Спасение души и сдача теста по догматике

 ***

Православные, придерживающиеся точки зрения, что все неправославные обязательно попадут в ад, нередко высказываются в том смысле, что спасение - это как бы сдача экзамена по догматике. Еретики сдать его на 5 не могут, ибо у них непременно будут ошибки, - значит они все в аду. Однако проблема в том, что на 5 его не сдадут и почти все православные, включая тех православных, о которых было сказано в начале. Не говоря уже об утопии, что вообще можно сдать экзамен по догматике на 5 - Богу. Ведь многие вопросы догматики не были разрешены со стопроцентной точностью и с соблюдением всех возможных деталей. Да и невозможно это. Сколько в православии таинств? Семь?? А как же погребение, монашество, освящение храма и т.д. Если кто-то из православных считает, что в погребении или освящении храма – не сообщается благодать – то вот это и есть ересь. А если сообщается, - тогда это таинства. Однако в «школьном богословии» таинств строго семь, хотя это учение под влиянием католиков появилось в Византии не ранее 14-15вв. Так что тут ортодоксия, - и что тут ересь? И это еще очень простой пример. И таких примеров из догматики - куча. Например, насколько мы принимаем ангелологию, изложенную в Ареопагитиках? Вроде бы да - девять ангельских чинов, три триады. Все строго иерархично и неоплатонистично. Но еще о.Иоанн Мейендорф в «Святоотеческом богословии» замечал: «Ветхозаветная ангелология,- замечает по этому поводу протопресв. Иоанн Мейендорф, - сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Так, например, серафим в Книге пророка Исаии является непосредственным посланником Бога. Церковь чтит архангела Михаила как главу небесного воинства... однако в системе Дионисия архангельский чин - один из низших в небесной иерархии». Да и у части отцов Церкви представления об ангельской иерархии и ангельских чинах – с псевдо-Дионисием не совпадают. Так каковы же будут «отличные» ответы на вопросы «теста» про ангелов?
С православным почитанием ангелов вообще все не так просто. Допустим, в православии 26марта/9 апреля есть праздник собора семи архангелов. Однако до появления в 1700 году третьего тома (весеннего) Жития святых св.Димитрия Ростовского, - такого праздника в православии не было. Оно заимствовано из католических источников, - в частности, речь идет о португальском монахе Амадее Мендесе да Сильва, который даже не канонизирован католиками. Например, архангел по имени Иегудиил неизвестен ни Библии, ни апокрифам, ни отцам Церкви. Это прямое заимствование из откровений Амадея. Тем не менее, в православие было введено его почитание. И тут снова неясно: какой ответ на вопросы теста будет строго православным? Или, скажем, какой именно теории искупления должен придерживаться православный, чтобы сдать тест по догматике на 5? У разных отцов были разные теории, а в синодальный период нередко преобладала т.н. «юридическая» теория искупления, взятая из западных догматик. И, кстати говоря, насколько детальными должны быть познания в области догматики, чтобы этого было «достаточно» для спасения? Ясно, что данный вопрос не может иметь однозначного ответа. Символ веры? Но его можно знать наизусть, совершенно неправильно трактуя. Это к вопросу о ереси и ортодоксии: вы уверены, что произнося еретические формулы, человек всегда имеет в виду именно глубокое уклонение в ересь, а произнося православные формулы – всегда понимает их строго православно? И тут мы можем вспомнить слова, которые часто любят повторять православные: Господь зрит в сердце. Тем самым мы должны допустить, что в голове могут быть еретические уклонения, но всегда ли они проникают в сердце и полностью лишают его благодати? Это необходимо помнить и когда мы обсуждаем проблему спасения/неспасения неправославных. Безусловно, пребывание в еретических сообществах накладывает отпечаток на духовную жизнь человека, - но является ли этот отпечаток несомненно еретическим в 100% случаев? Конечно, православные исходят из того, что полнота благодати явлена только в Церкви. Ересь – это всегда оскудение благодати. Вопрос только в том, означает ли пребывание в еретическом сообществе полное уклонение от благодати, или нет? И еще: каждый ли человек, пребывающий в таком сообществе, является еретиком – не по букве, а по духу? Понятно, что общение с протестантами, которые могут назвать себя святыми и уверенными в спасении, - демонстрирует нам явное несоответствие православному духу истины. С другой стороны, и в католическом и в протестантском мире можно, даже на уровне книг – увидеть массу книг, в которых ничего неправославного не найдешь и под лупой. Значит, не все так просто и с духом. Не забудем опять вспомнить, что Господь зрит в сердце. Мы можем с вами заглянуть в глубину инославного сердца как Господь? Тогда не будем спешить. Нам дано знать, где ортодоксия, а где ересь. Т.е. нам дано знать, что в православии спасение точно есть. Что же до остальных – их судит Бог (как и нас, впрочем). Если их можно спасти – Он их спасет. А если нет – то нет. Это Ему решать, а православным – пытаться сохранить данную им истину в своих сердцах, и обращать в эту истину других.


Рецензии
Один Господь, одна вера, одно крещение... (Еф.)
- и вот каждая деноминация всех других считает еретиками и отщепенцами.

Алексей Чернетовский   14.12.2021 20:11     Заявить о нарушении
Ну. много деноминаций наплодили протестанты в первую очередь. Как раз отказавшись от Церкви, где одна вера и одно крещение

Боб Жмуркин   14.12.2021 20:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.