Аксюткина юбка

Солнечное утро незаметно превратилось в ослепительный день. Это было самое удобное время для рукоделия.
Мы с бабушкой сидели у окна гостиной: она - в кресле, я - на детском стульчике, сделанном любимым дедушкой. Между нами, на полу, стояла большая коробка с бабушкиным рукоделием. Она давно обещала научить меня вязать. И вот наконец-то настал этот долгожданный момент. Я очень хотела, чтобы у меня была такая же большая коробка со множеством клубочков, наборами спиц, крючками, пяльцами лоскутами и прочими волшебными вещами. А иначе как же мои куклы будут жить без оригинальных платьев и кофточек?
В бабушкиных ладошках одни клубочки сменялись другими. Она выбирала поярче, помягче, при этом приговаривая:
- Это овечья шерсть для тёплых носков... Из этих тонких получится красивая салфеточка под вазу...
Я оглянулась на стол в центре гостиной, на котором стояла старая стеклянная ваза с небольшим букетом роз из бабушкиного же палисадника. Может, прикидывала возможные размеры будущей салфеточки, а может, сравнивала цвет ниток с вазой и цветами - будут ли сочетаться. Хотя, что я тогда понимала в цветовой палитре?..
- Бабушка, мне вот эти ниточки нравятся.
- Голубые? Хочешь шарфик?
- Хочу.
- Ну, что ж, сегодня будешь учиться вязать шарфик.
- А носочки когда? Я хочу научиться вязать носочки!
- А носочки чуть попозже, когда уверенно будешь держать спицы в своих маленьких пальчиках. Хорошо?
Я согласно кивнула. Бабушка подала мне две длинные спицы и кончик голубой пряжи с большого клубка. Сама тоже взяла пару спиц и другую пряжу.
- Держи вот так... А теперь сделай так... и так...
Я старательно повторяла все движения, представляя, как буду вязать кукле кофту, а потом хвалиться перед подружками во дворе. Работа двигалась очень медленно.
- Бабушка, а почему из белых ниток нельзя связать шарфик?
- Да почему ж нельзя? Можно. Только он тогда будет как та Аксюткина юбка, - бабушка засмеялась, а я не поняла и просто улыбалась в предвкушении новой интересной истории из прошлого.
И бабушка начала свой рассказ, иногда прерываясь на спицы:
- Мне тогда было примерно столько же лет, сколько тебе сейчас. В нашем селе жила странная женщина - Аксинья. Но все звали её Аксюткой. Соседи её считали дурочкой, хулиганистые мальчишки дразнили, а родня поручала самую простую работу по дому. В школе она не училась, не смогла бы. А в поле работала вместе со всеми взрослыми женщинами.
Трудное время было перед Войной. Женщины наряжались, как могли. Одна Аксютка не наряжалась, ходила всегда в одной и той же зелёной юбке. И на работу в поле, и в праздники.
Бывало, летом кто-нибудь из сельчан спросит:
- Эй, Аксютка! Ты чего в вязаной шерстяной юбке ходишь? Тебе не жарко?
А Аксинья отвечает:
- Не-а, не жарко. Юбка старенькая, уж протёрлась вся.
А в другой раз, зимой, спрашиваем:
- Аксюта, ты опять в своей зелёной юбке! Тебе не холодно?
- Ой, что ты! - отвечает Асинья, - юбка-то вязанная, а потому тёплая!
С тех пор среди нашей родни пошла поговорка про старые вещи: "как та Аксюткина юбка". А ты на будущее запомни, что не всякая вязанная вещь тёплой будет...

Солнце постепенно уходило за угол дома. Бабушка решила, что сейчас самое время передохнуть от работы и попить чай...

                13. 12. 2021 г.

В иллюстрации картина русского художника Корзухина Алексея Ивановича (1835-1894) "Бабушка с внучкой".


Рецензии