Джон Райл. Чего боялся апостол?

ЧЕГО БОЯЛСЯ АПОСТОЛ?
Джон Райл (1859)

Я боюсь, что так же, как Ева была обманута хитростью змея, ваши умы могут каким-то образом сбиться с пути вашей искренней и чистой преданности Христу.
2 Кор. 11.3

Текст, который начинает эту страницу, содержит одну часть опыта очень известного христианина. Ни один слуга Христа, пожалуй, не оставил такого доброго следа в мире, как апостол Павел. Когда он родился, вся Римская империя, за исключением одного маленького уголка, была погружена в самое темное язычество; когда он умер, могучая ткань язычества была потрясена до самого ее центра и готова рухнуть. И никто из агентов, которых Бог использовал для осуществления этой чудесной перемены, не сделал больше, чем Савл из Тарса, после своего обращения. И все же даже в разгар его успехов и полезности мы видим, как он заявил: "Я боюсь".
В этих словах есть какая-то печаль, которая требует нашего внимания. Они показывают человека, у которого много забот и тревог. Тому, кто полагает, что Павел жил легкой жизнью, потому что он был избранным апостолом, творил чудеса, основывал Церкви и писал вдохновенные Послания, еще многому предстоит научиться. Ничто не может быть более непохожим на правду! В 2 Кор.11 рассказывается совсем другая история. Эта глава заслуживает внимательного изучения. Частично из-за противостояния языческих философов и священников, ремеслу которых угрожала опасность, частично из-за горькой ненависти его собственных неверующих соотечественников, частично из-за лживых или слабых братьев, частично из-за его собственной занозы во плоти, великий Апостол язычников был похож на своего Учителя - "человека скорбей и знакомого со страданиями" (Ис. 53:3).
Но из всех тягот, которые приходилось нести Павлу, ни одно, по-видимому, не тяготило его так сильно, как то, о чем он говорит, когда пишет Коринфянам: "Моя забота обо всех церквах" (2 Кор.11: 28). Скудные знания многих ранних христиан, их слабая вера, их поверхностный опыт, их смутные надежды, их низкий уровень святости - все это делало их особенно склонными к тому, чтобы быть введенными в заблуждение лжеучителями и отойти от веры. Как маленькие дети, едва способные ходить, они требовали, чтобы с ними обращались с огромным терпением. Как за экзотическими растениями в теплице, за ними нужно было следить с непрестанной заботой. Можем ли мы сомневаться в том, что они держали своего апостольского основателя в состоянии постоянной нежной заботы? Можем ли мы удивляться, что он говорит колоссянам: "Как сильно я борюсь за вас", и Галатам: "Я поражен, что вы так быстро оставляете Того, Кто призвал вас благодатью Христа, и обращаетесь к другому Евангелию". "Вы, глупые галаты! Кто околдовал вас?" (Кол. 2:1; Гал. 1:6; 3:1).
Ни один внимательный читатель не может изучать Послания, не видя, как неоднократно всплывает эта тема. И текст, который я поместил в начале этой статьи, является образцом того, что я имею в виду: "Я боюсь, что так же, как Ева была обманута хитростью змея, ваши умы могут каким-то образом сбиться с пути вашей искренней и чистой преданности Христу". Этот текст содержит три важных урока, на которые я хотел бы обратить внимание всех моих читателей. Я верю своей совести, что это уроки для нашего времени.
I. Во-первых, текст показывает нам духовную "болезнь, которой мы все подвержены и которой мы должны бояться". Эта болезнь - разложение нашего разума: "Я боюсь, что ваши умы могут каким-то образом сбиться с пути".
II. Во-вторых, текст показывает нам "пример, который мы должны помнить, как маяк": "Ева была обманута хитростью змея".
III. В-третьих, текст показывает нам "момент, в отношении которого мы должны быть особенно настороже". Этот пункт вводит в заблуждение "от искренней и чистой преданности Христу".
Текст этот - глубокая шахта, и не обойдется без труда. Но давайте смело войдем в него, и мы обнаружим, что в нем содержится много драгоценного металла.
I. Итак, во-первых, существует "духовная болезнь, которой мы должны опасаться": "Умы, сбитые с пути".
Я понимаю так, что "умы, сбитые с пути" - это повреждение наших умов с помощью ложных и небиблейских доктрин в религии. И я верю, что смысл Апостола таков: "Я боюсь, что ваши умы разделят ошибочные и необоснованные взгляды на христианство. Я боюсь, что вы должны принять как истину принципы, которые не являются истиной. Я боюсь, что вы отступите от веры, однажды переданной святым, и примете взгляды, которые по своей сути разрушительны для Евангелия Христова".
Страх, выраженный Апостолом, болезненно поучителен и на первый взгляд может вызвать удивление. Кто бы мог подумать, что на глазах у избранных учеников Христа - в то время как кровь на Голгофе еще не высохла, а эпоха чудес еще не прошла - кто бы мог подумать, что в такой день существует какая-либо опасность того, что христиане отступят от веры? И все же нет ничего более определенного, чем то, что "тайная сила беззакония" начала действовать еще до смерти Апостолов (2 Фес. 2:7). "Даже сейчас, - говорит Иоанн, - пришло много антихристов" (1 Иоан. 2:18). И ни один факт в истории Церкви не доказан более ясно, чем этот - что ложное учение никогда не переставало быть чумой христианского мира в течение последних восемнадцати столетий.
Глядя вперед глазами пророка, Павел вполне мог бы сказать: "Я боюсь": "Я боюсь развращения не только вашей морали, но и вашего разума". Простая истина заключается в том, что "ложное учение" было избранным средством, которое сатана использовал во все века, чтобы остановить продвижение Евангелия Христа. Обнаружив, что он не в состоянии воспрепятствовать открытию Источника Жизни, он неустанно трудился, чтобы отравить вытекающие из него потоки. Если он не мог уничтожить его, он слишком часто нейтрализовывал его полезность путем сложения, вычитания или замены. Одним словом, он "ввел в заблуждение умы людей".
(а) Ложное учение вскоре распространилось по всей ранней Церкви после смерти Апостолов, несмотря на то, что некоторые, возможно, пожелают сказать о чистоте ранней Церкви. Отчасти из-за странного учения о Троице и Личности Христа, отчасти из-за абсурдного умножения новомодных ритуалов, отчасти из-за введения монашества и рукотворного аскетизма свет Церкви вскоре померк, а ее полезность была уничтожена. (Реформаты не разделяют этот радикальный взгляд. - Пер.). Даже во времена Августина ритуалов стало так много, что положение церкви в этом вопросе было хуже, чем у евреев. Вот в чем было заблуждение человеческих умов.
(b) Ложное учение в средние века так широко распространилось по всей Церкви, что истина, как она есть в Иисусе, была почти похоронена или утонула. В течение последних трех столетий до Реформации, вероятно, очень немногие христиане в Европе могли бы ответить на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы спастись?" Папы и кардиналы, архиепископы и епископы, священники и дьяконы, монахи и монахини, за редким исключением, погрязли в невежестве и суевериях. Они погрузились в глубокий сон, от которого их лишь частично пробудило землетрясение Реформации. Здесь, опять же, было заблуждение человеческих умов.
(c) Ложная доктрина, начиная со времен Реформации, постоянно поднимается снова и портит работу, которую начали Реформаторы. Новшества в некоторых районах Европы, социнианство в других, формализм и индифферентизм в других - сгубили цветы, которые когда-то обещали принести хорошие плоды, и сделали протестантизм просто бесплодной формой. Здесь, опять же, имело место "заблуждение ума".
(d) Ложная доктрина, даже в наши дни и на наших глазах, разъедает сердце Церкви и ставит под угрозу ее существование. Одна школа, не колеблясь, заявляет о своей неприязни к принципам Реформации и путешествует по морю и суше, чтобы романизировать Церковь Англии. Другая школа, с такой же смелостью, легкомысленно отзывается об откровении, насмехается над самой идеей сверхъестественной религии и изо всех сил пытается отбросить чудеса за борт как бесполезный балласт. Другая школа провозглашает свободу для всех оттенков и форм религиозных убеждений и говорит нам, что все учителя одинаково заслуживают нашего доверия, какими бы разнородными и противоречивыми ни были их мнения - до тех пор, пока они только умны, серьезны и искренни. К каждому и ко всем этим явлениям относится одно и то же замечание. Они иллюстрируют "заблуждение человеческих умов". Перед лицом таких фактов, как эти, мы вполне можем вспомнить слова Апостола в тексте, с которого мы начали. Как и у него, у нас есть множество причин бояться. Никогда, я думаю, у английских христиан не было такой необходимости быть настороже. Никогда еще не было такой необходимости в том, чтобы верные служители громко предостерегали. "Если труба не прозвучит ясным призывом, кто будет готовиться к битве?" (1-е Кор. 14:8).
Я призываю каждого верного члена Церкви открыть глаза на опасность, в которой находится его собственная Церковь, и остерегаться, чтобы она не пострадала из-за апатии и болезненной любви к миру. Споры - отвратительная вещь, но бывают дни, когда они необходимы. Покой - прекрасная вещь, но, как и золото, он может оказаться слишком дорогим. Единство-это великое благословение, но оно бесполезно, если оно приобретено ценой истины. Еще раз говорю вам, откройте глаза и будьте начеку!
Нация, которая удовлетворена своим коммерческим процветанием и пренебрегает своей национальной обороной, потому что это хлопотно или дорого, вероятно, станет добычей первого же Наполеона, который решит напасть на нее. Церковь, которая "богата и приобрела богатство", может думать, что ей "ничего не нужно" из-за ее древности, традиций и дарований. Он может кричать "Мир, мир" и льстить себе, что не видит зла. Но если она не будет внимательна в поддержании разумной доктрины среди своих служителей и членов, она может быть удивлена, когда однажды ее свет исчезнет. Я осуждаю, от всего сердца, уныние или трусость в этом кризисе. Все, что я говорю, это то, что давайте проявлять благочестивый страх. Я не вижу ни малейшей необходимости бросать старый корабль и считать его потерянным. Как бы плохо ни выглядели вещи внутри нашего ковчега, снаружи они ничуть не лучше. Но я протестую против того беспечного духа дремоты, который, кажется, закрывает глаза многим христианам и ослепляет их среди огромной опасности, которой мы подвергаемся из-за роста и развития лжеучений в наши дни. Я протестую против общепринятого мнения, так часто провозглашаемого высокопоставленными людьми, что "единство" важнее здравой доктрины, а мир ценнее истины. Я призываю каждого читателя, который действительно любит Церковь, осознать опасности нашего времени и мужественно и энергично выполнять свой долг, противостоя им совместными действиями и молитвой. Давайте не будем забывать слова Павла: "Будьте начеку; стойте твердо в вере; будьте мужественными; будьте сильными" (1-е Кор. 16:13 KJV). Наши благородные реформаторы купили истину ценой собственной крови и передали ее нам. Давайте будем осторожны, чтобы не продать ее дешево за кусок хлеба и тушеного мяса под кажущимися названиями единства и мира.
II. Во-вторых, текст показывает нам "пример, который мы должны помнить, как маяк": "Ева была обманута хитростью змия".
Вряд ли мне нужно напоминать моим читателям, что Павел в этом месте ссылается на историю грехопадения в Быт.3 как на простой исторический факт. Он не дает ни малейшего представления о современном понятии о том, что Книга Бытия - это не более чем приятное собрание мифов и басен. Он не намекает, что такого существа, как дьявол, не существует, и что никакого буквального вкушения запретного плода не было, и что на самом деле грех вошел в мир не таким образом. Напротив, он рассказывает историю этой главы как правдивую историю того, что действительно имело место.
Вы также должны помнить, что это упоминание не стоит особняком. Примечательно, что некоторые из самых замечательных историй и чудес Пятикнижия прямо упоминаются в Новом Завете, и всегда как исторические факты. Каин и Авель, Ноев ковчег, разрушение Содома, продажа Исавом своего первородства, уничтожение первенца в Египте, переход Красного моря, медный змей, манна, вода, текущая из скалы, говорящий осел Валаама - все это названо авторами Нового Завета и названо как факты, а не как басни. Пусть это никогда не будет забыто.
Тем, кто любит с презрением относиться к чудесам Ветхого Завета и легкомысленно относиться к авторитету Пятикнижия, было бы неплохо подумать, знают ли они что-то лучше, чем наш Господь Иисус Христос и Апостолы. На мой взгляд, говорить о Книге Бытия как о сборнике мифов и басен перед лицом такого текста Священного Писания, который мы имеем перед собой, неразумно и нечестиво. Ошибался ли Павел или нет, когда рассказывал историю об искушении и падении? Если так, то он был слабым наивным человеком и, возможно, ошибался в пятидесяти других предметах. В таком случае, это было бы концом всего его авторитета как писателя! От такого чудовищного вывода мы вполне можем отвернуться с презрением. Но хорошо помнить, что большая неверность начинается с непочтительного презрения к Ветхому Завету.
В конце концов, то, что Апостол хотел бы, чтобы мы отметили в истории грехопадения Евы, - это "хитрость", с помощью которой дьявол ввел ее в грех. Он не сказал ей прямо, что хочет обмануть ее и причинить ей вред. Напротив, он сказал ей, что запрещенная вещь - это вещь, которая "хороша для пищи и приятна для глаз, а также желательна для обретения мудрости" (Быт. 3:6). Он не колеблясь утверждал, что она может съесть запретный плод и все же "не умереть". Он закрыл ей глаза на греховность и опасность греха. Он убедил ее поверить, что отступление от ясного Божьего повеления было для ее блага, а не для ее гибели. Короче говоря, "он обманул ее своей хитростью".
Теперь эта "хитрость", говорит нам Павел, - это именно то, чего мы должны бояться в ложном учении. Мы не должны ожидать, что оно приблизится к нашему разуму в одеянии заблуждения, но в форме истины. Фальшивые деньги никогда не стали бы валютой, если бы они не выглядели как настоящие. Волк редко попадал бы в стадо, если бы не входил в него в овечьей шкуре. Католицизм и либерализм не причинили бы большого вреда, если бы они ходили по миру под своими настоящими именами. Сатана - слишком мудрый полководец, чтобы руководить кампанией подобным образом. Он использует красивые слова и высокопарные фразы, такие как "католицизм, апостольство, единство, церковный порядок, здравые церковные взгляды, экуменизм, свобода мысли, широкий смысл, доброе суждение, либеральное толкование Писания" и тому подобное, и таким образом создает место для неосторожных умов. И это именно та "хитрость", о которой Павел говорит в тексте.
Мы не должны сомневаться в том, что он прочитал торжественные слова своего Учителя в Нагорной проповеди: "Остерегайтесь лжепророков. Они приходят к вам в овечьей шкуре, но внутренне они свирепые волки!" (Мтф. 7:15). Я прошу Вас обратить особое внимание на этот момент. Такова наивность многих христиан в наши дни, что они на самом деле ожидают, что ложное учение будет выглядеть ложным, и не поймут, что сама суть его зловредности, как правило, заключается в его сходстве с Божьей истиной. Например, молодого христианина, воспитанного с колыбели для того, чтобы слышать только евангельское учение, однажды внезапно приглашают послушать проповедь, которую произносит какой-нибудь выдающийся учитель, придерживающийся полукатолических или полускептических взглядов. Он входит в церковь, ожидая в своей простоте услышать от начала до конца только ересь. К своему изумлению, он слышит умную, красноречивую проповедь, содержащую огромное количество правды и лишь несколько капель заблуждения. Слишком часто в его ничего не подозревающем уме происходит бурная реакция. Он начинает думать, что его бывшие учителя были узкими и жестокими, и его доверие к ним пошатнулось, возможно, навсегда. Слишком часто это заканчивается его полным извращением, и, наконец, он зачисляется в ряды законников, ритуалистов или либералов! И какова история всего этого дела? Да ведь это глупое забвение урока, который Павел излагает в этом тексте.
"Как Ева была обманута хитростью змия", так и сатана очаровывает неосторожные души в нашем веке, приближаясь к ним под покровом истины. Я прошу каждого читателя этой статьи запомнить эту часть моей темы и быть настороже. Что может быть более распространенным, чем услышать про какого-нибудь лжеучителя в наши дни: "Он такой хороший, такой преданный, такой добрый, такой ревностный, такой трудолюбивый, такой смиренный, такой самоотверженный, такой милосердный, такой серьезный, такой пылкий, такой умный, такой явно искренний - не может быть никакой опасности и никакого вреда в том, чтобы слушать его. Кроме того, он проповедует такое настоящее Евангелие: никто не может проповедовать лучше, чем он иногда! Я никогда не смогу и никогда не поверю, что он нездоров". Кто не слышит постоянно такие разговоры, как этот? Какой проницательный глаз может не заметить, что христиане ожидают, что неумелые учителя будут открытыми продавцами яда, и не могут осознать, что они часто появляются как "ангелы света" и слишком мудры, чтобы всегда говорить все, что они думают, и показывать всю свою руку и ум. Но так оно и есть. Никогда еще не было так необходимо помнить слова: "Ева была обманута хитростью змия".
Я заканчиваю эту часть моей темы печальным замечанием о том, что мы столкнулись со временами, когда подозрение в отношении здравой доктрины является не только обязанностью, но и добродетелью. Нам следует опасаться не признанных фарисеев и саддукеев, а закваски фарисеев и саддукеев. Именно "вид мудрости", которой наделен ритуализм, делает его таким опасным для многих умов (Кол. 2:23). Это кажется таким хорошим, и справедливым, и ревностным, и святым, и благоговейным, и благочестивым, и добрым, что это уносит многих благонамеренных людей, как потоп. Тот, кто хочет быть в безопасности, должен воспитывать в себе дух стража на критическом посту. Он не должен возражать против того, чтобы над ним смеялись и высмеивали, как над человеком, у которого "острый нюх на ересь". В такие дни ему не должно быть стыдно подозревать опасность. И если кто-нибудь посмеется над ним за это, он вполне может удовлетвориться ответом: "Ева была обманута хитростью змия".
III. Третий и последний урок текста еще предстоит рассмотреть. Это показывает нам "момент, в отношении которого мы должны быть особенно настороже". Этот момент уводит в сторону от "искренней и чистой преданности Христу".
Теперь это выражение, находящееся перед нами, несколько примечательно и стоит особняком в Новом Завете. Во всяком случае, совершенно ясно одно: слова "искренний и чистый" означают то, что является единым и несмешанным, в отличие от того, что является смешанным и двойным. Следуя этой идее, некоторые считают, что выражение означает "единство привязанности ко Христу"; мы должны опасаться, как бы нам не пришлось разделить наши привязанности между Христом и кем-либо другим. Это, без сомнения, очень хорошая мысль; но я сомневаюсь, что это истинный смысл текста. Я предпочитаю мнение, что это выражение означает простое, несмешанное, чистое, неизменное учение Христа - простую "истину, как она есть в Иисусе" по всем пунктам - без добавления, вычитания или замены. Отступление от простого подлинного предписания Евангелия, либо путем исключения какой-либо части, либо добавления какой-либо части, было тем, чего Павел особенно опасался у Коринфян.
Это выражение полно смысла и, кажется, специально написано для нашего обучения в эти последние дни. Мы должны всегда быть настороже, чтобы не отступить и не испортить простое Евангелие, которое Христос однажды передал святым.
Выражение, которое здесь перед нами, чрезвычайно поучительно. Принцип, который оно содержит, имеет невыразимое значение. Если мы любим свои души и хотим поддерживать их в здоровом состоянии, мы должны стараться строго придерживаться простого учения Христа - в каждой йоте, черте и особенности. Как только мы добавим к нему или отнимем у него что-нибудь, мы рискуем испортить Божественное лекарство и даже можем превратить его в яд. Пусть вашим руководящим принципом будет: "Нет другого учения, кроме учения Христа, не меньше и не больше!" Твердо придерживайтесь этого принципа и никогда не отпускайте его. Запишите это на табличке своего сердца и никогда не забывайте об этом!
(1) Давайте, например, твердо уясним, что "нет иного пути к миру с Богом", кроме простого пути, отмеченного Христом. Истинный покой совести и внутренний покой души никогда не придут ни от чего, кроме прямой веры в Самого Христа и Его завершенную работу. Умиротворение исповедью священнику, или телесный аскетизм, или постоянное посещение церковных служб, или частое принятие Причастия как ритуала - это заблуждение и ловушка! Только придя прямо к Самому Иисусу, будучи "труждающимися и обремененными", и веря, доверяя общению с Ним, души обретают покой. В этом вопросе давайте твердо стоять в "искренней и чистой преданности Христу".
(2) Давайте теперь уясним себе, что "нет другого священника", который мог бы быть каким-либо образом посредником между вами и Богом, кроме Иисуса Христа. Он Сам сказал, и Его слово не прейдет: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоан. 14:6). Никакое грешное дитя Адама, каким бы ни было его служение и каким бы высоким ни был его церковный титул, никогда не сможет занять место Христа или делать то, что предназначено одному Христу. Священство - это особое служение Христа, и это то, которое Он никогда не делегировал никому другому. В этом вопросе также давайте твердо стоять в "искренней и чистой преданности Христу".
(3) Давайте теперь уясним себе, что "нет жертвы за грех", кроме одной жертвы Христа на кресте. Ни на минуту не слушайте тех, кто говорит вам, что на Вечере Господней есть какая-либо жертва, какое-либо повторение жертвы Христа на кресте или какое-либо приношение Его тела и крови в виде освященного хлеба и вина. Единственная жертва за грехи, которую принес Христос, была совершенной и совершенной жертвой, и пытаться повторить ее - не что иное, как богохульство. "Одной жертвой Он сделал освящаемых совершенными навеки " (Евр.10:14). В этом вопросе также давайте твердо стоять в "искренней и чистой преданности Христу".
(4) Давайте теперь уясним себе, что "нет другого правила веры и судьи в спорах", кроме того простого, на которое всегда ссылался Христос, - написанного Слова Божьего. Пусть никто не тревожит наши души такими туманными выражениями, как "голос Церкви, древность, суждения ранних Отцов" и тому подобными высокопарными речами. Пусть нашим единственным мерилом истины будет Библия, написанное Божье Слово. "Что говорится в Писании?" "Что написано?" "За закон и за свидетельство!" "Прилежно изучайте Священные Писания". (Рим.4:3; Лк. 10:26; Ис.8:20; Иоан.5:39). В этом вопросе также давайте твердо стоять в "искренней и чистой преданности Христу".
(5) Давайте теперь уясним себе, что в Церкви "нет других средств благодати", которые имели бы какую-либо обязательную силу, кроме тех хорошо известных и простых, которые были санкционированы Христом и Апостолами. Давайте относиться с ревнивым подозрением ко всем церемониям и формам человеческого изобретения, когда они наделены такой преувеличенной важностью, что отодвигают на задний план то, что установлено Самим Богом. Это неизменная тенденция человеческих изобретений - вытеснять Божьи установления. Давайте остерегаться того, чтобы человеческими средствами не сделать Слово Божье бесполезным. В этом вопросе также давайте твердо стоять в "искренней и чистой преданности Христу".
(6) Давайте теперь уясним себе, что "никакое учение о Таинствах" не является здравым, если оно придает им силу, о которой Христос ничего не говорит. Давайте остерегаться признания того, что крещение или Вечеря Господня могут даровать благодать "ex opere opere operato", то есть посредством простого внешнего управления, независимо от состояния сердца тех, кто их принимает. Давайте помнить, что единственное доказательство того, что крещеные люди и причащающиеся имеют благодать, - это проявление благодати в их жизни. Плоды Духа - это единственное свидетельство того, что мы рождены от Духа и едины со Христом, а не просто принятие Таинств. В этом вопросе также давайте твердо стоять в "искренней и чистой преданности Христу".
(7) Давайте затем убедимся в том, что никакое учение о Святом Духе не является безопасным, которое не может быть согласовано с простым учением Христа. Не следует слушать тех, кто утверждает, что Святой Дух действительно обитает во всех крещеных людях, без исключения, благодаря их крещению, и что эту благодать в таких людях нужно только "возбудить". Простое учение нашего Господа состоит в том, что Он обитает только в тех, кто является Его верующими учениками, и что "мир не может принять Его, потому что он Его не видит и не знает" (Иоан.14:17). Его пребывание в Нем - особая привилегия народа Христа, и там, где Он есть, Его будут видеть. В этом вопросе давайте также будем твердо стоять в "искренней и чистой преданности Христу".
(8) Наконец, давайте уясним для себя, что ни одно учение не может быть полностью обоснованным, в котором истина не изложена в "пропорции Христа и апостолов". Давайте остерегаться любого учения, в котором главное - непрестанное возвеличивание Церкви, служения или таинств, в то время как такие великие истины, как покаяние, вера, обращение, святость, сравнительно оставлены на второстепенном и низшем месте. Поставьте такое учение рядом с учением Евангелий, Деяний и Посланий. Подсчитайте упоминания и судите. Обратите внимание, как "сравнительно" мало говорится в Новом Завете о крещении, Вечере Господней, Церкви и служении; а затем судите сами, какова доля истины. В этом вопросе я также повторяю еще раз: давайте твердо стоять в "искренней и чистой преданности Христу".
Тогда простая доктрина и правило Христа - ничего не добавлено, ничего не отнято, ничего не заменено - это та цель, к которой мы должны стремиться. Это та отправная точка, с которой следует опасаться расстаться. Можем ли мы улучшить Его учение? Неужели мы мудрее Его? Можем ли мы предположить, что Он оставил что-либо действительно важное для жизни незаписанным или подверженным туманным сообщениям о человеческих традициях? Возьмем ли мы на себя смелость сказать, что мы можем исправить или изменить к лучшему любое установление, Им назначенное? Можем ли мы сомневаться в том, что в вопросах, о которых Он молчит, нам нужно действовать очень осторожно, очень мягко, очень умеренно, и мы должны остерегаться давить на тех, кто не видит нашими глазами? Прежде всего, мы должны остерегаться утверждать, что для спасения необходимо что-либо, о чем Христос вообще ничего не сказал. Я вижу только один ответ на такие вопросы, как эти. Мы должны остерегаться всего, что имеет хотя бы видимость отклонения от "искренней и чистой преданности Христу".
Очевидная истина заключается в том, что мы не можем в достаточной степени превозносить Господа Иисуса Христа как великого Главу Церкви и Господа всех таинств не меньше, чем как Спасителя грешников. Я так понимаю, что мы все здесь терпим неудачу. Мы не осознаем, насколько высок, велик и славен Царь, Сын Божий, и какой безраздельной верностью мы обязаны Тому, Кто не делегировал ни одну из Своих должностей или не отдал Свою славу другому. Торжественные слова, с которыми Джон Оуэн обратился к Палате общин в проповеди о Величии Христа, заслуживают того, чтобы их запомнили. Боюсь, что в наши дни Палата общин мало слышит таких проповедей.
"Христос есть "Путь" - люди без Него - каины, скитальцы, бродяги. Он и есть "Истина" - люди без Него - лжецы, как древний дьявол. Он есть "Жизнь" - люди без Него мертвы в преступлениях и грехах. Он - "Свет" - люди без Него находятся во тьме и не знают, куда они идут. Он есть "Виноградная лоза" - люди, которых нет в Нем, - это увядшие ветви, приготовленные для огня. Он и есть "Скала" - люди, не поставленные на Нем, уносятся потопом. Он - "Альфа и Омега", Первый и Последний, Основатель и Завершитель нашего спасения. О, благословенный Иисус, насколько лучше было бы не существовать, чем существовать без Тебя! Никогда не родиться, чем не умереть в Тебе! Тысяча адов - ничто по сравнению с вечностью без Иисуса Христа!"
Это свидетельство истинно. Если мы сможем сказать "Аминь" духу этого отрывка - это будет хорошо для наших душ.
А теперь позвольте мне завершить этот документ несколькими напутственными словами СОВЕТА любому, в чьи руки он может попасть. Я предлагаю их не как тот, у кого есть какая-либо власть, а как тот, кто с любовью желает делать добро своим братьям. Я предлагаю их в особенности всем христианам. И я предлагаю их в качестве советов, которые нахожу полезными для моей собственной души, и поэтому я осмеливаюсь думать, что они будут полезны другим.
(1) Во-первых, если мы не хотим впасть в ложное учение, "давайте вооружим наши умы глубоким знанием Слова Божьего". Давайте будем читать наши Библии от начала до конца с ежедневным усердием и постоянной молитвой о научении от Святого Духа и таким образом стремиться к тому, чтобы досконально ознакомиться с их содержанием. Незнание Библии является корнем всех заблуждений, и поверхностное знакомство с ней объясняет многие печальные извращения и отступничества наших дней. В наш стремительный век путешествий и общения я твердо убежден, что многие христиане не уделяют достаточно времени личному чтению Священных Писаний. Я серьезно верю, что двести лет назад англичане знали свои Библии лучше, чем сейчас. Следствием этого является то, что людей "швыряет туда-сюда волнами, и их уносит туда-сюда каждым ветром учения", и они становятся легкой добычей первого умного учителя заблуждений, который пытается повлиять на их умы. Я умоляю своих читателей запомнить этот совет и быть внимательными к своим привычкам.
Сейчас так же верно, как и всегда, что человек, который разбирается в тексте Библии или строго придерживается его, является единственным хорошим богословом, и что знакомство с великими Писаниями, как доказал наш Господь в искушении, является одной из лучших гарантий от ошибок. Тогда вооружитесь мечом Духа - и пусть ваша рука привыкнет к нему. Я хорошо знаю, что нет королевской дороги к познанию Библии. Без усердия никто никогда не станет "могущественным в Писаниях". "Оправдание, - сказал Чарльз Симеон со свойственной ему причудливостью, - дается верой, но знание Библии приходит через дела", но в одном я уверен: нет труда, который будет так щедро вознагражден, как кропотливое регулярное ежедневное изучение Слова Божьего.
(2) Второй и последний совет, который я осмеливаюсь предложить, заключается в следующем. "Давайте подробно познакомимся с историей Реформации". Причина, по которой я предлагаю этот совет, заключается в моем твердом убеждении в том, что этой чрезвычайно важной частью истории в последние годы незаслуженно пренебрегали. Тысячи христиан в наши дни имеют самое неадекватное представление о сумме нашего долга перед нашими мучениками-Реформаторами. У них нет четкого представления о состоянии тьмы и суеверий, в котором жили наши отцы, и о свете и свободе, которые принесла Реформация. И следствием этого является то, что они не видят большого вреда в современном римско-католическом движении и имеют очень смутные представления об истинной природе и работе католицизма. Настало время, чтобы началось лучшее положение вещей.
В одном я совершенно убежден: огромное количество преобладающей апатии по поводу движения за романизацию того времени можно объяснить грубым невежеством как в отношении истинной природы католицизма, так и протестантской Реформации. В конце концов, невежество - один из лучших друзей ложной доктрины. Больше библейского света - одна из величайших потребностей сегодняшнего дня, даже в нашем столетии. Тысячи людей сбиваются с пути католицизма или неверности из-за полного отсутствия чтения и информации. Еще раз повторяю, если бы люди только внимательно изучали Библию и Историю Реформации, я бы не боялся, что их "умы будут сбиты с пути их искренней и чистой преданности Христу".

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии