Агатовые бусы...

Старуха умирала, понимая, что путь земной её подходил к концу. Никого из близких у неё не было в жизни, кроме этой девочки соседской, к которой она так привязалась за последнее время.
- Да! Она так и поступит, как задумала уже давно…
Решительно сползла с кровати и направилась к заветной коробочке, что хранилась за иконой. Не спеша открыла её и замерла на мгновение: словно маленькой змейкой, смотрели на неё чёрные агатовые бусы. Они уже стёрлись от времени, но были необыкновенно красивы, как и прежде, когда ей, молодой девушке тогда, передала прабабка-колдунья. Камень был природный, не отшлифованный ювелирами, а каждая бусинка представляла отдельный мир из различных форм: здесь были и заострённые треугольники, и точёные ровные квадратики, и плоские круги. Бусинки играли всеми оттенками чёрного агата, завораживали своей неповторимостью и притягивали к себе с какой-то непреодолимой силой. Это было самое дорогое для неё в жизни, они понимали все её желания и часто исполняли их, оберегали от злых людей и убирали неугодных её непростому нраву.
Старуха языком прикасалась к каждой бусинке, словно благодарила, и трогательно прощалась с ними. Руки её тряслись, а сердце заходилось от воспоминаний…
Вся жизнь промелькнула перед глазами… Она не знала материнской любви и ласки, помнила только, как забивалась в чулан в самый дальний угол и с ужасом ждала, когда пьяные родители угомонятся и уснут, где придётся, забывая напрочь о ней. Часто пьянки заканчивались дракой, криками и руганью. В ярости мать била и её, если нечаянно она попадалась под руку.
В одной из таких драк отец схватил топор и беспощадно разрубил, как полено, и мать. Его посадили пожизненно, и больше она ничего не знала о нём. Соседка как-то шепнула её бабушке, что отца повесили в тюрьме.
Бабка не любила девочку никогда, а только швыряла из угла в угол, заставляя выполнять непосильную работу. С пяти лет она знала, что никому не нужна в этой жизни. Вскоре и бабка представилась, а её забрала совсем старая прабабка, которая едва передвигалась. Она слыла известной в селе ведьмой, люди сторонились её и посылали вслед проклятия.
На удивление прабабка не обижала Клавдию (так звали девочку), напротив, старалась положить ей кусочек повкуснее и даже гладила иногда по её кудряшкам, непокорно спадающим к плечам. Клавдия наблюдала за ней с недетским интересом, как та заваривает травы, готовит зелье и совершает колдовские привороты. А потом и сама стала во всём помогать ей.
Росла дикой, необразованной и злобной на весь мир. Но сердце Клавдии оттаяло, когда в село после армии вернулся соседский Сашка-красавец и балагур, у которого не было отбоя от девчонок. Она плакала ночами, страдала, пытаясь понравиться ему, но Сашка не замечал её. Как-то прабабка молча сунула ей в руки пузырёк с жидкостью, на дне которого лежала какая-то чёрная бусинка, и промолвила:
- Плесни ему в лицо, да так, чтобы на губы попало!
Всё так и случилось… Пьяный и весёлый Сашка, встретив её у калитки, сально пошутил, мол необъезженная ещё кобылка! Не помня себя, она в ярости плеснула ему жидкостью из пузырька и убежала.
 С тех пор его словно подменили: Сашка всюду искал с ней встречи, дарил полевые цветы, пытался поцеловать. В конце концов сосватал.
Казалось бы, жить да поживать. Эти годы были самыми счастливыми. Но бог никак не давал им детей. Всё чаще Сашка стал прикладываться к бутылке, долго и жестоко упрекал её. Потом загулял. А однажды замахнулся и отшвырнул Клавдию, да так, что она головой ударилась о косяк. Кровь лилась по щекам, а она не чувствовала боли, злоба застыла в глазах. Ненависть настолько захлестнула её, что она едва дождалась ночи, когда Сашка пошёл к очередной пассии на сеновал. В ушах звенели их ласки, смех, утехи. Сжав губы, она подпёрла двери, облила бензином и подожгла.
Никто ничего не смог доказать, сочли это за несчастный случай, только вот на пепелище обнаружили странную бусинку из чёрного агата.
Силу этого камня она узнала позже, когда прабабка, умирая, передала ей коробку с бусами.
- Это чёрный агат! Сильнейший камень и отныне твой оберёг! Я сделала всё, что могла, эти бусы будут всегда защищать тебя. Они обладают колдовской силой и магией! Никто не должен прикасаться к ним, иначе их сила будет уходить. Не вздумай отдать его для обработки, вся сила агата в его природном естестве.
С тех пор её жизнь круто изменилась: возненавидев весь мир, она стала вести затворнический образ жизни. Вечерами она часто доставала бусы, перебирала их пальцами, что-то шептала, словно делилась новостями за день, и снова убирала в коробочку. Стоило кому-то обидеть её или отпустить злую шутку в адрес, как вскоре с ним случалось несчастье. Так нежданно пропал в тайге известный в селе охотник Николай, который, шутя, повесил ей на забор чучело из головы кабана. Нашли только у болота его рюкзак, в котором на самом дне лежала бусинка чёрного цвета.
Словоохотливая соседка часто высмеивала Клавдию, что та состарилась раньше срока и ни один мужик не посмотрит в её сторону. Внезапно соседка во время обеда поперхнулась чем-то и не смогла справиться, представилась. Причиной оказалась простая плоская бусинка чёрного цвета.
Старуха засыпала. В её руках были бусы из чёрного агата, которые она берегла и любила больше всего на свете. С годами бусинок становилось всё меньше, а пустого пространства на нитке всё больше. Но они по-прежнему были хороши.
Жизнь промелькнула, словно ветерок по полю ржи прошелестел по колосьям… Она уже не ждала от неё никакой радости. В её дом никто и никогда не заходил, а если что-то и надо было, просто кричал со двора.
Однажды, находясь в полудрёме, старуха почувствовала, как чья-то маленькая ручонка нежно гладит её по щекам, приговаривая:
- Бабуся, просыпайся! Солнышко давно уже встало!
Вздрогнув от неожиданности, Клавдия взглянула на того, кто говорил с ней…
Маленькая девочка, лет пяти, с огромными голубыми глазами и белокурыми кудряшками, спадающими ей на плечики, с любопытством смотрела на неё и продолжала гладить её сморщившиеся руки, корявые пальцы.
- Да она жалела её так, как никто и никогда не жалел в жизни! Искренне и с заботой!
- Бабуля, у меня убежал котёнок к тебе во двор, потом в избу, а я его никак не могу поймать! Ты поможешь мне? Не будешь ругаться, а?!
Старуха оторопела… И не могла произнести ни слова. Со щёк медленно скатывались слёзы, которых она не замечала.
Вскоре и шаловливый котёнок выбежал к своей хозяйке, и, улыбаясь, малышка убежала.
С тех пор девчушка часто забегала к старухе, и она уже ждала её с надеждой и тайной радостью, столь нечаянно открывшейся в её сердце.
Постепенно старуха узнала, что девочка осталась сиротой после гибели родителей в автокатастрофе, и её приютили дальние родственники, которым, по сути, она совсем была не нужна, а нужны были только её квартира в городе, да опекунские деньги. Девочка целыми днями была предоставлена сама себе, считалось, что она находилась под присмотром сына хозяев, которому до неё не было никакого дела.
Их привязанность друг к другу год от года становилась всё сильнее. Они могли молчать часами, и им было хорошо вместе. Прошло десять лет, и её девочка превратилась уже в расцветающую девушку, на которую заглядывались многие парни.
Однажды Лана (таким прекрасным именем звали девушку) прибежала к ней вся в слезах, местный воротила схватил её в клубе и при всех унизил, сказав, что такая нищета никому не нужна! Остаётся тебе лишь одно - продавать себя!
Лицо старухи почернело от гнева, такой боли она не испытывала давно. Ярость дикого зверя вновь вернулась к ней.
- Больше тебя никто и никогда не обидит!
В открытую ладонь Ланы старуха молча вложила острую чёрную бусинку агата и произнесла сквозь зубы:
- Выбери момент и брось эту бусинку под ноги воротиле! И больше он никогда не пристанет к тебе, как и запомнит этот день на всю жизнь!
А вскоре по селу пошла молва, что этот воротила обезножил, его сшиб на скорости лихач на иномарке, когда тот пьяный возвращался с гулянки.
Старуха задыхалась и уже в бреду звала Лану… Ей казалось, что прошла вечность… Где же она?!
Руки слабели и едва удерживали бусы.
Вдруг в проёме двери она увидела свет и силуэт девушки…
- Лана, - тихо прошептала старуха. Я ухожу. Это твой оберёг отныне.
Молча она вложила в ладонь Ланы чёрные агатовые бусы, которые связали их навеки…

 Примечание:
Черный агат — разновидность халцедона, которая отличается матово-угольным цветом, иногда со светлыми прожилками. Это камень с очень сильной энергетикой, что выделяет его среди других агатов. Именно поэтому магические свойства минерала всегда привлекали колдунов, ведьм и племенных шаманов. Аристократы, короли и императоры использовали самоцвет как могущественный оберег. Его блеск и сила завораживают людей до сих пор.

                Рассказ опубликован в журнале "Футарк", № 1.9,13 декабря 2021г.


Рецензии