Начало

 

   "Не может же быть, чтобы люди взяли и просто так за милую душу сдурели, с радостью отдав себя во власть откровенных бесстыдников и родоотступников и кинувшись с энтузиазмом уничтожать то, что составляло главные опоры жизни,- и государство, и мораль, и веру, и труды предыдущих поколений."

    "Где как в материальном пространстве, следует остановиться и вернуть утерянную опорность, прежде чем двигаться дальше."

      Валентин Распутин. Вниз по Лене-реке.
     Сибирь, Сибирь... Очерки.



     Очерк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и люди.[1]

Граница между этими двумя формами не всегда очевидна, так же, как и граница между различаемыми по затронутой тематике видами очерков: лирико-философские, путевые, нравоописательные, мемуарные, этнографические и другие. Широко существует традиция объединения очерков в циклы, связанные не единым сюжетом, а общностью проблематики.

Виды очерков:

Портретный очерк. В отличие от других произведений художественной литературы в портретном очерке образ героя не вымышлен, а взят из реальной действительности. Автор исследует личность героя, его внутренний мир. Через это описание читатель догадывается о социально-психологической подоплёке совершённых поступков. Необходимо указывать подробности, которые делают характер этой личности драматичным, возвышают его над всеми другими героями. В современных российских изданиях портретный очерк выглядит по-другому. Чаще всего это краткое изложение биографии, набор классических человеческих качеств. Поэтому портретный очерк больше литературный жанр, чем публицистический.


Проблемный очерк. Основная задача автора — публицистическое освещение проблемы. Он вступает в диалог с читателем. Сначала обозначает проблемную ситуацию, а потом соображения по этому поводу, подкрепляя их собственными знаниями, официальными данными, художественно-изобразительными средствами. Этот жанр популярен больше в журнальной периодике, так как по размеру и глубине превосходит газетные аналитические статьи.


Путевой очерк. Сложился гораздо раньше, чем другие виды очерка. В основе рассказ автора о путешествии, об увиденном и услышанном. Многие русские писатели обращались к этому жанру: А. С. Пушкин («Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»), А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. А. Бестужев, А. П. Чехов («Остров Сахалин») и другие[7]. Может включать в себя элементы других очерков. Например, портретный используется для описания людей и их нравов, которые повстречались автору во время его путешествия. Или элементы проблемного очерка могут использоваться для анализа ситуации в разных городах и сёлах.


Исторический очерк. Хронологическое, научно обоснованное изложение истории предмета исследования. Например, «Исторический очерк Вятского края», 1870 год. Очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

       Википедия, Очерк.
   


Рецензии