И свершился Божий суд
(Из немецкой газеты "Wormser Zeitung" 4.12.2021г.
сокр. пер. с нем. Л.Черного)
Theodor Kissel
"Если бы я не видел этого собственными глазами, то едва ли мог поверить тому, как город неузнаваемо изменился за последние годы", - так в начале 1497г. писал вернувшийся в родной город флорентиец. Все, известные во всем мире, развлечения из города исчезли, женщины вынуждены были закутаться с ног до головы. Там, где раньше царствовало веселье, играла музыка и танцевали, теперь печаль и пустошь.
Но одно событие произвело на вернувшегося особо гнетущее впечатление: мрачная процессия 7-ого февраля 1497г., которая протянулась через всю Старую часть города. Строго разделенные на мужчин и женщин колонны верующих, распевающих псалмы, направлялись к площади перед резиденцией правительства. Там возвышалась 15-метровая гора "человеческого тщеславия": модные платья, свободонравные картины, книги, музыкальные инструменты. Все это предназначалось для сожжения. Так распорядился Жироламо Завонарола (Girolamo Savonarola), новый хозяин Флоренции.
Доминиканский монах, ревностный служитель церкви, хотел превратить Флоренцию из банковского центра Ренессанса в богословскую республику. По приказу монаха слепо верящие ему сторонники прочесывали дома, выискивали что-нибудь подозрительное. Все, что этим ищейкам казалось безнравственным, шло в огонь.
Кто же был этот "христианский талибан"? Завонарола родился в 1452г. в городе Ferrara. Он начал изучать медицину, но вскоре бросил и впредь посвятил себя всецело вопросам человеческого грехопадения. Он уединился от мира, занимался самоистязанием, постами и молитвами. В 1475г. Завонарола бежал из родительского дома и постригся в монахи, чтобы "не как зверь среди свиней жить, а как благоразумный человек".
Шесть лет подряд по собственному желанию он выполнял самую тяжелую работу. Одновременно Завонарола усердно учился, и ему все очевидней становилось противоречие между библейскими заповедями и тем, как их трактует официальная церковь. В последующие годы он посвятил себя мистическому учению, согласно которому миром правит антихрист - Сатана. В конце концов монах слышит из уст ангела Божий наказ: ты должен объявить в своей стране о надвигающейся катастрофе. Тираны, безбожники, моральные уроды должны быть опозорены.
В 1486г. тысячи прихожан насторожились, услышав его гневные проповеди. Литература и искусство - "языческое богохульство". Своим предвестием конца света он нагонял страх на слушателей. Речи проповедника приводили в трепет и восторг от его смелости.
Но всего меньше щадил Завонарола церковников: "Нет никого более жадного, высокомерного и распутного, чем священник. Черти они, а не люди. Они транжирят церковное добро, принадлежащее бедным. То, что заработано их потом и кровью, они присваивают себе, безнаказанно грабят бедных. Они погрязли в грехах." В 1491г. Завонарола избирается приором (первое лицо - Л.Ч.) Сан Марко. Многие верующие оказались в плену его красноречия. В своих проповедях монах все чаще затрагивает политику, резко критикует "тиранию" Медичей, которые уже почти 100 лет правят Флоренцией.
Завонарола нащупал больное место горожан, разобщенных и неуверенных в завтрашнем дне. Он обещает: "Свершится Божий суд, и угнетению придет конец."
Подстрекаемая его речами толпа выгнала Медичей из Флоренции, и наступило время реформ "спасителя города". Поначалу он издал ряд законов, которые укрепили его популярность. Это прежде всего законы о резком снижении налогов. Но постепенно он вошел в роль религиозного фундаменталиста.
С удесятеренной энергией бывший монах начал переиначивать город на свой лад: была запрещена проституция и закрыты игорные дома, оскорбление чувства верующих каралось просверливанием языка хулителя, книги и "неприличные" картины сжигались, швули и лезби выставлялись на позор и на их лбу каленым железом выжигался герб города.
Но страстный ревнитель веры перестарался. Среди населения постепенно росло недовольство его реформами. Однако Завонарола словно не замечал этого. Он упрямо гнул свою линию. Поносил Ватикан и Папу АлександраVI на чем свет стоит. Вскоре чаша терпения Рима переполнилась. Они лишили Завонаролу всех духовных званий и отлучили его от церкви. Но только угроза запретить флорентийским купцам торговать на всех ярмарках произвела впечатление взорвавшейся бомбы. Когда зашла речь о собственном гешефте, они развернулись на 180 градусов, и судьба Завонаролы была решена: "он должен умереть". Его объявили еретиком и 23-го мая 1498г. сожгли на той самой площади, где годом раньше по его приказу горели книги и картины.
Флоренция с облегчением вздохнула.
Свидетельство о публикации №221121301662