Костанди Кириак Константинович

Сирень (1902) Костанди Кириак Константинович (1852–1921)

      Костанди Кириак Константинович украинский художник греческого происхождения, академик Императорской Академии художеств.
      
     Костанди родился в греческой семье, в селе Дофиновка Херсонской губернии в 1852 году. Закончил Императорскую Академию художеств в 1882 году и затем вернулся в Одессу. В 1897 году примкнул к движению «передвижников». Костанди принадлежит важная роль в внедрении идеологии «передвижников» на Юге Российской империи.

     Он был одним из основателей Товарищества южнорусских художников и председателем этого общества с 1902 года по 1920 год.Получил звание академика Императорской Академии художеств (1907).

    Преподавал в Одесском художественном училище имени Великого князя Владимира Александровича.С 1917 года был директором Одесского городского музея.Большая часть его жизни и работы связана с Одессой.

        В конце 1880-х годов в творчестве Костанди происходят изменения. Он остаётся приверженцем бытового жанра, но в корне меняет художественные подходы и свой взгляд на суть живописи. Самыми важными в это время для него становятся проблемы солнечного освещения и пленэра. В определённом смысле, наследуя мастеров французского импрессионизма, для которых большое значение имело временное и психологическое единство, Костанди, в своих небольших картинах старается остановить время и момент чувства. Современники подчёркивали, что Костанди был художником философского склада.

              Начиная с 1890-х годов, во всех его картинах прослеживается особенность — незначительная сюжетная линия, практически минимализм в изображении, соединён с высоким поэтическим настроением. Именно передача чувств, настроения становится основной целью художника

       Ни одно участие Костанди на южнорусских выставках не проходило незамеченным. Каждая его новая работа вызывала живой интерес и восхищение зрителей и критиков. Интересен отзыв на выставку 1903 года молодого скульптора В. Издебского:

“Вот талантливый художник с вечно юной душой, с чутким пониманием красот природы. Какая жизнерадостность в его вещах, из которых каждая является маленьким шедевром! Нет мотивов грусти и скорби, нет пессимизма. Солнце, ясное, весеннее солнце, свет и радость разлиты щедрой рукой на маленьких полотнах г. Костанди”.

     Летом 1900 года Костанди с группой южнорусских художников, в числе которых были Л. Пастернак, П. Нилус, Г. Головков, А. Стилиануди, он ещё раз посеи тил Европу, осмотрел картинные галереи Вены, Мюнхена, познакомился со Швейцарией. Конечной целью поездки была Всемирная выставка в Париже. В числе других русских картин в художественном отделе была картина Костанди “Ранняя весна”, отмеченная бронзовой медалью выставки.

             В 1910 году в Одессе широко отмечалось 25-летие художественной и педагогической деятельности Костанди. Среди многочисленных поздравлений было и письмо от И.Е. Репина:

“Всегда с особенным желанием видеть Ваши редкие и драгоценные труды я стремлюсь на наши симпатичные выставки, – писал маститый художник, – и Ваши картины меня влекут первые, и от них веет таким теплом, жизнью и красотой. Все, что Вы ни изобразите, полно прелести и технического очарования.
    С первого взгляда – это скромное, бесконечно милое создание художника. Но стоит остановиться, как эта небольшая, по обыкновению, картина, начинает увеличиваться в размерах, расцветает в прелестных тонких блестках колорита и все пластичнее и пластичнее выступает форма всех организмов. Вот искусство! Стоишь, и не хочется расстаться; втягиваешься в истинное созерцание природы, той ее красоты, которую только видит художник…”.

       Костанди, – писал в статье к юбилею П.А. Нилус, – наша художественная совесть; его влияние в местном товариществе художников благотворно и жизненно. Благодаря таланту Костанди мы поняли прелесть пейзажа наших окрестностей.
     Он нам открыл весенние сумерки, горячие дни лета, знойные закаты осени – необычайной, трогательной, наивной красоты. Среди бесчисленных художников нашего времени фигура Костанди выделяется как укор, как напоминание о забытой вере, любви к природе, об истинном отношении к искусству”.

            В декабре 1920 года Костанди заболел, а с февраля 1921 уже не мог вести занятия в училище. Лечение дало только кратковременное облегчение, и 31 октября больное сердце остановилось.

      При жизни художника не было ни одной его персональной выставки. Только в 1924 году состоялась первая – посмертная – выставка его работ, плод усилий Общества им. Костанди. Последующие выставки прошли в 1941 и 1952 гг. в Одессе, в 1941 и 1977 гг. в Киеве. В 1996 году Одесский художественный музей и Греческий фонд культуры организовали выставку “Кириак Костанди, его ученики и другие художники-греки в Одессе”.

          Работы Костанди есть в крупнейших музеях Украины и России. Поистине великолепная коллекция его живописных работ и рисунков сохраняется в Одесском художественном музее.


Рецензии