Эвтаназия, или её смерть назначена на понедельник

В моей папке «Друзья из Бельгии» уже десять лет лежит только одно фото. А точнее, фото только одного человека. И через три дня этого человека не станет. По плану. Еще вчера я даже не знала, как пишется слово "эвтаназия". А сегодня… Сердце колотится, бум-бум, бум-бум, бум-бум.

Когда Кристиан впервые потеряла сознание, - упала у себя в саду среди роз, выронив из рук лейку, - я сбежала вниз, чтобы поднять уже немолодую, но все еще очень красивую и бесконечно добрую женщину. Она всегда была в поле моего зрения. - Она была моей соседкой. Когда я выходила замуж, в совершенно незнакомой мне стране, не зная языка, не имея ни друзей, ни близких рядом, она отвезла меня к парикмахеру, возилась со мной в магазине косметики, заставила надеть на палец ее кольцо, сплошь усыпанное бриллиантами, а затем накрасила мне ногти своим лаком, так как по бельгийской традиции на счастье нужно надеть на себя что-то купленное, что-то одолженное и что-то подаренное. Подарками мы обменивались постоянно. Я ей - луковицы тюльпанов, она мне - пластинки с Аллой Пугачевой!!! Я ей кабачки с грядки, она мне - рецепт вафель и банку супа, или пирог. Но больше всего мне нравился тот восторг в ее глазах, с которым она умела смотреть.
Кристиан просила меня называть ее на ты, но я, уважая ее возраст, и в силу своего воспитания, никак не могла сказать ей, ты.

А ещё мы иногда спорили с ней, что нельзя жечь пластик в печке, что это не бумага и это плохо скажется в будущем на ее здоровье и на нашем тоже, что дым осядет и отравит землю, овощи, наши лёгкие. Но соседка оставалась непоколебима: "Моя мама жгла мусор в этой печи во Вторую Мировую, и я делаю то же самое",- только и отвечала она.Сколько раз мы с мужем просыпались от этого ядовито-чёрного дыма, попадавшего рано утром к нам в спальню через открытое окно… И все же не выдали ее полицейскому, который на жалобу кого-то из соседей пришёл выяснять, кто же все-таки жжёт мусор на нашей улице. Я посмеивалась над ней оттого, что соседка в стотысячный раз начищает до блеска свой и без того безукоризненный дом, но ни разу не сходит на прогулку к реке и не съездит на выставку в музей, и в то же время… я восхищалась ею. Так было много лет. Мне нравилась ее манера одеваться. Ее женственность. Ее доброта и готовность помогать. И никогда ни о ком не сплетничать и не раскрывать чужих тайн. Ее твёрдость и спокойствие. Ее умение оставаться справедливой. Справедливо ли она поступает сегодня сама с собой? Эвтаназия - это нарушение Божественного порядка или счастливое освобождение от мук? В Бельгии эвтаназия официально разрешена с 2002 года. Наши окна смотрят друг на друга. Кристиан в больнице. Одна. Она самостоятельно приняла решение уйти из жизни. Так как рак головного мозга, который у неё обнаружили, нельзя вылечить.

За день до того, как ее увезли в больницу, откуда она уже никогда не вернётся, я обнимала ее. Мы доверяли друг другу свои тайны. Две женщины, каждая - со своей непростой судьбой. И никто не знал о диагнозе. У Кристиан много лет болела спина и она терпеливо жила со своей болью, глотая таблетки, ни на что не жалуясь, помогая другим. А в этот день она впервые сказала мне: «Я чувствую себя очень плохо». Губы ее дрожали. Я гладила ее руки, колени, плечи. Мы много говорили. О самом важном. Она сказала, что очень сильно любит меня, словно бы я была ее дочь. И я совершенно не знаю теперь, что мне делать…

В субботу мы пойдём к ней вместе с детьми, поставим букет в вазу в ее палате. Пусть она знает о том, что мы тоже ее любим.

Кристиан была в полузабытье, она металась по подушке и шептала: «Не приносите мне свои деньги, не надо приносить мне ваши деньги…»
Я положила букет цветов на ее постель, чтобы она могла потрогать цветы и ощутить их запах.
Кристиан была очень слаба, но приподнялась на кровати, чтобы поцеловать моего сына в пухлую румяную щечку. Она любила детей, знала по именам каждого ребёнка из нашей деревни и с каждым беседовала.
- Жюль, ты приехал с папой?
- Нет, мы приехали поездом, а от вокзала шли пешком.
- Кристиан, я пришла, чтобы сказать, что я вас очень сильно люблю. - Слезы покатились у меня по лицу, словно горошины.
- Я знаю. Я знаю. Я тоже очень сильно тебя люблю.
- Спасибо вам за вашу доброту, Кристиан, вы мой единственный друг в этой стране, - и я погладила ее по голове.
- Нет, что ты, я не единственный твой друг, - и, помедлив немного, сжав мою руку в своей руке, отдохнув от слов, речь ее утомляла, она добавила, - я желаю тебе всего самого, самого лучшего. Пусть у тебя все будет очень хорошо! - Затем, ещё сделав паузу и подышав немного, она спросила: Какой сейчас день?
- Суббота.
- А завтра?
- Завтра воскресенье.
- Вот ещё один день завтра, и потом будет уже всё… Я надеюсь, что ВСЁ ПРОЙДЕТ ХОРОШО…
- Кристиан, я буду думать о вас. В ЭТОТ ДЕНЬ я буду думать о вас.
- Да, думай обо мне. Думай обо мне. До завтра, - сказала она и снова погрузилась в сон-забытье. Потом она открыла глаза и сказала мне: «Только не надо мне… Не надо тратить на меня ваши… я забыла слово…»

Я стояла на пороге палаты и смотрела на неё. В какой-то момент Кристиан очнулась и повернула голову к двери, посмотрев на меня. Я помахала ей рукой на прощанье... Я буду думать о тебе, Кристиан! Мы все будем думать сегодня о тебе!!!


Рецензии