Христианство и коронавирусный мор

В 3 веке Карфаген терзала моровая язва.
Умирали вовсю и язычники, и христиане.
Это многих христиан смущало.
И тогда святой Киприан обратился со словом утешения к братьям и сестрам.




"Возлюбленнейшие братья, земное сменяется уже небесным, малое великим, временное вечным!

Какое же тут место тоске и беспокойству?
Господь предвозвестил, что  будут по местам войны, голод, землетрясения и мор.
И внушал нам предварительно, что бедствия станут более и более умножаться.

В Писании сказано, что праведный живет верою (Рим. 1, 17).
Кто при этом будет тревожиться и печалиться, как не тот, у кого недостает надежды и веры?!

В этом мире надобно вести ежедневную войну с диаволом — в беспрестанных стычках отражать копья его и стрелы: здесь у Нас брань со сребролюбием, с блудом, с гневом, с тщеславием.
Здесь непрестанная и тяжкая борьба с плотскими пороками и прелестями века.

Некоторых смущает то, что нынешняя болезненная язва поражает наших наравне с язычниками.
Но разве христианин для того уверовал, чтобы бедствия не касались к нему?!

Напротив, христианин должен знать и помнить, что ему в этом веке должно претерпеть более, чем другим.
Божественное Писание так говорит в наше предостережение:
«Чадо, если приступаешь  работать  Богу, уготовь душу твою во искушение.
Как во огне  испытывается золото, так и  человеки, принимаемые Творцом, в печи  смирения» (Сир. 2, 1, 4-5).

Возлюбленнейшие братья, не должно роптать во время бедствий, нужно  терпеливо сносить все, что ни случилось бы!
В Писании сказано: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19).

Когда постигает нас болезнь, немощь или какое опустошение, тогда добродетель наша совершенствуется.
Тогда вера наша, пребыв твердою в искушениях, награждается венцом.

В этом-то и состоит различие между нами и людьми, не ведущими Бога, что они в злоключениях жалуются и ропщут, а нас, напротив, бедствия не отклоняют от истинной веры и добродетели, но еще более укрепляют.

То, что расслабление желудка отнимает у нас телесные силы, что жар изнутри, перешедший в гортанные язвы, растравляет их, что непрерывная рвота потрясает внутренность, прилив крови делает воспаление в глазах, что у некоторых отсекаются руки и другие члены вследствие заразительного гниения, что от расслабления тела происходит дрожание в ногах, заграждается слух, повреждается зрение: все это способствует успешности и преспеянию веры.

Вот  подвиг смелости — всеми силами несокрушимого духа мужественно противостоять напорам лишений и смерти!
Вот высота — стоять прямо среди развалин рода человеческого и не преклоняться долу вместе с теми, кои не имеют никакой надежды на Бога!

Во время настоящего мора многие из наших умирают, то есть многие из наших вземлются от сего мира.
Но эта смертность, служащая пагубою язычникам, для рабов Божиих есть спасительное исшествие из мира.

Из того, что без всякого различия, вместе с людьми неправедными, умирают и праведные, никак не должно заключать, будто один конец и добрым и злым.
Нет, праведные призываются к радости, а нечестивые к мученьям.

Страх смерти - благо, ибо воспламеняет равнодушных, обуздывает развратных, пробуждает беспечных.
Отступников он побуждает к обращению, язычников располагает к вере, верующих призывает к покою.

Нужно помнить, что мы обязаны исполнять волю не свою, а Божию, — о чем Господь и повелел нам молиться ежедневно.
Но мы упорствуем, сопротивляемся, и приводимся ангелами пред лице Господа подобно своенравным рабам, с сетованием и досадою оставляя этот мир по закону необходимости, а не добровольно.
И при этом хотим еще получить небесные награды от Того, к Кому приходим по принуждению!

Зачем же нам просить и молить, "да приидет Царство Небесное", когда нам приятен земной плен?!

Не должно оплакивать братьев наших, по зову Господа отрешающихся от настоящего века, потому что они, как мы знаем, не погибают, а только предшествуют нам.
Мы должны устремляться за ними любовию, но никак не сетовать о них.
Мы не должны надевать здесь траурных одежд, когда они уже облеклись там в белые ризы.
А иначе подадим повод язычникам справедливо осуждать нас за притворство упования и лицемерие.

Желать как можно долее оставаться в мире свойственно только тому, кого увеселяет мир, кого лукавый и льстивый век влечет к себе обманчивыми прелестями земного наслаждения.

«Не любите мира, — говорит апостол, — ни того, что  в мире.
Если кто любит мир, нет любви Отчей в нем.
Ибо все, что в мире, похоть плотская, и похоть очей и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть.
И мир преходит и похоть его, а творящий волю Божию пребывает во веки.» (Ин. 2, 15-17).

Покажем себя истинно-верующими: не будем оплакивать кончины друзей наших.
А когда наступит день собственного нашего призыва, пойдем неукоснительно и благодушно на голос зовущего нас Господа!
Так надлежит всегда поступать рабам Божиим.

Тем более так надлежит поступать теперь, когда уже разрушается мир, охваченный бурями неприязненных зол.
Видя начало тяжких бедствий и зная, что наступят еще тягчайшие, будем почитать величайшим для себя благодеянием скорейшее отшествие отселе.

Вот мир колеблется и разрушается, а ты не благодаришь Бога и не радуешься о том, что, будучи рано исхищен из него, избегаешь следствий разрушения, крушения и угрожающих бед?!

Надобно размышлять, возлюбленнейшие братья, и почасту думать о том, что мы отреклись от мира и находимся здесь временно, как гости и странники.
Будем же благословлять день, который каждого из нас приводит к собственному его жилищу, который, восхитив нас от земли и разрешив от мирских уз, возвращает нас в Рай и в Царство Небесное.

Нас ожидает там великое множество любезных нам, — ждет многочисленный сонм родителей, братьев, детей, кои, не страшась уже за свою безопасность, заботятся еще и о нашем спасении.

Увидеть их, обнять — о, какая это радость для них — вместе и для нас!

Какое там веселие в Царстве Небесном, где нет уже страха смерти, какое высочайшее и всегдашнее блаженство при вечной жизни!

Там - славный лик апостолов!
Там - сонмы радующихся пророков!
Там - бесчисленное множество мучеников, увенчанных за победу в борьбе и страдании!
Там - торжествующие девы, силою воздержания победившие вожделения плоти и тела!
Там - восприявшие награду благотворители, которые, снабжая пищею и щедрыми подаяниями нищих, земные наследственные сокровища свои перенесли в сокровищницы небесные!"


Рецензии