С дедушкой у печки

С дедушкой у печки

Памяти моего дедушки Д. Сироткина


У печки
Сижу у печки, глядя на огонь,
А дедушка дрова кидает в топку.
Мне только шесть.
- Горячая, не тронь,
- Сказал мне дед. Я наблюдаю робко….
Как на экране, сегодня я вижу это, хотя промчалось много лет. Но это было, было! Мой дедушка не хотел отдавать меня в детсад и занимался мной. Я была болезненным худеньким ребенком, общение с дедушкой мне нравилось.
Шел 1953 год. Последняя наша зима в деревянном доме, который не был нашим собственным. Он принадлежал жилконторе. Дом  снесли в 1954 году, а в 1953 год…
Мы с дедушкой сидели у печки. Мне нравилось, как он ее растапливал газетой, а потом мы смотрели на огонь и беседовали. Дедушка умел немного читать, а писать так и не научился. Такие были времена, пришлось рано работать. Дедушка был нестарый, в ту пору ему было 57, но в то время старели рано. Он ходил в кепке-сталинке, в черном стареньком костюмчике и сапогах, стриженный наголо. Иногда на голове прорастали густые светло-русые волосы, но он снова подстригался под ноль. Дедушка все время кашлял, я поняла, когда стала взрослой, почему он не ходил на работу, как все. Страдал тяжелой формой бронхита. Он работал вместе с бабушкой, она работала в киоске артели инвалидов, продавала, сделанные их руками, товары: кепки, трусы, резинку и др. А дедушка числился у нее грузчиком, помогал ей.
Мы сидели у печки, а я его спрашивала:
- Дедушка,  а почему ты всегда растапливаешь печку  газетой?
- Бумага хорошо горит, и дрова разгораются. Видишь, как они горят красиво.
- А я бы испугалась растапливать печь газетой, дедушка, ты не боишься?
- Я привык, всю жизнь растапливаю печи. Лучше принеси газету новую и почитай мне, ты лучше меня читаешь.
Как ни странно, я читаю с 4 лет, научилась сама, спрашивала у всех буквы, а потом научилась сама складывать слова. Дедушка хитрил. Он умел читать, но медленно, а я была довольна, что он мне доверяет.
Я читала ему про негров, которых обижают в Америке, про куклуксклановцев (этих я боялась), про успехи соцстроительства и гордилась страной, где я живу. Потом приносила детскую книгу, а в ней стихотворение: Сталин думает о нас. Я верила, что Сталин нам всем поможет и спасет, если что-то случится. Но… однажды по радио объявили: умер Сталин. Как я плакала! Как мы будем жить без него?
Плакали взрослые и дети. Теперь история всё рассудила, мы узнали, кто такой Сталин.
- Дедушка, а зачем ты кидаешь в печку картошку?
- Она испечется и будет вкусная.
-Но она будет грязная.
- Мы снимем шкурку….
Мы с дедушкой ели картошку и смеялись: выпачкались основательно. Дверку печки закрыли и пошли умываться.
- А теперь, внученька, переоденемся и пойдем в кино.
- Ура! Я так люблю кино.
В кино мы ходили с дедушкой каждый день: он был большой поклонник этого вида искусства.
Может, это дало толчок моей любви к искусству, но это будет после.
А пока мы с моим любимым дедушкой сидим и разговариваем у печки.
И нам так хорошо, так здорово!

Дедушка умер в 66 лет, рак желудка, его не стали оперировать, да и не сказали ему, чем он болен.

Погас в той старой печке огонек…
Дрова мой дедушка в печурку не кидает.
Всем отведен для жизни разный срок,
И это я прекрасно понимаю.


Рецензии