знал своего ученика. К концу недели Александр был по горло сыт стихами. Корнель и Расин нагоняли на него смертную тоску. Ему нужны были действия, пусть даже бессмысленные, но действия.
Комм:
«В книге ему нужны были действия, пусть даже бессмысленные, но действия»
Инет:
Один из жителей небольшого села Львовской области держал у себя во дворе четырехтонную цистерну самогонки. Самогонка эта не давала покоя сельчанам, и, наконец, в мае 2010 года один из соседей не выдержал. Амеба завещала делиться! Решил он наведаться к цистерне с ведерком, да и свалился в нее на радостях. Утонул, но зато, наверное, умер счастливым.
Комм:
Как можно утонуть в цистерне взрослому человеку? Цистерна-то четырехтонная, но самогонки там, наверное, было на донышке? Или это было частное предприятие, всю округу отоваривал? В общем, сосед наверняка был вдрибадан пьян заранее…
А вообще, умирает хоть кто-то счастливым?! Не хочется даже такую возможность исключать, раз однозначно существуют счастливые люди (в отличие от «страшного знания», которым пугал всех чуть выше...; я почему-то давненько не видел страшных людей…; а кто войны устраивает? кровавое месиво с помощью бомбы? Говорят про избыток какого-то «адреналина», который толкает и в работе, и на войне, и в отношениях с бабами; сами строят и оплодотворяют и сами же все рушат и убивают… - это их, «адреналиновых», замкнутый круг…)
3 книга:
Демократия – замечательное понятие, но висящее в воздухе, болтовней сотрясаемом. Как связана демократия и художество? Демократия и труд? Демократия и смерть? Вот в сдвиге демократии в эти стороны я и вижу свою заслугу…
Комм:
Как меня радует нынешняя истинная процентов на 80 свобода пресса в России – такие новые люди как Сергей Михеев, Дмитрий Куликов… (кто позволил? Наверное, сам Путин – ведь борзость просто неслыханная…)
А смерть с демократией связаны напрямую – ведь откровенное честное мнение многое разит наповал! Обманывать себя не дает, а без обмана многому каюк настает…
1 книга:
Можно жить, можно умереть и можно жить мертвым – сумасшедшим. Нет пустот, всё, что может быть - бывает…
Комм:
Женька не сумасшедшим был – просто его в психушке головы лишили. У некоторых таблеток эффект такой, словно дубиной по затылку дали… А мертвых-сумасшедших я видел – в той же религиозной среде…; да и среди культурных… (а уж в политике - к примеру, в перестройку - их была вообще целая популяция; ведь политика нынче частенько сильней религии…) Особенно, конечно, в старости некоторые вот так на 9/10-х умирают, а на 1/10-ю странно возбуждаются…
ЦИТАТЫ, Моруа:
Сцены безумия, убийства, самоубийства, ревность Отелло, смерть Дездемоны потрясали его до глубины души.
Комм:
Тысячи фильмов (и сотни спектаклей) видел, а про Дездемону, к стыду своему, так и не знаю ничего конкретного. И лень в инете пробивать. Плевать на бабу… (ее Отелло из ревности убил? «Готова ли ты к смерти, Дездемона?» - вспомнил «коронку». Похоже, у них недоразумение возникло, но парень южный был, горячий, может, даже с гор…)
Инет:
Существует городская легенда о том, как жену армейского прапорщика судили за причинение смерти по неосторожности. А она всего лишь пыталась заставить бросить пить изрядно употреблявшего супруга. Тот пил все, что горит, его часто приносили домой в невменяемом состоянии или находили мирно спящим где-нибудь в канаве. Однажды утром жена прапорщика сообщила мающемуся похмельем супругу: мол, еще раз напьешься — убью. Вечером пьяное тело, как обычно, принесли сослуживцы и сгрузили на кровать. Очнулся прапорщик привязанным к кровати, супруга с топором сообщает: «Я тебя предупреждала!» Накинула ему на лицо одеяло и… ударила по голове валенком. А тот возьми и помри со страху.
Комм:
Слабое сердце нельзя так провоцировать… (Вполне возможно, что она его и раньше до страха угнетала – отсюда и запои…)
3 книга:
В тени, однако, тоже неплохо, когда солнце жарит, но вот набежали облака и ты уже в двойной тени (еще одна - и смерть…)
Комм:
За всю зиму, за 2,5 месяца, наверное, не набралось и 24 часов солнечных… (Но на солнце – когда появится - я про смерть писать не смогу!)
1 книга:
Безнадежно: не тот ум и не тот стиль у меня. Такие не способны внушить уважение. Да и вообще, что ни делай, всё будет похоронено в этом мире. Или без звука или с хилым и умершим звуком; или будет-таки на обозрении, но в мумифицированном, консервированном и удобном для бездумного потребления виде.
Комм:
Зимой все будет похоронено сугробами, осенью – грязью, весной – талой водой, а летом – зеленой ботвой…
Надо застрелить минимум 3 тыщи классиков, чтобы они тебя своими монументами, как камнями, не завалили… Разжаловать всех в лейтенанты – и пусть радуются, что не пошли по этапу, что, к примеру, оставили им коньячок и смазливую бабу… Преклоняется баба по-прежнему перед талантом, но преклонившись уже просто сосет между ног…
ЦИТАТЫ, Моруа:
Через неделю после пьесы Дюма была принята
"Христина" некоего Бро, поэта и бывшего субпрефекта. Так как Бро был при
смерти, его пьесе отдали предпочтение. Кроме того, Фредерик Сулье успел
закончить к этому времени свою "Христину" и отдать ее в Одеон. Этот парад
"Христин" начал принимать шутовской характер.
Комм:
«Я при смерти – хотите, умру прямо на сцене? Хотите, завещаю вашему театру свое мертвое тело?» («Я при смерти – и только личное участие в любимой пьесе точно меня оживит»)
Инет:
Вода может убить, даже если ее просто выпить слишком много. Смертельная доза воды — 10–12 литров — вызывает фатальное нарушение обмена веществ. Об этом не знала ни двадцативосьмилетняя американка Дженнифер Стрэндж, ни организаторы проведенного в 2007 году конкурса на «лучшего водохлеба». Победитель конкурса, выпивший больше всех воды за короткий промежуток времени, должен был получить игровую приставку нового поколения. Дженнифер выиграла, получила приставку, отправилась домой и умерла.
Комм:
Эта корова выпила целое ведро?!
3 книга:
Женитьба, рождение одного, смерть другого… - событий так мало, что кажется, будто их совсем нет… - а эти шелестящие березы только встречают и провожают время…
Комм:
Поэзия… (ее иная музыка способна выдоить из меня целое ведро… - но зачем мне так вас баловать?... Как ранний или средний Федя (Достоевский), лучше еще разик вас дубиной угощу – для просветления мозгов, единственно…)
1 книга:
Кажется, что только-только вошел во вкус жизни и что-то из людского опыта усвоил – ранее немало времени растратив на пустые перипетии – но вот уже немножко переставилась четырехзначная цифра в последних разрядах и ты умер…
Комм:
Не хотел бы я жить в 1917 году, но в 2117-м, может, кто-то и от моей нынешней даты поежится… Впрочем, как старика меня, надеюсь, не тронут – в смысле, на войну не возьмут (но разбомбят за милую душу…)
ЦИТАТЫ, Моруа:
Однажды на рассвете он вошел к ней в комнату, держа в одной руке
кинжал, в другой - чашу. В весьма суровых выражениях предъявив ей
обвинение в неверности, он сказал: "Как вы предпочитаете умереть, мадам,
от кинжала или от яда?" Она рыдала и просила пощадить ее. "Нет, мадам,
выбирайте". Она выпила яд, упала на колени и в ожидании смерти стала
молить Бога о прощении. Через час Гиз успокоил ее: яд оказался
всего-навсего крепким бульоном. Урок, однако, был жестокий.
Комм:
А если бы она выбрала киньжал, тот бы членом оказался… Это у них такие игрища – в следующий раз, допустим, будет плетка…
Инет:
Специфическая группа верующих из Лос-Анджелеса упорно работала над освоением техники ходьбы по воде. 24 ноября 1999 года им пришлось прекратить свои исследования. Джеймс, идейный вдохновитель группы, как обычно, практиковался в ходьбе по воде в собственной ванной, поскользнулся на куске мыла, ударился головой и утонул, не приходя в сознание.
Комм:
Какая дикость… (Всем известно, что в этих крайне скользких ваннах и мыла никакого не надо, чтоб убиться – даже если будешь ползать на карачках…)
3 книга:
Пуглив как аист. Откуда такая пугливость у зверей, рыб и птиц? Просто до полусмерти в этой жизни запуганы…
Комм:
Последние люди напуганы будут не менее… (Захотят на воде посидеть, но при первом же шорохе, вспорхнут и исчезнут, махая крылами…)
1 книга:
«Я умер, а Христос воскрес во мне» - «телом я застыл в темноте, а душа воскресла во мне».
Комм:
Воскрес-то воскрес, но потом столько лет из темноты выбирался и привыкал к свету… (и отвыкал от костылей «Христа» - в темноте-то Христос воскресает только в виде костылей, т.е. не очень настоящий…)
ЦИТАТЫ, Моруа:
Когда в эпилоге Христина обратилась к врачу с вопросом: "Скажите, долго ли
мне смерти ждать?" - один из зрителей поднялся и закричал: "Если через час
она не умрет, я уйду".
Комм:
Интернета не было, чтобы пьесы комментировать…
Инет:
В августе 2006 года преподобный Фрэнк Кабеле из Либревиля (Габон) после одной из своих проповедей решил доказать прихожанам силу своей веры. Речь в проповеди как раз шла о силе веры — и, судя по всему, она произвела огромное впечатление на самого же пастора. Тридцатилетний проповедник сказал прихожанам, что подтвердит свои слова делом, и повел всех к пляжу, а на берегу объявил, что намерен пересечь устье реки Комо по воде, аки посуху. Преподобный Кабеле вошел в воду. Плавать он не умел, ходить по воде тоже. Через несколько минут пастор скрылся под водой, и больше живым его не видели.
Комм:
Преподобный Кибеле хотел стать вторым после Христа? И почему его не сопровождали умеющие плавать прихожане? И зачем пастору было скрываться под водой – и на мелководье было прекрасно видно, что у него ничего не получается…
3 книга:
Мать – хлопая мух – пытается запретить мне слушать мою музыку. Мол, иначе не буду готовить, уйду из дома, запилю до смерти. Я увиливаю, галсами отхожу на заранее подготовленные позиции, приглушаю звук, ибо – не муха…
Комм:
Я легко настраиваюсь на чужую волну – и понимаю, что им все мое действительно не нравится, кажется странным и чуждым. Мы на разных частотах, мы разные станции в огромном радиоприемнике… (А пилит она жестоко)
1 книга:
Что прошло, то умерло. Книги, память и т. п. – это элементы, на которые распалась жизнь. Каждое мгновение умирает при рождении следующего. А дома и памятники немы и мертвы как надгробия – хотя и они «элементы».
Комм:
Все, что нужно, снова воскреснет – спрос родит предложение с помощью клубящейся пластилиновой памяти…
ЦИТАТЫ, Моруа:
Сам Дюма не упускал случая обмануть свою томную Мелани, в то же время
продолжая разыгрывать романтические страсти. Он пишет Мелани об их
"неистовых, жгучих поцелуях", угрожает слить воедино "Любовь и Смерть" и
даже убить ее супруга, капитана-консорта, отнюдь не заслужившего подобной
жестокости.
Комм:
Во многом Дюма не отличался от Гюго – или это Моруа привык смотреть на вещи под определенными углами?
Инет:
В 2006 году группа подростков гуляла по мосту через реку, зашел разговор об умении плавать. Несколько мальчиков решили покрасоваться перед девочками. Один из них разделся и прыгнул с моста. За ним, не раздевшись и не сняв тяжелых ковбойских сапог, последовали двое других, плавать не умевших. Оба утонули.
Комм:
Иногда лучше уметь плавать, чем иметь тяжелые ковбойские сапоги. Хитрюга-пловец и ковбои-дуралеи… (но они все же герои! Былинная история! Но если бы пловец их спас, то героем был он… - а так он, скорее всего, даже подлец, которому ковбои напрасно доверились…)
3 книга:
Душа моя разъята после многих Хиросим и Нагасаки (Нагассак). Снесены все крыши и всё видно. Смерть дымится, и жизнь дымится – выжившие себе что-то варят на кострах…
Комм:
Выжившие муравьи через 5 тысяч лет себе что-то сварят на кострах… (не факт, что у них будет две руки)
Кино снесло все крыши и все видно… (можно от костра запитать телевизор? Такая техника еще впереди…)
1 книга:
Спешим успеть что-то сделать, но на самом деле спешим прожить. Чем цельнее жизнь, тем она медленнее и ближе к покою. «Поскорее бы это дежурство кончилось» – ты пожелал, чтобы побыстрее умерли 12 часов твоей жизни. И так всегда. Т. е. получается, что человек живет и мыслит для дела - а должно быть наоборот: дело прилагается к человеку и служит его сущности.
Комм:
Тут все двояко – когда все прилагается к человеку, то это обычный эгоизм…
На нынешних дежурствах я ни разу не торопил время – тогда мне не хватало книг, которыми можно было б зачитаться (и забыться), а сейчас у меня, наконец, полноценный, и огромный, выбор (но запасов лет на 5 всего? Или на все 10… Моя разборчивость может их уменьшить вдвое, но моя же изворотливость вдвое увеличить…)
ЦИТАТЫ, Моруа:
Мелани Вальдор - Александру Дюма:
"Я пишу вам эти строки ночью: лихорадка не дает мне спать...
Да, я убила его, это так, но убила,
потому что любила слишком сильно: так обезьяны убивают своих детенышей,
сжимая их слишком сильно в объятиях...
Завещание Мелани Вальдор - доктору Валерану:
"Понедельник. 22 числа, 11 часов утра.
Я хочу получить от него, до того как он покинет меня:
Мои письма, чтоб их перечитывать, и мой портрет.
Нашу цепочку и наш перстень.
Его часы, которые я у него куплю.
Его бронзовую медаль.
Если я умру, я хочу, чтобы все, за исключением портрета, погребли
вместе со мной на кладбище Иври, рядом с могилой Жака. Я хочу, чтобы на
моей могиле установили простую плиту белого мрамора, на которой сверху был
бы высечен день моей смерти и мои годы. Ниже: ara di le, o di morte!
[Либо - ты, либо - смерть! (ит.)] и по углам плиты - четыре даты:
12 сентября 1827 года (день объяснения в любви),
23 сентября 1827 года (день моего падения),
18 сентября 1830 года (день отъезда Дюма из Жарри),
и 22 ноября 1830 года (день предполагаемого самоубийства Мелани).
Я хочу также, чтобы моя мать, пока она жива, ухаживала за геранью,
посаженной на моей могиле, и я прошу мою дочь, когда она станет большой,
заменить свою бабушку. Я хочу, чтобы меня не обряжали в саван, а надели бы
голубое платье и желтый шарф. Шею пусть обовьют нашей черной цепочкой... Я
хочу, чтобы его часы и наш перстень положили мне на сердце вместе с нашей
сломанной геранью. В ногах пусть положат его стихи и нашу переписку.
Мой портрет я оставляю матери. Мои волосы - ему, если он когда-нибудь
выразит желание их иметь
Комм:
Бабам, чтобы сочинять шикарные романы, надо просто-напросто запретить чему-то подражать. Дайте себе полную волю! – примерно такую, как в телефонном разговоре с лучшей подругой - и из вас изольется такое, что вся земля не сможет этой Стихии вместить (а все писаки-мужики со стыда утопятся в ближайшей библиотеке…) Даешь Потоп сознания и Взрывы мозга! Ведь диктофоны способны записать даже 1000 слов в минуту! (умным мужикам придется спасаться в монастырь, в ковчег, готовить ответные, уже прямо Атомные Взрывы…)
Инет:
Майкл Андерсон Гудвин провел несколько лет в тюрьме, ожидая казни на электрическом стуле за убийство. В марте 1989 года он сидел на металлическом унитазе в камере, пытаясь наладить портативный телевизор. Был убит током. Похожим образом 1 января 1997 года погиб Лоуренс Бэйкер, также приговоренный к казни за убийство, позже замененной на пожизненный срок. Он был убит током через самодельные наушники, когда смотрел маленький телевизор, сидя на металлическом унитазе.
Комм:
На самом деле, эти унитазы и были электрическими стульями – коварная задумка, облегчающая, кстати, участь приговоренных в смысле возможного волнения…
3 книга:
Если к вечеру или старости не помудреешь, то тебя, конечно, спасет сон или смерть, но только ты взамен исчезнешь? Утро вечера не мудренее - проще утро и с ним легче справиться нашей небольшой мудрости…
Комм:
Да, вечер сложен (сегодня например, у меня боли под левою лопаткой…) Но старость моя пока обманчиво легка? (но это может измениться в любой день… 51 год?! То ли еще будет, ой-ой-ой!...)
1 книга:
Странная пора: старое умерло, а новое не народилось. Умерли все ранее служившие мне виды умственных времяпровождений, типа чтения, слушания музыки, разговора и т.д., а не народились «погружения», работа над словом и т.д….
Комм:
«Погружаться» я тогда уже вовсю мечтал – еще не зная слова «интроверт» (на глубинах все то ли умирает, то ли просто исчезает; ведь глубины как могилы и со смертью они на слишком короткой ноге… Глубины как рыбы?! Рыбы умирают не от смерти, а от неумных попыток воскресения! Я жив, только пока плавниками шевелю на своей глубине; сижу в кресле на своей глубине, закинув ногу за ногу, и вместо клубов сигаретного дыма, пускаю пузыри…)
ЦИТАТЫ, Моруа:
Если вдуматься, поневоле удивишься, почему этот
жизнерадостный молодой человек гораздо чаще писал мрачные драмы, чем
веселые комедии. Подходя к четвертому десятку, он начал пробовать свои силы в
пьесах а ля Мариво. Готье с присущей ему проницательностью объяснил эту
эволюцию таланта: "Комедия чужда ранней юности, которая ко всему относится
серьезно и все принимает близко к сердцу... Если бы господин Дюма стал
теперь переделывать "Антони", Адель д'Эрве не умерла бы, а любовник,
спокойно представившись ее супругу, играл бы с ним в экарте... Чем дольше
вы живете, тем сильнее вами овладевает смертельная тоска - и тут-то вы и
начинаете писать комедии..."
Комм:
Про кризис среднего возраста тоже не надо забывать – к старости смертельная тоска проходит (но была ли она у Вовки? – у подкаблучников нет даже своего собственного настроения…; кроме того, для тоски нужно одиночество и свободное время…)
Инет:
В июле 2002 года в пригороде Далласа тридцатитрехлетний мужчина радовался приобретению новой электрической газонокосилки с длинным проводом. Либо он не прочитал инструкцию, либо просто не подумал, но, переехав газонокосилкой ее же шнур, умер от удара током.
Комм:
Я бы сказал, что мужик умер с обидной простотой (длинные шнуры у моей пилы, болгарки, рубанка, дрели…) По-моему, теперь господствуют бензиновые газонокосилки? Глупо постоянно так рисковать на траве, в которой провод можно и не увидеть…
3 книга:
У предметов всё же острые углы и ребра. Углы как копья, а ребра как мечи. Но смерть всё же не случается, если у вас большой навык в хождении по родине, а также ровные ноги и полы…
Комм:
Все больший навык, все большая слабость – ползу по родине, искоса поглядывая на очередные копья и мечи…
1 книга:
Быть может, так и надо: живое ощущение от мертвой для меня реальности я умерщвляю, записывая костяк, схему, мысль, но затем, спустя время, оживлю её, мысль собой - пересоздавая реальность по своему образу и подобию?..
Комм:
Мысль как воскресение ее предыдущего варианта?! У каждой мысли были свои предки. «Воззвал Господь воскреснуть именно меня»… (если без изменений воскресла, то и не умирала, то и нигде не бывала – повод для критики…)
ЦИТАТЫ, Моруа:
В то время как Дюма-сын в своих пьесах присуждал адюльтер к смертной казни, сам он вступил в связь с замужней женщиной и оторвал ее от мужа.
Комм:
***м надо писать осуждение адюльтера… Намордник для ***? Будешь страдать и томиться… Лучше придумать лекарство антивиагру, которое в нужный момент будет снимать напряжение похоти…
Инет, Арьес:
По всей видимости, именно Григорий Великий сыграл важную роль в формировании идеи о том, что «не совершенно дурные» и «несовершенно добрые» после смерти обречены огню, но не адскому пламени, а огню очищения, purgatio.
Еще в начале XVII в. преамбулы завещаний знают только небесную курию и ад, и лишь к середине столетия понятие чистилища широко распространяется в массовом сознании.
До эпохи Контрреформации и несмотря на несколько веков теологических изысканий господствовала старая альтернатива: рай или ад. И все же христиане уже издавна допускали существование некоего промежуточного, испытательного пространства, не райского и не адского, где их молитвы и благие деяния могли еще воздействовать благоприятным образом на участь умерших. Представление о нем питалось старыми языческими верованиями о месте, где бродят тени умерших, еще не обретшие покоя. О замкнутом, охраняемом и строго упорядоченном пространстве чистилища из «Божественной комедии» Данте не было и речи: напротив, представлялось, что мертвые зачастую продолжают пребывать или на месте, где они согрешили, или там, где их настигла смерть. Они еще могли являться живым, по крайней мере в снах, требуя молитв или месс за упокой их душ.
Не случайно, разумеется, идея заступничества живых за мертвых появилась тогда же, когда и пенитенциалии, где грехи получали точную оценку и где за них назначалось строго отмеренное наказание.
Комм:
Вернулся к Арьесу (хотя сей автор примечателен лишь добросовестностью и информативностью…)
На Западе обязательно должны были придти к тому, что грехи надо взвешивать, отпускать и накладывать! – это же роботы и рационалисты, торгаши и формалисты… (только что «Лобстера» посмотрел)
3 книга:
Враг ее, возможно, смертельно ранил, поэтому надо успеть сорвать хотя бы поцелуй…
Комм:
«Любимая, можно я с твоим трупом пересплю?»
1 книга:
М: «А вот еще духов умерших вызывают – тоже один, с этим познакомившись, уверовал в Бога. Приходят и говорят, что у них спросишь. Часто Пушкина вызывают. Говорят, что превратился в бесовский дух. В: «А вот в Библии рассказывается, как дух Самуила вызывали…». Л.: Нет, один брат объяснил, что на самом деле сатана воплощался в образ Самуила – ему это ничего не стоит». М.: «Ну, я-то слышала другое объяснение…»
Комм:
Сатана – это страшные сны…; или прозаические евреи! (должно быть что-то третье еще, троица?! Раз Бог в трех лицах, то и сатана…)
ЦИТАТЫ, Моруа:
Дюма привез Санд дурную
весть: сообщение о смерти Розы Шери, которую оба они обожали. Она умерла
от дифтерита - заразилась, ухаживая за своими больными детьми. "Не плачь,
- сказала, умирая, очаровательная актриса своему мужу, - не плачь, ведь
наши малютки спасены".
Комм:
Не плачем, но тоже обожаем…
Инет, Арьес:
до эпохи Карла Великого галликанская или вестготская месса была жертвоприношением Богу со стороны всего сообщества христиан при лишь формальном различении живых и мертвых, простых верующих и канонизированных святых. После эпохи Карла Великого все мессы стали заупокойными, мессами в пользу некоторых умерших, а также мессами по обету некоторых живых, причем те и другие выделялись из общей массы верующих.
Теперь уже не у алтаря, а с кафедры, окончив проповедь и сделав необходимые для жизни общины сообщения, священник возглашал: «Помолимся, братья, за семьи такие-то и такие-то». Имена благодетелей церкви, живых и мертвых, читались при этом не по-латыни, а на местном языке. Верующие читали «Отче наш». Тогда священник с кафедры добавлял: «А теперь, когда мы помолились за живых, помолимся равно и за умерших такого-то, такого-то и такого-то». Тогда читали De profundis. Списки имен были длинные, хотя священники читали их обычно как можно быстрее, проглатывая половину слов. Донаторы церкви обязывали священников называть их имена с кафедры в определенные дни или по определенным праздникам.
В IX в. на территории будущей Франции на таких заупокойных мессах уже не возглашали «аллилуйя». Быть может, мертвые начали уже внушать страх? Во всяком случае, несомненно» что отныне они уже рассматривались как отдельное сообщество и не смешивались с остальным «народом Божьим» — массой верующих христиан. Однако вскоре люди станут столь чувствительны к нуждам душ умерших, которым угрожала опасность проклятия, что перестанут исключать их из ритуала воскресного богослужения. Так что начиная с ? в. уже трудно было себе представить религиозный акт, при котором не затрагивалась бы в молитвах судьба умерших.
Комм:
На самом деле тот мир был юн – но старчески религиозен… Обычный расклад, у меня такой же; а кто в юности религией не переболел, может заболеть ею в старости? Или религией или культурой в качестве религии переболевают все? …Позволить себе перед смертью заболеть религиозностью – вдруг на том свете и в самом деле пригодится? Человек не надеется на себя и пытается одеть доспехи и вооружиться… (А я перед Богом в одной рубашечке предстану, живой и теплый - человечный!)
Свидетельство о публикации №221121200799