Память расставанием свежа...

                И, когда я о войне услышу,
                Мне дыханье перехватывает жар.               
                А.Букетов-Сайн
   Солдаты ценой своей жизни за героизм и мужество, за стойкость и смелость заслужили гордое звание защитника Отечества. Они, защищая нашу великую Родину, поднимались в бой с фашистской нечистью, шаг за шагом освобождали  города и села, приближаясь к Великой Победе. Одним из героев является и легендарная  военфельдшер Тамара Федоровна Букетова, в замужестве Петрова. Тамара – двоюродная сестра моего отца Аркадия  Букетов-Сайна.
   Необычная и тяжелая судьба с детства не смогла уничтожить будущее ветерана войны, лейтенанта медицинской службы. Тамара Фдоровна  родилась  17 июня 1917 года в деревне Дементьево  в семье  марийского священника Федора Филипповича Букетова, уроженца  деревни Малый Кулеял Моркинского района.  Шестилетней девочке  приходилось испытать горечи судьбы после смерти любимого отца священника, которого помнит высоким и стройным, в длинном облачении. Поповскую дочь дразнили, поэтому приходилось часто менять место жительства. В Сернуре  школьная жизнь началась с испытаний. Сверстники травили, рисовали карикатуры на доске  и одежде с крестами, резали бритвой одежду.
   В 1935 году после окончания Токтайбелякской семилетки Тамара  поступает в  Московский медицинский техникум на фельдшера. Будущая фельдшерица стала активисткой, вступила в комсомол и очень боялась  своего  происхождения. После окончания учебы направление получает подальше  от  дома на Дальний Восток, в Читинскую область на границе с Манчжурией. Тамару сразу полюбили, называли нежно  докторицей.  Дальше судьба перебрасывает в  город Грозный. Тогда ей было 23 года. У Тамары уже был серьезный опыт самостоятельной работы, поэтому сразу получила место операционной сестры в больнице. Мечтала стать хирургом.
   В июне 1940 года Тамара Федоровна по призыву  Грозненскоо ГВК Чечено-Ингушской АССР поступает на военную службу. Место службы – 100-ая стрелковая дивизия (СД) 48-ого отдельного медико-санитарного батальона (МСБ) первой Механизированной колонны Юго-Западного фронта (ЮЗФ). Военфельдшера, лейтенанта медицинской службы сразу назначили на должность старшей медицинской сестры. Встреча с командиром медсанбата Алексея Петрова решает будущую судьбу юной обаятельной девушки. Ленинградскому парню было 29 лет, он был сыном дьякона, который умер до революции. Комбат  и юная фельдшерица полюбили друг друга.
   Вскоре дивизию направили в Прибалтику, затем в Белоруссию  в  военный городок Уручье, недалеко от Минска. В апреле 1941 года  в Ленинграде поженились. В это время Алексей проходил учебу в Ленинграде, а Тамаре после свадьбы нужно было вернуться на службу.  Прощаясь с супругой, он сказал: «Международная обстановка тяжелая, может начаться война. Если призовут на фронт, вышли телеграмму: «Выезжаю в длительную командировку».
  Тамара вернулась в Уручье. На службе часто объявляли  учебные тревоги. 22 июня 1941 года рано утром услышала громкий возглас солдата: «Боевая тревога! Выйди на балкон!» На балконе увидела зарево над Минском, услышала рев самолетов.
   Началась война. Военфельдшер прощальным взглядом посмотрела комнату и с грустью свадебную фотографию, мысленно простилась с супругом. Явившись по тревоге в медсанбат, отпросилась на почту отправить телеграмму в Ленинград: «Уезжаю в длительную командировку». Алексей получил телеграмму.
   Дивизия находилась в лесочке недалеко от военного городка. Тамаре выдали наган, противогаз и каску. Ночевали под открытым небом. В течении недели дивизия оставалась на месте в  полной боевой готовности.Рядом по шоссе шел поток беженцев из Минска. Женщины  с отчаянием на  лицах и  в нижнем белье,  рядом плачущие дети и  старики в кальсонах  – все бежали, спасаясь от обстрела,  неизвестно куда.
  Вдруг приказ: «Отступать!» Тамара, собираясь занять место в машине, увидела бегущую беременную супругу офицера и  кричавшую: «Тамара, Тамара, беги скорее, там твой муж приехал!» Она хотела побежать, но вспомнила, что не доложила, обернулась: «Скажите, скажите!» На пригорке заметила мужа. В обмундировании ей было тяжело бежать, казалось, топчется на одном месте.  Бросилась обнимать Алешку. Супруг сказал: «Я пришел попрощаться, меня назначили в штаб Белорусского округа». «Я с тобой», – ответила  Тамара,  но Алексей Васильевич решил обратиться  к командиру дивизии с просьбой, чтоб разрешили отпустить супругу с ним.
   Тамару отпустили. Утром Петровы стали искать штаб Белорусского округа. На пути попался  штабной офицер, весь растрепанный, без погон. Оказалось, он, добравшись из Минска в военный городок, не знал нового пароля, был задержан и побит и отпущен после того, как назвал фамилию командира. Офицер сказал: «Лешка, штаб не найдешь. Пока не поздно, иди к командиру дивизии и проси, чтоб вернули в родной медсанбат». Алексей так и поступил. Вновь стал командиром медсанбата, а супруга – помощницей и старшей медицинской сестрой.
   Тамара прошла боевой путь от Минска до Смоленска. В октябре 1941 года должна была выбыть в Смоленскую область, но  числилась пропащей без вести с сентября по декабрь 1941 года.  Оказывается,  она из Смоленска двинулась с 100-й стрелковой дивизией 48-й МСБ  Юго-Западного фронта   в сторону  Харькова, участвовала в Среднедонской наступательной операции (октябрь - декабрь 1942), оборонительном сражении  правого крыла  ЮЗФ  на Харьковском направлении (февраль-май 1943), наступательной операции на Изюмо-Барвенском  направлении (июль 1943) ,в  ликвидации  Запорожского плацдарма немцев (октябрь 1943), Острогожско- Россошанской наступательной операции (январь 1943) .   
  В ходе  Среднедонской наступательной операции под кодовым названием «Малый Сатурн», проведенной в   декабре 1942 года контрнаступлением  советских войск под Сталинградом силами Юго-Западного и левого фланга  Воронежского фронта,  гвардии старший военфельдшер Петрова  Тамара Федоровна – старшая операционная сестра 48-ого отдельного медико-санитарного батальона 1-ого Гвардейского Механизированного корпуса  Юго-Западного фронта,  за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество15 января 1943 года была награждена  медалью «За боевые заслуги». Командир генерал-майор Руссиянов и замначальник штаба по политгвардии майор Минин.  В наградном листе записано: « «Тов. Петрова Т.Ф. работает в МСВ с первых дней Отечественной войны в должности старшей операционной сестры. В Донской наступательной операции проявила  исключительную заботу  по оказанию помощи раненым и больным как ассистент врача. При бесперебойной авиабомбежке  КМП В Слободе Селивановская проявила исключительную   самоотверженность по оказанию помощи раненым и не отходила от операционного стола 1-2 сутки. Имеет много благодарностей от личного состава, раненых и больных, участвовала в хирургической обработке 320 человек раненых. Исключительно  самоотверженный и добросовестный работник, отличник МСВ».
   6 декабря 1944 года стало последним местом службы в 23-й МСБ 100-й стрелковой дивизии Западного фронта (ЗФ). Чету Петровых перевели в Москву. Тамара Фёдоровна участвовала в организации госпиталя имени Бурденко. Затем супруга Алексея перевели в  Военно-медицинскую Академию в Ленинград. После окончания войны лейтенант медицинской службы  Т.Ф.Петрова  за участие в войне была награждена  медалью  «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
  Тамара Петрова вырастила двоих детей  – сына  Игоря (1944) и дочь  Елену (1952. Любимый супруг, гвардии военврач 1-го ранга Алексей Петров умирает в феврале 1959 года.
    Воспоминания  о войне Тамары Федоровны мне пришлось услышать в июне месяце 2015 года : «Самые страшные и тяжёлые воспоминания о войне, которые у меня остались – это начало войны и наше вынужденное отступление после ожесточённых оборонительных боёв под Минском. Враг преследовал нас всюду, зверски бомбил, высаживал десанты, пытаясь окружить нас.  Отступать приходилось в основном по ночам, не зажигая фар автомобилей, в абсолютной темноте по просёлочным дорогам и ухабам. Днём укрывались в лесах, стараясь сохранить личный состав».
   Благодарные воспоминания она носила всю послевоенную жизнь в своём сердце  о женщинах-крестьянках белорусских деревень, которые выходили на дорогу к отступающим войскам с кринками молока, сметаны, разливали их в кружки  и  поили солдат. «До сих пор помню яркие национальные костюмы белорусок  и слышу их голоса: «Доченька, выпей, не гребуй! Какая же у тебя тяжёлая работа! Храни тебя Бог »,– с глубоким волнением вспоминала Тамара Фёдоровна.
   Не забыть ей вражеское окружение вблизи Могилёвского шоссе: под обстрелом форсировали реку Березино на связанных наспех брёвнах. Тяжелую переправу через Днепр, как  бойцы разобрали мельницу, соорудив  плот, и переправляли медсанбат. С грустью  вспоминала о потерях во время переправы.
   Со слезами на глазах   рассказывала о самоотверженной братской взаимопомощи на фронте: «Однажды под сильной бомбёжкой вражеской авиации водитель машины  меня заставил выйти из машины и спуститься в траншею. Только успела  прыгнуть, раздался взрыв  бомбы. Машина разбилась, а водитель  осколком бомбы  оказался  раненым  в правое плечо». На войне Тамара была свидетелем не только чрезвычайного мужества, терпения, но и жизнерадостного подъёма духа: « После обстрела осматривали друг друга, нет ли крови, а потом радовались, обнимались, кто-то танцевал вприсядку».
   Тамара Федоровна  считала войну  не только смертельной опасностью и усталостью, но и массой тягот и неудобств: «В полевой бане  намылишься и на снег, уложенный ветками, и тут же  по команде одеваешься – враг уже на подступе. Только расположишься на отдых, собираешься пообедать, вдыхая аромат свежего куриного бульона, – недалеко  слышишь немецкие голоса».
  Военфельдшер  рассказывала о своей работе, как приходилось подолгу  стоять у операционного стола, подавая хирургу инструменты: « Фронтовые операционные для оказания раненым первой врачебной помощи  разворачивались часто в деревенских хатах. Над операционным столом натягивалась простыня, чтобы мусор не сыпался сверху в операционное поле ». 
  Сражение под Ельней, старинным городом в Смоленской области, где первая стрелковая дивизия наряду с 127, 153 и 161 дивизиями стояла насмерть, чтобы не допустить врага к сердцу Родины Москве, Тамара  Петрова считала рождением советской гвардии и с гордостью говорила : «За боевые подвиги, организованность,  дисциплину и примерный порядок наша дивизия была переименована в Первую  Гвардейскую дивизию в честь командира дивизии генерала -майора  И.Н. Руссиянова .  Состав её был многонациональным, боевое братство  объединяло русских  и грузин,  белорусов и евреев, казахов и украинцев. Я лично участвовала  в битве под Сталинградом, видела колонны военнопленных из  немцев, румын и  итальянцев. Мне это  давало уверенность в победе".
  Лейтенант  медицинской службы, военфельдшер, ветеран  войны, отстоявшая свободу и независимость нашей Родины, умерла 11 марта 2020 года,  в возрасте 103 года, немного  не дожив до 75-летия Великой Победы.
  Тамара Федоровна Букетова -Петрова, испытавшая тяжелую судьбу юной девочкой из маленькой  марийской деревни Дементьево, прошла достойно жизненный путь.  Она одна  из  женщин, которая  заслужила гордое  звание защитника Отечества.
   
               
               
               
 


Рецензии