Теоретическая история. Глава 2

                1998


Теоретическая история. Глава 2

Книга КОРОВЫ
Введение

        Коран — по-видимому, самая непонятная книга из тех, что написаны буквами. Если мы, подобно правоверным мусульманам, будем полагать, что это Сам Аллах надиктовал Мухамеду такие непонятные тексты, то рискуем впасть в грех богохульства. Действительно, Аллах настолько Велик, что, я думаю, у нас нет никаких шансов надеяться на то, что Он опустится до уровня составителя загадок для нас, людишек, живущих на земле. Его слова должны быть ясны, лаконичны и понятны, как законы природы, поэтому Коран не понятен нам не потому, что автором его является Аллах, а потому, что в основе его лежит какая-то очень древняя книга священных текстов потомков современных арабов, которую во времена Мухамеда уже никто не понимал. И вот, мучительно размышляя над этими таинственными строками, Мухамед неожиданно получал ответы на мучившие его вопросы. Он понимал, что в его совсем не книжной голове такие мысли сами по себе возникнуть не могли, что это точно не его мысли, значит, они приходят свыше, от Бога. Мысль высказана, мысль явно спорная. Кто мог бы выступить в поддержку этой мысли и чей авторитет был бы достаточно высок для правоверных мусульман? Коран, наверное, сам Коран.
        Трудно представить себе, чтобы человек, первый раз в жизни берущий перо в руки, мог сразу написать Коран. По-видимому, у Мухамеда была книга, по которой он учился читать и писать и в которую потом кратко записывал мысли, пришедшие свыше. Постепенно сформировалась его книга, освещающая самые трудные места старого священного писания арабов. Мухамед переписал свою книгу и получился Коран. От Старой Книги ничего не осталось, впрочем, это не совсем так или, правильнее было бы сказать, совсем даже не так, потому что от старой книги неминуемо сохранились названия глав, расположение глав относительно друг друга и тематика сутр, помещённых в соответствующие главы. Мысль высказана. Что говорит по этому поводу сам Коран?
        Все священные книги начинаются с описания сотворения мира. Первая книга иудейской Торы, или Библии, прямо так и называется "В начале", тогда как первая глава Корана называется "Корова". Вы что-нибудь поняли? Вот то-то и оно.
        Мы уже выяснили, что библейское "сотворение мира" почти   что никакого отношения не имеет к реальному "сотворению", надо искать более древние тексты на эту тему, может быть тогда мы что-то поймём в магии "сотворения".

Египетская версия Начала всех начал

«Легенда об истреблении человечества  .

        [Это рассказ о Ра], боге, что сам себя зачал и породил, о боге Едином, и о том времени, когда он принял владычество над мужчинами и женщинами, богами и вещами. Мужчины и женщины стали выражать недовольство, говоря: "Смотрите, Его Величество (Жизни, Сил и Здравия ему!) стал стар и его кости стали подобно серебру, и его члены обратились в золото, и его волосы стали как настоящий лазурит". Его Величество услышал слова недовольства, произносимые мужчинами и женщинами, и Его Величество (Жизни, Сил и Здравия ему!) обратился к тем, кто был в его свите: "Вскричите и призовите ко мне моё Око, и Шу, и Тефнут, и Геба, и Нут, и богов-отцов, и богов-матерей, что были со мной даже тогда, когда я был в Нуне, бок о бок с моим богом Нуном. Пусть вместе с моим Оком явятся ко мне его слуги, и пусть проведут их сюда ко мне, в тайне, чтобы мужчины и женщины бежали в страхе. Приди и ты  с ними к Великому Дому, и пусть они поведают в подробностях о своих планах (или приготовлениях), ибо от Нуна я отправлюсь в то место, где я породил себя, и пусть этих богов приведут ко мне туда". И собрались боги по обе стороны от Ра, и склонились пред его Величеством так низко, что их головы коснулись земли, и создатель мужчин и женщин, царь тех, кто владеет знанием, молвил своё слово пред Отцом старейших богов. И боги обратились к Его Величеству, молвя: "Поведай нам, ибо мы слушаем (т.е. слова)". И тогда Ра обратился к Нуну, молвя: "О старейший из богов, давший начало мне, о боги древних времён, предки мои, взгляните , что [делают] мужчины и женщины, ибо, смотрите, те, кто был создан моим Оком , молвят слова недовольства против меня. Поведайте мне, как бы вы поступили в подобном деле, и обсудите его для меня и придумайте [план] для меня, ибо я не буду убивать их, пока я не выслушаю того, что вы скажете мне об этом"».
        Давайте-ка в этом месте прервёмся, поскольку я чувствую, что вы совершенно не понимаете того, что там происходит. Зачем Ра созвал Совет Богов, к чему развёл всю эту демократию? Он создал людей своим Оком, значит, Он мог бы их уничтожить. Однако по тексту мы остро чувствуем, что всё там не так просто. Ра явно боится чего-то, и это несмотря на то, что он Верховный Бог. Чего ему бояться? В принципе мы с вами уже знаем чего. Создал он людей при помощи средств низшей магии Оком. За время, которое после этого прошло, он овладел Высшей магией, магией Слова. Один он из всех богов владел этим могущественным средством, по-видимому, потому, что в отличие от всех других богов он оскопил себя, стал богом среднего рода. И вот он выясняет, что людишки тоже овладели словом, не одни только женщины, а, что самое страшное, "мужчины и женщины"; и они "молвят слова недовольства". Убить их ему — раз плюнуть, но ведь слова их рано или поздно сбудутся, и, значит, ему несдобровать. Как тут поступить?
        Ясно одно, на них надо наслать какую-то кровожадную тварь, чтобы они осознали неприемлемость для них формулы: "умри ты сегодня, а я завтра". Вот когда они хлебнут лиха, когда взмолятся: "Ра, пощади нас! Ра, мы больше не будем Тебя хулить!" — вот тогда эту Тварь следует утихомирить, при условии, что с этого момента людишки будут только славить Ра, что бы там на земле и на небе ни происходило. Ра не мог управлять этой кровожадной Тварью, по-видимому, он даже не знал, как это делается; людишки знали, что он ею не управлял, поэтому хулы на него вознести не могли за её "художества". Знал кто-то из старейших богов — вот почему надо было их всех созвать. Теперь продолжим цитирование текста из "зала колонн гробницы Сети I, расположенной на западном берегу Нила у г. Фивы".
        «Затем Его Величество Нун обратился к сыну, Ра, молвя: "Ты есть бог, который величественнее того, кто создал тебя , ты есть повелитель тех, что были созданы с тобой, твой трон прочен и страх перед тобой велик; напусти своё Око на тех, кто молвил богохульство против тебя". И Его Величество Ра сказал: "Смотрите, они бросились бежать в горы, ибо сердца их трепещут в страхе из-за слов, произнесённых ими". Затем боги заговорили перед его Величеством, молвя: "отправь своё Око и уничтожь тех, кто оскорбил тебя злыми словами, ибо нет иного глаза, кто оказался бы перед ним и устоял бы перед ним и тобою, когда оно пребывает в образе Хатор". После этого эта богиня отправилась и убила мужчин и женщин, что были на горе (или в пустынной местности). И Его Величество Бог сказал: "Возвращайся, возвращайся с миром, о Хатор, ибо работа завершена". И тогда эта богиня сказала: "Ты дал мне почувствовать жизнь, ибо сладость разлилась в моём сердце, когда я обрела власть над мужчинами и женщинами". И Его Величество Ра сказал: "Я сам буду их господином: и как [их] царь я уничтожу их". И было так, что богиня жертвоприношений Сехмет ночной порой бродила, повсюду увязая в их крови, начиная с Сутенхенена. Затем заговорил Его Величество Ра, [молвя]: "Кликните, дабы явились ко мне быстрые и проворные посыльные, способные мчаться подобно ветру..." И тут же к нему доставили таких посланников. И Его Величество Бог сказал: "Пусть эти посланники отправляются в Абу  и доставят мне плоды мандрагоры в большом количестве"; и [когда] плоды мандрагоры были доставлены ему, Его Величество Бог отдал их Сехет, богине, обитавшей в Он (Гелиосполь), чтобы она их раздавила. И, смотрите, когда рабыни толкли зерно для [приготовления] пива, плоды мандрагоры были разложены по сосудам, в которых должно было храниться пиво, и добавлено было туда немного крови мужчин и женщин. И сварили они семь тысяч сосудов пива. И когда Его Величество Ра, Царь Севера и Юга, пришёл с другими богами взглянуть на сосуды с пивом, свет дня забрезжил после резни мужчин и женщин, учинённой богиней, плывущей вверх по реке, и Его Величество Ра сказал: "Хорошо это, хорошо, но всё же я должен защитить мужчин и женщин от неё". И Ра велел: "Пусть они возьмут эти амфоры и отнесут их к тому месту, где лежат убитые ею мужчины и женщины". Затем Его Величество Царь Севера и Юга в тройственной красоте ночи приказал, дабы пиво, что заставляло [людей] ложиться (или усыпляло), вылили, и луга Четырёх Небес  были залиты пивом по умыслу Душ Его Величества Бога. И случилось так, что когда на рассвете дня богиня вернулась, она увидела, что эти [Небеса] залиты [пивом], и она была довольна этим, и напилась она [пива и крови], и сердце её возрадовалось, и опьянела она, и больше не обращала внимания на мужчин и женщин».
        Вы поняли, что здесь сказано? Боюсь, что нет, поэтому буду объяснять и скучно, и занудно. Слова создают Мир! Этому мы научились у летучих мышей... А теперь самое важное: от них в наш геном была вписана "Истина", что мир, выраженный словами, реальнее мира, который мы видим! Видимым сыт не будешь! Да мы видим и то и это, соблазны разные, вкуснятину... Однако в рот это не положишь, это чужое, это убегает от нас, сколько рот ни раскрывай... И, наоборот, то, что мы создаем при помощи слов, можно съесть, потому что - это наше. На этом и основывается неистребимая вера в будущее, то, что выражено словами обязательно сбывается, если не прямо сейчас, то обязательно сбудется, то есть произойдет в будущем.
        Именно на этой, зашитой в наш геном "аксиоме Искусственного Интеллекта" и базируется наша цивилизация. Не на боязни Смерти, Костра, Пыток, а на Слове, потому что только Слово выражает Истину!

        Цитировать дальше я не буду, потому что перепечатка отдельных глав без разрешения издательства "Рефл-бук" запрещена и преследуется по закону, но и того, что уже процитировано, вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод, что речь здесь идёт о наделённой необычайным могуществом небесной корове Хатор, оставившей на небе ясно видимый Млечный Путь. Но нас не это должно теперь интересовать, нам следует найти следы этой легенды у народов других стран, поскольку цивилизация наша похоже началась с людей коровы.
        События, процитированные выше, образуют логически стройную картину, поэтому нам не надо бежать немедленно в библиотеку и читать собранные там легенды, чтобы по крупицам, буквально по крупицам, собирать информацию, относящуюся к людям коровы. Нет, мы поступим прямо противоположным образом; ничего искать не надо, вся эта информация в нас уже есть, мы прекрасно её знаем, надо всего только немножко порассуждать, чтобы это стало очевидно. Итак, главная информация, своеобразная точка опоры: Хатор — чрезвычайно опасное создание, поэтому люди много думали о том, как защитить от её гнева себя и своих близких. Его Величество Ра догадался напоить её пивом, а Вы что предложили бы? Какую-нибудь молитву прочитать или заклинание? Бесполезно, потому что она слов не понимает. Надо спрятаться. Хорошая идея, но как? А ведь вы прекрасно знаете как.
        Раз она корова, надо спрятаться в её навозе, вот там она вас уж точно искать не станет, побрезгует. Значит, надо сделать небольшой домик и со всех сторон обмазать его коровьим навозом. Как бы вы назвали это сооружение? Да наверное, "хата", раз небесную корову зовут "Хатор". Мы только что сделали очень важное открытие: имя "Хатор" не египетского происхождения, а индоевропейского. Имя это было, видимо, табуировано, поэтому до наших дней дошли только два слова с эти корнем — это "хата" и "Хатынь". Подобно тому, как в древности никогда не употреблялось слово "бер", а вместо него говорили иносказательно "медведь" или "ведмедь", и сохранился этот корень только в словах "берлога" и "Берлин", так и в случае с именем "Хатор" предпочитали употреблять производные от слова "кровь". "Кров" вместо "хата", "корова" вместо "Хатор", "кровать" как устройство, на котором тоже можно спрятаться о гнева небесной коровы, уподобившись корове — телу, опирающемуся о землю четырьмя ногами. Чтобы опровергнуть ваше предположение, что это всего лишь смелая фантазия, процитирую отрывок, непосредственно следующий за цитированным выше.
        «И Его Величество Ра заговорил: "Я охвачен огнём боли, терзающей меня; откуда пришла ко мне [эта] боль?" И Его Величество Ра сказал: "Я живу, но моё сердце крайне устало от них (т. е. от людей). Я убил [некоторых из] них, но ещё остались никчёмные, ибо не всею силою своею учинил я их истребленье". Тогда боги, бывшие в его свите, сказали ему: "Не дай бездействию одолеть тебя, ибо могущество твоё соизмеримо волей твоей".
 И Его Величество Царь сказал Его Величеству Нуну: "Мои члены впервые слабы (или так слабы); Я не допущу, дабы со мной такое случилось во второй раз". И Его Величество бог Нун сказал: "О сын мой Шу, будь Оком ради своего отца... и отомсти (?) за него, а ты богиня Нут, помести его..." И богиня Нут сказала: "Как же это может быть, о мой отец Нун?" "Хвала", — сказала Нут... богу Нуну, и богиня тут же обратилась [корову], и взяла Его Величество Ра [себе] на спину...» .
        Впрочем, существует и чисто лингвистическая линия развития этой идеи. Со словом "кров" тесно связан глагол "укрывать", от которого и происходит "кровать" как устройство, на котором можно спрятаться от гнева небесной коровы, прикинувшись обычной коровой. Надо лечь на деревянный помост, опирающийся, как корова, четырьмя ногами о землю, и накрыться коровьей шкурой, желательно с хвостом и рогами; питаться в этом случае следует ритуальным хлебом, называемым "каравай" (согласно Далю, "каравай" или "коровай" — это "непочатый цельный хлеб, Ряз. пресный хлеб, лепёшка" — хлебное подобие коровяка). Отсюда, по-видимому, и пошёл обычай защищать себя при помощи кровати от злых духов во время сна, а днём носить шлем, украшенный коровьими рогами, как оберег, защищающий воина от колдовских чар. В английском языке слово "cow" имеет два значения — "корова" и "запугивать", причём "запугивать" — это главное смысловое значение, оно работает, от него происходят слова: "cower" — "приседать", "пригибаться", "съёживаться" (от страха); "coward" — "трус", так что слово "cow" — это замена табуированого слова "хат", которое тем не менее сохранилось в английском в виде слов "herd" — "стадо" и "hate" — "ненавидеть".
        Другое гнездо слов, фактически, тот же самый кровавый след, только в английском языке, оставило слово "бодать" (от индоевропейского корня "бд"), употреблявшееся вместо табуированого "Хатор". В это гнездо входят слова: "butt" — "бодать"; "bad" — плохой; "bed" — "кровать"; "blood" (читается "блад") — "кровь"; "bread" — "хлеб".

Велесова книга

        Получается, что украинцы и белорусы, а значит, и мы с вами, русские, — самые настоящие люди коровы. И наиболее полной книгой коровы могла бы быть "Велесова Книга", поскольку в каком-то смысле это книга Вола. Но эта надежда, к сожалению, не оправдывается. Во-первых, совершенно непонятно, почему она называется "Велесова книга", ибо о Велесе в ней ничего не говорится (от силы три-четыре строчки содержат слово "Велес", включая в это множество строк название книги). В чём тут дело?
        Согласно "Толковому словарю" Даля, "хата" — изба, домишко, халупа; Твр. изба, зимовка, скотная изба во дворе для дойных коров и телят.
        И тут неотвратимо из глубин памяти всплывает информация для размышления: Иисус Христос родился в хлеву, а точнее было бы сказать, в хате, где Его до самого обрезания оберегал скотий бог Велес. Может быть поэтому первыми обнаружили Иисуса пастухи, а не три волхва Востока с богатыми дарами? Вы полагаете, что всё это произошло случайно, только потому, что в гостинице места не оказалось? Возникает ощущение, что мы сидим по уши во лжи. Ну не могло быть случайным рождение Иисуса Христа в хате, тогда как объяснение, что Марии с Иосифом не нашлось места в гостинице, потому что... — элемент несомненно случайный, более того, это ложь, придуманная позже для того, чтобы у нас вопросов не возникало. Вообще, когда вы видите Священный текст, в котором всё изложено гладко и безукоризненно, насторожитесь — это первый признак того, что весь этот текст буквально нашпигован ложью. Настоящий священный текст лаконичен, люди пергамент берегли и вещи всем известные, как правило, не записывали (и так понятно, о чём идёт речь), поэтому нам, оторванным от той среды, неотредактированый текст должен быть непонятным.
        Можно прочитать всю Библию, но имени Велес там так и не найти. Есть там однокоренные слова Вал, Ваал, Валтазар, а Велеса нет. Везельвул есть, Елисей есть, а скажите чем Велисей не Велес, но ведь Велисей и Елисей — это одно имя, а от Елисея до Илии всего только один шаг! По крайней мере, согласно "Третьей книге царств", они — ученик и учитель. Три пророка — Илия, Елисей и Иисус Христос в каком-то смысле являются представителями одной и той же традиции пророков. Житие каждого из них подчёркивает явную связь их с Велесом. Иисус Христос родился в хате и пребывал под защитой Велеса до обрезания. Елисей был пахарем, Илия взял его прямо от волов.
        «И пошёл он оттуда и нашёл Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар [волов] было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. И оставил Елисей волов и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил, мясо их и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошёл за Илиею, и стал ему служить» [4 Цар., 19, 19-21].
        Вы что-нибудь поняли? Какой он хороший, людей голодных накормил? Совсем нет, он совершил Велесовый обряд инициации: отрёкся от Матери-земли, от Отца-огня, справил по себе тризну и в состоянии "ещё не мёртвый, но уже и не живой" пошёл за Илией.
        А сам Илия имел весьма специфический облик чрезвычайно волосатого человека, обходившегося без одежды круглый год.
        «И сказал им: каков видом тот человек, который вышел навстречу вам и говорил вам слова сии? Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожанным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин» [4 Цар. 1, 7-8].
        Они останавливали воды рек, управляли атмосферными осадками, владели чудом кормления, исцеляли людей, воскрешали мёртвых, управляли небесным огнём, повелевали диким зверьём. В каком-то смысле это была обычная шаманская практика. В Библии постоянно повторяется, что делали они это по повелению Божию, но что-то не очень в это верится, во-первых, потому что эти явления и в наши дни можно заказывать шаманам и они их реализуют перед вами за сравнительно небольшую плату; а во-вторых, не верится, чтобы всё, что они вытворяли, совершалось во Славу Божию и по Его повелению.
        «И сказали жители того города Елисею: вот положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от неё впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня по слову Елисея, которое он сказал. И пошёл он оттуда в Вефиль. Когда он шёл дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребёнка» [4 Цар. 2, 19-24].
        Да это же типичное жертвоприношение детьми Земле за воду! А вся эта чепуха, что он де маленько обиделся на малых детей и поэтому де проклял их именем Бога, не выдерживает никакой критики, потому что клясться именем Бога, произносить всуе имя Бога — самые тяжкие грехи иудаизма. Убить тысячу младенцев менее тяжкий грех, чем совершить один из этих двух грехов (впрочем, есть ещё один вариант объяснения, возможно, всё это происходило ещё до того, как Бог дал Израилю 10 заповедей, то есть ещё до Моисея, но к такому выводу мы, пожалуй, ещё не подготовлены).
        А вот к осознанию вывода, что "избиение младенцев" — это вовсе даже не случайный элемент в христианстве, мы, кажется, уже подготовлены. Всякое мало-мальски значительное событие начинается с избиения младенцев. Необходимость этого каждый раз как-то объясняется, но избиение, тем не менее, обязательный элемент, причём, и это очень важно подчеркнуть, происходит избиение мальчиков. Перед Исходом из "дома рабства" фараон приказал убивать новорожденных мальчиков-евреев. Потом были убиты все первенцы Египта. До этого Каин убил Авеля, Авраам принёс в жертву Исаака, Елисей 42 младенца отправил на тот свет. Пришли с Востока три волхва, были они в Вифлееме ни к селу, ни к городу, но вследствие этого началось избиение младенцев, было зарезано несколько тысяч мальчиков. А может волхвы и не приходили вовсе и никакого избиения младенцев не было? Чуть позже будет показано, что в истории нашей планеты действительно должно было быть массовое избиение мальчиков, но всего только одно. Все остальные — это продукт философских спекуляций, "знатоки и авторитеты" полагали, что событие это обязательно должно было происходить "В начале", иначе это и не Начало вовсе.

Бали, бал, балет

        Всем нам известна удивительная традиция индийского танца. Очаровательная танцовщица под звуки традиционной индийской музыки танцует свой удивительный танец, в котором положением головы, глаз, рук, ног, пальцев и самого тела "рассказывает" захватывающую дух историю одного из индийских богов. Её зрители, в основном взрослые мужчины из касты кшатриев (воинов), глубоко переживают всё, что она им вещает без слов. Они часами сидят, не шелохнувшись, не ощущая никакой потребности в словах, им так даже лучше понятно, о чём идёт речь, душой они на сцене, душой они танцуют вместе с ней.
        Однако традиция эта зародилась не в Индии, по-видимому, она зародилась в Китае при Матриархате, а в чистом виде дошла до нас благодаря жителям острова Бали. Многие традиции Матриархата там удивительнейшим образом сохранились. Танец Бали, от которого и ведут своё начало слова "бал" и "балет", там танцуют девочки, которых ещё не выдали замуж, а замуж там выдают очень рано, так что танцовщицам не более 7-8 лет. Их одевают, как богинь, румянят, подкрашивают. Девочки танцуют серьёзно и сосретоточено; отчётливо видно, что они находятся в состоянии транса. Сама Богиня, которую они представляют, как бы вселяется в них. Зрительный зал из местных мужчин тоже погружается в транс. Житель Запада в транс, как правило, не погружается, но на него это производит неизгладимое впечатление. Бал — это танец Бали, разыгрываемый для одного человека — принца, балет — это бал для зрителей, ищущих возвышенных удовольствий за умеренную плату.
        Помимо танца Бали на острове есть и другие зрелищные действа, разыгрываемые мужчинами, профессиональными артистами; они выходят к зрителям в масках, но это не просто раскрашенные изделия из дерева, кожи и бумаги; это священные маски, изготовленные очень давно, сохраняющие лицевое сходство с персонажем, который они представляют, и изготовленные ещё тогда, когда этот персонаж был жив. Все пьесы, если только можно их так называть, изображают сцены эпической истории острова Бали, и ясно видно, что актёр не играет роль, как это происходит в нашем театре, он всё время находится в глубоком трансе и душа персонажа как бы вселяется в его душу, на время овладевая его телом. Главные действующие лица говорят на непонятном балийцам яванском языке; комические персонажи — клоуны и шуты — на грубоватом балийском; все остальные обходятся без слов.
        Их божества волосаты и рогаты, большое значение в религиозных ритуалах уделяется очищениям при помощи святой воды. Другим важным элементом их религиозной практики является использование трансовых техник откровенно шаманского типа: буйные пляски под звуки бубнов, с одеванием масок, с протыканиями при полном отсутствии речевого кодирования, типичного для так называемых высших религий.
        Лингвисты считают, что слова "Бали", "бал", "балет", "вол" имеют один и тот же источник. Они пришли к нам из Матриархата и являются производными от имени скотьего бога  "Велес". Другими словами, тесно связанными с Велесом являются "волос", "Влас", "власть", "волость", если мы учтём, что в эту группу слов попадает и "фаллос", то это означает, что настало время рассмотреть сексуальный аспект проблемы власти.

Власть — голубая мечта импотента

        Библия — это пожалуй самый полный и самый доступный источник сведений о раннем Патриархате, а следовательно, и о позднем Матриархате. Читая её, невозможно не обратить внимание на явное однообразие цепи причин и следствий, формировавших историю еврейского народа. Всё начинается, как правило, с того, что евреи отправляются в военный поход во главе с Яхве; одерживают великолепные победы над превосходящими силами противника; возвращаются в силе, доблести и славе и тут же забывают все обещания, данные Яхве, и начинают поклоняться Ваалу — отливают золотого тельца, начинают приносить человеческие жертвы. И сразу же, откуда ни возьмись, появляются враги, завоёвывают их, и всем становится так плохо, что они умоляют Яхве вспомнить о них, посмотреть, как же им плохо живётся, искренне обещают никогда больше не поклоняться другим богам. В конце-концов Яхве их прощает, и всё начинается сызнова. В чём тут дело?
        А дело, похоже, очень даже простое. Яхве — Бог-воитель, Он помогает одерживать победу над врагом, но как только война заканчивается и наступает мирная жизнь, способность воевать перестаёт цениться. Начинает цениться способность умело пользоваться властью, а для этого нужны другие люди.
        Разве, отправляясь на войну, вы прикажете седлать мерина? Нет, вы выберете боевого коня, а вернувшись с войны, разве боевого друга станете запрягать в плуг? Так и здесь. Страна была в неволе, приходилось собирать дань и отдавать её завоевателю, но собирали ведь немного больше, часть оставалась царю, как бы плох он ни был. А причиной войны была не тяжёлая обязанность платить дань, а чаще всего неурожай, неблагоприятные погодные условия, не позволяющие собрать дань в полном объёме. И вот война окончена, победа одержана, свобода обретена, разве это повод не собирать налог, к которому все уже привыкли?
        Не всякий человек годен для власти, не всякого человека можно пускать во власть. Мы уже знаем, что в древности ценились евнухи, теперь вы понимаете почему? Власть и импотенция неразделимы. Почему человек стремится во власть, да потому что он сомневается в своей неотразимости, но в нём теплится надежда (она ведь умирает последней): вот стану я ... и она будет моей. И он всё вынесет, всё вытерпит и станет. А что дальше, известно. Он заведёт себе целый гарем, хотя ему и одной-то женщины слишком много. И ведь с тех древних времён ничего практически не изменилось. Взять хотя бы нашего современника Билла Клинтона — идеальный президент, гениальный администратор, а ему, оказывается, тоже нужен гарем и власть для него — это всего только способ удовлетворения своего либидо.
        Настоящему мужику власть не нужна, она ему только мешает, не оставляя времени на более важные дела, а если он её получает, то либо быстро теряет, либо всё препоручает своей жене. Помните, главой Франции являлся король, а страной управляли Медичи или кардиналы, и, надо сказать, у них это лучше получалось. Или в более близкие нам времена, говорят, Михаил Сергеевич был неплохим мужиком, и в конце концов он ведь плюнул на власть и не переживает особенно.
        История имеет дело с четырьмя типами импотентов:
1) мужчинами, не находящими удовлетворения в семье, неспособными создать настоящую семью и поэтому мечтающими облагодетельствовать свой народ, став "отцом народа";
2) женщинами, не находящими удовлетворения в семейной жизни, не занимающимися воспитанием детей, находящими это занятие скучным и недостойным и поэтому мечтающими облагодетельствовать человечество, став идеальной женщиной, образцом для подражания;
3) мужчинами, сознательно отказавшимися от "радостей семейной жизни" и вставшими на "путь духовного развития", мечтающими поэтому облагодетельствовать свой народ, став духовным "отцом народа";
4) женщинами, отказавшими себе в "радостях жизни",  вступившими на путь "духовного развития", чтобы облагодетельствовать человечество, открыв ему глаза, облагородив его душу.
        Во все времена это была элита общества; во все времена они стояли в стороне от производительного труда, остро нуждались в деньгах и всеми мыслимыми и немыслимыми средствами старались привлечь к себе внимание; во все времена эта среда была источником самого разнузданного разврата, самых бесчеловечных и жестоких преступлений, самых тяжких испытаний для своего народа, который они считали своей собственностью; во все времена эта среда была источником сатанизма и рассадником самых жутких, леденящих кровь религиозных практик. Удивительно ли всё это? Похоже, что нет. Подобное прекрасно объясняется при помощи подобного же. Если все мы люди коровы, то они все — волы, следовательно, в той или иной мере люди Велеса, Ваала, Баала, Бали — волосатого, рогатого бога, требующего: кровавых жертвоприношений; бессловесного кодирования, например, путём исполнения шаманских плясок (балов, балетов), пантомим, музыки, а так же при помощи храмов, скульптур, живописи, наркотиков, короче говоря, искусственным путём (путём искусства); сложных манипуляций с кровью, мертвецами, останками умерших с целью привлечь на свою сторону таинственные силы, хорошо известные в наши дни как явления, сопровождающие полтергейст.
        Эта элита, раз возникнув на теле здорового общества, развивается далее подобно раковой опухоли, стремительно истощая все его ресурсы. Удалить эту опухоль можно только хирургическим путём. И вот, Яхве насылает захватчиков на Израиль. Через какое-то время возникает климатический кризис и начинается восстание, все эти "сливки общества" уничтожаются в одночасье, происходит очищение войной по схеме смерть-рождение, победители возвращаются со славой. И всё начинается сначала, потому что от себя никуда не уйдёшь, потому что это издержки цивилизации.

Женщина — источник порядка.

В раннем Патриархате всем управляли женщины. Взять хотя бы Одиссея. Женился, новорожденного сына поцеловал, похлопал по попке и уехал воевать. Его не было более двадцати лет. Что же царство его от этого в упадок что-ли пришло? Сотня женихов много лет, подобно саранче, разоряла его хозяйство, но Пенелопа и с этим бедствием справлялась. А в великих государствах, скажем, на Крите в период его расцвета должен был существовать, наверное, целый парламент, сенат, или дума. Интересно было бы на неё посмотреть. Пожалуйста, смотрите, соответствующие рисунки сохранились. На переднем плане изображены пять шикарно одетых и что-то энергично обсуждающих женщин; на заднем плане ещё 74 женщины, они тоже делятся друг с другом своими мнениями. Отчётливо видно, что это только половина законодательного собрания, другая, по-видимому, оппозиционная половина, не изображена, а только обозначена — то ли места не хватило, то ли не сохранилась, то ли по какой другой причине, сейчас сказать трудно. (См. рис. 1.  Поздний Матриархат, законодательное собрание Крита).

        Интересно, что это они там так с таким жаром обсуждают? Вполне возможно, что извечную проблему, не дающую покоя депутатам всех времён и народов: повышение собираемости налогов. Сбор налогов — дело не простое, оно требует порядка. Основная идея очень даже очевидна: это не царь требует собирать налоги, нет, само небо говорит, что время пришло. В Египте ежегодные разливы Нила всё синхронизируют, а в остальных странах небо должно регулировать жизнь гражданского общества. Подробное описание, как исполнялись функции государства периода позднего Матриархата, сохранились разве что лишь в Китае.
        «По положению звёзд, фазам Луны и высоте стояния Солнца устанавливалось начало года, дни солнцестояния и начало каждого месяца, т. е. составление календаря и приёмы вычисления времени — это своего рода "технические" последствия обряда...
        Расположение звёзд было поводом для мероприятий государственного масштаба: для объявления войны, амнистии, издания чрезвычайных повелений. Календарь и обрядовое небо были основой жизни социума.
        Жертвенные действия совершались шаманами и шаманками, ими составлялись казённые бумаги, содержащие данные о положении светил, которые готовились особыми приказами, ответственными за общение с божествами и духами» .
        Женская часть дворца вела свою особую жизнь, отправляла свои собственные обряды, среди которых важную роль играло воскурение наркосодержащих веществ, изготовление наркосодержащих напитков, исполнение шаманских танцев, символизирующих общение с божествами и духами.
        Ничего нет удивительного в том, что после одной из таких шаманских плясок  исполнительнице преподнесли на золотом блюде голову Иоанна Крестителя. Современные исследования мумий фараонов ошеломили исследователей: все фараоны были наркоманами.
        В цитированной выше легенде о кровожадной корове Хатор приводился рецепт изготовления пива, отшибающего память не только у людей, но и у существ сверхъестественных. Ра послал самых быстрых своих гонцов к Асуану, на границу с Суданом, чтобы они принесли мандрагору. В наши дни никто не знает, что это за растение такое, почему его древние так высоко ценили и почему Ра приказал его тщательно растирать и добавлять в пиво, предназначенное для коровы Хатор? Может быть, потому, что иначе его корова ни за что в рот не возьмёт?
        «Растение, называемое "мандрагора", граничит с животным царством, ибо, когда его вырывают с корнем, оно кричит; крик этот может свести с ума тех, кто его слышит. Пифагор называет его "антропоморфным", римский агроном Луций Колумелла — получеловеком, а Альберт Великий даже написал, что мандрагоры, наподобие людей, бывают различного пола. До него Плиний писал, что белая мандрагора — это самец, а чёрная — самка. И ещё, что сборщики мандрагоры чертят вокруг неё мечом три круга и должны смотреть на запад, запах от её листьев так силён, что люди от него делаются немыми. Кто вырвет её с корнем, тому грозят ужасные бедствия; в последней книге "Иудейской войны" Иосиф Флавий советует применять для этого нарочно обученную собаку. Выдернув растение, собака подыхает, зато листья служат для изготовления наркотиков, колдовских снадобий и слабительного. Человекоподобная фигура мандрагоры породила поверье, будто она растёт у подножия виселиц...
        В "Книге Бытия" есть любопытное упоминание о плодоносной силе мандрагоры. В XII веке еврейско-немецкий комментатор Талмуда написал следующий абзац:
        "В земле от корня отходит нечто вроде верёвки, и верёвкою этой прикреплено за пуп — как тыква или арбуз — животное, именуемое "яду'я", во всём схожее с человеком: такие же лицо, тело, руки и ноги. Оно искореняет и изничтожает всё, куда достигает та верёвка. Надобно верёвку эту рассечь стрелою, и тогда животное это подыхает".
        Врач Диоскорид отождествляет мандрагору с Цирцеей, или с растением Цирцеи, о котором в десятой песне "Одиссеи" читаем: "Корень был чёрный, подобен был цвет молоку белизною; ...людям опасно с корнем его вырывать, но богам всё возможно"». (См. рис. 2. Мандрагора)

        Нельзя сказать, что всё, что тут написано, — ложь. Мандрагора употреблялась во время мистерий как обязательная компонента выпиваемых при этом напитков, поэтому великие посвящённые (Пифагор, например), которым по определению запрещено врать, говоря о мандрагоре, истины не искажали, но и не разглашали великих тайн, в которые были посвящены. Это просто замечательно, что Бог Ра не связан был строгими обязательствами посвящения, поэтому и рассказал нам о мандрагоре то, что все остальные старательно умалчивали.
        Сама местность, куда послал Ра самых быстрых своих посланников собирать мандрагору, и прекрасная осведомлённость Ра, что без пива в не растёртом виде легендарная корова Хатор ни за что есть мандрагору не будет, однозначно определяют легендарное растение, содержащее очень сильный галлюциноген. Более того, можно утверждать, что легендарной корове Хатор предложили испить не менее легендарную сому. Вот что пишет пишет современный исследователь, эксперт по наркотикам природного происхождения.
        «Когда наши далёкие предки выходили из леса на луговые угодья, они всё чаще сталкивались с пасущимися там парнокопытными. Эти животные становились главным потенциальным источником их средств к существованию. Нашим предкам попадался и навоз дикого скота, и грибы, растущие на нём.
        Некоторые из этих луговых грибов (см. рис. 3) содержат псилоцибин. Stropharia cubensis — это известный "магический гриб", выращиваемый ныне энтузиастами по всему миру.
        Он содержит псилоцибин в концентрированных количествах и свободен от вызывающих тошноту соединений. Он один пандемичен: встречается во всех тропических зонах, по крайней мере везде, где пасутся зебу...
        Целый ряд доказательств говорит в пользу того, что Stropharia cubensis и есть то пра-растение, та пуповина, связывающая нас с женским планетарным сознанием, которая во времена палеотического культа Великой Рогатой Богини предоставляла нам такое знание, что мы способны были жить в динамической гармонии с природой, друг с другом и с самими собой. Потребление галлюциногенных грибов развивалось как своего рода естественная привычка со своими последствиями для поведения и эволюции. Отношения между людьми и грибами должны были включать и крупный рогатый скот, создававший единственный источник получения грибов» .
        Теперь всё становится на свои места. В долине Нила это растение не растёт, собирать его надо на пастбищах Судана. Хранить его тоже нельзя — оно быстро теряет свой товарный вид и потребительские качества. Хатор грибы эти есть не будет, потому что они произрастают на коровьем навозе. Значит, Богу Ра действительно нужны "быстрые и проворные посыльные, способные мчаться подобно ветру", чтобы они собрали эти грибы на пастбищах Судана и свежими, в тот же самый день, доставили их в Гелиополь, где их с нетерпением ждут, чтобы растереть и размешать в пиве, которое коровы ну просто обожают. В Японии даже специальных бычков выращивают для гурманов, давая им одно только свежее пиво (рисунка магического гриба я не стал приводить, потому что это скучный ничем не примечательный ложный опенок растущий на коровьем навозе, ценимый только знатоками).
        Что же касается самого гриба, то он на начальных стадиях развития, когда только появляется из земли, действительно похож на пресловутый, тщательно скрываемый от нескромных взлядов, чтобы не сглазили, символ мужского достоинства, так что идея, что где-то там в земле находятся и все остальные части невидимого, но тем не менее совершенно реального мужчины, без посторонней помощи поселяется в душу женщины, собирающей бесценные дары Матери Земли.
        Сохранились и рисунки духа-помощника (см. рис. 3), сопровождающего душу в таинственных путешествиях по трансовым гиперпространствам. Голова, изображённого на рис. 4 существа, похожа так же и на голову коровы. Видения, инициируемые псилоцибином, сопровождаются необычными красками, неоновым сиянием, возникающим по границам контура, поэтому грибы и сетка, покрывающая тело "шамана", напоминают скорее свечение звёздного неба или, правильнее, сошедшее с небес звёздное существо, чем обычное изображение животного или человека, какими  мы их видим днём. Можно считать, что это самое древнее из известных нам изображений небесной коровы Хатор.

Женщины — убийцы

        В Библии несколько примеров того, как женщина отсекает голову вражескому военачальнику, и это не фантазии. Мужчина был беззащитен перед женщиной, и убийство мужчины женщиной или убийство по её приказу было делом обычным. Вот что писал Геродот:
        «Последние вели свой род от Геракла и рабыни Иардана и правили в течение 22 людских поколений, 505 лет, причём сын у них всегда наследовал власть от отца вплоть до Кандавла, сына Мирса.
        Этот Кандавл был очень влюблён в свою жену и, как влюблённый, считал, что обладает самой красивой женщиной на свете. Был у него среди телохранителей некий Гигес, сын Даксила, которого он особенно ценил. Этому-то Гигесу Кандавл доверял самые важные дела и даже расхваливал красоту своей жены. Вскоре после этого (ведь Кандавлу предречён был плохой конец) он обратился к Гигесу с такими словами: "Гигес, ты, кажется, не веришь тому, что я говорил тебе о красоте моей жены (ведь ушам люди доверяют меньше, чем глазам), поэтому постарайся увидать её обнажённой". Громко вскрикнув от изумления, Гигес отвечал: "Что за неразумные слова, господин, ты говоришь? Ведь женщины вместе с одеждой совлекают с себя и стыд! Давно уже люди узнали правила благопристойности и их следует усваивать. Одно из них главное: всякий пусть смотрит только за своим. Я верю, что она красивее всех женщин, но всё же прошу: не требуй от меня ничего, противного обычаям".
        Так говорил Гигес, пытаясь отклонить предложение царя, в страхе попасть из-за этого в беду. Кандавл же возразил ему такими словами: "Будь спокоен Гигес, и не бойся: я сказал это не для того, чтобы испытать тебя, и моя жена тебе также не причинит никакого вреда. Я подстрою всё так, что она даже не заметит, что ты её увидел. Тебя я поставлю в нашем спальном покое за закрывающейся дверью. За мной войдёт туда и жена, чтобы возлечь на ложе. Близко от входа стоит кресло, куда жена, раздеваясь, положит одну за другой свои одежды. И тогда ты сможешь спокойно ею любоваться. Если же она направится от кресла к ложу и повернётся к тебе спиной, то постарайся выйти через дверь, чтобы она тебя не увидела".
        Тогда Гигес уже не мог уклониться от такого предложения и выразил свою готовность. Когда Кандавл решил, что настала пора идти ко сну, то провёл Гигеса в спальный покой, куда затем тотчас же пришла и жена. И Гигес любовался, как она вошла и сняла одежды. Как только женщина повернулась к нему спиной, Гигес постарался, незаметно ускользнув, выйти из покоя. Тем не менее женщина видела, как он выходил. Хотя она поняла, что всё это подстроено её мужем, но не закричала от стыда, а напротив, показала вид, будто ничего не заметила, в душе же решила отомстить Кандавлу. Ведь у лидийцев и у всех прочих варваров считается великим позором, даже если и мужчину увидят нагим.
        Как ни в чём не бывало женщина пока что хранила молчание. Но лишь только наступил день, она велела самым преданным слугам быть готовым и позвать к ней Гигеса. Гигес же пришёл на зов, уверенный, что ей ничего не известно о происшествии, так как и прежде он обычно приходил всякий раз, как царица призывала его к себе. Когда Гигес предстал перед ней, женщина обратилась к нему с такими словами: "Гигес, перед тобой теперь два пути: даю тебе выбор, каким ты пожелаешь идти. Или ты убьёшь Кандавла и, взяв меня в жёны, станешь царём лидийцев, или сейчас же умрёшь, для того чтобы ты, как верный друг Кандавла, и в другое время не увидел, что тебе не подобает. Так вот, один из вас должен умереть: или он, соблазнивший тебя на этот поступок, или ты, который совершил непристойность, увидев мою наготу". Поражённый её словами, Гигес сначала не знал, что ответить, а затем стал молить царицу не вынуждать его к такому страшному выбору. Гигесу не удалось всё же убедить её. Тогда, видя, что выбор неизбежен — или убить своего господина, или самому пасть от руки палачей, — он избрал себе жизнь и обратился к царице с таким вопросом: "Так как ты заставляешь меня против воли убить моего господина, то скажи как же мы с ним покончим?". На это царица дала такой ответ: "Мы нападём на него на том самом месте, откуда он показал тебе меня обнажённой, и ты убьёшь его во время сна".
        Обдумав совместно этот коварный план, Гигес с наступлением ночи проник в спальный покой вслед за женщиной (ведь она не отпускала Гигеса; выход был отрезан, и предстояло или самому умереть, или умертвить Кандавла). Тогда царица дала ему кинжал и спрятала за той же дверью. Когда Кандавл заснул, Гигес, крадучись, подобрался к нему и, заколов его, завладел таким образом его женой и царством» .
        Всю эту историю можно было бы изложить лаконично, в три-четыре строчки, а вместо этого приходится читать страницы. Чрезвычайно важная информация о нетривиальности роли женщины в период раннего Патриархата буквально утоплена в море утомительных пояснений, разъяснений, уточнений и умалчиваний.
        Импотент Кандавл, полагая, что чёрная зависть красавца-атлета Гигеса исцелит его от позорного недуга, уговорил его подсмотреть как раздевается царица, имени которой нам знать не дано. Судя по тексту, тело Гигеса было нужно ему для совершения определённых обрядов "чёрной магии", поэтому было просто необходимо, чтобы Гигес добровольно ступил на этот преступный путь, а Кандавлу было необходимо его соблазнить. Итак, "дурачок" Гигес соблазнился и мышеловка захлопнулась. Царицу это возня обозлила не на шутку, и она решила отправить на тот свет их обоих, имея на это полное право. Она просто играла свою игру, когда предложила Гигесу сделать выбор. Однако она не учла одной мелочи. Это верно, что Гигес был дурак-дураком, но он ведь ещё был очень неплохим телохранителем, поэтому неплохо разбирался в причинах и следствиях, связанных с убийством и казнями, можно сказать, что он почти что читал чужие мысли, когда они касались его профессии. Он понимал, что песенка его спета: как только он убьёт Кандавла, царица поднимет шум, его схватят и казнят. У Гигеса как раз никакого выбора и не было. Но царица просчиталась, потому что, заколов Кандавла, Гигес, которому нечего было терять, тут же в крови, на этой самой постели, рядом с телом Кандавла, из груди которого всё ещё торчал нож, овладел царицей. Главным действующим лицом этой сцены стал, как бы это странно ни звучало, окровавленный нож, красноречиво торчащий из груди Кандавла. Мысли вихрем проносились в голове царицы:
        — Что делать? Я не могу закричать, этот нож, он рядом, у него под рукой, он же меня тут же прирежет. Не рассчитывала я оказаться в этой ситуации. Нет, этот дурак не мог так далеко всё предвидеть. Это боги защищают его. Чего это я так испугалась? У него же нет никакого ножа в руках, он мне ничем не угрожает. А какой он мужик... силён как бык и ласков как котёнок, не то что этот тюфяк. Да это же Господин Великий Случай, глупо было бы его упускать! Судьба? Надо спросить оракула. Если боги не запротестуют, я стану его женой.
        Как пишет далее Геродот: "дельфийский оракул подтвердил его право на престол изречением ... Гигес стал царём. Впрочем, Пифия добавила ещё: Гераклиды получат возмездие в пятом потомке Гигеса", — но кого это могло тогда заинтересовать? Они были счастливы. Ещё бы, в таком щекотливом деле они не совершили ни одной ошибки (ни мыслью, ни словом, ни намерением)!

Гомер и брачные обряды позднего Матриархата

        В эпоху развитого Матриархата, когда Цивилизация контролировала всё, когда мужчины ещё не владели речью и были естественными рабами, большая роль, я полагаю, придавалась проблеме выбора мужа для царственной особы. У элитной женщины был широчайший выбор, ей надо было выбрать кого-то одного из всей этой массы не говорящих двуногих животных — такова её горькая судьба. Это было время и, по-видимому, очень продолжительное, когда рабочим механизмом естественного отбора была "любовь с первого взгляда". Я думаю, что пред взором элитной женщины не мог появиться случайный мужчина, что женщины были очень практичны и вели жёсткий отбор претендентов, так что в этой ситуации любовь с первого взгляда не могла повредить эволюции, а передача имущественных и юридических прав осуществлялась только по женской линии.
        Наиболее известный пример литературного описания подобной процедуры дан Гомером в эпизоде выбора жениха для Елены. Следы гнусного вмешательства анонимных редакторов отчётливо видны даже в этом довольно нейтральном эпизоде. Итак, о Матриархате уже никто не вспоминает, но тем не менее доблестные мужи Эллады собрались в пышном доме спартанского царя Тиндарея добиваться руки Елены Прекрасной, а заодно и права стать царём доблестной Спарты. Сохранившийся текст внушает нам мысль, что мужа своей дочери выбирает её отец Тиндарей, но это заявление выглядит столь же неуместным, как современное конское седло на древней как мир деревенской вороне. Действительно, если это царь Тиндарей выбирает, то зачем тогда они все собрались? Греки ведь очень разумные люди. Какой смысл ехать в Спарту, терпеть неудобства и рисковать своей жизнью, если старый Тиндарей уже всё решил? Но даже если он ещё не решил, а решает самолично этот вопрос, без его личного приглашения и официальных заверений, что приглашаемый является достойнейшим из всех, ехать просто неуместно. Гомер ни о каких приглашениях не говорил, а во всех аналогичных европейских историях, в которых претенденты могли являться без официальных приглашений, выбор всегда делает принцесса. Значит, выбирал не Тиндарей, а сама Елена. Никого из претендентов она не должна была видеть до этого и, "влюбившись с первого взгляда", отдать: и руку, и сердце, и царство. А забота Тиндарея — чтобы среди женихов не было недостойного претендента и чтобы никого из претендентов она не видела до того, как он "предстанет пред очи ея". Честен ли был Тиндарей? Никак нет. Ему самому нравился Менелай, и, чтобы увеличить шансы Менелая, он устраивает ему тайную встречу, якобы случайную (о чём должен в случае чего засвидетельствовать Одиссей), в масличной роще, через которую Елена отправилась за водой в сопровождении своей сестры Пенелопы. Идею отправить принцессу по воду, когда к ней собрались женихи со всей Эллады, я расценил бы как чрезвычайно революционную — только полный идиот мог до такого додуматься. Елена увидела двух мужиков, один из которых — Одиссей — вёл себя вызывающе и ей не понравился, тогда как другой был очень даже ничего, по крайней мере перед другими он получил фору, сразу опередив их по количеству взглядов, отпущенных Еленой.
        Самым уязвимым местом этой подлой сцены является поведение самой Елены. Она не ведёт себя скромно и застенчиво, как и подобает девушке, для которой воля царя-батюшки является законом, дающим ему право выбирать для неё жениха по своему вкусу. Наоборот, она ведёт себя высокомерно и заносчиво, как VIP Спартанского царства, и она могла бы в порошок стереть их обоих — и Одиссея, и Менелая, устроив грандиознейший скандал. Но она этого не сделала, потому что Менелай ей вдруг понравился — любовь с первого взгляда.
        А хитроумный Одиссей, осуществивший эту в высшей степени нечестную операцию, заранее всё продумал и подстраховался. У меня нет сомнений, что к этому моменту Тиндарей уже отдал ему Пенелопу, поэтому в случае скандала Одиссей оправдался бы тем, что он шёл на встречу со своей Пенелопой, а Менелай просто увязался за ним, в чём, естественно, нет ничего плохого. А то, что с Пенелопой по воду пошла Елена, они знать не могли, да и кому же в голову могла прийти такая глупость! И весь этот тонкий план, похоже, разработал всё тот же хитроумный Одиссей. Это он вселил надежду в душу Тиндарея, рассудив: если Елена устроит скандал, значит, Менелай ей не по душе, и у Тиндарея есть прекрасный повод разогнать всех женихов и перенести выбор жениха на следующий год, а если скандала не будет, то это верный признак того, что она не отвергнет Менелая. Одиссей был гораздо хитроумнее Гомера, поэтому многих деталей слепой Гомер до конца не понимал.
        Выбор жениха для Елены — это введение в "Иллиаду" и "Одиссею", поэтому в нём содержатся ответы на три основных вопроса: чему посвящёны все эти события, кто виноват и что делать? Прежде всего, ясно, что не окажись там Одиссей, не случились бы и все эти события.
        «Товарищи называют его хитроумным. Говорят, что бог Гермес в своё время научил Одиссеева деда Автолика как составлять клятвы, чтобы их можно было обойти, не нарушая...» .
        Итак, есть Одиссей, есть закон (похоже, это закон кармы — каждое действие порождает неотвратимую цепь событий).
        Прежде всего, заговорщики (Тиндарей, Менелай и их хитроумный советчик) решили обезопаситься (если правда о тайном свидании все же раскроется, а шила в мешке не утаишь, то неприятностей не оберёшься!), и Одиссей предложил блестящее решение — взять с каждого претендента клятву с соблюдением всех формальностей. Клятву взяли, Елена выбрала Менелая, вроде бы всё, ан не тут-то было! Вмешались боги, появился ещё один претендент — Парис, он опоздал, но для древнего обряда не это было самым важным. У Париса было главное достоинство, он не нарушал закона, не обманывал судьбу. Елена влюбилась в него и с ним бежала — он её законный муж пред богами и людьми, официальный муж Елены никакой ей не муж, а преступник, остальные претенденты — обманутые глупцы. На этом бы и остановиться, пока не поздно, но в движение приходят приводные ремни кармы и машину возмездия уже не остановишь.
        Введение закончено, приводные ремни кармы запущены, и нам должно быть ясно, что погибнут все, кроме Елены, Пенелопы и Одиссея, которому предстоит отчаянная борьба с судьбой за право жить. Идейно — это смесь индуизма и иудаизма. С одной стороны, героям приходится иметь дело со многими языческими богами, иначе как объяснить, что они подвержены кармическому наваждению причин и следствий, а с другой — есть закон, который надо блюсти, и есть бог Гермес, который научил деда Одиссея так составлять клятвы и договоры, что их можно обойти. Короче говоря, Гомер намеревается нам показать, как хитроумный Одиссей, втянувший всех в невероятно опасную цепь событий, вышел сухим из воды, и не потому, что он "избранный", а потому, что он единственный, кто сумел не нарушить закон и не попасть ни в одну из ловушек, которые щедро расставляли ему и люди и боги. Каждый раз он всё предусматривал, и каждый раз в ловушку попадал кто-то другой. Это трактат по герметизму. Он и написан в полном соответствии с основной идеей герметизма, идеей глобальной закрытости: ты будешь держать трактат Гермеса в руках, прочтёшь его многократно, выучишь наизусть, но так и не поймёшь, что же там было написано. И совершенно не случайно, что автор объявлен слепым. Та же самая идея: вот он слеп, но посвящён и видит всё лучше вас, зрячих, но непосвящённых.
        Все женихи действительно погибли, и это заставляет предположить, что в таком исходе отражена древнейшая священная традиция обряда выбора жениха — все отвергнутые должны быть принесены в жертву! Так что тексты Гомера совсем не такие древние, как полагают историки. Гомер никак не мог быть свидетелем или современником событий, которые он воспевал, потому что сам уже не понимал того, о чём пел, а те, которые записывали текст, безбожно перевирали его в интересах существующей политической системы.
        На этом мы расстанемся с Гомером до другой книги, посвящённой Гермесу, если только он позволит мне её написать.

Брачные обряды раннего Патриархата

        Мы уже догадались, что Патриархат не изобретал своих собственных брачных обрядов. Он постепенно, шаг за шагом передавал мужчине брачные привилегии, которые раньше принадлежали только женщине. Первое радикальное изменение — мужчина выбирает себе жену, тогда как корону он всё ещё получает из рук супруги.
        «Откуда появилась Золушка? С выбором невесты посредством туфельки, случайности, которой возлюбленные доверяют своё счастье? Почему принц, которому положено жениться на знатной девице — так было и в Риме, и в Западной Европе, — спокойно посылает гонцов по стране искать изящную ножку, не приказав проверить происхождение потенциальной невесты?
        Да потому, что процедура поиска невесты, именно такая, которую потом описали в "Золушке", была самым обычным делом в Византийской империи...
        Разрешите привести пример из византийской истории, причём совершенно типичный для её раннего средневековья, а именно — женитьбу будущего императора Константина IV, которую семнадцатилетнему сыну организовала его властная мать, регентша Ирина, в 787 году.
        Осенью по всей империи были направлены послы императрицы, которые должны были побывать во всех городах и деревнях страны, проверить всех красивых девушек и свезти их в столицу. Причём для того, чтобы задача была выполнена точнее, все послы получали свиток, в котором был указан возраст будущей невесты, рост, а также размер ноги. Самое удивительное — послам также выдавалась одна туфля!
        Посольствам отпускали достаточно времени, чтобы прочесать ту или иную провинцию.
        Одно из посольств обследовало Киликийскую Армению — армянское царство, расположенное в Малой Азии, которое в течение веков было центром армянской государственности, тогда как армянские княжества самостоятельными не были.
        Вечером, как сообщается в документе, посольство притомилось и, увидев просторный сельский дом, решило попроситься на ночлег, надеясь, что хозяин богат и накормит послов как положено.
        Хозяин дома, местный армянский мудрец, был бедным бессребреником, однако гордым человеком. Он позвал свою жену и приказал приготовить послам достойный ужин. Жена его, уставшая от постоянной бедности, яростно закричала:
        — Ты же знаешь, бездельник, что дом наш так пуст, что в нём даже курицы не найдётся!
        Но армянин не сдался. Раз нет курицы, то можно освежить уставших послов фруктами из своего сада и хорошим сладким вином.
        Послы были рады приёму и вскоре приступили к допросу хозяина, не скрывает ли он в доме девушек в возрасте шестнадцати-семнадцати лет, такого-то роста и с такой-то ножкой.
        Армянин, подумав, признался, что у него есть три дочери, более-менее отвечающие требованиям послов. Когда девушек вызвали, то оказалось, что все три удовлетворяют основным данным в "путевом листе", но туфелька по ноге пришлась лишь средней, Марии.
        Поблагодарив хозяина дома, послы предложили отвезти в Константинополь юную красавицу. Но тут родители (в отличие от Золушки) сказали решительное "нет!". Они не отпустят цветок их любви вянуть в развращённой столице. Либо едет вся семья — либо никто!
        Послам пришлось везти в Константинополь всю семью.
        Когда они прибыли в столицу, обнаружилось, что все туры конкурса прошли ещё одиннадцать кандидаток. По крайней мере, так сообщает автор "Жития святого Филарета". Большей частью кандидатки принадлежали к знатным семействам, хотя бы потому, что в этой эпопее без подкупа не обходились, и послы, разосланные по провинциям, порой возвращались не с самой красивой девушкой тех краёв, зато с самой богатой.
        Юный император в сопровождении властной матери и приближённых, как того требовал обычай, вышел в зал, где стояли двенадцать самых красивых девушек империи. Все они были одного возраста и роста, все носили обувь нужного размера. Но после расспросов каждой из кандидаток Константин выбрал самую бедную и незнатную — провинциальную армянку Марию Амницкую. Надежды богачей и знатных вельмож, подкупивших послов, развеялись как дым...
        Главное, что никто не удивился, что в императрицы была выбрана простолюдинка, иностранка, выбрана сказочным образом...
        Любопытно, что после того, как выбор невесты был утверждён, её сразу короновали. То есть коронация предшествовала свадьбе.
        Укрытую вуалью невесту вводили в большой зал, и ожидавший её там император возлагал на невесту пурпурную мантию, освящённую патриархом, затем золотую корону с длинными бриллиантовыми подвесками. Лишь после того, как безвестная вчера красавица была провозглашена императрицей Римской империи, могла начаться свадебная церемония.
        То, что коронация проходила раньше свадьбы, весьма символично и способствовало самостоятельности византийских цариц. После коронации императрица в царских одеждах в сопровождении свиты проходила по основным покоям дворца между бесконечными рядами знати, стражи, сенаторов, иностранных послов, патрициев, высших сановников.
        Зрители благоговейно опускались на колени и исторгали крики: "Слава августе!"
        В дворцовом храме Святого Стефана император с невестой усаживались на троны, и к ним подходили вереницей достойные люди империи, простирались ниц перед ними и целовали колени монархов.
        Лишь после окончания этих церемоний патриарх совершал обряд бракосочетания, и молодожёны должны были выйти на улицу и пройти между стенами народа, который тоже не безмолствовал. Особой честью считалось попасть потом на свадебный пир, а самых знатных пропускали даже в царскую опочивальню, где наиболее настойчивые из подданных желали счастья новобрачным, лежащим в постели».
        Здесь мы сталкиваемся с другим вариантом передачи прав царствования при помощи брачного обряда. На Марию была возложена пурпурная мантия — символ рассвета, а затем золотая корона с бриллиантовыми подвесками — символ солнца и плодородного дождя. Все признали её августой, и только после этого сын императрицы мог сесть на трон, и подданные, поцеловав колено августы, целовали и его колено. Полноправным императором он становился только после бракосочетания с августой. Патриархат всё больше и больше прибирал к своим рукам власть и право на власть, но Матриархат был ещё жив и силён.
        «После свадьбы императрица не затворялась в своих покоях. В отличие от русских, мусульманских или даже греческих цариц, византийские принцессы вели достаточно активную светскую жизнь. У них был свой двор, мало в чём уступавший двору супруга. Возглавлял этот двор препозит, который командовал камергерами, референдариями, солнцедариями, привратниками и протопостариями — все эти и иные чины, суть обязанностей которых не столь уж важно знать, избирались, правда, чаще всего из среды евнухов...
        Византийские императрицы тратили немало средств, усилий и времени на поддержание своей красоты. У каждой из знаменитых императриц были свои причуды и рецепты, свои знахари и кометологи. Так Феодора старалась всегда хранить на лице выражение спокойствия, гармонии и величественной красоты, для чего никогда не вставала с постели раньше полудня, затем несколько раз в течение дня принимала ванны с благовониями. Благовония готовились даже в её покоях — под наблюдением императрицы и её "химиков". Порой эти специалисты не ограничивались благовониями, а не забывали о других начатках химии — некоторые искали тайны золота и философского камня, другие — проверяли действенность ядов...
        Покои императрицы были столь обширны и запутаны, что в них однажды смогли скрыться несколько десятков заговорщиков, собранных императрицей Феофано, которая намеревалась убить своего мужа императора Никифора Фоку. Супруг был предупреждён о заговоре, и ему сообщили, где заговорщики скрываются. Дворцовая стража обыскивала гинекей два часа и не нашла никого. А чуть позже, той же ночью, император был всё же убит» .
        Из этого описания мы отчётливо видим, что император, при всей его византийской утончённости, оставался тупым солдафоном, страна же управлялась из покоев императрицы. Люди, способные принимать государственные решения и доводить их до конца, всё ещё были евнухами. Там же расцветала наука, искусство, медицина. Трудно даже решить, когда это было. Мужчины были тупы и беспомощны, они совершенно не ориентировались в ситуациях, когда не надо было рубить неприятеля или пасти скот. Жёны при помощи своих евнухов вертели ими, как хотели, лишали их власти, травили, убивали, и никто, заметьте, никто никогда не посмел осуждать их за это. Тут явно чувствуется китайский след Матриархата. Откуда взялась эта удивительная мода на маленькую ножку и разве не она заставила изуродовать ноги всех китаянок? Откуда вдруг в королевских домах Европы вспыхивает чрезвычайно дорогостоящая ностальгия по китайскому фарфору? А потом — по сорнякам Средней Азии, тюльпанам? Может быть это были просто символы посвящёности, причастности, Большому Матриархату, тогда на это никаких денег не жалко!
        Но вернёмся к  Марии Амницкой, когда же всё это происходило? По типу наследования престола происходило это где-то между событиями "Иллиады" и завоеваниями Александра Македонского. Историки с этим выводом, естественно, не согласятся, хотя оригинальные тексты, относящиеся к этим событиям, наше подозрение подтверждают. Итак, рассмотрим "Житие" отца Марии. Полное название источника — "Преисполненная великого назидания повесть о житии и деяниях блаженного и праведного Филарета милостивого". Что правда то правда, назидания Филарета велики, они являются своеобразной информационной миной замедленного действия!

Неизвестный Авраам

        Житие Филарета считается малозначительным в религиозном отношении произведением духовной литературы, которое правили все кому ни лень, не стесняясь добавлять при переписывании целые разделы для пользы дела. Филарет был праведником, и всё, что он делал и чего достиг, должно было служить примером для прихожанина, поэтому бесхитростные деяния его добросовестно переписывались, когда же выяснялось, что чего-то там недоставало, согласно изменившимся требованиям времени, соответствующие изменения в рабочем порядке вносились переписчиком.
        С точки зрения верующего удивительным является то, что обедневший, но праведный армянин стал отцом императора, в определённом смысле отцом народа, но ничуть не возгордился и продолжал помогать нищим. А для нас удивительно то, что Филарет назван в его жизнеописании вторым Авраамом. То, что мы знаем о библейском Аврааме, не представляется нам слишком уж праведным, более того, мало кто из нас хотел бы на него походить. Мы не хотели бы так откровенно не верить Самому Господу Богу, не хотели бы торговать Саррой, не хотели бы заносить нож над единственным сыном Сарры. Впрочем, Филарет ничего подобного и не делал, значит, то, что написано в современной Библии про Авраама, Филарету было совершенно не известно, Филарет знал другого Авраама, от которого в Бытии совсем ничего не осталось. Но тогда это очень интересно, поскольку, читая житие Филарета, мы многое узнаём о библейском Аврааме тех времён, когда Тора ещё не была канонизирована, фактически, об Аврааме, которого не знало и не знает христианство. Рассмотрим соответствующий отрывок повести:
        «Один из близких Филарета, муж чистый сердцем и телом, рассказал следующее, клятвой подтвердив слова свои. На другой день после отошествия праведника, муж этот, лёжа на постели своей, пришёл в духовный восторг и видит, что он восхищён, а некто в сверкающей ризе показывает ему мучения грешников и текущую в месте том огненную реку (люди с трудом выносят рёв её), а за рекой этой пречудный цветущий сад, поросший травой и насыщающий благовонием всю землю ту, и множество всевозможных дерев, прекрасных и высоких, каких не зрел род человеческий, — блага, "что приготовил Бог любящим Его", как сказано в Писании. Узрел и то, что доступно глазу человеческому, — всякое дерево, какое растёт и в наших садах, но краше и выше, и все они струили благоухание ароматов, и вьющиеся вокруг дерев прекрасные виноградные лозы, покрытые тяжёлыми гроздьями, и финиковые пальмы, и всё, что украшает людскую трапезу. Там стояли мужи, жёны и дети в белых ризах и ели плода дерев тех. Предстал очам его и блаженный Филарет в сверкающей ризе, сияющий в сени дерев на золотом престоле, изукрашенном драгоценными камнями и перлами (его окружали новоокрещённые младенцы и толпа нищих в белых ризах, которые теснили друг друга, чтобы приблизиться к престолу старца), муж со светлым ликом, державший в руках золотой посох, и родич праведника спросил: "Господин, кто сей сидящий старец? Не Авраам ли? И я желал бы оказаться там". Спутник его ответил: "Это Филарет Милостивый — второй Авраам". Старец стал звать родича: "Дитя, иди и ты сюда и вкуси от благ". Тот ответил: "Отец, я не могу, ибо мост узок, а под ним река огненная. Я вижу в водах её множество нагих людей, терпящих муки и скрежещущих зубами, и боюсь, как бы мне не упасть туда и не мучиться вместе с ними". Старец сказал: "Иди, дитя, не страшись, ибо все, кого ты здесь видишь, перешли через неё. Попробуй только — я тебе помогу". И, протянув руку, старец позвал его, а он, набравшись смелости, стал переправляться и с помощью святого переправился, хотя боялся и трепетал от страха. И тут он проснулся» .
        Это, так сказать, "закрывающая скобка" повести о втором Аврааме, а вот "открывающая":
        «Филарет этот был милостив, весьма нищелюбив и страннолюбив, одевал раздетого, пришедшим издалека давал всё необходимое, а когда человек у него что-нибудь просил, с радостью давал и, сначала накормив за своим столом, отправлял в путь, уподобляясь странноприимцу Аврааму и преславному Иакову» .
        Мы знаем, что Филарет сподобился за свою добродетельность стать родственником императора, тогда как уподобление его Аврааму — это дело рук церковных сочинителей. Благодаря этому обстоятельству мы получаем возможность реконструировать житие библейского Авраама, хотя, быть может, многим этого бы и не хотелось. Дело в том, что "Житие Филарета" писалось многие годы спустя после смерти праведника, поэтому точные детали отыскивать было бесполезно, следовательно, их списывали с "Жития Авраама-первого".
        «Этот Филарет был благочестив, богобоязнен и весьма богат. Было у него много скота — шестьсот быков, сто пар волов, восемьсот коней на пастбищах, восемьдесят выездных лошадей и мулов, двенадцать тысяч голов овец, пятьдесят имений с большим количеством земли, одно поодаль от другого, которые оценивались очень дорого. Ведь в каждом из них бил горный источник, вдосталь орошающий всё, что должно было напитать его водой, было также множество рабов с женщинами и детьми» .
        «Имя его стало известно по всей восточной земле и вблизи неё, а милосердие прославилось среди всех людей. И если кто лишался быка, лошади или другого животного, он шёл к блаженному, чтобы пожаловаться ему, и всякий по своему выбору получал из его стаи скотину, которая была ему нужна, но сколько блаженный ни отдавал, стадо его вдвое приумножалось» .
        Далее описывается, как Филарет потерял своё богатство. В дело, видите ли, вмешался дьявол, рассудив: в таких-то условиях кто хошь станет праведником, а что станет с твоей праведностью, если тебя уравнять с другими? И праведник Филарет, всё раздав, стремительно обеднел. Отсюда мы должны сделать вывод, что бибилейский Авраам тоже обеднел, но обеднел без какого бы то ни было вмешательства дьявола. Чтобы понять, что с ним произошло, обратимся к "Житию Филарета", полагая, что после того, как он стал родственником императора, в повесть снова был вставлен кусок из "Жития Авраама". Вот это место, хотя оригинальный текст в нём сильно переработан:
        «После свадьбы император, радуясь заключённому союзу и восхищённый красотой жениной родни, пожаловал при прощании с семьёй дивного Филарета каждому от самого старшего до грудного младенца деньги, одежды, золото, драгоценности, усыпанные  дорогими каменьями и перлами, и большие дома по соседству с дворцом и отпустил их.
        Тогда домашние старца вспомнили сказанные им слова: "У меня есть скрытое ото всех богатство". Получив его, праведник не забыл о Божиих дарах, которые копили ему нетленное богатство, но исполнившись благодарности сказал родне своей: "Устроим и мы теперь богатый пир, чтобы принять царей со всем их синклитом". И вот, когда всё для пиршества было по его приказу приготовлено, блаженный Филарет, встав рано по утру, собрал всех прокажённых, хромых, увечных, старцев и расслабленных, которых мог найти, — числом двести — и ведёт в дом свой, говоря: "Приближается император вместе с патрикиями и всем синклитом, те же, кого мы ожидали, уже пришли". В доме поднялось великое смятение и замешательство, когда по знаку праведника вошли нищие и расположились кто за столом, кто на земле. И сам блаженный Филарет сел с ними» .
        Слова, выделенные мною курсивом, по мнению древних характеризовали именно ту первоначальную массу, изгнанных из Египта, которых впоследствии стали называть евреями. Иосиф Флавий подробно обсуждает этот вопрос в своём бессмертном труде "О древности еврейского народа. Против Апиона". Он возмущён, он негодует — и совершенно напрасно. На самом деле, гордиться этим надо!
        Так вот почему обеднел Авраам! Он принял всю эту массу странников, и они стали его детьми. Я ни на секунду не сомневаюсь в том, что он их всех усыновил, так что ещё при жизни Авраама сбылись слова Яхве: "Взгляни на небеса и сочти звёзды! Сможешь ли их счесть? Таким будет твоё потомство."
        Следы этого исторического события мы находим в христианстве, в каком-то смысле христианство направляет нас по пути Авраама. Если для греков доказательством божественности Александра являлась непобедимость, позволившая ему завоевать весь мир, то для евреев доказательством божественности Иисуса являлась способность исцелять прокажённых, одержимых бесом, расслабленных, паралитичных; насыщать массы людей; отворять уши, глаза, язык; воскрешать умерших. Почему эти признаки, чрезвычайно сомнительные и поэтому неубедительные для греков, были убедительными для евреев? Да, видимо, потому, что в их истории нечто подобное, достойное подражания, уже происходило. В Евангелии от Луки есть отрывок, посвящённый Аврааму:
        «Был некогда богач, одевался по-царски, и жизнь у него была сплошной праздник. И был нищий, весь покрытый язвами, его звали Лазарь. Он лежал у ворот богача в надежде, что ему достанутся куски, брошенные под стол. Прибегали собаки и лизали его язвы. И вот умер нищий и ангелы унесли его на небо, на почётное место рядом с Авраамом. Умер богач и похоронили его. И в аду, в страшных мучениях подняв глаза, он увидел вдали Авраама и рядом с ним Лазаря. Богач закричал: "Авраам, отец! Сжалься надо мной, пошли ко мне Лазаря, пусть смочит в воде кончик пальца и освежит мне язык. Какие муки терплю я в этом огне!". Но Авраам ответил: "Вспомни, сынок, ты уже получил при жизни всё хорошее, а Лазарь — всё плохое. Теперь он здесь утешился, а ты страдаешь. А кроме того, между нами и вами пролегает великая бездна: даже если кто захочет перейти отсюда к вам, не сможет. И оттуда к нам никому не перейти". Богач сказал: "Прошу тебя, отец, пошли его в дом моего отца. Ведь у меня пятеро братьев. Пусть он предупредит их, а то и они попадут в это ужасное место". Авраам ответил: "У них есть Моисей и пророки. Пусть слушают их!" — "Нет, отец, мой Авраам, — сказал богач, вот если бы кто из мёртвых пришёл к ним, тогда они изменят свою жизнь". Но Авраам сказал ему: "Если они Моисея и пророков не слушают, никто их не убедит, даже мёртвый, вставший из гроба"» .
        О чём это там спорят Богач и Авраам на том свете? Да похоже о том, что только путь Авраама ведёт к блаженству. Лука же говорит нам этим отрывком, что христианство — это в каком-то смысле возврат к Аврааму! Значит, мы чего-то не понимаем в истории Авраама, что-то постоянно ускользает от нас, да и не только от нас.


Рецензии